От командного к личностному успеху, или немного о сопровождении одаренности.
статья по физкультуре на тему

Урочную и внеурочную деятельность необходимо строить таким образом, чтобы обучающийся смог показать свои возможности в самых различных сферах деятельности.

Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках любой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать детей на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

От командного к личностному успеху, или немного о сопровождении одаренности        

Список литературы        

От командного к личностному успеху, или немного о сопровождении одаренности

На современном этапе можно наблюдать повышенное внимание к обучению и формированию одаренных детей. Одаренность характеризуется как способность к выдающимся достижениям во всякой социально важной сфере человеческой деятельности. Следует рассматривать одаренность как достижения и как возможность достижения. Значение утверждения в том, что необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Выявление одаренных детей нужно начинать уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными и одаренными обучающимися, их поиск, обнаружение и воспитание должны стать одним из основных аспектов деятельности педагогов.

Урочную и внеурочную деятельность необходимо строить таким образом, чтобы обучающийся смог показать свои возможности в самых различных сферах деятельности.

Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках любой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать детей на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

В аспекте урочной деятельности невозможно в полной мере раскрыть способности ребёнка, поэтому большое значение принимает внеурочная деятельность.                                                                                                                      

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Целью работы с одарёнными детьми является достижение ими высоких результатов в выбранном виде спорта. Эти результаты должны выявиться при участии в соревнованиях различного уровня и в получении высоких спортивных разрядов. Для меня это главное во взаимодействии с моими учениками.

Система моей работы с одарёнными детьми включает  следующие составляющие:

1.        Раннее выявление одарённости.

В своей работе придерживаюсь следующего правила: чем выше эффективность первого этапа отбора, тем выше эффектность последующих этапов развития одаренности.

Наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.

Но, важна ещё и роль внешней среды, в какой атмосфере воспитывались дети до прихода на занятия. В семьях, где родители поддерживают своих детей в различных видах деятельности, помогают, переживают вместе с ним победы и неудачи и где ребёнка научили быть самостоятельным, ответственным, организованным, у него больше шансов достичь более высоких спортивных результатов.

При тестировании физических качеств  и психологических свойств личности использую такие методы, как наблюдение и анкетирование (опросник Стреляу (сила, уравновешенность и подвижность нервной системы), мотивация достижений).

2.         Дифференцированный подход к обучающимся:

На учебно-тренировочном этапе сопровождение одаренных детей строится мною  с учетом их возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных планов тренировок одаренных спортсменов, соблюдения дозировки, уделения внимания всем сторонам развития, недопущения состояния перетренированности.

На одном занятии предлагаю разные нагрузки воспитанникам: в разном темпе, с разной частотой, временным промежутком, использую чередование форм и методов тренировок (игровой, соревновательный, повторный, переменный, круговой и т.д.), так как только так можно подвести ребёнка к ожидаемым результатам.

3.        Формирование важнейших свойств личности:

Ставя перед обучающимися конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим и актуализируя нужные мотивы деятельности, тем самым создаю благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных  волевых свойств личности одаренного ребенка, которые влияют на динамику спортивных результатов. Это такие качества, как терпеливость, выдержка, смелость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность (умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления). Таким образом можно снизить соревновательный и социальный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье и получить информацию о состоянии обучающимся, которая в дальнейшем используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях. Кроме того, сформированные волевые качества всегда  будут положительно сказываться на взаимодействии личности с социумом.

В своей работе использую элементы  технологии развивающего обучения, деятельностный подход, которые побуждают к самостоятельной работе, ориентируют на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают немало сил. Использую на занятиях средства самоконтроля, которые вынуждают воспитанников проводить самоанализ своей деятельности, делать выводы, искать причины неудач или успеха, ставить новые цели.

4.        Поощрение:

Поощряю детей за старание, даже если результат далек от желаемого, награждаю за участие, а не только за победу.

Дополнительно стимулирую одаренных детей. Для этого изыскиваю возможность для их участия  в учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях, организую встречи со спортсменами района.

5.        Установление контакта  и выстраивание доверительных отношений с обучающимся внеурочной деятельности.

Выстраиваю доверительные отношения с обучающимся и вне занятий. Походы в лес, посещение соревнований, спортивных мероприятий помогают увидеть своих воспитанников с другой стороны, что затем использую на уроках.

