Урок ритмики по ФГОС "Еремеевский марш". Фигура "Сбор"
план-конспект урока по физкультуре на тему

Штефаница Тамара Борисовна

На уроке учащиеся знакомятся с фольклорным танцем "Еремеевский марш",который является визитной карточкой нашего Троицко-Печорского района Республики Коми,с его историей, разучивают первую фигуру танца - "Сбор". Материал состоит из технологической карты изучения новой темы и конспекта урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritmiki_eremeevskiy_marsh_figura_sbor.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ритмики по ФГОС

Автор:  учитель ритмики и физической культуры Штефаница Тамара Борисовна,

              МБОУ «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск Республики Коми

Тема:  «Еремеевский марш». Фигура «Сбор»

Тип урока:  урок открытия нового знания

Цель урока: Знакомство с историей танца «Еремеевский марш». Разучивание фигуры «Сбор».
Задачи:

обучающие:  - познакомить с историей танца «Еремеевский марш»;

                         - разучить последовательность движений фигуры «Сбор»;

                         - умение применить полученные знания, навыки в новых условиях; 
развивающие:  - развитие фантазии, творчества;

                             - развитие музыкальности исполнения;

воспитательные:  - воспитание  чувства гордости, уважения к культуре и традициям своего народа, района;

                                  - воспитание интереса к народному творчеству:  к танцевальному фольклору Троицко-Печорского

                                  района Республики Коми;

                                  - воспитание чувства прекрасного;

                                  - внимания друг другу.

Технологии:  проблемное обучение, проектная, ИКТ.

Межпредметные связи:  краеведение, музыка

Организация пространства:  работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: медиапроектор, презентация, видеофрагменты танца «Еремеевский марш», музыкальные фрагменты: «Полька», «Кадриль», «Краковяк», «Марш».

Планируемые результаты:  привитие интереса к фольклорному танцевальному творчеству,  освоение танцевальной фигуры «Сбор».

Технологическая карта изучения новой темы

Основные этапы организации учебной деятельности

Форма организации деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность     обучающихся

Личностные УУД

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

 

фронтальная

1.Приветствие учителя.

2.Мотивация.

Игра «Угадай название танца по музыкальному фрагменту».

О чем пойдет речь на этом уроке?  

2.Прослушивание фрагментов, ответы учащихся.

Предположения учащихся.

1.Приветствие учеников.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

II этап. Актуализация знаний.

фронтальная

1.Демонстрация видеофрагмента

- Какая часть танца была показана в фильме?

- Сформулируйте тему нашего урока.

2. Тема нашего урока: «Еремеевский марш». Фигура «Сбор».

Просмотр видеофрагмента, ответы учащихся.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.

 

 

  

Формулировка темы.

Постановка учебных целей.

III этап. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Открытие нового:

Цели:

1.Познакомить учащихся с историей танца.

2.Изучить фигуру «Сбор».

индивидуальная

фронтальная

фронтальная

1.Подготовка учеников к восприятию информации.

2. Переход на танцпол для изучения фигуры «Сбор».

Видеопоказ фигуры «Сбор».

Разбор рисунка танца фигуры «Сбор».

3.Отличается ли разнообразием приглашение на танец в видеофрагменте?

Вспомним движения русского танца.

Какие из этих движений можно будет  использовать, приглашая на «Еремеевский марш»?

Приобщение к достижениям и традициям национальной культуры.

1.Сообщение ученика об истории танца с показом презентации.

Восприятие учащимися  новой информации.

Видеопросмотр фигуры «Сбор».

Анализ полученной информации.

Исполнение фигуры «Сбор».

Ответы учащихся.

Повторение  движений: простой ход, дробная дорожка, одинарный притоп, тройной притоп, ключ, поклон, присядка, хлопушка.

Владение монологической формой речи.

Умение слушать и понимать.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и его аргументация.

Определение и понимание учебной задачи.

IV. Закрепление

групповая

Организация работы в группах и контроль за выполнением

задания.

Формирование потребности в творческом самовыражении.

Развитие умения выявлять и передавать настроения и чувства, выраженные в музыке.  

Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям

Решение творческой задачи: создание  своего варианта приглашения к танцу.

Планирование:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Проектная работа:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работы на уроке.

