План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс) по теме

Храпов Олег Евгеньевич

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).

Мастер-Класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.48 КБ
Файл instruktivnaya_karta.docx15.67 КБ
Файл voprosy.docx169.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 36» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

_____________________________________________________________________________

410052, г. Саратов, ул. Одесская д. 7, телефон: 63-15-40, 34-05-74, 34-09-55

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

учителя физической культуры Храпова Олега Евгеньевича


Тема: 

 Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).

Образовательная задача: формирование  у учащихся координационных и кондиционных  способностей, совершенствование двигательных навыков  и умений, необходимых для самостоятельного использования физических упражнений, в целях своего физического развития и совершенствования.

Воспитательная задача: комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.

Оздоровительная задача: содействие достижению гармоничности в физическом развитии, формированию правильной осанки, подготовки организма к постепенно возрастающим нагрузкам.

Цели:     1.Повторение техники ведения мяча (левой, правой рукой), передачи и приёма мяча в движении. Развитие координационных и скоростных качеств.

                2. Повторение и совершенствование техники и точности броска в движении. ТТД и взаимодействие партнёров на игровой площадке.

                3. Развитие выносливости и силы. Развитие и воспитание  волевых качеств, выносливости.

Учебные вопросы:

            1. Теоретические сведения (вопрос – ответ),  диалог с учащимися. Подготовительные упражнения с мячом.

            2. Совершенствование технических и тактических действий (ТТД)

            3. Упражнения на развитие  координации, силы, скростной и общей выносливости. ОФП. 2х-сторонняя игра в стритбол (3х3)

Средства: физические, специальные и  подготовительные упражнения.

Спортивный инвентарь: мячи набивные (3кг.) – 4 шт., скакалки — 5 шт., мячи баскетбольные — 12 шт., секундомер.

Время проведения: 15 - 20 минут.

Дата проведения: 11.12.2014г.

Время начала мастер класса: 15 ч. 40 мин.

Основная часть занятия

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

1

2

3

4

5

Подготовительная часть:

(1- 2 минуты)

Контроль домашнего задания по теме «Баскетбол»:

Вопрос : « Что такое  - выносливость?»

Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени.  ( - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности)

Вопрос: «Что такое - скоростная выносливость?»

Скоростная выносливость - это способность человека по возможности продолжительнее выполнять мышечную работу с околопредельной и предельной для себя интенсивностью. Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий. 

Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий.

Вопрос: «Что такое – координационная выносливость?»

Координационная выносливость – это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.).

Основная часть занятия:

13 – 18 минут.

Задание 1 (фронтально). (челночный бег с ведением мяча правой, левой рукой)                 Объём работы: 2п. х 6 отрезков – 54м.

СУ – на расслабление и восстановление дыхания

Задание 2 (фронтально). семенящий бег на месте с ведением мяча правой, левой рукой и ускорением вперёд. Объём работы: 2п. х 4 отрезка – 36м.

Задание 3. Передача мяча в движении без ведения мяча (бросок в движении, подбор мяча) Возвращение обратно трусцой с ведением мяча. Объём работы: 4 повторения – 104м.

Задание 4  (групповое).      Розыгрыш мяча в атаке 2х1 (ведение, передача, за бегание партнёру за спину «крест» (заслон), розыгрыш, бросок). Игра в обороне (защите) -  отбор мяча. Группа -5 (6) человек.

Задание 5. Вторая группа – 6 (7) человек. Индивидуальная работа с набивным, баскетбольным мячом (ведение, дриблинг) . Объём работы: – 2 мин.

СУ – на расслабление и восстановление дыхания

Задание 6.                            Розыгрыш мяча в атаке 3х2 с за беганием партнёру за спину «восьмёрка» (игра в защите – отбор мяча). Объём работы:  – 2 мин.

СУ – на расслабление и восстановление дыхания

                                                  Задание 7.                                         2х сторонняя учебная игра – стритбол 3х3 на одно кольцо          (6 чел)

СУ – на расслабление и восстановление дыхания

Задание 8.                                 Вторая группа - ОФП: подтягивание в/висе, прыжки (скакалка). Объём работы:  – 2 мин.

