Правильная осанка и ее нарушения
методическая разработка по физкультуре на тему

Федорова Наталья Николаевна

 

Аннотация

     Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое  исследование, в  которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.

  Разработаны рекомендации для учащихся, представлен комплекс упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл правильная осанка и ее нарушения.37.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА и ЕЕ НАРУШЕНИЯ»

Цель. Формирование и сохранение здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Значение осанки в жизни человека.
  2. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела.
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки.

    Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего человека. С морфологической точки зрения осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, во-вторых, качеством работы мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.  Наибольшую роль в изменении осанки играют позвоночник и таз.

Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, при этом голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, пятки вместе. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты.

   У школьников с дефектами осанки нередко ухудшается зрение, ибо они сидят за столом, низко опустив голову, приблизив глаза к воспринимаемым предметам (книге, тетради). Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

   Правильная осанка-залог здоровья человека

    Для чего нужна человеку правильная осанка?  Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

   Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

    Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, дошкольный и школьный периоды.

  Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника. Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется - грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.  Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

 Есть ли какие - либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

   Да, это так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно - мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета. «Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечнососудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

  • слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
  •  неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
  • сидения за столом, сгорбившись;
  •  передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);
  •  различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;
  •  односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

Нарушение осанки

    У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.

  Основная причина - гиподинамия, или, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. Встречаются четыре типа осанки:

  • нормальная осанка;
  • гиперлордоз;
  • кифоз;
  • плоская спина.

 Гиперлордоз  характеризуется усилением всех физиологических изгибов. Усилены шейный и поясничный лордозы (выгибание позвоночного столба вперед), грудной кифоз (выгибание назад). Такая осанка сопровождается усилением наклона таза.

 Кифотическая осанка или так называемая «круглая спина» возникает, если все шейный и поясничный лордозы сглажены, а грудной кифоз увеличен. При такой осанке плечи направлены вперед, грудь впалая, а живот выпячен. Такое положение туловища легче удерживать при слегка согнутых коленях.

 Плоская спина проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Спина выглядит плоской, лопатки могут принимать форму крыловидных. При таком типе осанки, как плоская спина, существует наибольший риск развития сколиоза (искривления позвоночника во фронтальной плоскости, проще говоря, вбок).

Кифоз - это деформация грудного отдела позвоночника, которая характеризуется искривлением позвоночника в направлении спереди назад, при этом возникает выпуклость позвоночника назад.  Кифозы бывают врожденными и приобретенными.

Причины нарушений осанки

Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:

  • разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника;
  • различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит;
  • дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки

 Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:

  • режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка;
  • гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми

Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:

  • различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит.
  • полученная травма (это может быть перелом позвоночника)
  • профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой.
  • плоскостопие также вызывает нарушение осанки

                                                                     Виды нарушений осанки

    Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

 Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

 Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

  Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.   У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

   Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.  У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

   Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.  У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

 Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.

   Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.  У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

   Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

   Нарушение осанки во фронтальной плоскости - заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища. Проявляющейся в разной высоте надплечий в различном положении лопаток, как по высоте, так и по отношению к позвоночнику,  к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

Поддержание правильной осанки.

   По мере овладения навыками ровно держать спину у человека развивается потребность следить за своей осанкой. Так как усталость, боли и дискомфорт в позвоночнике заставляют нас находить более удобное положение, иногда это бывает затруднительно. Но уже через несколько дней тренировок вы научитесь держать осанку, находя идеальное положение для работы и отдыха. Поначалу оно окажется непривычным для некоторых мышц, поскольку их бездействие из-за невыполнения возложенной на них функции приводит к рас тренированности. Но чем чаще вы будете пользоваться ими при поддержании правильной осанки, тем легче вам будет сохранять ее в дальнейшем.

 Старайтесь чаще прислушиваться к своему телу, понимать его сигналы о неблагополучии. Именно это и позволит вам следить за осанкой. Периодически контролируя ее во время работы и отдыха, вы незаметно для себя привыкнете к правильному положению позвоночника. Почти так же, как человек, перенесший тяжелую болезнь, сначала устает от легкой прогулки, но, постепенно включаясь в рабочий ритм, возвращается к прежнему уровню работоспособности.

 Осанка является частью нашей индивидуальности и отражает наше психоэмоциональное состояние. В ряде случаев хроническая усталость, нарушения сна, головные боли, боли в спине и шее и т. д. могут быть результатом плохой осанки.

