Технологии обучения учащихся с эмоционально-поведенческими нарушениями развития на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Ермоленко Сергей Иванович

Целью деятельности специального образовательного учреждения является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших её направлений является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии. Её значение определяется тем, что у детей с нарушением интеллекта с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_obucheniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа № 27 VIII вида

города-курорта Анапа Краснодарского края

Технологии обучения учащихся с эмоционально-поведенческими нарушениями развития на уроках физической культуры.

Составил учитель: Ермоленко С.И.

Анапа 2014г.

Технологии обучения учащихся с эмоционально-поведенческими нарушениями развития на уроках физической культуры

Целью деятельности специального образовательного учреждения является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших её направлений является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии. Её значение определяется тем, что у детей с нарушением интеллекта с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии.

Известно, что двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга. Он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы и представляет собой сложное многоуровневое строение. Развитие двигательных функций предполагает формирование двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Под двигательными качествами понимаются системно-структурные психобиологические свойства человека регламентирующие все виды и формы двигательной активности.

Процесс формирования двигательных навыков осуществляется по стадиям:

  1. создание представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное упражнение частично;
  2. уточнение деталей упражнения;
  3. устранение лишних движений и первоначальное выполнение упражнения целиком;
  4. автоматизация и вариативность двигательных навыков.

Стадийность формирования двигательных навыков даёт основание выделить соответствующие этапы обучения движениям.

Первый и основной этап - используя наглядное и словесное подкрепление, создать цельное представление о разучиваемом движении, На этом этапе обучения большое место отводится подводящим упражнениям.

Второй этап – через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений добиться устранения ошибок. На этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения занятий, правильная система оценки знаний, умений и навыков.

Третий этап обучения – отработка точности и вариативности движений. На этом этапе неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Известно, что формирование двигательных навыков и качеств учащихся обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий уровень или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от неё из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностность привязанностей, лёгкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Детям свойственна боязнь новых, неожиданных впечатлений, которые неизбежно появляются в их жизни. Некоторые проявляют агрессию, которая чаще всего возникает при смене привычных обстоятельств, например при появлении новых учителей, при смене привычных требований в организации деятельности на занятиях или при изменении режима.

Другие своеобразно реагируют на наказания: начинают либо раскачиваться, либо напевать. У третьих негативизм чаще проявляется из-за неумения переживать даже малейшую неудачу, считаться с желаниями и реакцией партнёра по игре; они испытывают страх, боязнь в тех случаях, когда от них требуют самостоятельности, активности, решительности. У них понижается настроение, если им приходится действовать в новой, незнакомой ситуации. Начинают капризничать, отказываться от деятельности, терять цель, если им необходимо самостоятельно преодолеть какие-либо препятствия. Отказываются продолжать работу, если от них требуют что-либо переделать, исправить. Часто бывает так, что дети, не готовы переживать эмоциональную оценку взрослых, уничтожают результаты своей деятельности, когда учитель хвалит других. Обиды, раздражения возникают, если сверстники просто не слушают их, не уступают им и не соглашаются с ними. Особые проблемы у этих детей могут проявиться в ситуации контакта, привлечении к себе внимания любым способом. Неадекватное переживание собственной значимости, исключительности приводит к закреплению неприемлемых форм удовлетворения потребности: когда ребёнку кажется, что другим уделяется больше внимания, предназначенное ему, у ребёнка возникает агрессивное поведение. Дети используют всё, чтобы поставить себя в центр ситуации, привлечь внимание.

Для другой группы детей характерно уменьшение активности в общении, пониженный фон настроения, особая чувствительность к взгляду, прикосновениям, ранимость во взаимодействиях с другими людьми, стремление к привычному кругу общения. Незначительные изменения в поведении взрослого настораживают их, вызывают растерянность, они начинают волноваться, капризничать, отказываться от работы, проситься домой.

Знание индивидуальных особенностей учащихся, их эмоциональной организации позволяет помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребёнка и выстроить систему работы с ним.

Основными задачами занятий физической культурой являются:

  • стимуляция физического развития ребёнка;
  • преодоление имеющихся у него нарушений двигательных функций;
  • укрепление здоровья, привычки вести активный образ жизни.

В связи с этим в каждое занятие включается не только общеразвивающие упражнения, упражнения для отдельных частей тела, подвижные игры и  игровые упражнения, но также и корригирующие упражнения, способствующие развитию дыхания, совершенствованию ходьбы, бега, прыжков, равновесия, развитию координации движений, ритма и пространственной ориентации движений.

Большое значение в работе по физическому воспитанию учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии имеет индивидуальный и дифференцированный  подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательной сферы, поскольку у детей одного возраста уровень развития моторики может быть различным. Важным является также учёт особенностей психического развития ребёнка и, в частности, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, личностных качеств (самостоятельности, инициативности, активности).

Высокой эффективности работы по физическому воспитанию способствует эмоциональная насыщенность занятий. Добиться её можно не только за счёт педагогического мастерства учителя, но и за счёт проведения занятий в игровой форме, а также доступности предлагаемых упражнений. Игровые упражнения и подвижные игры имеют широкое применение в воспитательной работе. Они способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, благоприятствуют также и умственному развитию, в частности, совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи. Воспитывают командное чувство, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимодействия в коллективе. Именно в команде важен пример сильного товарища, его  помощь, поддержка, настрой на победу.

Занятия на свежем воздухе обеспечивают удовлетворение потребности учащихся в двигательной активности (утренняя зарядка, уроки, спортивные секции), снятие излишнего психического и физического напряжения, способствуют повышению сопротивляемости организма ребёнка инфекционным заболеваниям и укреплению его нервной системы.

Любимыми формами работы по физическому воспитанию являются физические досуги и спортивные праздники (турслёт, «А ну-ка мальчики», «День здоровья», муниципальные, зональные соревнования), которые становятся действием, объединяющим всех: учащихся и педагогов. Праздники несут с собой эмоциональный заряд, который передаётся даже детям с самыми сложными проблемами в развитии и создаёт у всех хорошее настроение на длительное время. При этом игры подбираются таким образом, чтобы в них могли участвовать все, независимо от уровня двигательного и интеллектуального развития.

Таким образом, эффективность обучения учащихся с различными уровнями физического и психического здоровья зависит от создания условий для их совершенствования двигательных качеств и умений, принятия каждого ученика как личности в образовательном процессе.

        

                                 Литература.

  1. Астафьев Н. В., Михалев В. И. Физическое состояние умственно отсталых школьников. – Омск, 1996.
  2. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1987.
  3. Козленко Н.А. физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1987.
  4. Мозговой В.М. Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта в процессе физического воспитания. – М., 2001.
  5. Мозговой В.М., Лиманов Н.Г. Подвижные игры на уроках физкультуры на уроках во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М., 1986.
  6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации применения мониторинга физического развития на уроках физической культуры.

         При помощи мониторинга можно добиться не только повышения эффективности работы самого учителя, но и своевременно выявить потенциал обучаемого. ...

Профилактика нарушений осанки на уроках физической культуры

Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывают повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возраст...

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДНЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ИГРОКОВ В ФУТБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье описываются теоретические сведения о тактических действиях игроков футболе....

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физической культуры

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели у...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...

Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с нарушениями слуха на уроках физической культуры

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами индивидуализации предполагает разработку методических, образовательных продуктов, которые отвечали бы задач...

Круговая тренировка, как метод физического развития на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, проявились факторы ухудшения экологической обстановки,  и факторы экономические. Достаточно посмотреть на ко...