Индивидуальный подход - путь к здоровью ребенка
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ

Власов С.Л.,

учитель физической культуры

 МБОУ «Тростенецкая СОШ»

Проблеме индивидуального подхода в воспитании уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание - приоритетные направления государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. Стратегия и тактика обеспечения здоровья всего населения Российской Федерации зависит не только медицины и здравоохранения, но и от многих интегрированных отраслей науки, в частности, морфологии, психологии, педагогики, теории и методики физической культуры. Физическое воспитание школьника должно отвечать новой цели «разностороннему физкультурному воспитанию в интересах формирования здорового образа жизни». Воспитать у школьника «потребность в двигательной активности на всю жизнь», стремление к физическому совершенствованию, укреплению здоровья можно только тогда, когда каждый учащийся на себе почувствует преимущества крепкого здоровья и духа, надежность и защищенность наличием у себя необходимой силы, быстроты, выносливости и ловкости, большого разнообразия двигательных навыков и умений.

Рассмотрим вопрос о том, должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности? Данный вопрос является спорным. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения - массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» нагрузки. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же старательных, любознательных. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Другие же считают, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Это обосновывается тем, что индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Стоит отметить, что в настоящее время в исследованиях большинства современных ученых утвердились представления о физическом воспитании как о процессе управления индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимых ему в сфере двигательной деятельности

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения.

Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, а именно, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости. Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.

Обозначим особенности методики индивидуального подхода:

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Принципиальной особенностью индивидуального подхода в физическом воспитании является ориентация на индивидуальную норму и индивидуальный подход в развитии и оценке физических качеств. Он базируется на учете не только половых и возрастных различий учащихся, но и конституциональных, т.е. врожденных особенностей строения тела и его свойств. На практике, как считает валеологическая наука, достаточно учитывать три основных типа конституции человека: астеники более выносливы; дигестивники обладают значительной силой; мышечники наиболее универсальны. Поэтому для физического развития учащихся важно использовать нагрузки, которые соответствуют врожденным задаткам занимающихся.

Индивидуальный подход должен предусматривать мониторинг учащихся, включающий антропометрические измерения роста, веса, окружностей грудной клетки и талии, и тестирование двигательных качеств.

Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых учеников на фоне неудач могут формироваться защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, "Веселые старты" и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка.

Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, педагог-валеолог, психологи, классный руководитель. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился «аппетит» заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей в классе и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей. Уроки физической культуры в младших классах общеобразовательной школы педагогически эффективны и носят оздоровительную направленность, если при их организации учитывается исходный функциональный профиль школьников, а в содержание включены оздоровительные мероприятия.

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.

Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особое место при индивидуализации физического воспитания необходимо отводить работе с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которым также необходимы физические нагрузки в щадящем режиме. Занятия в группах, сформированных по типам заболеваний, должны проводиться под контролем нескольких учителей физкультуры, прошедших специальную подготовку.

Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов или физических нагрузок, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.

Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.

3) нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял.

Стоит отметить, что без стойкого интереса со стороны учащихся к урокам физической культуры трудно рассчитывать на их желание заниматься физкультурой и спортом самостоятельно. К тому же часто учащиеся интересуются и теоретическими знаниями в области физической культуры. Для этого необходимо организовать предоставление общетеоретических и методических знаний по физической культуре.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальный подход в физическом воспитании необходим для оздоровления учащихся. Его необходимо осуществить при тесном контакте с семьей. В работе с детьми и их родителями надо опираться на данные медицинского обследования. Учитель вместе с родителями после консультации с врачом намечает систему мер: наиболее целесообразный режим, определенные условия жизни.

Также стоит отметить, что для проведения занятий по физической культуре индивидуализированного характера необходимо первичное широкое тестирование физической, функциональной подготовленности и работоспособности с последующим составлением карт функционального профиля и распределением предварительно разработанных «меню» двигательных и оздоровительных средств. Организация уроков физической культуры индивидуализированного характера с использованием мероприятий оздоровительной направленности на принципах биоуправления с обратными связями оказывает более эффективное воздействие на параметры физической и функциональной подготовленности и работоспособность школьников.

Особое внимание стоит уделить мотивации и ее индивидуализации в отношении занятий физической культурой. Именно мотивация является определяющим фактором успешности форм, методов физического воспитания.


Список использованной литературы

  1. Голиков, Н. Школа здоровья. - Тюмень: Вектор Бук, 2000, - 260 с.
  2. Зискина, М.А., Каюмова, С.А., Пастухина, Р.И. Некоторые вопросы подготовки школьного валеолога. Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школы/ Тез. докл. научно-практ. конф., Тюмень, 1996.
  3. Литвинов, Е. Урок физкультуры. Индивидуальный подход [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spo.1september.ru /view_article.php?ID=200802109
  4. Титова, Т. Оздоровительные возможности урока физкультуры [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spo.1september.ru/2005/19/3.htm
  5. Чимаров, В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях// Образование и наука, 2000, № 1(3).
  6. Щедрина, А.Г. Пропаганде физической культуры - научную основу//Теория и практика физ. культуры, 1990, № 1.
  7. Янсон, Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания школьников// Валеология, 1997, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия - путь к психологическому здоровью ребенка

Цель: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.Задачи:  1) релаксация, снятие мышечной      напряжённости;  2) развит...

Индивидуальный подход в защите прав и интересов ребенка

Описан опыт взаимодействия всех субъектов образования в условиях спортивно школы-интерната...

Закаливание - путь к здоровью ребенка

Статья о важности закаливания организма....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Индивидуальный подход в обучении с учетом темперамента ребенка.

Рекомендации родителям по развитию ребёнка с учётом темперамента...

индивидуальный подход в обучении ребенка.

индивидуальный подход с учетом особенностей ребенка....