Подведение итогов

Комплекс восстановительных упражнений на расслабление и восстановление дыхания.

Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы:

- что нового узнали на уроке?

- какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

- оцените свою работу на уроке.

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок

 

Задавать вопросы. Корректировка ответа учащихся.

Концентрация внимания.

Выполняется в движение

При выполнении упражнений сохранять дистанцию, интервал

Выполняется в движение шагом, бегом, на месте. Восстанавливаем пульс, дыхание, расслабляем мышцы.

Концентрация внимания.

Следить за техникой выполнения ведения, исправлять ошибки.

Концентрация внимания.

При выполнении упражнений сохранять дистанцию, интервал.

Выполняется 4 раза

Выполняется одновременно с заданием № 5 (по отделениям)

Чёткая концентрация внимания на ведении, передачи, приёме и розыгрыше мяча.

Выполняется одновременно с заданием № 4 (по отделениям)

Выполняется в движение шагом, бегом, на месте. Восстанавливаем пульс, дыхание, расслабляем мышцы.

Выполняется в движение

Концентрация внимания.

При выполнении упражнений сохраняется дистанция, интервал.

Выполняется в движение шагом, бегом, на месте. Восстанавливаем пульс, дыхание, расслабляем мышцы.

Выполняется одновременно с заданием № 8 (по отделениям)

Выполняется в движение шагом, бегом, на месте. Восстанавливаем пульс, дыхание, расслабляем мышцы.

Выполняется одновременно с заданием № 7(по отделениям)

Выполняется в движение шагом

Выполняется в движение шагом. Восстанавливаем пульс, дыхание.

- У вас все получилось, вы молодцы!

Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими.

Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ

Ставим УЗ на дом

формирование интереса

Развитие чувства ритма

Соблюдать безопасный интервал, дистанцию.

Выполнять специальные упражнения на расслабление, восстановление дыхания.

Сосредоточить и настроить внимания учащихся.

Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок

Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками; развитие внимания

Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками; развитие внимания

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Постоянно развивать, совершенствовать приемы, улучшая общую  согласованность  их выполнения

Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;

Выполнять специальные упражнения на расслабление, восстановление дыхания.

Постоянно развивать, совершенствовать приемы, улучшая общую  согласованность  их выполнения

Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками; развитие внимания

Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознать нужность домашнего задания

Активное участие в диалоге с учителем.

Умение отбирать нужную информацию.

Самостоятельно выстраивают ответы на вопросы с помощью                    инструкций учителя.

Активное участие в диалоге с учителем.

Умение отбирать нужную информацию.

Самостоятельно выстраивают ответы на вопросы с помощью                    инструкций учителя

Оказывать помощь и помогать сверстникам анализировать допущенные  

ошибки и исправлять их.

Осуществлять самоконтроль, исправлять допущенные ошибки.

Быть внимательным, учиться сосредоточить

 внимание при выполнении

основных элементов техники.

Умение собраться, настроиться на деятельность.

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.

Ориентироваться по действиям партнеров.

Условия, необходимые для достижения поставленной цели

Определить смысл поставленной задачи

Оказывать помощь и помогать сверстникам анализировать допущенные  

ошибки и исправлять их.

Осуществлять самоконтроль, исправлять допущенные ошибки

Ориентироваться по действиям партнеров.

Умение собраться, настроиться на деятельность.

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.

Ориентироваться по действиям партнеров

Оказывать помощь и помогать сверстникам анализировать допущенные  

ошибки и исправлять их

Осуществлять самоконтроль, исправлять допущенные ошибки

Условия, необходимые для достижения поставленной цели

Определить смысл поставленной на уроке УЗ

Оценивают свою работу на уроке, что получилось, над чем предстоит   ещё поработать, прослушивают оценку учителя.

Вычленять новые знания.

Весь класс во фронтальном режиме слушает учащихся.

