кружок баскетбол
материал по физкультуре на тему

Шумейко Елизавета Александровна

баскетбол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_basketbol.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Баскетбол».

Пояснительная записка.

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания с помощью средств игры в баскетбол. Формирует у учащихся целостное представление об игре в баскетбол, о возможностях с помощью игры  игровых заданий повысить работоспособность, улучшить состояние здоровья.

Программа позволяет изучить тактические действия, технические приёмы игры в баскетбол, развивает и формирует жизненно важные двигательные навыки, физические способности детей, а главное способствует воспитанию личности, способной к самостоятельной, творческой деятельности.

Актуальность программы

Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но  нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

               Педагогическая целесообразность программы

 Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Уровень усвоения программы

Кружок «Баскетбол» предназначен для учащихся 4-5классов. Срок реализации-1 год.

Занятия в кружке влияют на их нравственное воспитание, вырабатывают трудолюбие, волю, закаляют характер, умение ориентироваться в окружающей действительности, воспитывают чувство коллективизма, формируя у учащихся целостное представление об одной из спортивных игр – баскетболе, способствует улучшению состояния здоровья, помогает воспитанию личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

-создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников;

-приобщение к регулярным занятиям баскетболом;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-воспитание спортсменов- патриотов своей школы, своего города, своей Родины.

Задачи:

Обучающие:

-приобретение знаний в области истории баскетбола, правил безопасности на занятиях баскетболом, необходимых понятий, правил игры и теоретических сведений из области баскетбола;

-углубление знаний, умений и навыков игры в баскетбол;

-знакомство с основами тактических действий в баскетболе.

Развивающие:

-укрепление здоровья;

-развитие координационных способностей (умения ориентироваться в пространстве, перестроении двигательных действий, быстроты и точности реагирования на сигнал)

-развитие умственных и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, силовых, выносливости);

-содействие развитию психических процессов;

-развитие волевых и нравственных качеств.

Воспитательные:

-воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься избранным видом спорта в свободное время;

-выработка организаторских навыков;

-воспитание инициативности, дисциплинированности, чувства ответственности, взаимовыручки, нравственных и волевых качеств

-воспитание физкультурного актива школы.

Коррекционные:

Исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов.

Отличительные особенности программы:

-активное приобщение личности к здоровому образу жизни;

-развитие культуры движений в процессе тренировочных занятий;

-совершенствование умения работать в коллективе;

-возможность самовыражения школьника в игровых видах физической культуры.

Условия реализации образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся 4-5 классов.

Условия набора в кружок: все желающие, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, всего 70 часов в год.

Каждое занятие предполагает развитие основных физических качеств  обучение двигательным навыкам, необходимым для игры в баскетбол.

Теоретические сведения сообщаются в процессе занятий, поэтому в учебном плане количество часов теоретических сведений не обозначено.

Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и развивает их средствами двигательной игровой деятельности.

Деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе и направлен на эффективное решение поставленной перед детьми двигательной задачи.

Коммуникативная направленность программы позволяет овладению учащимися навыкам взаимодействия с членами кружка, класса и т.д.

Знания, связанные  с образцами поведения и общения в процессе игры являются элементами физкультурно-спортивной этики, которую учащиеся проявляют во время игры.

Формы организации деятельности

По форме организации деятельности используются тренировочные занятия, игры, соревнования, беседы, просмотр соревнований, тестирования.

Обучение носит модульный характер: в каждом занятии предусматривается развитие основных кондиционных и  координационных способностей, сообщение теоретических сведений, обучение основным техническим  и тактическим элементам баскетбола, игровая деятельность.

На занятиях используется групповой, индивидуальный, поточный, повторный, соревновательный методы обучения.

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

Занимающиеся в кружке должны уметь:

-технически правильно выполнять основные элементы баскетбола;

-выполнять простейшие тактические действия игры в баскетбол;

-пользоваться в игре элементами физкультурно-спортивной этики;

-соревноваться в избранном виде спорта по упрощённым правилам;

- грамотно организовать свой досуг;

-самостоятельно использовать разминочные упражнения баскетболиста на учебно-тренировочных занятиях.

Занимающиеся в кружке должны знать:

-основные правила игры в баскетбол;

-основы физкультурно-спортивной этики;

-правила техники безопасности на занятиях баскетболом;

-историю возникновения и развития современного баскетбола.

Занимающиеся в кружке должны демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

150см

140см

Скоростные

Бег 30м с высокого старта

6,0

6,2

Силовые

Подтягивания на высокой перекладине

Подтягивания на низкой перекладине

3

10

К выносливости

Бег 1000м

5 мин.

5мин.20сек.

Координационные

Бросок в б\больную корзину  (число попаданий с определённых точек с места из 6 попыток)

4

3

Способы проверки образовательной программы:

-повседневное наблюдение;

-участие в спортивных праздниках, конкурсах и соревнованиях;

-участие в товарищеских матчах с детьми аналогичного возраста;

-результаты тестирования.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-спортивные праздники, конкурсы, соревнования;

-матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

-контрольные тесты.

