Обеспечение безопасности на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми
статья по физкультуре на тему

  Правила поведения и техника безопасности на занятиях спортивными играмиэто одна из основных тем, которая должна быть хорошо освоена учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tb_na_sportivnyh_igrah.docx264.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение безопасности

на уроках

физической культуры

при занятиях спортивными играми

D:\Стендовый доклад\Обучение детей навыкам безопасности\PIC_3526.JPG

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»  Януш Корчак педагог, врач, писатель.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).  Соблюдению техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников.  Учитель физической культуры должен   четко знать инструкции по техники безопасности.   Все   пункты инструкции по технике безопасности,  должны быть обязательными для каждого ученика и учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

  Правила поведения и техника безопасности на занятиях спортивными играми -  это одна из основных тем, которая должна быть хорошо освоена учащимися. Учащиеся должны знать, что от соблюдения правил поведения   зависит их здоровье и даже жизнь. Учащихся нужно убедить в том, что знание правил поведения и техники безопасности, формирование установки на их выполнение снижают риск получения травм занятий в спортивных залах и на спортивных площадках не только на уроках, но и в свободное время.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

В младшем школьном возрасте необходимо научить учащихся  правилам поведения на уроке физической культуры. Постоянно  их напоминать,  используя  различные ситуации,  включать элементы игры, обязательно отмечать хорошее поведение детей. В подвижных играх учить строго выполнять правила. Дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая). В этом возрасте получение травм связано с повышенной эмоциональностью детей   и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений в 11–14 лет. Подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.      Одной из причин травматизма является стремление слабых учащихся не уступить своим более сильным и ловким сверстникам или  желание произвести впечатление на значимых для  подростка людей.  

     Основными  причинами  получения травм являются  недочеты в организации и методике проведения уроков:

  многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке;

  пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений.

 Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

  Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза).                                                                                                                                          

Низкий уровень воспитательной работы, отсутствие дисциплины.    

                                                         

                                                                                                                                                                              Основные мероприятия по профилактики травматизма при занятиях спортивными играми.

перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

убрать все посторонние и выступающие предметы;

проверить чистоту пола;

наличие освещения и вентиляции в зале;

убедиться в исправности инвентаря;

проветрить помещение;

проверить температурный режим в зале;

учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;

проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;

на каждом уроке учащимся напоминать  конкретные, подходящие для данного урока правила техники безопасности, которые им необходимо соблюдать при изучении учебного материала;

учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

не оставлять детей без присмотра во время занятия;

 требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;

в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила   игр;

избегать столкновений, толчков, ударов во время игры;

при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;

Учитель после занятия убирает инвентарь в места хранения, выключает освещение;

проводит детей в раздевалку.

Большое значение  в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе урока.  Учитель должен уметь визуально определять самочувствие ребенка по внешним признакам.

 Я считаю, что отсутствие травм на уроках спортивных игр обуславливается хорошим знанием учителем  правил по виду и судейской практикой. На наших семинарах должны  быть практические занятия по судейству.

 

  Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).  

 

 

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

 Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

 При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к травмам и падениям  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие при проведении уроков физической культуры по спортивным играм

Многие люди просто не понимают что такое баскетбол? Они не понимают, зачем нам изнурять себя тренировками, играть на них да боли в мышцах. Они не понимают, почему мы рады тому, что устали. Они считают...

Методическое пособие к уроку физической культуры. Раздел "Спортивные игры. Баскетбол".

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренир...

Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры

работработа имеет практическое значение для  учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола

Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопас...

Конспект урока физической культуры раздела "Спортивные игры. Волейбол" для 5 класса

Конспект урока физической культуры раздела "Спортивные игры. Волейбол" для 5 класса...

Технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 9 «б» класс.

Техника передачи мяча над собой во встречных колоннах через сетку.  Верхняя прямая подача, прием подачи....