методика обучения технике прыжка в высоту с разбега
методическая разработка по физкультуре (7 класс) по теме

Гирш Сергей Анатольевич

методика обучения техники прыжка в высоту с разбега

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

        ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ

                            С РАЗБЕГА

      способом «фосбери-флоп»

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Методика обучения технике прыжка в высоту с

разбега способом «фосбери-флоп» . . . . . . . . . . . .      5

Критерии оценки техники прыжков в высоту с

разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .       8

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . .12

                                                 

                                             ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время прыгунами в высоту с разбега демонстрируется два

способа прыжка – «перекидной» и «фосбери-флоп». Они являются наибо-

лее эффективными и перспективными в плане дальнейшего улучшения ре-

зультатов. При этом надо отметить, что из этих способов большее пред-

почтение отдается способу «фосбери-флоп», так как он более прост в ос-

воении, выполняется на большой скорости, с меньшими затратами усилий.

Это его основное преимущество перед способом «перекидной». Остальные

способы прыжков утратили свое соревновательное значение («на взлет»,

«перекат», «волна», «перешагивание») и в настоящее время применяются

лишь как вспомогательные при обучении «перекидному» и «фосбери-

флоп» или как общеразвивающие скоростно-силовые средства. Особое ме-

сто занимает способ «перешагивание», который прост в выполнении, а

также не требует специально оборудованных мест для приземления, и по-

тому взят на вооружение общеобразовательными школами. Поэтому в

учебном процессе данным способам прыжков в высоту с разбега отводится основное время.

-

, большая часть времени используется для обучения механизму отталкивания, ритмо-скоростной структуре прыжка, в частности

последних 3-5 шагов разбега, что служит в дальнейшем основой для более

эффективного освоения последующих способов прыжков в высоту с разбега.

На основе опыта проведения практических занятий, наблюдений, а

также анализа литературы разработана методика обучения прыжкам в вы-

соту с разбега способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери-

флоп», в которой сделана попытка изложить в логической последователь-

ности задачи обучения с учетом их преемственности в процессе освоения

материала учебной программы. При этом следует учитывать следующие

моменты.

5

1. Начинать обучение следует с освоения механизма отталкивания, при

этом следует обращать внимание на согласованную работу толчковой ноги

с маховыми движениями, а также на положение туловища в момент оттал-

кивания. Применять широкий арсенал подводящих и специальных упраж-

нений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и способст-

вующих овладению механизма отталкивания «на взлет».

2. Начинать обучение целесообразно с имитационных упражнений ос-

новных фаз прыжка на месте и далее переходить к 1-3 беговым шагам.

Наиболее эффективным (оптимальным) признан трехшажный ритм по-

следних шагов разбега (более плавное понижение ОЦМТ). На небольшой

скорости легче овладеть техникой отталкивания. В дальнейшем (по мере

усвоения ритма трех шагов разбега, отталкивания и перехода через планку)

разбег увеличивается до 7-9 беговых шагов, и начинают его с подхода или

подбежки.

3. При обучении технике перехода через планку не следует увлекаться

большими высотами и применять стационарную планку. На начальном

этапе обучения необходимо осваивать технику на доступных для зани-

мающихся высотах с использованием резинового жгута вместо планки, со-

вершать отталкивание с возвышения с преодолением вертикально постав-

ленного поролонового мата.

4. Изучают основные элементы прыжка: от главного к второстепенно-

му, от простого к сложному. Каждое новое упражнение должно включать в

себя предыдущее с доведением его выполнения до автоматизма.

 

  МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ

                 С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ФОСБЕРИ-ФЛОП»

Занятие № 1

Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой изучаемого прыжка.

Средства. 1. Показ наглядных пособий. 2. Показ техники прыжка в це-

лом и его отдельных элементов. 3. Ознакомление с основными подводя-

щими упражнениями и комплексом разминочных упражнений.

Задача 2. Учить технике отталкивания.

Средства. 1. Имитация постановки толчковой ноги для отталкивания –

нога ставится сверху-перед собой-к себе на всю стопу недалеко от проек-

ции ОЦМТ; переместить вес тела с маховой ноги на толчковую, одновре-

10

менно вывести согнутую в колене маховую ногу вперед-вверх, бедро при

этом должно быть повернуто внутрь, а голень и стопа – наружу, руки од-

новременно энергично работают на «подхват» и тормозятся на уровне ли-

ца. 2. То же, но выполняется на третий шаг в ходьбе по кругу радиусом три

метра. 3. То же, что в упражнении 2, но с отскоком от опоры. 4. Выполне-

ние фазы отталкивания в целом с одного шага ходьбы и с трех беговых ша-

гов перед стопкой матов высотой 120 см.