Совместно с учителем участвуют в диалоге

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Умение сосредоточиться для достижения цели

Анализировать собственные ошибки

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов.

Анализ полученной информации

Умение сосредоточиться для достижения цели

Умение выделять необходимую  информацию для достижения   поставленных целей (задач).

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов

Анализ полученной информации

Умение сосредоточиться для достижения цели

Умение выделять необходимую  информацию для достижения поставленных целей (задач).

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов

Анализ полученной информации

Умение сосредоточиться для достижения цели

Умение выделять необходимую  информацию для достижения поставленных целей (задач)

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Умение выделить положительные (отрицательные) стороны двигательного упражнения (действия). Увидеть сильные и слабые стороны. Сделать вывод: «над чем необходимо работать?», «что развивать?».

Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Обсуждают работу на уроке.

Повторяют новые полученные знания на уроке.

Оценивают свою деятельность



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта участника Мастер-класса по баскетболу – совершенствование координационных, скоростно-силовых способностей, скоростной и общей выносливости  на уроках и учебно-тренировочных занятий спортивными играми (баскетбол).

Фамилия, Имя ______________________________________ возраст __________________

Дата проведения: 11.12.2014г. Место проведения: спортивный зал МАОУ «Лицей №36»

№ п/п

Задания, учебные вопросы

Активное участие

Участие в диалоге

Не принимал участие в диалоге

Примечания (всего баллов)

Баллы

2

1

0

1.

Участие в диалоге с учителем

Самочувствие после нагрузки (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)

Не испытывал трудностей при выполнении

Были не значительные проблемы при выполнении задания

Не справился с заданием. Испытывал большие трудности при выполнении.

2.

Задание 1 (фронтально).

 (челночный бег с ведением мяча правой, левой рукой)

 2п. х 6 отрезков – 54м.

3.

Задание 2 (фронтально).

семенящий бег на месте с ведением мяча правой, левой рукой и ускорением вперёд.

2п. х 4 отрезка – 36м.

4.

Задание 3.

Передача мяча в движении без ведения мяча (бросок в движении, подбор мяча) Возвращение обратно трусцой с ведением мяча. 4 повторения – 104м.

Баллы

2

1

0

Задания, учебные вопросы

Самочувствие после нагрузки (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)

Не испытывал трудностей при выполнении

Были не значительные проблемы при выполнении задания

Не справился с заданием. Испытывал большие трудности при выполнении.

Примечания (всего баллов)

5.

Задание 4  (групповое).

Розыгрыш мяча в атаке 2х1 (ведение, передача, за бегание партнёру за спину «крест», розыгрыш, бросок). Игра в обороне (защите) -  отбор мяча. Группа – 5 (6) человек.

Задание 5. Вторая группа – 6 (7) человек. Индивидуальная работа с набивным, баскетбольным мячом (ведение, дриблинг) – 2 мин.

6.

Задание 6.

Розыгрыш мяча в атаке 3х2 с за беганием партнёру за спину «восьмёрка» (игра в защите – отбор мяча) – 2 мин.

7.

Задание 7.

2х сторонняя учебная игра – стритбол 3х3 на одно кольцо (6 чел)

8. Вторая группа - ОФП: подтягивание в/висе, прыжки (скакалка)

8.

Подведение итогов

Сумма баллов:

Критерии оценки (сумма баллов)

Максимальная сумма баллов: 18 – 16  («Супер»: 18 – высокая, 17 – средняя, 16 – низкая)

                                                        15 – 13  («Отлично»: 15 – высокая, 14 – средняя, 13 – низкая)

                                                       12 – 10  («Хорошо»: 12 – высокая, 11 – средняя, 10 – низкая)

                                                                   9 – 7  Удовлетворительно»: 9 – высокая, 8 – средняя, 7 – низкая)

                                          6 – 4  («Низко»: 6 – высокая, 5 – средняя, 4 – низкая)

                                         3 – 1  Плохо»: 3– высокая, 2 – средняя, 1 - низкая)



Предварительный просмотр:

Вопрос: Что такое  - выносливость?

Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени.  ( - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности)

Вопрос: Что такое - скоростная выносливость?

Скоростная выносливость - это способность человека по возможности продолжительнее выполнять мышечную работу с околопредельной и предельной для себя интенсивностью. Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий. 

Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий.

К числу основных факторов, определяющих проявление скоростной выносливости, относят:

1. Скоростно-силовую подготовленность.

2. Уровень развития анаэробных механизмов энергообеспечения работы максимальной мощности.

3. Техническую подготовленность (совершенство двигательных навыков).

4. Психическую подготовленность к работе максимальной мощности.

Это значит, что для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность системы энергообеспечения. 

Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости.

выполнение комплексов из 3-5 специальных силовых упражнений сериями с сокращенными интервалами отдыха до 60 с;

Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности (например, включение бега "трусцой" между основными забегами), оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критической, дополнительная работа низкой интенсивности даёт возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одно из характерных сторон метода переменного упражнения.

Силовая выносливость - отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры).

Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.

Координационная выносливость – это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.).

Существуют также игровая, прыжковая, плавательная выносливость и другие виды специальной выносливости, каждый из которых характерен для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью 

Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов.

Анаэробные физические нагрузки

Приставка "ан" перед словом "аэро" (воздух) означает отрицание, то есть «анаэробный» - значит «без воздуха». При выполнении упражнений анаэробного типа для работы мышц кислород не требуется, а для получения необходимой энергии используются анаэробное, лактатное, ианаэробное, алактатное, энергообразование. При анаэробном способе образования энергии расщепляются фосфатные соединения и гликоген, накопленный в мышцах и печени. Запаса фосфатных соединений хватает лишь на 7-12 секунд предельно интенсивной работы, или же на 15-30 секунд просто интенсивного сокращения мышц. Далее организм для получения энергии переключается на менее эффективный энергоноситель - гликоген, запасы которого в организме гораздо более значительны. В процессе анаэробного гликолиза гликоген, содержащийся в мышце, расщепляется до молочной кислоты (лактата). При продолжительных интенсивных нагрузках (2-3 минуты очень интенсивной работы) количество образовавшейся молочной кислоты превышает порог ее возможного усвоения и утилизации, что, в конечном счете, приводит к снижению работоспособности. В такой ситуации выхода два: либо передохнуть (до тех пор, пока из мышц не выйдут излишки лактата), либо еще больше снизить интенсивность нагрузки, чтобы запустить аэробную систему энергообразования.

Итак, анаэробная физическая нагрузка (упражнение) - это высокоинтенсивная или высокоскоростная нагрузка, при которой для поддержания мышечной двигательной деятельности получение энергии в мышцах будет осуществляться с помощью анаэробного энергообразования. Анаэробным тренировкам присуща периодизация нагрузки (то есть постоянная мышечная работа продолжается менее 3-5 минут, после чего требуется отдых). Основную работу на анаэробной тренировки выполняют быстрые мышечные волокна.

http://plavaem.info/images/anaerob.png

К анаэробным физическим нагрузкам относятся:

  • тяжелая атлетика;
  • преодоление спринтерских дистанций (бег, плавание, велосипед)
  • силовой тренинг в бодибилдинге и пауэрлифтинге;
  • поднятие тяжестей (короткие подходы максимум 10-15 повторов);
  • отжимания, подтягивания;
  • крутой подъем в гору.

Польза и влияние анаэробных тренировок на организм

Анаэробные занятия оказывают следующее положительное воздействие на организм:

  1. Рост и укрепление мышц, увеличение мышечной массы

При наращивании мышц следует уделить внимание питанию. Если оно не будет достаточным, мышцы, над которыми вы работаете, будут расти за счет других мышц, наименее задействованных в упражнениях. Кстати, именно анаэробные тренировки позволяют слепить идеальный рельеф мужчинам и увеличить привлекательность силуэта дамам.

