Образовательная программа дополнительного образования детей "Футбол"
рабочая программа по физкультуре на тему

Иванов Сергей Леонидович

Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futbol_novaya_.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 109

Приморского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено  Педагогическим   советом

 государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя   общеобразовательная  

 школа  № 109 Приморского района

 Санкт-Петербурга

 Протокол № 1 от «29» августа 2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 109

Приморского района Санкт-Петербурга

______________________Н.И. Исаева

«_____»_______________2014  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ФУТБОЛ

Программа предназначена для детей в возрасте 6 – 17 лет.

Срок освоения программы – 4 года.

Автор-составитель: Иванов С.Л.

Программа скорректирована в 2014 году

                 

 

Санкт-Петербург

2014  

1. Пояснительная записка

   

       Программа по футболу направлена на повышение двигательной активности учеников, совершенствование технических умений и приобретение новых двигательных навыков, формирование умения работать в команде, воспитывая тем самым дисциплинированность и ответственность.

 

Актуальность программы:

В связи с изменением ритма жизни и увеличивающейся учебной нагрузкой, а также низкой организацией досуговой деятельности детей и подростков, возникает необходимость создания секций спортивной направленности, которая средствами физической культуры решала бы проблему гиподинамии подрастающего поколения и прививала интерес к регулярным и самостоятельным занятиям двигательными упражнениями, подвижными и спортивными играми.

Поскольку футбол является самым популярным видом спорта среди мальчиков школьного возраста, имеет смысл целенаправленно обучать ребят основам владения мячом технике  и правилам игры. Таким образом, может решаться еще одна задача – формирование детских и подростковых команд для участия в турнирах различного уровня, начиная с дворовых и товарищеских игр, заканчивая Первенством района и выше.

 

Цель программы:

 Популяризация и развитие футбола в государственных образовательных учреждениях,

повышение уровня спортивного мастерства занимающихся, организации и проведения учебно-тренировочного процесса.

 

Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:

Образовательные задачи:

1. Способствовать овладению воспитанниками  движениями и элементами игры в футбол.

2. Обучать навыкам спортивного мастерства, элементам игры в футбол.

3.Формировать навыки в игре.

4. Сформировать систему знаний, умений по основам игры в футбол.

5. Подготовка судей-общественников по футболу.

Развивающие задачи:

1.Развивать у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном виде спорта.

2. Развивать общую выносливость, ловкость, координацию, гибкость, силу и силовую выносливость.

3. Развивать уверенность в себе, своих силах и готовности к  высоким спортивным достижениям.

Воспитательные задачи:

1. Формировать патриотизм.

2. Воспитывать высокие волевые, морально-этические и эстетические качества.

3. Воспитывать чувство ответственности и товарищесва.

4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Условия реализации образовательной программы:

Программа предназначена для детей и подростков  в возрасте от 6 до 17 лет. Программа рассчитана на 4 - летнее обучение. Комплектование групп по футболу осуществляется на основании выполнения (подтверждения) обучающимися нормативов физической и технической подготовленности соответствующих этапу подготовки.

Начало обучения осуществляется при наличии:

-заявления от родителей

-медицинского заключения

Количество занятий в неделю, часов в неделю и в год:

- у первого года обучения   2  занятия в неделю  по  2 часа (144 часа в год)

- у второго года обучения 2-3 занятия в неделю  по 3-2 часа (216 часов в год)

- у третьего года обучения 2-3 занятия в неделю  по 3-2 часа (216 часов в год)

- у четвертого года обучения 2-3 занятия в неделю  по 3-2 часа (216 часов в год)

Занятия групповые,  в состав  группы  входят от 10 до 15 человек. Первый год  - не менее 15 человек в группе, второй год обучения – не менее 12 человек в группе. Третий и четвертый год – не менее 10 человек в группе при сохранении контингента занимающихся 80% и выше.

 

 

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

При посещении свыше  70%  занятий должны наблюдаться сформированные знания по теоретическому разделу программы, практические умения в освоенных упражнениях, учащиеся должны демонстрировать прикладное значение изученных упражнений. Сформирована «школа мяча», владение основными техническими приемами футбола. Понимание сущности игры, значение техники и тактики. Умение не только самостоятельно выполнять действие, но и обучать упражнениям товарищей. Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий

Способ проверки:

- участие в соревнованиях различного уровня.