Методические указания. Постановка толчковой ноги осуществляется

сверху, немного с передней части стопы, что предохраняет толчковую ногу

о натыкания, перегрузок и потери скорости разбега. Бедро маховой ноги не

имеет смысла поднимать выше уровня горизонтали. Маховые движения

бедром и одноименным ему плечом выполнять с ориентацией внутрь круга.

Занятия №2

Задача 3. Учить дугообразному и быстрому разбегу в сочетании с от-

талкиванием.

Частная задача. Учить технике отталкивания в сочетании с движения-

ми маховой ноги и рук.

Средства. 1. Вбегание в вираж. 2. Бег по кругу радиусом 5-6 метров.

3. Бег по прямой, вбегание в дугу радиусом 5 метров с последующим от-

талкиванием и доставанием головой подвешенного предмета. 4. То же, что

и в упражнении 3, только перед горкой из гимнастических матов высотой

до двух метров. 5. Все те же упражнения, что и в занятии № 1.

Методические указания. Отталкивание выполнять боком по отноше-

нию к планке под углом в 30 градусов и за 80-90 см от проекции планки.

Дуга пробегания в 3-5 шагов (в зависимости от индивидуальных особенно-

стей). Не следует растягивать шаги при разбеге и особенно при беге по ду-

ге. Желательно обозначить дугу ориентиром и четко бежать по нему.

Занятия №3

Задача 4. Учить переходу через планку способом «фосбери-флоп».

Средства. 1. Лежа на спине: ноги согнуты в коленях, выполнить «мос-

тик», подбородок держать «на себя». 2. Выполнить стойку на лопатках

(«свечку»), ноги согнуты в коленях. 3. Лежа на спине маховая нога, согну-

тая в коленном и тазобедренном суставах, опирается о мат стопой, разги-

бая в тазобедренном суставе маховую ногу, подтянуть толчковую ногу. 4.

Лежа на спине с подтянутыми и согнутыми в коленных суставах ногами,

выпрямить ноги в коленях, поднимая их вверх и опуская таз вниз. 5. То же,

но с последующим кувырком через голову назад. 6. Стоя вплотную к ма-

там спиной (высота матов 70-90 см.), вытолкнуться двумя ногами вверх и

приземлиться на лопатки и шею. 7. Стоя спиной к матам высотой 100-120

см на толчковой ноге, выполнить толчок вверх, активно помогая махом

другой ноги и рук, с последующим приземлением на спину. 8. С трех ша-

гов разбега выпрыгивание вверх у матов высотой 100-120 см и последую-

щее приземление на спину с имитацией техники перехода через планку

(голени опущены вниз).

Частная задача. Учить дугообразному разбегу в сочетании с отталки-

ванием.

Средства. Те же упражнения, что на занятии № 2.

Занятия №4

Задача 5. Учить технике прыжка в целом.

Средства. 1. Выполнение прыжка через натянутый резиновый жгут с

трех и пяти шагов дугообразного разбега. 2. Прыжки в высоту с преодоле-

нием вертикально поставленного поролонового мата с трех-пяти шагов

разбега.

Частная задача. Учить технике отталкивания с переходом через планку.

Средства. 1. Выполнение фазы отталкивания в целом перед матами

высотой 120 см с одного шага ходьбы и с трех беговых шагов. 2. С трех

шагов разбега по дуге прыжок способом «фосбери-флоп» с приземлением

на маты высотой 110-120 см на спину, голени опущены вниз - и.п. перехо-

да через планку.

Занятия №5

Частные задачи. 1. Учить технике фаз прыжка (отталкивания, полета и

приземления).

2. Учить дугообразному разбегу.

Средства. 1. С трех и пяти шагов разбега (дугообразного) – прыжок

способом «фосбери» с приземлением на маты высотой 110-120 см (на спи-

ну, голени опущены). 2. Прыжок через планку (резиновый жгут) способом

«фосбери» с трех и пяти шагов разбега. 3. Подбор полного разбега (с девя-

ти беговых шагов) путем пробегания от места отталкивания. 4. Ускорение

по разбегу в сторону планки с обозначением отталкивания (первые четыре

шага выполнять по прямой, следующие пять шагов – с забеганием по дуге).

5. Прыжки с полного разбега через натянутый резиновый жгут. 6. Измере-

ние разбега стопами.

Задача 6. Совершенствование техники прыжка в целом.

Средства. 1. Прыжки в высоту с разбега (с 7-12 беговых шагов) с под-

бежкой по отметкам. Отметки на начале разбега, на последних 3-5 шагах

перед дугой и на месте отталкивания.