  1. Благотворное влияние на кости и суставы, в том числе:
  • увеличивается плотность костной ткани, то есть кости становятся крепче;
  • исправление осанки;
  • укрепление суставов;
  • уменьшается риск получения травм в повседневной жизни.

  1. Улучшение обмена веществ, что способствует сжиганию жира.

В целом, в процессе анаэробной тренировки сжигается меньше калорий, чем во время аэробной. К тому же в процессе анаэробных упражнений жир не является энергоносителем. Но силовые анаэробные тренировки увеличивают мышечную массу. Мышцы сами по себе потребляют больше калорий. Следовательно, с увеличением мышечной массы растет и скорость обмена веществ, на 70% зависящая от объема и веса мышц. Увеличивающаяся мышечная масса начинает потреблять больше калорий, как днем, так и ночью, что бы вы не делали.

К тому же, повышенный метаболизм, который способствует скорейшему сжиганию жира, сохраняется после анаэробной тренировки в течение еще 36 часов. Учитывая эти два момента, можно смело утверждать, что анаэробные тренировки очень эффективное средство для похудения.

  1. Увеличение выносливости и способности бороться с усталостью в результате увеличение способности организма противостоять накоплению токсинов (например, молочной кислоты) и ускорять их выведение.

В процессе анаэробной тренировки в крови образуется побочный продукт - лактат или молочная кислота. Накапливаясь, она вызывает мышечную усталость. Именно поэтому анаэробные упражнения длятся не более 3-5 минут. Со временем организм адаптируется и начинает менее остро реагировать на молочную кислоту, помимо этого улучшается процесс ее выведение из крови. К тому же увеличивается выработка буферных веществ, задерживающих наступление усталости. Благодаря этим процессам и возрастает выносливость.

  1. Укрепление сердечно сосудистой системы.
  2. Ускорение вывода шлаков из организма.
  3. Положительное влияние на психику: улучшение сна, уменьшение стресса, повышение настроения и жизненного тонуса.
  4. Борьба со старостью: предотвращение потери мышечной массы, профилактика остеопороза и дегенеративных заболеваний суставов.
  5. Профилактика развития сахарного диабета и облегчение течения заболевания.
  6. Общее оздоровление организма и продление жизни.

Развитие выносливости

 Выносливость тесно связана с уровнем развития механизмов энергетического обеспечения: алактатным анаэробным, лактатным анаэробным и аэробным. Первые два могут действовать без участия кислорода, последний при его участии.
Алактатный анаэробный механизм отличается наибольшей подвижностью. Максимальной интенсивности он может достичь уже через 2 сек. после начала интенсивной мышечной работы. Для алактатного анаэробного механизма характерна и наивысшая мощность, значительно превосходящая мощность других процессов энергообеспечения.

Метаболическая емкость этого процесса невысока; ее хватает лишь на выполнение работы с максимальной интенсивностью в течение 6 – 7 сек.
Лактатный анаэробный механизм значительно уступает алактатному. Максимальной интенсивности он может достичь через 20 – 30 сек. после начала работы. Его максимальная мощность приблизительно в 2 раза ниже по сравнению с алактатным процессом. Однако лактатный анаэробный механизм значительно превосходит алактатный по своей метаболической емкости – у тренированных спортсменов при напряженной мышечной работе он обеспечивает энергией в течение 40 сек. и более.
Аэробный процесс – это основной механизм энергообеспечения организма. Он функционирует на протяжении всей жизни, не прекращаясь ни на минуту. Если мышцы в определенных условиях (например, при напряженной мышечной работе) могут обеспечивать себя энергией за счет анаэробных процессов, то такие органы, как мозг, сердце и некоторые другие, получают энергию исключительно за счет аэробных процессов. В отличие от анаэробных деятельность аэробного механизма не сопровождается накоплением в организме промежуточных продуктов обмена. Главными недостатками аэробного процесса являются его малая подвижность и сравнительно невысокая мощность. Эти недостатки имеют общую основу: они зависят от возможностей систем, обеспечивающих поступление в организм кислорода и его транспортировку к работающим мышцам. У хорошо тренированного спортсмена, предварительно выполнившего разминку, поступление в организм кислорода и, следовательно, мощность аэробного процесса достигают своего максимума через 40 – 60 сек. работы. По максимальной мощности аэробный процесс значительно уступает анаэробным. Что же касается его метаболической емкости, то она неизмеримо выше.
Кратковременные упражнения самой высокой интенсивности (приблизительно до 10 сек.) обеспечиваются энергией преимущественно за счет алактатного анаэробного механизма. В упражнениях продолжительностью до 2 – 3 мин. основную долю энергии дает анаэробный лактатный механизм. Дальнейшее увеличение продолжительности работы снижает значимость анаэробных процессов и повышает роль аэробных.
В соответствии с тремя основными механизмами энергообеспечения различают три компонента выносливости: алактатный анаэробный, лактатный анаэробный, аэробный, каждый из которых определяется уровнем развития соответствующего механизма энергообеспечения.
Все упражнения, применяемые в тренировке велосипедиста, оказывают преимущественное влияние на какой-то один механизм энергообеспечения.