- турнир (между собой, между другими командами)

 

  Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, в соответствии с Законом «Об образовании» и типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

2. Учебно-тематический план

 

Таблица учебно-тематического плана на первый  год обучения  

№п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Теоретическая подготовка

6

6

-

2

Общая физическая подготовка

44

4

40

3

Специальная физическая подготовка

38

4

34

4

Технико-тактическое мастерство

28

4

24

5

Соревновательная подготовка

28

6

22

6

Итого часов:

144

20

124

Содержание программы первого года обучения

1. Теоретическая подготовка:

- техника безопасности

- правила поведения на занятиях

- здоровье и здоровый образ жизни

- история возникновения и развития футбола

- развитие физических качеств

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

бег 200, 400 м  на время, прыжки на скакалке, прыжки через скамейку, прыжки с подниманием коленей к груди, прыжки в парах, отжимание, приседания.

 - Развитие ловкости

упражнения на снарядах, прыжки на 3,4 рейку гимнастической стенки, передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием  мячей, матов, скакалок, скамеек.

- Развитие координации

 ориентация в пространстве, упражнения в парах. Упражнения с предметами (скакалки, мячи, гимн. палки),  гимнастические и акробатические упражнения,  упражнения на формирование правильного владения мячом.

- Развитие гибкости

Наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек. Мост, держать 3 сек Шпагаты в трех положениях; правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в стороны ногами)

- Развитие силы и силовой выносливости; гантели, утяжелители, упражнения в парах с сопротивлением партнера, упражнения силового характера с использованием собственного веса.  

3. Специальная физическая подготовка

Основное требование -  развитие физических качеств футболистов предусматривает оценку скоростных и скоростно-силовых качеств, скоростной и общей выносливости.

1.        Бег 30 метров (с)

2.        Бег 50 метров (с)

3.        Бег 7 раз по 50 метров (с).

4.        Тест Купера на общую выносливость. Бег в течение 12 минут.

5.        Тест на быстроту и скоростную выносливость. Бег 30 метров с высокого старта. 3 повторения с интервалом отдыха 20 секунд. Скоростная выносливость определяется по сумме показателей в 3 попытках.

6.        Пятерной прыжок в длину с ноги на ногу с места.

7.        Бросок набивного мяча весом 2 кг двумя руками из-за головы на дальность  

4. Технико-тактическое мастерство

Учащиеся получают базовую информацию о тактике этого вида спорта, о роли партнеров в игре, умения работать в команде. Технические элементы изучаются, начиная с наиболее простых, затем, по мере усвоения, совершенствуются в более сложные.

Технические умения

- Удар носком, удар подъёмом, удар внутренней стороной стопы, удар внешней стороной стопы.  

- Удар пяткой, удары с подрезкой мяча, удары по катящемуся и летящему мячу, удары головой.

- Остановки мяча, ведение мяча, финты, отбор мяча, вбрасывание мяча, приёмы игры вратаря, передачи.

 Тактические знания

- Если «работает» голова, индивидуальная тактика, система игры, игра вратаря.

- Тактика игры защитников, тактика игры полузащитников, тактика игры нападающих.
- Законы футбольного поля, правила игры, мини–футбол, футбольная терминология.

5. Соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух соревнованиях.

 

Таблица учебно-тематического плана на второй  год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Теоретическая подготовка

6

6

-

2

Общая физическая подготовка

66

5

61

3

Специальная физическая подготовка

60

7

53

4

Технико-тактическое мастерство

42

6

36

5

Соревновательная подготовка

42

6

32

Итого:

216

30

186

Содержание программы первого года обучения

1. Теоретическая подготовка:

- техника безопасности

- пропоганда асоциального поведения

- правила игры в футбол

- развитие у занимающихся специальных знаний, и умений  в данном виде спорта.

- первая помощь при травмах

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Общая выносливость развивается с помощью упражнений при задействовании  больших мышечных групп: беговые (бег на выносливость-1 км) и прыжковые упражнения (прыжки на скакалке - прыжки на двух ногах без промежуточных подскоков, вращая скакалку вперед, средний темп – 100 прыжков в минуту).

 - Развитие ловкости

Упражнения на снарядах (гимн.стенка, скамейка), передвижение по ограниченной опоре, «полоса препятствий» с использованием подручных средств.

- Развитие координации – упражнения, связанные с ориентацией в пространстве, тренировка вестибулярного аппарата, средствами вращательной акробатики. Упражнения со снарядами (скакалки, гимн.палки, мячи), гимнастические упражнения .

3. Специальная физическая подготовка

 Основное внимание в разделе СФП направлено на развитие физических качеств применительно к игре в футбол:

- скоростная выносливость – пробегание коротких отрезков большое количество раз:

- специальная ловкость – повороты и остановки в движении, перемещение относительно игроков своей команды и противника.

- координационные способности – умение быстро ориентироваться в пространстве, координирование действий при ведении  и передаче мяча.

Основа любой игры с мячом – «школа мяча». Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений). Большое значение имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с мячом.

4. Технико-тактическое мастерство

Моделирование игры в тренировочном процессе. Психологическое состояние во время игры.

