Прыжки в длину
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Дуренков Валерий Михайлович

Материал для выступления на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryzhki_v_dlinu.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ПРЫЖКИ В ДЛИНУ

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Прыжки в длину - это простое физическое упражнение, имеющее большое прикладное значение. В прыжках в длину можно выделить четыре фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление.

РАЗБЕГ. Цель разбега - достижение наивысшей скорости. Количество беговых шагов в разбеге у мужчин 18 -24, у женщин - 16 - 22. Существует три наиболее распространенных варианта исходного положения для начала разбега:

а) прыгун становится обеими ногами на контрольную отметку, обозначающую начало разбега, руки опущены и «падением» вперед энергично начинает разбег,

б) одна нога стоит на контрольной отметке вторая отставлена назад, туловище наклонено вперед,

в) разбег с нескольких шагов подхода.

Техника разбега в начальной части напоминает бег со старта, но с несколько меньшей интенсивностью. Она характеризуется большим наклоном туловища вперед (35-60 град), энергичными движениями рук, высоким подниманием бедра и энергичной постановкой ног загребающим движением на переднюю часть стопы. В средней части разбега наклон туловища постепенно уменьшается(5-10 град), а темп и амплитуда движений увеличиваются. Наибольшая скорость и длина шагов достигаются в конце разбега. Последний шаг разбега обычно короче предпоследнего на 25 - 40см.

ОТТАЛКИВАНИЕ. В отталкивании толчковая нога ставится на опору почти выпрямленной с пятки или на всю стопу под углом 65-70 град. Туловище в этот момент вертикально или отклонено назад на 2-5 град. Под воздействием сил инерции тела толчковая нога и частично туловище сгибаются. Как только сопротивление растянутых мышц начинает превышать величину сил инерции тела, они начинают сокращаться, выпрямляя толчковую ногу и туловище. Вследствие этого прыгун изменяет горизонтальное направление движения и начинает двигаться вперед - вверх. Маховые движения руками и маховой ногой способствуют сохранению равновесия и повышают эффективность отталкивания.

ПОЛЕТ. Полет начинается с момента отрыва толчковой ноги прыгуна от грунта и определяется избранным способом прыжка.

Способ «согнув ноги». Оттолкнувшись, прыгун пролетает в положении «шага» половину траектории, затем подтягивает толчковую ногу к маховой и поднимает колени согнутых ног к груди, принимая положение группировки. Туловище в этом положении не следует сильно наклонять вперед. Руки опущены вперед - вниз (Рис.1).

Рис.1.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ. Каким бы способом ни прыгал прыгун, непосредственно перед приземлением он должен выбросить ноги как можно дальше вперед, наклоняя при этом туловище и отводя руки назад. Приземление происходит на слегка расставленные ноги. После касания пятками песка в яме приземления ноги сгибаются в коленях, а таз подтягивается к пяткам, руки посылаются вперед. При технически хорошо выполненном приземлении прыгун обычно садится на ягодицы в следы, оставленные ступнями ног в яме с песком.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Задача 1. Ознакомить занимающихся с особенностями техники прыжка в длину способом «согнув ноги».

Средства.

1. Показ наглядных пособий в виде плакатов, кинокольцовок, учебных фильмов.

2. Показ учителем техники прыжка с объяснением отдельных ее элементов.

3. Наблюдение за техникой прыжков в длину.

4. Наблюдение за техникой прыжков в длину квалифицированных прыгунов на соревнованиях с комментариями учителя о хороших и плохих сторонах их техники.

Задача 2. Проверить умение занимающихся выполнить прыжок в длину с произвольного разбега.

Средства

1. Выполнить прыжок в длину с 10- 12 беговых шагов, отталкиваясь от грунта с любого места.

2. То же, но отталкиваясь с бруска или с определенной зоны.

Методические указания 

Преподаватель следит за каждым занимающимся и вносит поправку в отметку начала разбега каждого занимающегося. После внесения поправки следует выполнить 8-10 прыжков с разбега от своей отметки , попадая на брусок.

Задача 3. Научить технике отталкивания в сочетании с полетом в «шаге».

Средства:

1. Имитация техники постановки толчковой ноги, и. п. - маховая нога впереди, слегка согнутую толчковую отставить на ступню назад, руки опустить. Сделать шаг вперед толчковой ногой, ставя ее на опору загребающим движением на всю ступню, перенести на нее вес тела.

2. Имитация техники движения ног при отталкивании. И.П. - толчковая нога впереди поставлена на всю ступню, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Перенести вес тела на толчковую ногу, а согнутую в колене маховую поднять вперед — вверх до уровня таза с носком «взятым» на себя.

3. Имитация техники постановки толчковой ноги, отталкивания и маха. То же, что и в упражнении 1, но после постановки толчковой и перенесения на нее веса тела поднять согнутую в колене маховую ногу вперед - вверх до уровня таза с носком «взятым» на себя.