Методические указания. При беге по дуге с полного разбега следует

делать поправку на центробежное ускорение, действующее на прыгуна:

следует выполнять небольшой наклон плечами и корпусом внутрь дуги.

Отталкивание следует также выполнять от планки как бы внутрь дуги – это

дает возможность сделать вылет точно вверх, а не на планку. Стопу толч-

ковой ноги при отталкивании наружу не выворачивать. Отталкиваться, на-

ходясь к планке не спиной, а боком под углом в 30 градусов. Маховую но-

гу после завершения маха не удерживать (нога опускается, таз поднимает-

ся по правилу компенсаторности движения). Голова держится прямо,

подбородок «на себя».

Занятия №6

Задачи: 1. Принять зачет по технике прыжка.

ри-флоп».

.

Средства. 1. Выполнение фазы отталкивания с трех беговых шагов пе-

ред стопкой матов.

2. Показать технику полета и приземления в прыжке через планку с пя-

ти шагов разбега.

3. Показать подбор и измерение разбега.

4. Показать технику разбега с девяти беговых шагов.

.

             

 

               

               КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ

                                 В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

Уровень технического мастерства в прыжках в высоту можно опреде-

лить по тому, насколько полно используются двигательные возможности

спортсмена при достижении им максимального результата. При оценке

самóй техники основными критериями являются следующие.

1. Общая скорость разбега и скорость разбега на трех последних шагах.

2. Выполнение разбега точно по дуге.

3. Удержание наклона тела в сторону центра дуги до конца разбега и

без «слома» в тазобедренном суставе.

4. Время бега по прямой и по кругу.

5. Высота ОЦМТ в момент завершения отталкивания.

6. Угол вылета и расстояние места отталкивания от проекции планки.

П р и л о ж е н и е 1

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

1. Туловище сильно наклонено вперед,

маховая нога не выносится вперед-вверх.

2. При махе ногой таз уходит назад.

3. Преждевременный наклон к планке.

4. Мах сильно согнутой ногой (перекидной).

5. Голова забрасывается назад – спина про-

гнута.

6. Верхняя часть туловища «перекручена» –

лицо и грудь не обращены к планке.

7. Толчковая нога движется назад-вверх и не

отводится наружу.

15

8. Туловище расположено не параллельно

планке.

                   

                     

\

                    Упражнения для устранения ошибок

                          в прыжках в высоту с разбега

Общая рекомендация Упражнения *

 1. Активные махи ногой. Следить за вертикаль-

ным положением туловища

В1 и В2, все упр.

В4, упр. 1 и 2

2. При отталкивании туловище необходимо

держать вертикально. Акцентировать внима-

ние на выведение таза вперед

В4, все упр.

3. Выполнять прыжки строго вверх, стараясь

приземлиться на место отталкивания

В1 и В2, все упр.

4. Махи ногой, выпрямленной в коленном сус-

таве

В2, упр. 1, В4, все упр.

5. Голову наклонять к планке

В3, все упр.

6. В полете смотреть на планку. Прыжки с

вращением

В3, все упр. с вращени-

ем вокруг продольной

оси

7. Отведение ноги в сторону при простых

прыжках, а также в положении стоя

В2 и В3, все упр. в

форме вращательных

прыжков с расставле-

нием ног

8. Выполнять прыжки через планку, установленную на разной высоте

Перекидные прыжки с касанием рукой, одноименной маховой ноге,

специально обозначенного места

                                   

                                         П р и л о ж е н и е 2

                           СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРЫГУНАМИ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В1. Прыжки на возвышение

При выполнении прыжков в высоту нужно учитывать следующее:

Разбег не должен быть слишком быстрым. Делайте при этом три –

пять шагов.

Перед отталкиванием не поднимайте ноги слишком высоко, чтобы

можно было сделать резкий и энергичный толчок.

Ставьте толчковую ногу на место отталкивания быстро и почти вы-

прямленной.

Таз выводится вверх-вперед.

Отталкивайтесь близко от возвышения, чтобы действительно взле-

тать круто и высоко.

1. Прыжки в зонах с касанием резинового жгута. Резиновый жгут натя-

гивается наискось, на такой высоте, чтобы, подпрыгнув, можно было срав-

нительно легко достать головой бинт на самом низком его конце. Линиями

обозначить зоны разбега.

2. Прыжки с доставанием веток, сучьев деревьев.

3. Прыжки с доставанием мяча.