В зависимости от физиологического воздействия на организм упражнения по направленности можно разделить на пять основных групп (Н. И. Волков):

(Максимальный пульс можно высчитать 220 минус возраст. Это число, и будет равно 1.0. Следуя этим вычислениям получаем в скобках)

1) алактатной анаэробной (от 1 до 1,06);

2) лактатной (гликолитической) анаэробной: пульс 180 – 200 уд/мин и более (0,94 до 1);

3) аэробно-анаэробной: пульс 150 – 190 уд/мин (0,89 до 0,93);

4) аэробной: пульс 130 – 150 уд/мин (0,82 до 0,88);

5) анаболической направленности (больше 130 уд.мин. до 0,81)

Увеличивать возможности алактатного анаэробного механизма можно с помощью сравнительно небольшого числа методических приемов, тогда как добиться достаточно высокого развития лактатного анаэробного и особенно аэробного механизма можно только используя разнообразные методические приемы. Каждый конкретный метод тренировки совершенствует механизмы преобразования энергии, воздействуя преимущественно на какой-то один из факторов, определяющих возможности этих процессов.
Анаэробные возможности, и прежде всего алактатные, обладают высокой специфичностью, т. е. в наибольшей степени проявляются в том виде работы, которую спортсмен выполнил во время специальной тренировки. Это связано с тем, что основные факторы, определяющие возможности анаэробных механизмов, имеют преимущественно внутримышечную природу. Поэтому для их совершенствования надо использовать в основном специальную работу, т.е. работу на велосипеде.
Кроме того, выносливость спортсмена (как аэробный, так и анаэробный компоненты) зависит от энергозатрат на единицу работы, т.е. от эффективности и экономичности спортивной техники, которая, в свою очередь, совершенствуется во время выполнения специальной работы.
Аэробные возможности определяются возможностями дыхательной, сердечно-сосудистой систем, кислородной емкостью крови и др. Они могут совершенствоваться под влиянием любых видов мышечной деятельности (бег, плавание, ходьба на лыжах).
При распределении тренировочных нагрузок по этапам годичного тренировочного цикла необходимо учитывать следующие общие правила. В основной части тренировочного занятия целесообразно использовать упражнения из одной группы, имеющие преимущественное воздействие на один компонент выносливости или смешанное воздействие.
Тренировочным занятиям алактатной анаэробной направленности, применяемой в основном в соревновательном периоде, т.е. после прохождения спортсменами соответствующей специальной подготовки, должна предшествовать небольшая по объему разминка.
Упражнения алактатной анаэробной направленности целесообразно использовать в тренировке 1 – 2 раза в неделю в конце подготовительного и начале соревновательного периода, не ранее чем за 1,5 – 2 месяца до главных соревнований сезона. В этих упражнениях ЧСС достигает более 180 уд/мин, что требует от спортсмена значительных усилий и терпения.
После нескольких повторений упражнений этой направленности (особенно работы с сокращающимися интервалами отдыха) скорость с наступлением утомления обычно снижается, но и в этом состоянии спортсмен должен стремиться преодолеть отрезок дистанции по возможности быстрее. С повышением тренированности предусматривается уменьшение интервала отдыха или увеличение длины отрезка дистанции с сохранением первоначального интервала отдыха.
При нагрузке аэробно-анаэробной направленности, которая выполняется со второго этапа подготовительного периода, ЧСС достигает 160 – 190 уд/мин (при беге на лыжах, на коньках и т. д.).
Упражнения анаболической направленности выполняются велосипедистами главным образом в подготовительном периоде. Основная их задача – способствовать росту мышечной массы и силы спортсмена. К основным средствам тренировки анаболической направленности относятся упражнения со штангой, с гантелями, эспандерами и различными снарядами типа «геркулес». Широко используется в тренировке круговой метод, который предусматривает воздействие упражнений на различные группы мышц.
