Программа внеурочной деятельности учащихся "Русские подвижные игры" 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Анисимов Игорь Александрович

            Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Селивановского района

МОУ Волосатовская СОШ

Принято на заседании педагогического совета

Протокол от 02.09.2015 № 1

Согласовано:

Протокол от _________№____

Главный специалист, эксперт МУ "ЦБУ и методической работы системы образования" ________ Лебедева О. А.

Утверждено:

Директор школы

_______________ Н.В.Рябова

Приказ от 02.09.2015 № 188-од

Программа внеурочной деятельности учащихся

"Русские подвижные игры"

(разработано для учащихся 5 класса

срок реализации программы: 1 год)

                                                          Программу составил:

Анисимов Игорь Александрович

учитель физической культуры

п. Новый Быт

2015

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 4 класса.        Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. У многих школьников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

        Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией "встраивания" разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе;
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Место кружка в учебном плане

        Программа рассчитана на 35 часа в год – 5 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Методические рекомендации

        Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Планируемый результат:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движения;

- выпускник начальной школы сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования

        Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком 

Тематический план

№ п/п

Разделы

Теория

Практика

1

Игры на взаимодействие между учащимися

1

2

2

Игры, содействующие развитию двигательных качеств

1

2

3

Игры с элементами легкой атлетики

1

8

4

Игры с элементами спортивных игр

8

5

Игры с элементами лыжной подготовки

1

6

6

Игры по выбору детей

4

Всего часов

4

31

Всего часов по программе

35

Календарно - тематическое

планирование учащихся 5 класса

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

план

факт

Игры на взаимодействие между учащимися.

3

1

Игра "Кто раньше".

1

2

Игра "Перебежки".

1

3

Игра "Прыгающие воробушки".

1

Игры, содействующие развитию двигательных качеств.

3

4

Игра "Белые медведи".

1

5

Игра "Удочка".

1

6

Игра "Перестрелка".

1

Игры с элементами легкой атлетики.

9

7

Игра "Борьба за мяч".

1

8

Игра "Мяч ловцу".

1

9

Игра "Подвижная цель".

1

10

Игра "К своим флажкам".

1

11

Игра "Подвижная цель".

1

12

Веселые старты.

1

13

Игра "Прыжки по полосам".

1

14

Игра "Гонка мячей по кругу".

1

15

Прыжки в длину с прямого разбега.

1

Игры с элементами спортивных игр

8

16

Игра "Перетягивание через черту".

1

17

Игра "Снайперы".

1

18

Бег по линиям.

1

19

Игра "День и ночь".

1

20

Пионербол.

1

21

Эстафета с мячами.

1

22

Ведение мяча.

1

23

Игра "Кто точнее".

1

Игры с элементами лыжной подготовки

7

24

Эстафета 4х50 без лыжных палок.

1

25

Поворот переступанием.

1

26

Игра "Два мороза".

1

27

Подбирание предмета со спуска в низкой стойке.

1

28

Игра "Заяц без логова".

1

29

Веселые старты.

1

30

Игра "Кто дальше уедет".

1

Игры по выбору.

5

31

Игры по выбору.

1

32

Игры по выбору.

1

33

Игры по выбору.

1

34

Игры по выбору.

1

35

Игры по выбору.

1


Содержание рабочей программы

        Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

        Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В данную программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Материально - техническое обеспечение

Стенка гимнастическая

Козел гимнастический

Перекладина гимнастическая

Скамейка гимнастическая

Гантели

Маты гимнастические

Мяч набивной 1 кг

Скакалка гимнастическая

Мяч малый (мягкий)

Обруч гимнастический

Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой

Мячи баскетбольные

Стойки волейбольные универсальные

Мячи волейбольные

Мячи футбольные

Комплект лыж

Ботинки для лыж ( пара )

Коньки

Стол теннисный

Сетка теннисная

Ракетка теннисная (пара)

Шарики теннисные

Учебно - методическое обеспечение

1. Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, М.: "Просвещение" 2010

2. В. И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы М.: "Просвещение", 2007

3. Сборник нормативных документов Физическая культура, М.: Дрофа, 2004

4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство "ВАКО", 2007

5. Учебно - практическое оборудование:

Список литературы для учителя:

1. В. К. Шурухина. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М.: Просвещение, 1980

2. Е. М. Геллер Игры на переменах для школьников1 - 3 класс. М.: ФКиС, 1985

3. Г. А. Воронина. Программа регионального компонента"Основы развития двигательной активности младших школьников" Киров, КИПК и ПРО, 2007

4. Е. М. Минскин. Игры и развлечения в ГПД. М.: Просвещение, 1983

Список литературы для детей и родителей:

1. Г. К. Зайцев. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург. 2006

2. Е. П. Гайдай. "Игры, забавы, развлечения". М.: "АРКТИ" 2000

3. Д. З. Шибакова. "Наука быть здоровым", Челябинск. Книжное издательство. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры".

Представлена программа внеурочной деятельности с использованием подвижных игр для млалших школьников....

Программа внеурочной деятельности по Подвижным играм

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Мир подвижных игр"

Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребенка, всесторонней изической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности потребности в система...

Программа внеурочной деятельности ФГОС Подвижные игры 5-6 класс.

Рабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса «Подвижные игры народов России»

Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       внеурочной деятельности        кружок «Подвижные игры»              ...