ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
статья по физкультуре на тему

Филиппова Светлана Ивановна

Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

          Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

           Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.

1. Низкий старт и стартовый разбег

       Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки.

       Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35-45 см от стартовой линии (1-1,5 стопы), задняя — 70-85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, для задней — 60-80°. Расстояние по ширине между осями колодок 18-20 см.

      Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2-3 м назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге.

      По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги — в переднюю колодку, и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.

         По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических  данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100-130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

        Стартовый разбег выполняется на первых 7-14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании.

       Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна — силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

       Низкий старт на вираже. Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге внутреннего края.

       В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по прямой.

Методика.

1. Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м.

а) И. П. — встать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.

Выполнение — падая вперед, начать бег;

б) И. П. — то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же.

2. Научить установке стартовых колодок.

3. Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!»

научить рационально распределять вес тела на ноги и руки.

4. Научить выбеганию со стартовых колодок.

а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;

б) И. П. — упор лежа на согнутых руках. Выполнение — с одновременным выпрямлением

рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди;

в) занять стартовое положение в колодках, поставить руки на расстоянии 60-70 см впереди

от линии старта. Выполнение — выносить маховую ногу коленом к груди с

одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);

г) занять стартовое положение в колодках, выполнить команду «Внимание!» и, сильно

оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег;

д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой линией.

Занять стартовое положение в колодках, выполнить команду «Внимание!», сильно

оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты.

5. Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.

6. Объяснить и показать рациональное размещение колодок при старте на вираже;

7. Старты по виражу с разной скоростью.

Методические указания

При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затемпостепенно переходить к групповым стартам с подачей команд.

Основные ошибки:

1. Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута;

2. Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;

3. Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.

2. Бег по дистанции

     Набрав максимальную скорости, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться: бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.

Методика

1. Пробегание с различной скоростью отрезков 40 — 80 м.

2. Специальные упражнения для овладения техникой:

а) бег у гимнастической стенки;

б) работа рук на месте;

в) бег с высоким подниманием бедра;

г) семенящий бег;

д) бег с захлестыванием голени.

3. Бег с ускорением и нарастанием ритма

4. Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40— 60 м.

5. Бег в полную силу 40 — 60 м.

Методические указания

Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно.

Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Одновременное указание ученику на исправление 4 — 5 ошибок не позволит ему устранить и одной.

Основные ошибки:

1. Голова запрокинута назад;

2. Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела;

3. Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед;

4. Постановка ноги с пятки;

5. Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед;

6. Носки развернуты наружу;

7. Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава, нет активного загребания стопой;

8. Подняты плечи, закрепощаются руки;

9. Толчок направлен вверх, а не вперед.

Бег по виражу. Техника бега по виражу отличается от бега по прямой дистанции следующими особенностями:

 при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево;

 правая рука движется больше внутрь, левая — наружу;

 выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.

Методика

1. Имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь);

2. Бег змейкой, бег по кругу радиусом 10–20 м.

3. Бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60-70 м. Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража.

4. Бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге (1й и 8й дорожке).

Методические указания

Обратить внимание на необходимость бежать свободно и незакрепощенно, следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки

3. Финиширование

      Финиширование — это усилия бегуна на последних метрах дистанции.

      Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.

     Методика

1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад;

2. То же, в спокойном и быстром беге;

3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью

Методическое указание: упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.

Основные ошибки:

1. Финиширование прыжком;

2. Остановка сразу после финиша;

3. Ранний наклон туловища.

После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его совершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках физической культуры. Специальные упражнения для обучения бега на короткие дистанции

ИКТ на уроках физической культуры.В презентации показана техника высокого и низкого старта..Даны специальные упражнения применяемые легкоатлетами для обучения  бега на короткие дистанции....

Методика обучения бегу на короткие дистанции

Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения чело...

Методические рекомендации обучения бегу на короткие дистанции

Рекомендации по бегу на короткие дистанции....

Обучение бегу на короткие дистанции

Одно из главенствующих мест среди комплекса упражнений в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия – прыжки в дл...

Методика обучения бега на короткие дистанции

Методика обучения бега на короткие дистанции...

конспект открытого занятия по легкой атлетике Техника и методика обучения бега на короткие дистанции

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГОУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПППЫ 3- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯТема: Техника и методика обучения бега на короткие дистанцииТренер-преп...