фронтальная

индивидуальная

Какие движения вы использовали, приглашая друг друга? Почему?

Интересно ли было вам, юному современному поколению,  окунуться в атмосферу старинного танца?

Как вы думаете: нужно ли знать и сохранять  культуру и обычаи наших дедушек, бабушек?

 Чему вы научились на уроке?       Расскажите по схеме:              

Я  знаю…

запомнил …

смог…

Формирование потребности в творческом самовыражении.

Ученики называют выбранные движения, объясняют почему выбрали именно их.

Ответы учащихся.

Формулирование собственного мнения и его аргументация.

Формулирование собственного мнения и его аргументация.

Умения  оценивать свои действия.

Конспект урока «Еремеевский марш». Фигура «Сбор».

  1. Организационный этап.
  1. Приветствие учителя.
  2. Мотивация.

- Я предлагаю вам поиграть. А игра называется «Угадай название танца по музыкальному фрагменту».

(Поочередно включаются музыкальные фрагменты танцевальной музыки: «Краковяк», «Полька», «Кадриль», «Марш».

Ученики называют по фрагменту жанр танца).

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?  (предположения учащихся)

- Действительно, все эти танцы имеют отношение к нашему уроку. Они являются частями одного фольклорного танца, получившего название «Еремеевский марш». Итак, тема урока связана с необычным танцем, который зародился в нашем районе, в деревне Еремеево.

II.  Актуализация знаний.

- Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент. Вам предстоит после просмотра ответить на вопрос: «Какая часть танца была показана в фильме?»

- Верно, это начало танца.

- Какое действие происходит в танце в этот момент? (Ответы учащихся)

- Правильно, именно поэтому представленная фигура называется «Сбор».

 III. Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Еремеевский марш». Фигура «Сбор» («Чукöртчöм»).    

- Какие задачи мы поставим перед собой, исходя из темы урока? (Ответы учащихся)

- Интересно узнать об истории возникновения этого танца?

(Сообщение ученика об истории создания «Еремеевского марша» с показом презентации). (Приложение)

Сообщение ученика: «Еремеевский марш» появился в начале 20 века. Другое название танца по-коми «Öтласа йöктöм», а по-русски оно звучит как «Общий танец».

      В конце 40-х годов ХХ-го века люди разных национальностей приехали осваивать север, и каждый привозил с собой новые песни и новые танцы. К старым, известным мелодиям марша добавлялись новые.

     «Еремеевский марш» можно смело назвать межнациональным, потому что в него входят  не только коми танцы, но и «Барыня», «Полька», «Краковяк», «Падеспань».

     По традиции этот танец завершает каждое сельское гулянье. В нем принимают участие все без исключения. Танец длится 2-3 часа, поэтому гармонисты вынуждены много раз менять друг друга. В нем более 50 различных фигур, связанных логичными переходами. Каждая фигура имеет свое название. Некоторые названия фигур связаны с деятельностью человека, с предметами труда, с природой – со всем, с чем сталкивался в жизни человек. Сами названия фигур говорят за себя. Например: «Капуста»,   «Корзина»,  «Топор», «Распилка дров», «Плетеный пояс», «Упитанный гусь», «Сани-розвальни», «Сети», «Ручей», «Волна», «Раздвоение реки», «Игла».

     До сегодняшних дней танец сохранился в верховьях Печоры, на реке Илыч, в деревне Еремеево. Сохранили танец жители, передавая от старших к младшим.  Почти каждый житель, каждый ребенок деревни знает этот танец от своих бабушек, родителей. 

«Еремеевский марш» - одно из самых ярких явлений коми народной хореографии. В нем заключено такое обилие хореографических рисунков, интересных перестроений, неожиданных образных решений, какое могла создать творческая фантазия нескольких поколений троицко-печорцев.
                                                                                       (Переход на танцпол)

Учитель: «Еремеевский марш» - это скорее хороводная пляска. Заводил танец хороводник, распорядитель марша - самый умелый танцор, который знал все фигуры танца, обладал фантазией, мастерством импровизации. Он выкрикивал названия фигур, руководил танцем. По его команде танцующие переходили к новой фигуре. А так как в танце участвовала вся деревня, нужно было действительно быть большим умельцем, чтобы ничего не запутать.

     Начинал танец сам хороводник сольной пляской, он своим умением зазывал и заводил всех присутствующих.

     После пляски хороводника начиналась первая фигура - "Сбор". В отличие от остальных фигур, которые могли меняться местами, не имели обязательного порядка, «Сбор» - это всегда начало, приглашение на танец, и приглашали тех, кто нравился.

(Видеопросмотр фигуры «Сбор» в исполнении учащихся 4-го класса)

Учитель: Ответьте, отличается ли разнообразием приглашение на танец в данном исполнении? Нет. В то время как в фигуре «Сбор» момент приглашения на танец – это импровизация, простор для фантазии. Но всякая импровизация основывается на знаниях. Поэтому сейчас мы вспомним движения русского танца: простой ход, дробную дорожку, одинарный притоп, тройной притоп, ключ, поклон, присядку, хлопушку.

(Звучит русская народная мелодия, учащиеся выходят на середину зала и повторяют знакомые движения).

Учитель: Подумайте и скажите: какие из этих движений можно будет  использовать, приглашая на «Еремеевский марш»?  Как интереснее это сделать?

     Итак, представьте, что вы на праздничном гулянии. Появляется хороводник, перед своим танцем он усаживает в удобном месте гармонистов, которым предстоит трудная работа, и заказывает им свою любимую плясовую мелодию. Как только гармонисты начинают играть, он пускается  в обход по кругу, импровизируя на ходу  и  задорно выделывая замысловатые коленца. Показав себя, хороводник подходит  к  девушке и поклоном либо  притопами приглашает ее в танец. Вдвоем они подходят к парню, таким же способом хороводник приглашает и его. Парень становится за девушкой. Дальше они уже отправляются втроем. Приглашают вторую девушку, за ней – второго парня. Фигура продолжается до тех пор, пока хороводник не пригласит на танец всех присутствующих.

(Учащиеся разбирают  рисунок фигуры «Сбор»)

IV. Закрепление. 

Учитель: А теперь, вслушиваясь в музыку и используя свои знания, попробуйте пофантазировать и придумать свой вариант приглашения к танцу, отразив настроение музыки, отразив смысл приглашения, стараясь понравиться. Попробуйте не просто исполнить танцевальное движение, но придать ему окраску манерой исполнения: игривой, кокетливой или строгой.

(Групповая работа. Каждая группа выбирает свой вариант приглашения из ранее повторенных движений русского танца или придумывает собственный вариант, который им подсказала музыка. Затем все исполняют фигуру «Сбор» в обновленном виде).

Учитель:  Итак, какие движения  мы использовали, приглашая друг друга? Чье приглашение вам понравилось больше? Почему?

(Ответы учащихся)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель: Сегодня мы разобрали первую фигуру, самое начало танца. И хочется услышать от вас: интересно ли было вам, юному современному поколению,  окунуться в атмосферу  танца предыдущих поколений?

- Как вы думаете: нужно ли знать и сохранять  культуру и обычаи наших дедушек, бабушек? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: Я думаю, все мы должны ощущать гордость за своих предков, восхищаться их гениальностью и мудростью, богатством фантазии и творчества.  Это и интересно и познавательно. Ведь не бывает нового без старого. Нет настоящего без прошлого, нет развития без истории. Только зная свои истоки, мы обогащаемся, растем духовно, становимся лучше и на этом знании можем создавать что-то новое.

- Итак, начало положено!  А впереди много интересного. Посмотрите видеофрагмент.

(Показ танца «Еремеевский марш» в исполнении учащихся 4-го класса) 

Учитель: Захотелось ли вам научиться танцевать этот танец? (Ответы учащихся)

- К сожалению, урок подходит к концу. А впереди – изучение новых фигур танца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»

«Уроки  ритмики, как часть оздоровительной  работы в школе.  Из опыта работы.»...

конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта

Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урок...

Урок музыки 7 класс «Марш - музыкальный жанр или зеркало истории?»

Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель:   Определить роль     марша   в жизни людей  путем исследования исторических фактов и...

Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца аргентинское танго»

Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: " Введение в клубную латину в школьную програму на примере танца аргентинское танца"...

Конспект урока музыки "Эти разные марши", 2 класс

Тема урока: «Эти разные марши»Тип урока: урок -открытия новых знанийФорма урока: комбинированныйЦель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки.Задачи:·...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...