Учебно-тематический план:

№ п\п

Название темы

Количество часов

1.

Теоретические сведения по основам баскетбола, правилам игры, техники безопасности, истории и развития современного баскетбола

В процессе занятий

2.

Общая физическая подготовка

20

3.

Специальная подготовка

10

4.

Техническая подготовка

10

5.

Тактическая подготовка

6

6.

Подвижные игры и спортивные игры

20

7.

Соревнования

4

Содержание тем образовательной программы:

Теоретические сведения:

-правила безопасности на занятиях баскетболом;

-история возникновения и развития баскетбола;

-правила контроля и самоконтроля  физической нагрузки;

-правила игры в баскетбол;

-тульский баскетбольный клуб «Арсенал»;

-правила самостоятельной разминки в баскетболе;

-индивидуальный подход к заботе о здоровье.

Общая физическая подготовка:

-кроссовая подготовка, различные виды бега, прыжков, упражнения со скакалкой, с медболами, с различными отягощениями, с предметами, с гимнастической скамьёй, упражнения в парах, подтягивания, преодоление полосы препятствий, акробатические упражнения, упражнения на быстроту реакции.

Специальная подготовка:

-бег с изменением направления, скорости, из различных и.п., «рваный» бег;

-перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками;

-жонглирование мячом;

-ускорения по сигналу, движения по сигналу.

Техническая подготовка:

-ведение мяча (на месте, в движении, с изменением направления и высоты отскока);

-различные способа приёма и передачи мяча;

-различные способы бросков (с места, в движении, после передачи);

-индивидуальные действия борьбы за мяч (вырывание, выбивание, накрывание).

Тактическая подготовка:

-индивидуальные действия в  нападении и защите;

-групповые действия в нападении и защите;

-понятие личного прессинга и «зонной» защиты;

-коллективные действия в нападении и защите;

-тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижные и спортивные игры:

-подвижные игры «5 передач», «Передай и беги», «Передай мяч и откройся», «Самый меткий», «Твой номер», «Чур, выше!», «Пятнашки с мячом», «Живая цель», игры в парах, подвижные игры с элементами баскетбола;

-эстафеты с элементами баскетбола, «Поезд», «Переправа в обручах», «Самый выносливый», включающие элементы полосы препятствий;

-игровые задания с мячом;

-игра в баскетбол без ведения мяча, игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Соревнования:

-тестирование скоростно-силовых, скоростных, силовых качеств, выносливости, координационных способностей;

-товарищеская встреча с учащимися школы №66.

Содержание изучаемого курса кружка «Баскетбол»

Занятие №1,2.

Правила техники безопасности на занятиях баскетболом.

Бег изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Воспитание силовых качеств.

Эстафеты с элементами баскетбола.

Тестирование: прыжок в длину с места.

Занятие №3,4

История возникновения и развития баскетбола.

Бег с изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Воспитание силовых качеств.

Бег 30м на время (тестирование).

Ведение мяча на месте в стойке баскетболиста.

Эстафеты с элементами баскетбола.

Занятие №5,6

Бег изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Челночный бег.

Обучение передаче мяча.

Подвижные игры с элементами баскетбола

Подтягивание на высокой и низкой перекладине (тестирование).

Занятие №7,8

Бег с изменением направления, перемещения приставными шагами, подскоками, прыжками.

Челночный бег.

Ведение мяча на месте и в движении в стойке баскетболиста.

Обучение передаче мяча.

Игровые задания.

Бросок в корзину с места (тестирование).

Занятие №9,10

Упр.с медболами.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Жонглирование мячом.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

Игровые задания.

Занятие №11,12

Упр.с медболами.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Жонглирование мячом.

Различные способы передачи и приёма мяча.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

Игра «5 передач».

Занятие №13,14

Развитие скоростных качеств.

Эстафеты с предметами.

Различные способы передачи и приёма мяча.

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока бегом, приставными шагами.

Игра «5 передач».

Занятие №15,16

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску с места 2 руками.

Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Игра «Передай и беги».

Занятие №17,18

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску с места 2 руками.

Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Игра  баскетбол без ведения мяча.

Занятие №19,20

Тульский баскетбольный клуб «Арсенал».

Отработка техники перемещений, ведения и передач мяча.

Обучение броску в движении.

Игра  баскетбол без ведения мяча.

Занятие №21,22

Правила контроля и самоконтроля физической нагрузки.

Развитие скоростных качеств.

Эстафеты с мячами.

Обучение броску в движении.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие №23,24

Развитие скоростных качеств.

Челночный бег, эстафеты с мячом.

Индивидуальные действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №25,26.

Развитие силовых качеств.

Упр. с гантелями.

Силовая борьба за мяч: вырывание и  выбивание мяч.

Индивидуальные  действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №27,28.

Развитие силовых качеств.

Упр. с гантелями.

 Силовая борьба за мяч: вырывание и выбивание мяча.

Индивидуальные действия игроков в борьбе за мяч.

Игры в парах.

Занятие №29,30.

