История физической культуры и спорта в России
статья по физкультуре (11 класс) на тему

Татьяна Семеновна Ластовка

Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие

основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся

на рассмотрении этих положений.

История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три

основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает

рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние

говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник жизни».

История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и

развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и

спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни

общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической

культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей

культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В

России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под

физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,

направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные

научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область

общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда

и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в

целях оздоровления и закаливания организма.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare –

развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,

подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,

связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей

специфической направленностью дополняет и углубляет её.

История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших

времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в

своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной

науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления

и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования

человеческого общества.

История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать

настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она

представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических

знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и

источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её

достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет

истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и

военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,

истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,

изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-

педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и

образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

·        показать с научных позиций становление, состояние и развитие

физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого

общества;

·        раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни

общества на разных этапах его развития;

·        способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию

патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического

мышления;

·        формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,

организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

·        способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению

умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и

спорта.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и

институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она

принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше

познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно

подготавливает их к практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

основы истории развития физической культуры и спорта

основы истории развития физической культуры и спорта...

«Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России»

В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют...

Презентация секция "Футбол" Физическая культура и спорт в России

Презентация расказывает о развитии физической культуры и спорта в России...

Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"

Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...