Описание опыта работы
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Описание опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_avtosohranennyy.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                

        

Описание опыта

учителя физической культуры                                                                                                                           МБОУ СОШ с.Успенка Тандинского кожууна

Важнейшим направлением учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения и деятельности учителя физической культуры является внедрение комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов, направленной на развитие двигательных способностей.  Комплексная программа объединяет сложившиеся формы физической культуры в единый, гигиенически обоснованный двигательный режим, который способствует гармоническому развитию личности, достижения физического совершенства и готовности выпускников школы к высокопроизводительному труду и защите Родины.

С целью реализации этих задач, исходя из условий и возможностей школы, проводятся уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, на повышение физической закалки и подготовленности, достижения спортивных результатов и выполнения учащимися спортивных разрядов.

Необходимым условием реализации школьной программы по физической культуре является укрепление и расширение учебно-спортивной базы школы. Спортивная площадка оборудована двумя баскетбольными щитами, и двумя волейбольными стойками. Для проведения уроков гимнастики имеется инвентарь и оборудование (гимнастическая перекладина, маты, скамейки), что способствует увеличению моторной плотности урока по спортивным и подвижным играм имеется необходимый набор мячей. Для занятий в группах по ОФП имеется беговая дорожка, три стола для игры в настольный теннис.

Основной формой физического воспитания детей является урок физической культуры. Комплексная программа является основным документом для учителя, на основе которого составляется сетка часов на учебный год, тематические планы-графики на каждую четверть, планы конспекты уроков. Ученикам  предлагаю самостоятельно демонстрировать комплекс утренней гимнастики или разминки, подобрать упражнения для развития гибкости, силы, а наиболее подготовленным ученикам показать технику выполнения, элементов, навыков, комплексов и т.д. Даю конкретные домашние задания как в целом всему классу или индивидуально каждому ученику. Во время урока корректирую допустимые ошибки ученикам, соблюдаю дозировку и плотность урока, уделяю внимание страховке и самостраховке.  На уроках часто использую музыкальное сопровождение, видеозаписи с элементами ритмической гимнастики. Для оценки успеваемости учеников по предмету опираюсь на учебные нормативы, провожу тесты, проверяю степень овладения двигательными навыками, действиями. При оценке успеваемости учитывая индивидуальные способности и особенности каждого ученика, включая его физическое развитие, телосложение, биологический возраст.

В школе нет освобожденных от уроков физической культуры учащихся, все учащиеся специальной медицинской и подготовленной группы посещают уроки, и выполняют те задания и упражнения, которые не противопоказаны их состоянию здоровья. Ученики сдают контрольные нормативы согласно учебной программе для данной категории. В целях повышения ответственности школьников за выполнение требований программы по физической культуре в школе, по выбору учеников 9-11классов проводится итоговая аттестация  по физической культуре и итоговая оценка выставляется  в аттестат об основном общем и об окончании школы. Оценка выполнения физических упражнений самими учениками и оценка своего физического развития один из основных педагогических приемов. Поэтому в начале и в конце учебного года в школе проводится мониторинг определения общего уровня физической подготовки учеников основной медицинской группы, класса и школы в целом.   В школе разработано положение, план проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Большое значение для всестороннего развития личности являются внеклассные формы занятий физической культурой и спортом. Общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия  должны отвечать определенным требованиям воспитательной направленности, массовости, свободному выбору учениками вида физкультурных занятий.  Для налаживания   массовой физкультурной работы в школе опираюсь на самих учащихся. В школе создан Совет коллектива физкультуры, выбраны физорги классов. Совместно с  организатором внеклассной работы  проводятся все  внеклассные спортивно-массовые мероприятия. Для проведения различных спортивных мероприятий  привлекаю родителей и молодежь села. Без общешкольных физкультурно-массовых мероприятий не может быть полноценной внеклассной спортивно-массовой работы. Эти мероприятия привлекают к регулярным занятиям физической культурой еще неохваченных кружками и спортивной секцией учащихся. Эти мероприятия являются эффективным средством активного отдыха и подведения личных и командных результатов. К таким соревнованиям в школе относятся внутришкольные соревнования по некоторым видам спорта как футбол, настольный теннис, пионербол, легкая атлетика, единоборства. Ежемесячно проводятся дни здоровья, два раза в год туристические походы. Традиционными  в дни весенних каникул в школе стало проведение спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья!». Все эти мероприятия включены в календарный план, который размещен на стенде спортивно-массовой работы в школе. Календарный план составлен с учетом материальной базы школы, прохождения программного материала, контингента учащихся, календарного плана ДЮСШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна. Большое внимание в школе уделяется и патриотическому воспитанию школьников, например «Эрниӊ эрези!», военно-патриотическая игра «Зарница» и т.д.