 В правильном положении нагрузка на позвоночник становится минимальной, он меньше устает, вот почему рациональное положение тела при выполнении работ является хорошей профилактикой остеохондроза и его обострений. В большинстве случаев осанку можно улучшить в любом возрасте. Процесс формирования осанки заключается в том, что вы обучаетесь прислушиваться к сигналам.  Собственного тела и правильно реагировать на них, принимая позу, которая действительно необходима в данный момент.

Профилактика и сохранение правильной осанки.

     Сохранение и профилактика правильной осанки это РЕГУЛЯРНЫЕ действия, позволяющие человеку на собственном опыте узнать, что такое правильная осанка. Ключевое слово здесь — регулярные, именно за счет регулярности занятий достигается сохранение правильной осанки.

Правильная осанка и упражнения взаимосвязаны. Вся профилактика нарушения осанки сводится к тому, что просто нужно выполнять упражнения. Именно за счет этого достигается долгосрочный эффект.

   Профилактика нарушений осанки.  В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию в целом, и для нормального формирования позвоночника. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 минут занятий следует встать и подвигаться 5—10 минут.

Полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище.

 Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20—30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки — это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. 

Способы решения проблемы.

1.Основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.

Поэтому я с помощью учителя физкультуры и классного руководителя разработала:

  • Примерный комплекс домашних упражнений для утренней зарядки  для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет (Приложение 1)
  • Примерный комплексы упражнений (на каждый учебный день) для стабилизации навыка правильной осанки у школьников 7-12 лет (Приложение 2) 

     

Приложение 3.

Примерный комплекс домашних упражнений.

1 упражнение . И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.

 Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.

2 упражнение. И.п.:  середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.

 Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.

3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках –  концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.

 Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.

4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.

 Выполнение. Выпрямить руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.

5 упражнение. И.п.:  лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.        

 Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.

6 упражнение. И.п.:  стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.

Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.

7 упражнение. И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.

Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.

Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.

8 упражнение. И.п.: руки на поясе.

 Выполнение. Сделать 20-30 подскоков на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.

Приложение 3.

Комплекс упражнений "Полет к звезде"

1 группа – фиксирование позвоночника в правильном положении

1 упражнение – «Тренировка к полету»

И.п. Встать друг к другу спиной, соприкоснуться лопатками и пятками. Раз – два, руки в стороны, вверх. Три – четыре, руки в стороны и вниз. (3-4 раза).

2 упражнение – «Вверх, к звездам»

Раз – два, встать на носочки, руки вытянуть вверх. Три – четыре, и.п.(3-4 раза)

3 упражнение – «Работа двигателя»

И.п. Встать друг к другу спиной, вытянуть руки в стороны и сомкнуть пальцы в замок. Раз – два, три – четыре, вращательные движения руками.

2 группа – формирование правильной осанки

1 упражнение – «Подготовка экрана»

И.п. Встать лицом друг к другу, соприкоснуться ладонями.

Раз – два, круговые движения вправо, три – четыре, влево.

Раз – два – три – четыре, полные круговые движения, сначала вправо, затем влево. (3-4 раза)

2 упражнение – «Напилим дрова»

Раз – два – три – четыре, движения руками вперед и назад. (3-4 раза)

3 упражнение – «Космические велосипеды»

Раз – два – три – четыре, движения руками по кругу с сопротивлением. (3-4 раза)

4 упражнение – «Игра в мяч на полянке»

И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Один ребенок подпрыгивает на носочках, приседает, другой легко подталкивает его пальцами, как мяч. Потом дети меняются ролями.

5 упражнение – «Танцы на поляне»

И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки поставить на плечи соседа.  Раз – два, наклоны вправо, Три – четыре, влево. (3-4 раза)

«Красивая осанка - признак успешности»

Дорогие ребята! Помните!

  • Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
  • Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
  • Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
  • Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
  • Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
  • Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
  • Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
  • Осанку нарушает езда на велосипеде.
  • Осанку может исправить сон на жестком матраце.
  • Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Правила для поддержания правильной осанки.

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осанка.Формирование правильной осанки

Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...

Проект по теме: «Формирование правильной осанки и исправление ее нарушений на уроках физической культуры»

Цель проекта: использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования правильной осанки и исправление ее дефектов у школьников.Задачи проекта:·   воспитан...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений»

        Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...

Доклад «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников»

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания....