Главные вкладки

    Статья по физкультуре на тему:
    Использование национальных видов прыжков в учебно-тренировочных занятиях

    Латышев Николай Семенович

    Легкая атлетика является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия   этим   видом   спорта   являются   важным   средством   физического воспитания,   занимают   одно   из   первых   мест   по   своему   характеру двигательных действий. Если использовать якутские национальные прыжки как эффективное средство развития быстроты в легкой атлетике, то не только повысится эффективность тренировочного процесса, но также повысится и уровень развития скоростных качеств в достижении высоких результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon latyshev_nikolay_semenovichavtoreferat.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Латышев Николай Семенович,

    Учитель физкультуры и ОБЖ

    МБОУ «Покровская улусная

    многопрофильная гимназия»

    АВТОРЕФЕРАТ

    По теме самообразования специалиста:

    Использование национальных видов прыжков в учебно-тренировочных занятиях

    Легкая атлетика является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия   этим   видом   спорта   являются   важным   средством   физического воспитания,   занимают   одно   из   первых   мест   по   своему   характеру двигательных действий.

    Гипотеза: если использовать якутские национальные прыжки как эффективное средство развития быстроты, то не только повысится эффективность тренировочного процесса, но также повысится и уровень развития скоростных качеств в достижении высоких результатов.

    Педагогическое наблюдение. Метод наблюдения - один из наиболее распространенных. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о степени развития воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель (тренер) имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к человеку.

    Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на критерии оценки: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

    Быстрота как критерий оценки выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени, быстроты достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях.

    Национальные прыжки

    «Кылыы» - одиннадцать безостановочных скачков с разбега на одной йоге (толчовой) ноге. Разбег сугубо индивидуален зависит от физической и технической подготовленности спортсмена. В среднем длина разбега 25-35м.

    Отталкивание - один из решающих моментов прыжка. Толчковая нога на место отталкивания (на бросок) ставиться на всю ступню.

    Скачек - (полетная фаза) выполняется вперед - вверх. Маховая нога, как бы продолжая бег, выноситься согнутой в коленном и тазобедренном суставах, толчковая нога как бы «обгоняя» маховую выноситься вперед, затем загребающим движением опускается на грунт - с носка на всю стону. Руки делают разноименное встречное маховое движение -для сохранения равновесия и продвижения вперед. Весь цикл прыжка заканчивается приземлением на обе ноги, с далеко «выброшенными голенями».

    «Ыстанга» - одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу. Разбег такой же, как и в кылыы.

    Отталкивание совершается в более наклоненном положении туловища.

    Толчковая нога на место отталкивания ставиться на полную ступню.После отталкивания маховая нога энергично выноситься бедром вперед -вверх. В фазе полета прыгун занимает положение «длинного шага» («шаг скачущего оленя»)-

    Руки работают разноименно по отношению к движению нот или обе рук делают маховое движение вперед.

    Приземление совершается на обе ноги с выбрасыванием голени вперед.

    «Куобах» — прыжки выполняются двумя ногами, при этом ноги расставлены на ширине плеч, туловище чуть наклонено вперед, ступни расположены параллельно, ноги согнуты в коленных суставах, руки отведены назад. Особое внимание следует уделить приземлению, которое должно осуществляться на полусогнутые ноги и перекатом с пятки на носок. В процессе тренировки возможно использование поролоновых матов для увеличения скоростно-силовой нагрузки на мышцы.

     Прыжковые упражнения рекомендуется проводить на мягком
    грунте (песок, маты, опилки). Прыжковые упражнения: поочередные скачки
    на одной, затем на другой ноге — кылыы, 15 м х 3 раза; прыжки с ноги на
    ногу — ыстанга, 10 м х 3 раза, прыжки на двух ногах — куобах, 15 м х 3 раза,
    Отдых перед выполнением не должен превышать 5 минут. В заключение бег
    в равномерном темпе до 10 минут, упражнения на расслабление.

    Для решении конкретных задач развитие скоростно-силовых качеств необходимо применять следующие упражнения:

    1. Прыжки с ноги на ногу на длину или частоту прыжков (до 30-50 отталкиваний), то же упражнение, но поочередно меняя акценты в условиях и в направленности то на длину, то на частоту через каждые 10-6-4 прыжка, постепенно сокращая время и число прыжков на переключение акцептов.
    2. Попеременные махи прямой ногой перед собой, руки на поясе, то же держась руками за барьер, тело не разворачивать в тазобедренном суставе в сторону маха, выводить таз вперед, амплитуду увеличивать постепенно.
    3. Разведение ног из положения маховая нога на возвышенной опоре с упругим доставанисм противоположной рукой носка, поочередно менять маховую ногу. 39. То же с опорой на наклонной скамейке с упругими наклонами, разведение ног до продольного шпагата. 40.Из положения стоя на одной ноге, маховая на барьере с опорой руками, пружинистые сгибания опорной ноги с медленным опусканием до касания пола коленом, вернуться назад.

    Игры для развития прыгучести и координации

    1.«Прыжки по кочкам». На специальной площадке рисуются круги - «кочки», которые располагаются в различных вариантах и нумеруются. Игроки каждый из команд должны прыжками с «кочки» на «кочку» в порядке возрастания чисел преодолеть эту площадку и принести своей команде соответствующие очки. На финише игру можно организовать в виде эстафет.

    2. «Не попади в «прорубь». Участники, держась за кисти рук, образуют круг и разными приемами (кроме подсечек, подножек) заставляют стоящих рядом наступать на кружки, изображающие проруби. Проигравший выбывает.

    3. Игра в лунки (онхойдорго суурдуу). Игра организуется на открытой земляной площадке, где по количеству игроков нужно сделать неглубокие лунки, располагая, их недалеко друг от друга по одной линии. Два крайних игрока катают мяч по лункам, а остальные стоят вокруг. Тот, в чью лунку попадает мяч, должен на это мгновенно среагировать – выхватить мяч и запятнать ближайшего участника. Этот игрок также может запятнать другого. Промахнувшемуся игроку ставится специальная метка в лунке. Трижды промахнувшийся штраф – дается броском в него мяча с близкого расстояния. Участвуют все игроки. В случае удачного увертывания он вновь становится игроком, а промахнувшийся получает еще одну метку. Игра развивает реакцию, быстроту, ловкость, координацию движений.

    4. Игра в жостки (суосканы тэбии). В них участвуют по очереди несколько человек. Жостка изготавливается из шкуры с длинной шерстью. С тыльной (без шерсти) стороны вырезается круг величиной с 5-копесчную монету, в середине круга пришивается круглый свинцовый (не очень тяжелый) якорь. Жостку подбрасывают ногой – на счет, не роняя. Это очень хорошее подготовительное упражнение для будущих футболистов.

    5. Прыжок вперед с захватом носков ступней пальцами рук – необходимо, оттолкнувшись обеими ногами, прыгнуть вперед на определенное расстояние, не ослабляя первоначального захвата, хотя бы через лежащую поперек соломинку. Упражнение требует значительной координационной согласованности мышечной системы во время прыжка. Оно может служить отличным тестом в спортивной практике.

    Игры для развития силы и выносливости

    1. «Навьючивание коня» (акка ыныырдыы) – это конкурс для будущих охотников, грузчиков, силачей. В старину люди соревновались на быстроту навьючивание коня большим тяжелым грузом, здесь требовалось проявить силу, сноровку, быстроту и ловкость. В современных условиях это состязание проводится следующим образом. На расстоянии 20 – 25 метров от места старта ставятся гимнастические кони. Участники по сигналу судьи взваливают маты на плечи, преодолевают дистанцию бегом, накладывают «груз» поперек «Коней», садятся на них верхом и поднимают руку вверх. С момента старта до поднятия руки засекается время.

    2.        Подскоки в упоре лежа (кырынаастыыр) – за счет одновременного отталкивания руками и ногами продвижение вперед на дальность или скорость. Упражнение можно выполнять на месте, применяя различные усложненные варианты, например, с хлопками в ладони, о грудь, о бедра, доставая пальцами до мочки ушей. Упражнение способствует развитию ловкости, силы, быстроты и выносливости.

    3.        «Подъем тощей коровы» - сидя на полу, держась за ступню вытянутой вперед нош обеими руками, отталкиваясь другой ногой, необходимо встать без посторонней помощи. Эти упражнения помогают определить силу ног, уровень развития координации и равновесия.