        Большой популярности не только у детей нашей школы, но и у детей других школ кожууна пользуются ежегодные традиционные соревнования «Дети Таӊды!». Команда школы не раз становилась победительницей и призером кожуунных и республиканских спортивных  соревнований среди учителей и учащихся.  Мною проводится спортивные секции «Найт»  настольный  теннис и «Футбол». Набор в секции проводится по принципу: все желающие, отнесенные  по состоянию здоровья в основную медицинскую группу. Основными задачами спортивных секций являются: наибольше вовлечение детей к систематическим занятием физической культуры и спортом, выполнение установленных норм технической, общей, специальной физической подготовленности, подготовка спортсменов массовых разрядов по культивируемому виду спорта, а так же участие в различных соревнованиях.  

        С целью достижение хороших результатов в своей работе выбираю оптимальные варианты, средства и методы обучения поэтапного решения задач физического воспитания в конкретных условиях (материальная база, условия проведения уроков, оснащенность инвентарем и т.д.).        

Основными задачами физического воспитания считаю:

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкультурой и спортом;
  • расширение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья;
  • развитие двигательных качеств;
  • содействие воспитанию нравственных и морально-волевых качеств учащихся, расширение кругозора.

Формы физического воспитания детей многообразны. Считаю, учитель обязан каждую из них использовать с возможно большей эффективностью. Поэтому мне приходится быть и методистом, и организатором, и тренером,  и руководителем, и хозяйственником, а  самое главное, старшим товарищем и другом.

         

        Применение современных информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе  на уроках физической культуры.

        Информационно-коммуникативные технологии

ИКТ занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в повседневной работе, работе в Интернет, умение использовать  электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются приобретенными на сегодняшний день. Я стараюсь идти  в ногу со временем и тоже применяю ИКТ  в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры и на секционных занятиях. При выполнении упражнений, как в разминке (ритмическая гимнастика), так и при выполнении упражнений в основной части урока  использую функциональную музыку. Учащимся легче привыкнуть к заданному ритму в конкретном упражнении. Главное, что музыкальное сопровождение очень нравиться детям, а, значит, я добиваюсь желаемого результата – у детей повышается мотивация к выполнению упражнения.

        Говоря о применении ИКТ - технологий на уроках, я хочу обратить особое  внимание на специфику своего предмета – физическая культура, поэтому в своей деятельности я больше внимания уделяю коммуникативной составляющей.

Для повышения эффективности своей работы я использую:

 - комплексность обучения;

- технологии поэтапного обучения;

- педагогику сотрудничества;

- дифференциальный и индивидуальный подход в обучении;

- игровые технологии, спортивные и подвижные  игры;

- технологию комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся;

Комплексность обучения.

Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь действовать всегда комплексно, потому, что одновременно формирую мир представлений, дум и чувств школьника, воспитываю его ум и волю, целеустремленность, прививаю ему нравственные и эстетические качества. Для  этого я использую принципы воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования, принцип наглядности.

На начальном этапе стараюсь дать представление учащемуся о том или ином упражнении, которое ему предстоит выполнить. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядного пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение). Дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения.

        При выполнении тех или иных упражнений использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как  не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираю упражнение по элементам (разбег, толчок, полет и приземление).  У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее осваивают поставленную задачу.

Педагогика сотрудничества.

        Важнейшее место в системе отношений занимает диалог «учитель-ученик»,                                а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы: содружества, соучастия, сотворчества, соуправления.

 Для успешной деятельности учитель должен учиться. У кого? Как? Сколько лет должен учиться учитель? Я думаю - всю жизнь. Процесс урока – это процесс, в котором учитель учит ученика, но при этом ученик учит учителя видеть и слышать, находить новые методические приемы,  эффективные способы обучения. В концепции сотрудничества мой главный принцип – быть здоровым и научить этому других.

        Считаю своей обязанностью организовать пропаганду физической культуры и спорта среди школьников и воздействую личным примером. Сама участвую в спартакиаде учителей кожууна, республики и являюсь капитаном сборной команды школы. На протяжении последних лет сборная учителей школы  занимает первые, вторые  места по итогам соревнований и слетов.  В добрых традициях нашей школы стало проведение соревнований по волейболу среди сборной команды учителей и сборной учащихся.

        В нашей школе проводится много внутришкольных соревнований: такие как                        День Бегуна, День Здоровья, соревнования по футболу, соревнования по спортивным играм, Веселые старты, Семейные старты и другие. Организуются всевозможные спортивные вечера ко Дню защитника Отечества, ко Дню Здоровья, провожу встречи                         с родителями.