6.        Привлечение родителей к поддержке деятельности детей:

С самого начала занятий с детьми выстраиваю отношения и с родителями, ищу в их лице поддержку и понимание значимости и трудности выполняемой работы обучающимися, привлекаю по возможности к проведению занятий и помощи в соревнованиях. Знакомлю родителей с индивидуальными планами детей, подключаю  их к контролю выполнения детьми  этих планов, отслеживанию динамики результатов достижений.

При проведении спортивных мероприятий стремлюсь соединять увлечения взрослых и детей. С этой целью привлекаю обучающихся и их родителей к участию как в судействе, так и в самом состязании.  Для выявления одаренных детей и для организации результативного взаимодействия участников образовательного процесса в систематической физкультурно-соревновательной активности обучающихся в урочное и внеурочное время, для развития массового физкультурно-спортивного движения школьников в рамках недели физкультуры с удовольствием организуем вместе с детьми и родителями спортивно-оздоровительные соревнования «Школьные Олимпийские игры» под девизом «Волна здоровья: «Займись собой».

Участвуя в состязаниях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с обучающимися всей гимназии, приходят к пониманию того, что отношения в процессе соревнований и вне их могут значительно отличаться. Желание лучше показать себя в состязаниях мотивирует обучающихся овладевать новыми навыками и умениями, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. Складывается психологическая стойкость: умение проконтролировать свои эмоции, выслушать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является систематическая внеурочная деятельность  самого преподавателя.

Система формирования одаренности ученика мною тщательно выстроена, строго индивидуализирована, потому что ее реализация  приходится на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Величина и широта интеграции определяет развитие и зрелость самого явления-одаренности. Их яркость или, наоборот, остановка устанавливают динамику формирования одаренности.  На мой взгляд, одаренность детей может быть определена и изучена в большей степени в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Практика моей работы в гимназии показывает, что более всего в работе с одаренными обучающимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

- Секционные занятия по видам спорта;

- Занятия исследовательской деятельностью;

- Научно-практические конференции;

- Конкурсы;

- Участие в олимпиадах;

- Работа по индивидуальным планам;

- Летние площадки для одаренных детей;

- Сотрудничество с другими образовательными учреждениями.

Система работы с одаренными детьми может включать в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- их сопровождение по развитию способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

- формирование творческих способностей на уроках;

- создание условий для всестороннего формирования одаренных детей.   Необходимо непременно достигать того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать определенные задачи, так как стимулировать творческую активность, формировать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Необходимо наблюдать за тем, чтобы интеллект ребенка формировался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному воспитанию ребенка.

Таким образом, уровень и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Одаренность это – своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, которая создает возможность успеха в конкретной деятельности – вот то, что составляет смысл  моей работы с одаренными обучающимися. Помочь им достичь высоких достижений в спорте – это и значит развить их  спортивную одаренность.

Список литературы

  1. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры //Физкультура и спорт. – 2010. № 6. – С. 45-49.
  2. Теория и методика физического воспитания // Учебное пособие  под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2009. – 244с.
  3. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. - 2006. - № 2. – С. 34-39.
  4. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока//Завуч. 2006. - № 2. – С. 32-35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения одаренных учащихся

программа психолого-пед сопровождения одаренных учащихся...

Сопровождение одаренных детей в школе

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...

Исследовательская деятельность учащихся как способ сопровождения одаренных детей

Роль исследовательской деятельности школьников в развитии способностей учащихся....

Психологическое сопровождение одаренных детей

На протяжении всего доклада решается важный вопрос: "Одаренный ребенок - дар или наказание?"....

Достижение личностного успеха учащимися специальной (коррекционной) школы в процессе музейной деятельности.

Музей "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" в специальном (коррекционном) ОУ. Достижения учащихся в процессе музейной днятельности.  Приглашение родителей к совместному творчеству....

Презентация "Стратегии сопровождения к успеху. Новые подходы к сопровождению учащихся"

... Из опыта разработки и реализации комплексного образовательного проекта «Новая модель лингвистического образования»: от разработки карт прогнозов индивидуальных стратегий успеха до реал...

Сценарий командного выступления "Технология успеха"

Методическая разработка командного выступления "Технология успеха" была подготовлена и  реализована в рамках  областного конкурса методических материалов в 2018 году, в г.Нижним Но...