    4.  «Вертушка» (тутум эргиир). Инвентарь: деревянная палка длиной 70 – 80 сантиметров и диаметром 2,5 – 3 сантиметра, доска для упора с лункой посередине. В целях усложнения упражнения длину палки можно уменьшить до 40 -50 сантиметров. Участник захватывает палку правой или левой кистью на расстоянии 12-15сантиметров от конца и ставит данный конец повыше на произвольном расстоянии. Задача участника заключается в том, чтобы, не меняя первоначального захвата, прогибаясь и переступая ногами, выполнить под рукой «вертушку» и вернуться в исходное положение. Участник прекращает упражнение в случае касания земли или пола любыми другими частями тела, кроме ступней. Когда данное упражнение применяется в виде состязаний, выигрывает тот участник, который проделал большее количество таких вертушек. Упражнение требует хорошей гибкости, ловкости, чувства равновесия, силовой подготовленности. Его можно использовать в качестве теста в спортивной практике.

    Таким образом, но итогам исследования можно сделать заключение, что результаты бегунов тренирующихся в беге на средние дистанции зависят от степени специальной подготовленности. Проведенный нами эксперимент наглядно показал, что внедрения якутских национальных прыжков в подготовке бегунов на средние дистанции в старшем юношеском возрасте как эффективное средство развития скоростно-силовых качеств.

     Якутские национальные прыжки как скоростно-силовые упражнения являются прекрасным средством развития скорости юных бегунов на средние дистанции,    выработки    координации,    способности    к    ориентации     в пространстве и развития таких качеств, как выносливость, ловкость и сила.

    Таким образом, подтверждается ранее поставленная нами гипотеза: если при использовании якутских национальных прыжков как эффективное средство развития быстроты, то не только повысится эффективность тренировочного процесса, но также повысится и уровень развития скоростных качеств в достижении высоких результатов.

    Описание опыта работы специалиста:

    По моему мнению, здоровье – это не просто отсутствие болезни. Работу по сохранению и укреплению здоровья надо вести нашими педагогическими методами. Организовать учебный процесс надо таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использовать методики, соответствующие возрасту и возможностям учеников; правильно организовать двигательный режим и физкультурно–оздоровительную работу. Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью; наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всеми учащимися класса. Для повышения эмоциональности уроков использую музыкальное сопровождение.

    Занятия организую фронтальным и групповым методами. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передача мяча в парах.

    Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические пали, обручи, теннисные и набивные мячи, гантели, скакалки.

    Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряжённую работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечнососудистой функций организма – всё это создаёт ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

    В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формирование волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой.

    Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.

    Что касается здоровьесбережения, то на уроках формирую представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета  «физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.

    По моему мнению, только предмет физическая культура способен решать на уроках одновременно три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную, что делает его самой важной школьной дисциплиной для подрастающего поколения. Образовательная задача решается, если школьники умеют выполнять физические упражнения и знают теоретические сведения в соответствии с требованиями школьной программы. Оздоровительную задачу уроков физической культуры можно считать выполненной, если у школьников наблюдаются положительные изменения физической подготовленности, уровень которой у каждого учащегося свой, обусловленный индивидуальными физическими особенностями и психическими свойствами личности. Воспитательная задача урока физической культуры решается, если у школьников наблюдаются положительные психологические и психические реакции в межличностных отношениях. Я оцениваю учебную деятельность школьников на уроках физической культуры не только по показателям знаний, умений и навыков в технике выполнения упражнений, но и по навыкам правильного поведения в коллективе. Решаю следующие задачи: воспитание устойчивого интереса к выполнению физических упражнений; приобретение необходимых знаний по вопросам здорового образа жизни; развитие двигательных качеств, наиболее значимых для здоровья младших школьников (общей и силовой выносливости, гибкости, быстроты и координации); воспитание потребности в подвижном образе жизни; оздоровление организма

    Достижения учителя за 3 года.

    2012-2013 уч. год

    Прохождение курсов: курсы повышения квалификации по физической культуре и ОБЖ с 20  по 30 ноября республиканский уровень.

    Участие в международной научно-практической конференции «Современные проблемы физкультурного образования и спортивной тренировки» посвященной 30-летию высшего физкультурного образования в Республике Саха (Якутия). Получил сертификат участника.

