Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола
методическая разработка по физкультуре на тему

Ганзелюк Маргарита Анатольевна

        Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопасности. Поэтому я решила найти способ научить детей контролировать себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.21 КБ
Файл doklad_2013.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола.

                                                                         Выполнила: Ганзелюк М.А. учитель физической культуры

                                                                                    ГБОУ НШ-ДС №624, Адмиралтейского района                                                                                

Цель: Создать систему формирования навыков самоконтроля у младших школьников.

Необходимость изучения данной проблемы возникла по ряду причин:

 - учебные действия учащихся и допущенные ими ошибки контролируются и исправляются, как правило, учителем, без привлечения к этому младших школьников;

 - неразвитость самоконтроля ведёт к травматизму, плохому выполнению двигательных действий;

 -в методических пособиях вопросу формирования самоконтроля уделяется недостаточное внимание;

        Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопасности. Поэтому я решила найти способ научить детей контролировать себя.

     Ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований, изменять состав действий в изменившихся условиях, планировать состав действий, определяя субъективные трудности, сличать действия с образцом.

Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

Направления и методические приёмы формирования самоконтроля

  1. Самоконтроль поведения

«Ушки на макушке». Формирует умение слушать.

«Лучший друг». Формирует доброжелательное отношение к другим учащимся.

«Честное слово». Направлен на воспитание честности, учит соблюдать правила игр, эстафет

  1.  Самоконтроль двигательных действий      

«Делай как я» Учит сравнивать с образцом. При разучивании сложно-координационных упражнений.

«Найди ошибку». Учит взаимоконтролю (замечать ошибки партнёра и стараться избегать их)

 «Единство» Помогает добиваться слаженности выполнения упражнения с использованием различных предметов, требует представить, что ты и снаряд (мяч) – единое целое. Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, передач мяча, бросков по кольцу)

«Расчет силы» Способствует развитию двигательной чувствительности при выполнении упражнений (в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или дальность). Применяется при обучении упражнениям, в которых требуется точность действия (передач мяча, бросков по кольцу).

  1. Самоконтроль самочувствия

«Пульсометрия». Позволяет определить интенсивность нагрузки и как её переносят  учащиеся.

Очень важно, чтобы данные приёмы были не только усвоены детьми, но и «присвоены» ими, что позволит учащимся без целевой установки учителя осуществлять самоконтроль по всем трём направлениям. Это обеспечивалось поэтапностью формирования самоконтроля.

1)Ознакомление  с образцом. 2)Воспроизведение действия.3)Проверка по образцу.4)Нахождение ошибок.5)Исправление ошибок.6)Повторное выполнение действия без ошибок.

Данный подход был апробирован в ГБОУ НШ-ДС № 624 (237 человек). К 4 классу увеличилось количество учащихся, осознающих необходимость контролировать свои действия.

Значение самоконтроля для повышения качества овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях спортивными играми у младших школьников.

На ранних этапах формирования навыков, часто нарушается техника выполнения ведения, передач, бросков. Если ребёнок старается постоянно контролировать технику выполнения упражнений, то в результате формируются и уточняются различные формы содружественных и реципроктных отношений между нервными центрами мышечных групп. Контроль за своими действиями поможет ребёнку правильно рассчитать траекторию полёта мяча, силу, с которой надо выполнять передачу мяча в конкретной ситуации. Приучив себя к чёткому выполнению правил техники безопасности, ребёнок сможет избежать травм. Честное выполнение правил игры, учит быть честным и в обычной жизни. Контролируя свои эмоции ребёнок учится правильно реагировать на проигрыши и победы.  

Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру и улучшает качество овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях подвижными и спортивными играми, в частности с элементами баскетбола.



Предварительный просмотр:

Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола.

                                                                         Выполнила: Ганзелюк М.А. учитель физической культуры

                                                                                    ГБОУ НШ-ДС №624, Адмиралтейского района                                                                                

Цель: Создать систему формирования навыков самоконтроля у младших школьников.

Необходимость изучения данной проблемы возникла по ряду причин:

 - учебные действия учащихся и допущенные ими ошибки контролируются и исправляются, как правило, учителем, без привлечения к этому младших школьников;

 - неразвитость самоконтроля ведёт к травматизму, плохому выполнению двигательных действий;

 -в методических пособиях вопросу формирования самоконтроля уделяется недостаточное внимание;

        Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопасности. Поэтому я решила найти способ научить детей контролировать себя.

     Ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований, изменять состав действий в изменившихся условиях, планировать состав действий, определяя субъективные трудности, сличать действия с образцом.

Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

Направления и методические приёмы формирования самоконтроля

  1. Самоконтроль поведения

«Ушки на макушке». Формирует умение слушать.

«Лучший друг». Формирует доброжелательное отношение к другим учащимся.

«Честное слово». Направлен на воспитание честности, учит соблюдать правила игр, эстафет

  1.  Самоконтроль двигательных действий      

«Делай как я» Учит сравнивать с образцом. При разучивании сложно-координационных упражнений.

«Найди ошибку». Учит взаимоконтролю (замечать ошибки партнёра и стараться избегать их)

 «Единство» Помогает добиваться слаженности выполнения упражнения с использованием различных предметов, требует представить, что ты и снаряд (мяч) – единое целое. Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, передач мяча, бросков по кольцу)

«Расчет силы» Способствует развитию двигательной чувствительности при выполнении упражнений (в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или дальность). Применяется при обучении упражнениям, в которых требуется точность действия (передач мяча, бросков по кольцу).

  1. Самоконтроль самочувствия

«Пульсометрия». Позволяет определить интенсивность нагрузки и как её переносят  учащиеся.

Очень важно, чтобы данные приёмы были не только усвоены детьми, но и «присвоены» ими, что позволит учащимся без целевой установки учителя осуществлять самоконтроль по всем трём направлениям. Это обеспечивалось поэтапностью формирования самоконтроля.

1)Ознакомление  с образцом. 2)Воспроизведение действия.3)Проверка по образцу.4)Нахождение ошибок.5)Исправление ошибок.6)Повторное выполнение действия без ошибок.

Данный подход был апробирован в ГБОУ НШ-ДС № 624 (237 человек). К 4 классу увеличилось количество учащихся, осознающих необходимость контролировать свои действия.

Значение самоконтроля для повышения качества овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях спортивными играми у младших школьников.

На ранних этапах формирования навыков, часто нарушается техника выполнения ведения, передач, бросков. Если ребёнок старается постоянно контролировать технику выполнения упражнений, то в результате формируются и уточняются различные формы содружественных и реципроктных отношений между нервными центрами мышечных групп. Контроль за своими действиями поможет ребёнку правильно рассчитать траекторию полёта мяча, силу, с которой надо выполнять передачу мяча в конкретной ситуации. Приучив себя к чёткому выполнению правил техники безопасности, ребёнок сможет избежать травм. Честное выполнение правил игры, учит быть честным и в обычной жизни. Контролируя свои эмоции ребёнок учится правильно реагировать на проигрыши и победы.  

Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру и улучшает качество овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях подвижными и спортивными играми, в частности с элементами баскетбола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...

Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....

Семейная эстафета.Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры

Спортивные конкурсы для  всей семьи.Для чего необходимо применение подвижных игр на уроках физической культуры....

Методическая разработка урока физической культуры по теме: «Спортивные игры. Баскетбол»

Данная методическая разработка поможет провести урок физической культуры в 6 классе....

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...

Обеспечение безопасности на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми

Правила поведения и техника безопасности на занятиях спортивными играми -  это одна из основных тем, которая должна быть хорошо освоена учащимися....