4: И.П. - встать на маховую ногу, слегка согнутую толчковую отставить назад, руки опустить вдоль туловища. С шагом вперед на толчковую ногу и махом маховой ногой подпрыгнуть вперед - вверх. Приземляться на толчковую ногу.

5. Многократные прыжки вверх на месте.

И. П. - встать на толчковую ногу, маховая, слегка согнутая в колене, опущена вниз, но не касается опоры, руки опущены вдоль туловища. Выполнить 5-10 прыжков на месте вверх. Таз вывести на толчковую ногу.

6. Прыжки с ноги на ногу. И.П. - как в упр. 5. Выполнять прыжок вперед -вверх с приземлением на маховую ногу и остановиться. Затем выполнить прыжок с маховой ноги на толчковую и т.д. Туловище прямое.

7. Имитация техники движений рук при отталкивании. И.П. - встать на толчковую ногу, маховую, слегка согнутую в колене, отставить на ступню назад. Руки, согнутые в локтевых суставах, развести: противоположную маховой ноге назад, другую вперед. Энергичным движением сменить положение рук, подняв кисть руки, находящейся впереди, до уровня головы.

8. Имитация техники движения рук в разбеге и отталкивании. То же, что и в упр.7, но сначала руками, согнутыми в локтевых суставах, нужно выполнить движения как в беге, а затем остановить их в положении, соответствующем окончанию отталкивания.

9. Имитация техники движения ног и рук в отталкивании. И.П. - толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро согнутой в колене маховой ноги поднять до уровня таза и одновременно сменить положение рук.

10. Прыжки с 1, 2, 3 шагов разбега.

11. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 50 - 60см и более на расстоянии, равном половине прыжка.

12. Прыжки с гимнастического мостика.

Методические указания 

При выполнении всех упражнений надо обращать внимание на упругое сгибание толчковой ноги, полное ее разгибание во всех суставах и прямолинейное положение туловища. После освоения техники отталкивания в имитационных упражнениях и в прыжках с места надо совершенствовать ее в прыжках с 2 - 8 беговых шагов. Приземляться на маховую ногу с дальнейшим пробеганием вперед.

Задача 4. Научить технике приземления.

Средства:

1. Имитация техники поднимания ног. И.П. - маховая нога впереди толчковая отведена назад, руки вверху. Одновременно с опусканием рук вперед — вниз — назад, поднять согнутую в колене толчковую ногу вперед - вверх, затем, опуская ее, «выхлестнуть» голень вперед - вверх, (выполняется по очереди для каждой ноги).

2. И.П. - лежа на скамейке, руки отведены за голову. Одновременно с движением рук вверх - вперед поднять согнутые в коленях ноги, продолжая движение рук вперед - вниз, «выхлестнуть» голени вверх.

3. Многократные прыжки на месте, отталкиваясь двумя ногами. И.П.- слегка присесть, руки отвести вниз - назад. С махом руками вперед - вверх подпрыгнуть, затем в полете, энергично опуская руки вперед - вниз встречным движением поднять согнутые в коленях ноги до уровня таза и приземлиться в и.п. Это упражнение можно выполнять с продвижением вперед, преодолевая невысокие препятствия(набивные мячи, скамейки, барьеры).

4. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. В момент приземления, продолжая движение бедер, голени «выхлестнуть» вперед -вверх, а руки отвести назад. Приземление на ягодицы, садясь в след, оставленный ногами.

5. И.П. - толчковая нога впереди у края прыжковой ямы, маховая сзади, руки отведены вниз - назад. Наклоняясь вперед, с махом руками и ногой прыгнуть вперед - вверх. Выполняя приземление, энергично опустить руки вперед — вниз - назад, «выхлестнуть» голень маховой ноги вперед - вверх и подтянуть к маховой ноге толчковую. После касания ногами песка, согнуть их в коленях, подтягивая таз к пяткам и сесть в след, оставленный ногами, на ягодицы.

6. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега.

7. Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 20 - 40 см за полметра до предполагаемого места приземления.

8. То же через веревку (ленту, прутик), положенную на предполагаемом месте приземления.

Методические указания 

В технике приземления следует добиваться четкого, точного выполнения всех движений. Научившись правильно выполнять приземление, надо многократным повторением закрепить его, превратить в навык.

Задача 5. Научить технике движений в полете способом «согнув ноги».

Средства:

1. Прыжок с полетом и приземлением в положении шага. С 2-6 беговых шагов разбега выполнить отталкивание и вылететь в положении шага - туловище прямое, бедро согнутой в колене маховой ноги поднято до уровня таза, полусогнутая толчковая отведена назад, рука, противоположная маховой ноге, впереди, другая сзади. Приземлиться на три точки: ступню маховой ноги, колено и ступню толчковой.

2. И.П. - толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро маховой поднять до уровня таза и сменить положение рук - отталкивание. Это же положение соответствует и началу полетной фазы - положению шага. Затем руку, противоположную толчковой ноге, поднять вперед - вверх к другой руке - полет.