        В школе ежегодно проводится Спартакиада школьников, в которую включены соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, легкой атлетике, осеннему кроссу. Команда нашей школы многократный чемпион кожууна по настольному теннису, призер соревнований по футболу  среди юношей и девушек.

        К организации и проведению соревнований я привлекаю своих учеников – старшеклассников. Они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов. Поддерживаю связь с выпускниками школы, участниками и призерами кожуунных и  республиканских соревнований. Для привлечения большего числа учащихся в спортивные секции тесно работаю с родителями и родительским комитетом школы. Посещая родительские собрания, стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой и спортом. На основании своих наблюдений советую родителям записать своего ребенка в ту секцию которая в дальнейшем им пригодится.

        Долг учителя – содействовать укреплению здоровья учащихся!!! Стараюсь, чтобы на моих уроках не было детей, освобожденных по причине болезни. Таких детей привлекаю в качестве помощников учителю на уроке физической культуры. По моему глубокому убеждению, ни в коем случае нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним. Это развивает чувство неполноценности и отчуждения от коллектива.

        Считаю, исключительно ответственная работа учителя физической культуры по формированию морально-волевых качеств личности школьников требует от него особого мышления и специальных знаний. Большую роль играет и целенаправленность воспитания, и потому особенно следует отметить необходимость полного взаимопонимания, сплоченности, выработки единых требований к учащимся со своей стороны.

        На своих уроках уделяю внимание стороне воспитания личности. Начинаю целенаправленную работу в этом направлении с младшего школьного возраста. Мне очень нравятся слова Л.С.Выготского: «Психологически грамотный педагог должен опираться «Не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», «Не на созревшие, а на созревающие функции», иначе говоря, он должен учитывать не только то, чем в психологическом отношении уже обладает школьник, но и то, что у него будет формироваться в данном возрасте. Поэтому педагог, который заботится о развитии личности своих учеников, должен целенаправленно использовать физические упражнения, иначе говоря,  игры, ситуации, методические приемы, способствующие формированию произвольности психических процессов и поведения».

        На своем учебно-тренировочном занятии для формирования произвольного внимания я использую постепенно усложняющиеся задания  и игры на внимание, такие как «Делай за мной», «Повторяй, как я», «Съедобное - несъедобное». Применяя работу в группах, проводя спортивные игры и соревнования - прививаю детям такие важные личностные качества как толерантность, коллективизм. Работая индивидуально - развиваю  инициативность, выдержку, самостоятельность, дисциплинированность.

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

        В своей работе применяю индивидуальный подход в обучении, считаю это одним из главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания. Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.  На своих уроках подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учетом здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьника.

        Наверное, в каждой школе есть нерадивые, трудные ученики, которым ни математика, ни физика, ни литература не интересны. Где такой ученик может проявить себя? В чем? Кто поможет ему встать на ноги, почувствовать себя полноправным членом общества? Как помочь ему адаптироваться в социуме, отвлечь от улицы? Видя таких учеников в своей школе, я стараюсь привлечь их в свою спортивную секцию, где работаю с ними индивидуально. Мои взаимоотношения с ними построены на доверии. Пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать поведение, помочь выстроить отношения с товарищами и учителями, дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и в спортивной секции. Среди моих чемпионов есть и такие подростки.

Технология  комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся.

        Технология  комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся подразумевает соотношение физических показателей ребенка с его навыками и умениями, позволяет учителю увидеть проблемы каждого ученика в физическом развитии и вовремя спланировать пути их устранения.  Для меня технология комплексной оценки – это путь  к здоровью детей.

        У каждого учащегося нашей школы есть Паспорт здоровья, в котором отражены его физические показатели по определенным критериям. Все наблюдения проводятся под наблюдением учителя физической культуры и школьного врача два раза в год.                                    С паспортом здоровья может ознакомиться любой родитель и ученик.

Компьютерные технологии и мониторинг.

        Оперативный сбор и обработка результатов измерения, а также хранение этой информации не возможны без компьютера. Использование компьютерных технологий позволяет мне:

- вести оперативную диагностику учебного процесса, создавая базу данных;

- проводить тестирование учащихся по теоретическим основам физической культуры;

- обрабатывать результаты диагностического тестирования уровня физической подготовленности;

- рассчитывать методом таблиц группу физического развития и вести мониторинг;

- разрабатывать и хранить дидактические и методические материалы.

        Разработка программного обеспечения в соответствии с приведенной методикой позволяет занести в компьютер всю собранную информацию, создать банк данных, выполнить все необходимые расчеты, вывести на печать в виде таблиц, диаграмм, и графиков. Проблема набора исходной фактической информации решается с помощью самих учащихся, которые с удовольствием помогают, ведь такая работа позволяет увидеть результат и проблемы не только мне, но и ученикам.

