Д) Открытое учебно - тренировочное занятие по виду спорта "Лёгкая атлетика"
план-конспект

В данном разделе помещен материал к Открытому учебно - тренировочному занятию, конспект учебно - тренировочного занятия размещен и представлен на обсуждкение на Сетевом ресурсе работников образования Ленинградской области http://ict.loiro.ru/mod/forum/user.php?id=18294

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОММУНАРСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

КОНСПЕКТ УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(срок реализации этапа 5 лет)

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 – 18 ЛЕТ

Подготовлено и составлено:

Тренер – преподаватель:

Валерий Николаевич Сергачев

Г.Коммунар

2019 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Введение.

Спринтерский бег, спринтерские дистанции, польза бега на короткие дистанции.

          Спринтерский бег, или бег на короткие дистанции — это самый быстрый и зрелищный вид беговых соревнований. Спортсмен бежит с наибольшей скоростью, но при этом преодолевает совсем небольшие по расстоянию отрезки. Таких бегунов называют спринтерами.
       
Знаете ли вы? Самый быстрый человек нашей планеты — выходец из Ямайки по имени Усэйн Болт. И хоть звание это неофициальное, но дистанцию в 100 метров он пробежал всего лишь за 9,58 секунд. Его зафиксированная максимальная скорость — 37,578км/ч.
       
Дистанции, на которых проходят различные соревнования, могут быть следующими: 60, 100, 200, 400 метров. Из-за своих особенностей такой вид бега не терпит ошибок. Если спринтер допустил технические ошибки, когда стартовал или финишировал, неправильно ставил стопу в процессе бега, то потеряет доли секунды.

         Спринтерский бег — это не только отдельная соревновательная дисциплина, его с успехом включают в свои ежедневные тренировки спортсмены разных направлений. Польза бега на короткие дистанции значительная и подтверждена не только учёными, но и самими спортсменами и их тренерами:

-повышаются выносливость, ловкость;

-улучшается координация движений;

-лёгкие начинают работать более эффективно, а это значит, что органы и ткани начинают получать больше кислорода;

-улучшается обмен веществ; повышается тонус мышц всего тела;

-интенсивно сжигаются жиры, что приводит к похудению;

-тренируется вся сердечно-сосудистая система.

Старт.

       Любой бег на короткие дистанции начинается с низкого старта. Для этого необходимы специальные беговые колодки. Надо отметить, что на соревнованиях высокого уровня в таких колодках помещают специальный датчик, который реагирует на давление от стопы. Это позволяет автоматически выявить и зафиксировать фальстарт. Кроме этого, нельзя выполнять никаких лишних движений, только те, которые предусмотрены техникой. При старте бегун-спринтер никогда не должен резко выпрямляться по вертикали, а должен сохранять уклон тела (45–52 градуса) и держать голову затылком вперёд.

Стартовый разгон. 

       Разгон сразу после старта очень важен для получения хорошего результата. Важно! Поскольку движение при старте начинается с движения туловища, то для получения хороших результатов важна сила спинных мышц. Он выполняется следующим образом: спринтер производит мощное отталкивание от покрытия, причём его бедро должно подняться под углом 90 градусов к туловищу, туловище находится в значительном наклоне, длина первого шага лежит в пределах 1–1,30 м, что считается небольшой величиной, первый шаг делается той ногой, которая у спортсмена более сильная, потому что она испытывает максимальную нагрузку, происходит постепенное увеличение скорости, причём первые три шага очень важна сила отталкивания от земли, а затем скорость движения бёдер, выпрямление туловища происходит на 4–7 метре от начала старта, причем, чем опытнее бегун, тем длиннее разгон сразу после старта.

2. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОНСПЕКТА

Наименование организации: МБОУДО «Коммунарская ДЮСШ»

Тренер – преподаватель: Сергачев Валерий Николаевич

Состав группы: тренировочная группа 3 год обучения, 11 человек из них: 5 девушек, 6 юношей, возраст обучающихся 15 – 18 лет.