3. Лежа на скамейке принять положение группировки. Руки вперед - вниз.

4. Прыжок с выполнением движений в полете способом «согнув ноги» через скамейку, веревку, ленту и др.

5. Прыжок с выполнением движений в полете способом «согнув ноги» и приземлением в положении шага. С 2-6 беговых шагов разбега оттолкнуться, вылететь в положении шага, затем в полете поднять руку, противоположную толчковой ноге к другой руке и в этом положении приземлиться.

Методические указания 

При выполнении прыжка в полете способом «прогнувшись» надо обратить внимание на необходимость вылета в «шаге», так как возможен преждевременный прогиб во время отталкивания. Не следует наклонять голову назад в момент прогиба, подбородок чуть берется на себя.

В выполнении движений в полете способом «ножницы» обратить внимание на движение от бедра, а не голенью. Прыгун должен продолжать бег в воздухе, а не делать движения прямыми ногами или одними голенями.

Задача 6. Научить правильному переходу от разбега к отталкиванию. Средства:

1. Прыжки в длину с 2, 3, 5 шагов разбега, акцентируя активную постановку ноги на место толчка.

2. То же во время бега со средней скоростью на 60 - 80м отталкиваясь на каждый 5-й шаг.

3. Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.

Задача 7. Научить технике прыжка в длину в целом с короткого и среднего разбега.

Средства:

1. Прыжки в длину с 4 -10 беговых шагов с акцентом на выполнение техники прыжка в целом.

2. Прыжки в длину с 6 - 10 беговых шагов способом «согнув ноги» через два препятствия. Первое препятствие высотой 40 -60 см ставится на расстоянии, равном 1/3 прыжка от места отталкивания. Оно стимулирует мощное отталкивание, высокий мах и высокую траекторию полета. Второе препятствие высотой 20 -30 см устанавливается на расстоянии 1/3 длины прыжка от места приземления. Оно будет способствовать активному вынесению ног вверх - вперед в момент приземления.

3. Прыжки в длину с подкидного мостика.

4. Соревнования в прыжках в длину с 8 - 10 шагов разбега.

Задача 8. Научить технике прыжка в длину с полного разбега. Средства:

1. Длину разбега в прыжках в длину можно выбирать в зависимости от скоростных возможностей занимающихся. Оценить их скоростные возможности можно по результатам в беге на 30м со старта. Так результатам 5,5сек. и хуже должен соответствовать разбег в 12 беговых шагов. 5,4 - 5,0сек. - 14 беговых шагов, 4,9 - 4,6 - 16 беговых шагов, 4,5 сек. и лучше - 18 беговых шагов.

2. Совершенствование точности разбега, проводится в виде игры. На дорожке разбега в 20см перед бруском чертится линия. Разбег отмеряется от дальнего края бруска. Каждому учащемуся дается право выполнить 5-10 прыжков. При отталкивании от бруска дается 3 очка. В зоне между линией и бруском - 1 очко, а перед линией или за бруском - 0 очков. Наибольшая сумма очков выявляет победителя и соответствует лучшей средней точности разбега.

3. Прыжки в длину с полного разбега.

4. Соревнования по прыжкам в длину с индивидуального разбега.

5. Ознакомить учащихся с правилами соревнований по прыжкам в длину с разбега.

Методические указания 

Для выполнения точного разбега его следует всегда начинать из одного положения и стандартного выполнения первых шагов. Если прыгуну не хватает длины разбега для достижения максимальной скорости, прибавляется к разбегу 2 беговых шага (12 –134 ступней). Если же нужная скорость достигается раньше, то разбег уменьшается на 2 или 4 беговых шага. Разбег измеряется рулеткой или ступнями, и в процессе тренировки он уточняется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коробов А.В. Школа легкой атлетики. "ФиС" Москва, 1968г.

2.Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. Москва "ФиС", 1972г.

3.Попов В.Б. Прыжки в длину. М., 1977г.

4.Физическая культура в школе 1985г. № 9, стр. 14-18.

5.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы. Универсальное издание.- М.: ВАКО, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в 4 классе "Обучение техники прыжка в длину с места".".

Урок построен с использованием ИКТ в виде презентации. Новым можно считать нормирование физических нагрузок с учётом типа телосложения.В приложении дан расчёт типа телосложения по методике Чернорубско...

Презентация к уроку по легкой атлетике на тему: "Прыжки в длину" для учащихся 5-9 классов

В презентации рассатривается техника выполнения прыжка в длину....

План–конспект урока физической культуры «Низкий старт. Прыжки в длину с места. Эстафеты с элементами легкой атлетики» 5 класс

План–конспект урока физической культуры «Низкий старт. Прыжки в длину с места. Эстафеты с элементами легкой атлетики» 5 классЗадачи урока: Познавательная деятельность: 1. Обучить технике низкого ...