        Используя увлечение подростков компьютерными технологиями, задаю небольшие домашние задания, связанные с поиском информации о новостях спорта по интернету,                    с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни.

        Мониторинг образовательного процесса ведется мной на протяжении нескольких лет, и объективно показывает  стабильный рост уровня физической подготовленности учащихся, формирование стойкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

                         Игровые технологии, спортивные и подвижные  игры.

        Игровая технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности ученика, позволяет включить в процесс обучения эмоциональную сферу.  Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в иное измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.

        Игровая технология в физкультуре – это опыт, дошедший с глубокой древности. Многое в подвижных играх пришло к нам от традиционных народных игр и праздников. Культура спортивных состязаний Древней Греции – олимпийские игры  до сих пор  остаются  мировым идеалом, объединяющим людей. Такие игры учат взаимодействию, взаимопониманию, ответственности, развивают волю и чувства, поэтому я считаю, что игровые технологии – самый прогрессивный и эффективный метод развития мышления.

        Игровые технологии на своих уроках я применяю постоянно в форме подвижных игр, эстафет, веселых стартов, народных игр, и конечно, традиционные спортивные игры, такие как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Наиболее удачным считаю свой опыт в развитии футбола, так как элементы этой игры включают в себя огромное разнообразие упражнений, доступных большинству учащихся это бег. Кроме того, футбол – коллективная игра, требующая слаженности, взаимопонимания, взаимовыручки, быстроты реакции, выносливости, ловкости,  взаимоуважения участников игры.

         В программе дана возможность для использования часов вариативной части по усмотрению самого учителя, учитывая условия  материально-технической базы школы. Кроме базовой части в вариативной части в программе даны 18 часов. Выполняя программу государственного стандарта по физической культуре, на часы вариативной части формирую знания, умения и навыки по национальным тувинским играм «Почекушки (Тевектээр)», игра в «Кости (Кажык)», «Табунщики (Чылгычылар)», «борьба Хуреш » и т.д. С целью обучения навыкам этих игр организую  провожу праздничные мероприятия, посвященные «Шагаа». При поддержке администрации школы и родителей  учащиеся каждый год участвуют на национальных играх в республиканскую Шагаа. Учащиеся каждый год занимают места по национальным играм в тевек и в кажык. Достижения за последние три года:

2012-2013г

2013-2014г

2014-2015г

Iместо – Моктээр Азият – награжден денежной премией

IIместо – Моктээр Азият вбив 1386 разз выполнил разряд тевеболиста награжден медалью и ценным призом состовым телефоном

I место Монгуш Маадыр – награжден сотовым телефоном

II место Оюн Далай-оол  – награжден ценным призом

II место Ооржак Сыдым – награжден ценным призом

I место - Монгуш Найыр

награжден ценным призм

Iместо – Самдан Танзат награжден МРЗ плеером

Iместо – Оюн Анай-Хаак – награждена ценным призом

IIместо – Оюн Мария – награждена ценным призом

Iместо – Оюн Шораана – награждена сотовым телефоном

IIместо – Ооржак Дан-Хаяа – награждена ценным призом

Iместо- Ооржак А.В. – DVD пелеером

IIместо – Оюн Хорагай – награждена денежной премией

         Для проведения спортивных мероприятий  оказывают спонсорскую помощь  предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства и  коллектив школы. Поэтому такая финансовая помощь позволяет, более организовано и интересно проводить традиционные соревнования и спортивно-массовые мероприятия.

        Многолетний опыт работы в школе, где я работаю уже 12 лет, дает мне возможность изложить суть своего подхода, методики педагогической и воспитательной работы с учащимися.

        Юный гражданин России впервые пришел к нам в школу: Маленький, живой крепыш. Любознательный, подвижный. Каким он станет через 11 лет? Насколько разовьется физически? В какой мере приобретет способность трудиться на благо общества? Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать тяготы армейской службы?

        Все эти вопросы сразу же встают перед школой. Думать о них, решать их должен весь педагогический коллектив, но в первую очередь,  учитель физической культуры.

        Я считаю, что моя  профессия – одна из самых трудных и сложных. И вместе с тем, она нужная и благородная.

        В чем же сложность моей профессии? С какими проблемами приходится сталкиваться современному учителю физкультуры? Успех обучения, воспитания и развития юного гражданина во многом зависит от того, насколько мы, учителя заинтересуем его, насколько увлечем идеалом физического совершенства, как построим систему своей работы, какой путь изберем к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.

        И в этой сложной обстановке у меня особая роль - ведь для большинства детей я являюсь единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им обрести уровень физической подготовленности, соответствующий современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...