 5. Соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух-четырех соревнованиях.

Таблица учебно-тематического плана на третий  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Теоретическая подготовка

6

6

-

2

Общая физическая подготовка

47

6

41

3

Специальная физическая подготовка

42

8

34

4

Технико-тактическое мастерство

84

6

78

5

Соревновательная подготовка

37

6

31

6

Итого:

216

32

184

 

Содержание программы третьего года обучения

1. Теоретическая подготовка:

- техника безопасности

- техника безопасности во время игры в футбол

- первая помощь при травмах

- правила поведения на занятиях

- правила поведения на соревнованиях

- здоровье и здоровый образ жизни

- гигиена

- правильное питание

- соблюдение режима дня

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Бег на выносливость1 км,3 км

Прыжковые упражнения: прыжки со скакалкой,  прыжки на гимнастическую скамейку толчком двумя ногами, выполнять отскок от скамейки с прямыми ногами, количеству прыжков в минуту.

Подкачка (выпрыгивания, складки, приседания, отжимания, поднимание ног в висе на шведской стенке, пресс, упражнения на мышцы спины), выполняется на время.

-Развитие специальной выносливости.

 Работа с мячом на время и на качество техники владения.

3. Специальная физическая подготовка

Отработка элементов игры на уровне команд района и города. Для  конечного результата необходимо выставлять команду, подготовленную из воспитанников отделения футбола, на городские соревнования и турниры не меньшего ранга.

4. Технико-тактическое мастерство

 Умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед игрой, мобилизовывать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям. Вести борьбу с соперником до конца, не поддаваться неприятным уловкам со стороны соперника, не отвечать им грубостью на грубость.

5. Соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие не менее чем в  четырех-шести соревнованиях.

Таблица учебно-тематического плана на четвертый  год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Теоретическая подготовка

6

6

-

2

Общая физическая подготовка

38

6

32

3

Специальная физическая подготовка

46

8

38

4

Технико-тактическое мастерство

75

6

69

5

Соревновательная  подготовка

51

6

45

Итого:

216

32

184

Содержание программы четвертого года обучения

1. Теоретическая подготовка:

- техника безопастности.

-формирование у занимающихся специальных знаний в ходе практических занятий и самостоятельно.

- повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений.

2.Общая физическая подготовка

- Развитие общей выносливости

Бег, бег с грузами -1км, бег с препятствиями, прыжки на скакалки.

Подкачка с грузами.

- Развитие специальной выносливости.

Игра в процессе тренировки с грузами.

- Развитие силы, силовой выносливости во время игры.

 

3. Специальная физическая подготовка

Учащиеся осваивают ведение мяча, удары по мячу (различной интенсивности, различными частями тела, из различных положений) не только в процессе тренировки, но и в игре. Большое значение имеет формирование так называемого «чувства мяча», которое достигается регулярным взаимодействием с мячом. Отрабатывание ударов с 11-метровой отметки. Готовность команды участвовать в игре по формату кубка, с дополнительным временем и послематчевыми штрафными.

4. Технико-тактическое мастерство

 Самостоятельно (в команде) выбирать тактический вариант игры и реализовывать его, распределяя роли игроков. Активно взаимодействовать в команде. На протяжении 15 минут учебной игры (2 х 7,5 минут по правилам мини футбола) демонстрировать высокий уровень работоспособности, без снижения эффективности освоенных технических действий.

 

5. Соревновательная подготовка

Учащиеся на этом году обучения в течение учебного года принимают участие более чем в   шести соревнованиях.

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  Подготовка учащихся строится на основе следующих методических положений:

- Использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;

- Целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;

- Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности учащегося  в процессе  обучения;

- Стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности учащихся. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения,

- Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);

- Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

Теоретическая подготовка - формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в данном виде спорта, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно. Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

4. Список  литературы для педагогических работников

1.Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.

2.Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.

3.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002.

5.Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001.

6.Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». - Ростов-на-Дону, 2001.

7.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996.

8.Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

9.Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. - СПб., 2000.

10.Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч.-пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994.

11.Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол.

12.С.Н.Андреев, В.С. Левин. Мини-футбол. Методическое пособие.- Липецк, 2004.

5. Список  литературы для детей

 

1.Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., ФиС.2001г.

2.Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005

3.Филин В.П.  Испытание  физических  качеств  у  юных  спортсменов. -М.: ФиС, 1974.

      4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-  М.:  ФиС, 2000.  

      5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС,                            1988.  

      6. Дьячков В.М.  Физическая  подготовка  спортсмена.-  М.:  ФиС, 2001.  

7.Зациорский В.М.  Физические  качества  спортсменов.-М.:  ФиС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...