Развитие координации движений.

Полоса препятствий.

Эстафеты, включающие элементы полосы препятствий.

Игровые задания с мячом.

Занятие №31,32.

Развитие координации движений.

Полоса препятствий.

Эстафеты, включающие элементы полосы препятствий.

Игровые задания с мячом.

Занятие №33,34.

Развитие координации движений.

Акробатические упр.: кувырки, перекаты.

Упр. Со скакалкой.

Эстафеты с акробатическими элементами и скакалкой.

Игра в баскетбол без ведения мяча.

Занятие №35,36.

Развитие выносливости.

Эстафеты «Поезд» , «Переправа в обручах» , «Самый выносливый».

Выполнение броска в движении после передачи.

Игра «Самый меткий».

Занятие №37,38.

Развитие выносливости.

Эстафеты «Поезд» , «Переправа в обручах» , «Самый выносливый».

Выполнение броска в движении после передачи.

Игра «Самый меткий».

Занятие № 39,40.

Индивидуальные действия в нападении и защите.

Отработка индивидуальных действий нападающего и защитника в парах.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 41,42.

Индивидуальные действия в нападении и защите.

Отработка индивидуальных действий нападающего и защитника в парах.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие №43,44.

Групповые действия игроков в нападении и защите. Понятие личного прессинга и «Зонной защиты».

Отработка вариантов групповых действий в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 45, 46.

Групповые действия игроков в нападении и защите. Понятие личного прессинга и «Зонной защиты».

Отработка вариантов групповых действий в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие № 47, 48.

Правила выполнения самостоятельной разминки в баскетболе.

Воспитание быстроты реакции.

Ускорения по сигналу, бег из различных и. п., «рваный» бег, изменение направления движения по сигналу.

Подвижная игра «Твой номер».

Занятие № 49,50.

Воспитание быстроты реакции.

Ускорения по сигналу, бег из различных и. п., «рваный» бег, изменение направления движения по сигналу.

Подвижная игра «Твой номер».

Занятие № 51,52.

Развитие прыгучести.

Упр. с гимнастической скамьёй.

Эстафеты с прыжками и многоскоками.

Подвижная игра «Чур, выше!»

Занятие № 53,54.

Развитие прыгучести.

Упр. С гимнастической скамьёй.

Эстафеты с прыжками и многоскоками.

Подвижная игра «Чур, выше!»

Занятие № 55,56.

Коллективные действия игроков в нападении и защите.

Тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие № 57,58.

Коллективные действия игроков в нападении и защите.

Тактика свободного нападения и свободной защиты.

Подвижная игра «Передай мяч и откройся».

Занятие № 59,60.

Силовая подготовка.

Упр. в парах на сопротивление.

Ловля высоколетящих мячей.

Передача в прыжке.

Подвижная игра «Пятнашки с мячом».

Занятие №61,62.

Силовая подготовка.

Подтягивание (тестирование)

Упр. в парах на сопротивление.

Ловля высоколетящих мячей.

Передача в прыжке.

Подвижная игра «Пятнашки с мячом».

Занятие №63,64

Индивидуальный подход к заботе о здоровье.

Прыжок в длину с места (тестирование).

Бег 30м (тестирование)

Бросок мяча после передачи в движении.

Игра «Живая цель».

Занятие №65,66.

Кроссовая подготовка.

Бросок мяча после передачи в движении.

Бросок мяча в кольцо(тестирование).

Игра «Живая цель».

Занятие №67,68.

Кроссовая подготовка.

Бег  1000м на время (тестирование)

Взаимодействие игроков в нападении и защите.

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

Занятие №69, 70.

Закрепление изученных навыков игры в баскетбол.

Товарищеская встреча с учащимися школы №66

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

-спортивный зал, гимнастические скамьи, гимнастические лестницы, гимнастические маты, подкидной мостик, гимнастический канат, гимнастическое бревно, перекладина, баскетбольные мячи, медицинболы, скакалки, обручи, эспандеры, гантели, флажки, секундомер, рулетка, манишки, эстафетные палочки, кубики, свисток.

Литература для учителя:

Программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанной на одном из видов спорта /баскетбол/.Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования РФ в 2006 г. Авторы Е.Н.Литвинов, М.Я Виленский, Б.И.Туркунов.

«Баскетбол в школе», Минск, Народная Асвета,2006г.,»Спортивные игры», Москва, «Просвещение», 2006г.

Литература для учащихся:

«Правила игры в мини-баскетбол», Москва, изд.»Физкультура и спорт», 2008г.

Учебник «Физическая культура 5-7 классы» М.Я.Виленский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

Кружок "Баскетбол" 5-11 класс

Пояснительная записка Необходимость появления данной программы обусловлено отсутствием на ба­зе школы отделения баскетбола. Главной задачей программы является развитие детского баскетбола и форми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Баскетбол»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  внеурочной деятельности  кружок «Баскетбол»...

кружок "Баскетбол" 5 класс

Рабочая программа  по баскетболу для обучающихся 5 класса расчитана на 34 часа...