Наиболее целесообразное распределение тренировочных нагрузок по направленности в недельном цикле, например, соревновательного периода следующее:
1-й день – отдых или аэробная (легкая тренировка);
2-й день – алактатная или лактатная;
3-й день – специальная выносливость (наиболее интенсивная и объемная тренировка). Для спринтеров – алактатная, для преследователей – лактатная, для шоссейников – аэробно-анаэробная;
4-й день – аэробная (легкая тренировка);
5-й день – для спринтеров и преследователей – аэробно-анаэробная, для шоссейников – аэробная;
6-й день – аэробная (настрой на соревнования);
7-й день – специальная выносливость или соревнования.
Воздействие на организм самой интервальной тренировки различается в зависимости от продолжительности и интенсивности используемых упражнений. После ряда исследований оказалось, что наиболее благоприятное влияние на развитие аэробных возможностей оказывает интервальная тренировка с использованием трехминутных упражнений.
Длительная непрерывная работа оказывает на организм очень широкое воздействие. Она способствует повышению кислородной емкости крови, повышает сердечную производительность и экономизацию деятельности организма, совершенствует регуляцию и согласованность в работе сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшает кровоснабжение мышц. Широкое воздействие длительной непрерывной работы на организм благоприятно сказывается на состоянии регуляторных механизмов, на свойстве самих мышц (повышается их эластичность), поэтому она является непременной со ставной частью тренировки на всех этапах годичного цикла, в том числе и в соревновательном периоде, где она используется и как тренировочное средство, и как средство восстановления после участия в соревнованиях.
Однако не всякая непрерывная длительная работа оказывает на организм достаточное тренирующее воздействие. Изучение эффективности влияния на организм непрерывной длительной работы, показало, что повышение работоспособности происходит лишь при работе, вызывающей повышение. ЧСС до 140 – 180 уд/мин. Наиболее благоприятное воздействие оказывает работа, способствующая увеличению частоты пульса до 160 – 180 уд/мин.
Кратковременная повторная работа высокой интенсивности (на отрезках до 200 м) оказывает преимущественное воздействие еще на один фактор аэробных возможностей – содержание миоглобина в мышцах, обеспечивающего эффективный переход кислорода в мышечную ткань.
Таким образом, учет особенностей воздействия на организм различных тренировочных средств делает процесс тренировки велосипедистов более целенаправленным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений VIII вида

В программу входит: пояснительная записка, учебные нормативы, распределение учебного времени на различные виды программы, компоненты УМК, тематическое планирование, программный материал, поурочное пла...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Открытый урок по теме " Personality" в 9 классе в рамках городского семинара учителей английского языка 12 мая 2011 года

Открытый урок  проходил в рамках  городского семинара учителей английского языка по теме" Интеграция ИКТ через использованмие мультимедийных программ в обучении иностранным языкам". Прилагае...

Открытый урок по разделу "Развитие двигательных качеств", в рамках Фестиваля педагогических идей учителей физической культуры Подмосковья.

Тема урока: "Развитие двигательных качеств в условиях ограниченного пространства". Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством метода "круго...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун

ПРОГРАММА  самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...