4. Прыжки на толстые стволы деревьев. После небольшого разбега

нужно прыгнуть на ствол, чтобы маховая нога коснулась его как можно

выше, а толчковая сделала еще шаг вверх. Затем быстро повернуться и

спрыгнуть вниз.

В2. Прыжки через высокие препятствия

Необходимо учитывать следующее:

Маховая нога поднимается максимально высоко. Носок ноги взят «на

себя».

Над препятствием маховая должна быть вытянута вперед. Толчковая

нога подтягивается.

Преодолев препятствие, приземляйтесь на толчковую ногу и про-

должайте бег вперед.

1. Прыжки из зоны отталкивания в зону приземления. И та и другая зо-

на находится на расстоянии 80-90 см от препятствия.

17

2. «Прыжки в окно». Натянуть две скакалки параллельно одна другой.

Перепрыгивать через первую и приземляться перед второй, не задевая ни

одной из них. Постепенно делать проем все меньше.

Прыжки через несколько препятствий. Расстояние между препятствия-

ми такое, чтобы можно было сделать один или два шага.

«Каскадные» прыжки. Выполняется, как упр. 3. Только препятствия

расставлены с последовательно увеличивающейся высотой

В3.                   Прыжки с удлиненной фазой полета

Фаза полета удлиняется, когда прыжок совершается с возвышения.

1. Прыжки в высоту с трамплина. Перелетая через препятствие, разво-

дите ноги в стороны и касайтесь руками ступней.

2. Прыжки с приземлением в цель. В качестве цели можно нарисовать

круг или положить обруч.

3. Прыжки с места отталкивания, расположенного выше места призем-

ления. Прыгать не сразу вниз, а стараясь подпрыгнуть как можно выше.

Рекомендуются прыжки «в окно».

4. Групповые прыжки в круги. Каждый должен попасть в свой круг.

Чем ближе друг к другу делать разбег, тем это интересней. Но никто не

должен перепутать круги.

В4.                              Упражнения для маховой ноги

Маховая нога выполняет важную роль, в большей степени содействует

отталкиванию. Маховая нога должна делать быстрый и высокий мах. такой

мах зависит от силы мышц живота и подвижности тазобедренного сустава.

1. Кто выше поднимет маховую ногу. Стать боком к опоре со стороны

толчковой ноги, рукой опираясь о стену (опору). Сделаьб мах ногой, по-

стараться коснуться носком опоры как можно выше. Победит тот, у кого

будет наименьшая разница между собственным ростом и высотой точки,

до которой он достал ногой.

2. Толкание мяча маховой ногой. Толкнуть высоко подвешенный мяч.

3. Мах ногой в положении лежа. Лечь спиной на возвышение, чтобы

маховая нога могла свисать вниз. Упражнение даст больше эффетк, если

нога будет преодолевать сопртивление резинового жгута.

4. Метание набивных мячей, мешочка с песком (3-4 кг).

       

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхошанский Ю.В. Как дела у прыгуна // Легкая атлетика. 1967. №10.

2. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов.

М.: ФиС, 1972.

3. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М.: ФиС, 1966.

4. Озолин Н.Г., Макаров Д.П. Учебник по легкой атлетике. М.: ФиС, 1972.

18__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника прыжка в высоту с разбега способом перешагивание

Презентация обучает технике прыжка в высоту способом «перешагивание»; технике разбега, отталкивания, перехода через планку, приземления.›Содействовует развитию выносливости, прыгучести, коо...

ШКОЛА ПРЫЖКА НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ СПОСОБОМ «ФОСБЕРИ-ФЛОП»

Вопросы  начального обучения в научно-методической литературе раскрыты достаточно полно, однако практика показывает, что даже у спортсменов в технике прыжка в высоту встречаются значительны...

Разучивание техники прыжка в высоту с разбега способом "Перешагивание"

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия по легкой атлетике проводятся, как правило, на свежем воздухе. Каждое из многочисленных легкоатлетических упражнений требует динамическо...

Конспект урока по физической культуре для 5Б класса Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления

Тема урока: Обучение техники прыжкам в длину с разбега и технике приземления Задачи:1. Развивать координационные способности2. Обучать технике прыжка в длину с разбега3. Обучить технике приземлен...

Обучение длительному бегу, технике прыжка в высоту с разбега.

Урок посвящен  ознакомлению учащихся с техникой прыжка в высоту с разбега,развитию быстроты, выносливости, прыгучести и воспитанию чувства, товарищества и дисциплинированности....

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Овладение основами методики обучения технике прыжка в длину с разбега является, на мой взгляд, одним из основных аспектов, входящих в программу обучения спортивной школы по лёгкой атлетике. Поэтому ва...