«Методика организации и проведения физкультминуток и подвижных игр на больших переменах»
методическая разработка по физкультуре на тему

Ермоленко Сергей Иванович

Физкультминутки, как известно, способствуют снижению утомляемости, повышению работоспособности детей на уроках трудового обучения и общеобразовательного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика организации и проведения физкультминуток и подвижных игр на больших переменах»

(Доклад к педсовету)

Учитель: Ермоленко С. И.

Физкультминутки, как известно, способствуют снижению утомляемости, повышению работоспособности детей на уроках трудового обучения и общеобразовательного цикла. Эффективность и выполнение зависит от нагрузок, соответствие содержания комплексов физкультминуток характеру и содержанию конкретной трудовой деятельности, от избирательного воздействия упражнения на те органы и системы, которые в большей мере функционируют во время производственного процесса.

Труд ученика на общеобразовательных уроках при статической позе туловища связан с постоянным напряжением внимания и зрения и быстро утомляет его. При этом в высших отделах центральной нервной системы довольно быстро развивается процесс торможения, следствием которого являются снижение внимания, остроты зрения, скорости и точности движений. Утомляются мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей, в организме возникают застойные явления. В результате этих изменений начинается снижение работоспособности, что отражается на качестве выполнения работы, ученики отвлекаются, занимаются посторонними делами.

Комплекс физкультминуток из трех-четырех упражнений учащиеся выполняют на 20-25-й минутах урока в зависимости от возраста, задач урока и обязательно после окончания какой-либо операции. Девочки 6-го и 8-го классов изучают швейное, мальчики - слесарное дело. В этих классах физкультминутки могут проводить физорги.

В комплексы включены упражнения на дыхание, формирование правильной осанки, расслабление и растягивание мышц, находящихся в статическом положении, упражнения, направленные на ликвидацию застойных явлений в организме. Не практикуются упражнения статического и силового характера.

При проведении физкультминуток в классах при мастерских должны создаваться соответствующие гигиенические условия. Учеников размещают так, чтобы они не мешали друг другу, а учитель мог видеть всех, контролировать и помогать. Открывают форточки и фрамуги для притока свежего воздуха. Через одну – две недели комплексы физкультминуток изменяются, затем используются снова, иногда их заменяют отдельными упражнениями.

Особого внимания требуют к себе  ученики, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии. Их следует группировать вместе, и они выполняют только элементарные движения руками, повороты приседания. Движения их беспорядочны, незакончены, но тем не менее, физкультминутка повышает их эмоциональное и физическое состояние, приучает к коллективным действиям.

Подвижные игры имеют большое значение в деле коррекции двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. В играх встречаются все основные виды движений – ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, переноса грузов и др. Они способствуют развитию внимания, сообразительности, воспитанию дружбы, товарищества, развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости. Большое оздоровительное воздействие оказывают игры, проводимые на воздухе. Они являются значимым средством активного отдыха.

Важно то, что в играх дети активны, стремятся к сообразительности, подчиняются правилам игры, повышают свой интеллектуальный уровень. Игры с пением, музыкой повышают не только эмоциональный тонус, но и содействуют эстетическому воспитанию школьников. В играх раскрываются положительные и отрицательные черты характера детей, создаются предпосылки для их изучения.

Игры всегда привлекательны своей эмоциональностью, возможностью проявления личностных качеств, активности и инициативы, элементов соревнования, стремления к победе, к наилучшим результатам.

При подборе игр следует ориентироваться, прежде всего, на интеллект учащихся, нарушения их физического развития и двигательных способностей, физическую подготовленность, условия и возможности проведения игр.

Подвижные игры, которые включают разнообразные двигательные действия, позволяют преодолевать у учащихся нарушения пространственной ориентировки, улучшают выполнение действий на точность, координацию, равновесие. Важное значение для развития руки имеют игры с мелкими предметами (малыми мячами, эстафетными палочками). Они повышают тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют движения руки и пальцев.

Подвижные игры активно используются для развития двигательных способностей учащихся. При развитии ловкости обновляются знакомые игры, играющим предлагается решать новые задачи и координацию движений, проводятся игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.

Для развития быстроты проводятся игры с быстрой двигательной деятельностью, бегом на короткие дистанции, быстрым двигательным ответом на словесные раздражители, хлопками в ладоши и т.д.

Скоростно-силовые качества развиваются при использовании игр со скоростно-силовыми упражнениями (прыжки, метания, их сочетание), выносливость – при играх с непрерывной двигательной деятельностью средней или ниже средней интенсивности в течение 3-5 минут.

При составлении играющих команд обращается внимание на то, чтобы они были равны по силам. Если кто-то из детей не подходил в команду по своему интеллектуальному и физическому развитию, то ему давалось индивидуальное задание, адекватное его развитию, - манипуляции с мячом, цветным картоном, кеглями и т.д.

Игры используются только знакомые, изученные на уроках физической культуры. Руководство игрой осуществляется объективное, четкое, обеспечиваются товарищеские взаимоотношения. При этом следует стараться использовать такие игры, где явно были видны признаки победы или поражения, чтобы не создавать спорных ситуаций, чтобы дети воочию видели результаты игры.

Подготовка к играм должна идти заблаговременно. Готовятся флаги различной величины и окраски, гирлянды, нарукавные повязки, кольца, мячи, ленты. Подготовка инвентаря распределяется по классам.

Время проведения игр должно составлять 10-12 минут, интенсивность должна быть средней или малой. Делается это с целью, чтобы дети могли успокоиться к началу следующего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...