Особенности работы в сельской школе
статья по физкультуре на тему

Леонова Наталья Александровна

Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы в сельской  школе.

    Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

      Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, больше индивидуального подхода, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Казалось бы, что в таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными. Однако исследования показывают, что мотивация к обучению, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем у городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

      Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым, развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

        Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

        Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и другие. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Дети должны овладеть следующими умениями: сосредотачиваться на выполнении задания, не отвлекаться и быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

      Поэтому учителю класса-комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, вырабатывать у детей общеучебные умения и добиваться умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения.

       При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:

-недопущение перегрузок (за счет сокращения времени на обязательный учебный труд, прежде всего из-за строгого отбора содержания и объема учебного материала);

-обязательное проведение самостоятельной работы учащихся;

-зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом;

-урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ – СД – РУ – СД – РУ;

-необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени;

-широкое использование всех видов инвентаря, которое вызвано самостоятельной работой учащихся.

     Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в следующем. Методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, чтобы добиться приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.

     Так как деятельность учителя не изменяется, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

      Функция учителя на уроке заключается в следующем. Он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, связанное одной целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

       Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

      Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской школе – проведение одно темных уроков. В этом случае появляется возможность организовать как проведение фронтальной работы на отдельных этапах урока, так и проведение одно темных уроков.

      Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значительных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. И тут большие резервы скрыты, с одной стороны, в работе над планированием учебного материала, его отбором с учетом исходного уровня общеобразовательной подготовки детей, посильной трудности предлагаемых заданий, с другой стороны – в работе над совершенствованием структуры урока, его организационной формы. Логика развертывания учебной деятельности школьников должна определяться в первую очередь главной образовательной целью урока, его «ядром», а не соблюдением формальных требований к последовательности этапов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для коррекционно-развивающей работы в сельской школе

В нашей школе около 20 учащихся обучаются по программам специальной коррекционной школы...

Особенности работы в малокомплектной школе

В статье названы особенности работы в малокомплектной школе....

Особенности и методики работы с одаренными детьми в сельской школе

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей в условиях малокомплектной сельской школы.Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологи...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Научно-исследовательская работа "Быт сельской школы середины прошлого века"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 9 класса.Цель:  описать школьный быт 60-х – начала 70-х годов прошлого  века.Задачи:- познакомиться с краткой историей Крайчиковской ...

особенности преподавания в сельской школе

Результат обучения и научения учеников малокомплектных школ...