    Участие в улусном конкурсе уроков «Я твой сын, Саха Сирэ!» посвященный 75-летию Первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева. Получил сертификат участника.

     Участие в соревновании по лыжному кроссу в рамках I педагогического конгресса «Прорывные направления развития образования в Хангаласском улусе» среди мужчин в возрастной группе до 30 лет. Занял II место.

    Участие в массовых соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России» среди школьников, взрослых и ветеранов на призы Отличника физической культуры и спорта РС (Я), отличника просвещения РС (Я), Дмитриева Аркадия Андреевича в возрастной группе 1994-84г. Рождения. Занял I место, получил Диплом за высокие спортивные показатели по лыжным гонкам от президента Ассоциации «Сахаада-спорт», председателя Федерации профсоюзов РС (Я), народного депутата Ил Тумэн.

    Участие в традиционной легкоатлетической эстафете на призы газеты «Ханалас». Победитель первого этапа легкоатлетической эстафеты.

    Получил благодарственное письмо от хангаласского районного управления образования за активное участие в учебных военно-полевых сборах юнармейцев Хангаласского улуса.

    Получил Диплом от Президента Ассоциации «Сахаада-спорт», председателя Федерации профсоюзов РС (Я), народного депутата Ил Тумэн за вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и пропаганду техническо-прикладных видов спорта.

    2013-2014 уч. год

    Принял участие на Республиканском XXXIII зимнем пробеге памяти кандидата педагогических наук Николая Николаевича Платонова. Занял II место среди мужчин 21-29 лет на дистанции 8км.

    Подготовил призера недели проектов МБОУ «Покровской Улусной Многопрофильной Гимназии» в секции Технические науки, тема работы Штурмовое оружие (Томский Алеша).

    Подготовил призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ (Гребнев Артур).

    Участие на личном первенстве по лыжным гонкам города Покровска в возрастной группе 18-29 лет. Занял I место.

    Получил сертификат о распространении опыта на улусном уровне в форме открытого урока физкультуры в 7 классе по теме XXII зимние олимпийские игры в г. Сочи.

     Участие в традиционной легкоатлетической эстафете на призы газеты «Хангалас». Стали победителями легкоатлетической эстафеты.

    Участие на Республиканской декаде оздоровительного бега и ходьбы среди мужчин, занял II место на дистанции 2км.

    Принял участие в комплексной Спартакиаде Муниципального Образования «Город Покровск» памяти почетного гражданина Хангаласского улуса, учителя учителей Дмитрия Дмитриевича Гуляева. Занял II место по эстафете команда ДЮСШ + ПУМГ.

    Получил сертификат о распространении педагогического опыта на улусном уровне в период со 2 по 6 июня 2014 года в области обороны и подготовки основам военной службы на учебно-полевых сборах среди учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

    2014-2015 уч. год

            Награжден почетной грамотой за значительные успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, активную работу, направленную на развитие физической культуры и спорта.

            Участие в массовом оздоровительном беге «Кросс-наций» занял 1 место в возрастной группе до 50 лет.

            Получил сертификат за участие на улусном семинаре для организаторов детского туризма по теме: «Пути обновления и развития школьного туризма в Хангаласском улусе»

            Участие на улусном первенстве по лыжным гонкам среди школьников, взрослых и ветеранов  в рамках Всероссийского дня «Лыжня России». Занял 3 место.

    Получил сертификат о распространении педагогического опыта на улусном  уровне в области обороны и подготовки основам военной службы на учебно-полевых сборах среди учащихся 10-х классов ОУ Хангаласского улуса РС(Я).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

             Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

    Открытое учебно-тренировочное занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения

    В данном материале план-конспект открытого учебно-тренировочного занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения...

    Открытое занятие по боксу в учебно-тренировочной группе 1-го года обучения.

    1.      Обучение техники удара2.      Обучение техники движения в ринге3.      Обучение и совершенствование координации движе...

    ЭЛЕМЕНТЫ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ В БАССЕЙНЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    Методика начального обучения плаванию, особенности урока в бассейне как средство повысить мотивацию и заинтересованность учащихся. С разработки образцовых заданий для групп синхронного плавания....