Дата проведения: 26 января 2019 год

Общее время занятия – 135 минут

Подготовительная часть – 30 минут

Основная часть – 100 минут

Заключительная часть – 5 минут

Начало занятия – 17.30

Окончание занятия – 19.45

Место проведения: ДЮСШ, г. Коммунар

Тема занятия: Спринтерский бег, старт, стартовый разгон.

Цель тренировочного занятия: Техника старта, стартовый разгон.

Задачи учебно-тренировочного занятия: Старт – особенности техники.

1.Совершенствование технических элементов старта и стартового разгона.

2.Развитие силовых и скоростно-силовых качеств.

3.Воспитание самостоятельности, отличной организации, умения работать в коллективе.

Форма занятия: практическое занятие.

Форма организации тренировочной деятельности: индивидуально – групповая, круговая.

Место в дополнительной предпрофессиональной программе:

Тема: «Избранный вид спорта», «Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка», тренировочный этап 3 год обучения.

Методическое обеспечение учебно-тренировочного занятия: Учебно-методический комплекс дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Лёгкая атлетика» МБОУДО «Коммунарская ДЮСШ», 2018 год, учебные кинограммы, видеофильмы.

Методы обучения: словесный, наглядный (зрительно – слуховой), практический (подводящего упражнения), психорегулирующий.

Методические приёмы исправления ошибок: повторное выполнение упражнения в облегченных условиях, выполнение подводящих упражнений, повторный показ, имитация выполнения действий, идеомоторное представление двигательного действия в целом и отдельных его элементов.

Приёмы регулирования нагрузки: направленность содержания нагрузки, количество повторений, интервал отдыха между упражнениями и повторами, темп выполнения упражнения.

Материально – техническое оснащение занятия: спортивный зал 18мХ9м, коридор школы 5мХ35м, тренажёрный зал 6мХ8м.

Инвентарь: гимнастический мат, пояса, санки, блины (5 - 10 кг.), стартовые колодки, секундомер, гимнастическая стенка, тренажёры, барьеры, набивные мячи, грифы.

Ожидаемый результат: успешное применение техники старта и стартового разгона при выполнении целостного упражнения.

Диагностика результатов учебно-тренировочного занятия: визуальная оценка техники и оценка – результат скорости бега:

-«отлично»

Оценочный аспект

Юноши

Девушки

«отлично»

10.50-12.00

11.50-13.00

спортсмен в полном объёме применил все усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения на высокой скорости;

- «хорошо»

Оценочный аспект

Юноши

Девушки

«хорошо»

12.01-13.50

13.01-14.50

 спортсмен в полном объеме применил все усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения на высокой скорости;

- «удовлетворительно»

Оценочный аспект

Юноши

Девушки

«удовлетворительно»

13.51-15.00

14.51-16.00

 спортсмен частично применил усовершенствованные элементы техники при выполнении целостного упражнения, есть ошибки.

Форма оценки обучающихся: поощрение, порицание, самооценка, оценка.

Требование к соблюдению техники безопасности при выполнении упражнений.

 

3. ПЛАН - КОНСПЕКТ

Часть занятия

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Организационно – методические указания

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

30 минут

1.Повышение внимания обучающихся.

2.Обсуждение плана учебно-тренировочного занятия.

1.1.Построение

3 мин.

Шеренга

3.Подготовка кардио-распираторной системы к предстоящей нагрузке.

3.1.Лёгкий разминочный бег по кругу

4 – 6 мин.

Темп медленный, ЧСС до 130 уд. в минуту

3.2.ОРУ у стенки:

- наклоны;

- выпады;

- махи

5 мин.

Упражнения выполняются по счёт, используя метод сопровождающей подсказки

4.Подготовка мышечно-связочного аппарата к тренировке.

4.1.Специальные упражнения с набивными мячами, направленные на подготовку мышц связок, участвующих в беге.

Каждое упражнение по 10 – 12 раз

Темп выполнения спокойный, амплитуда выполнения движения максимальная, вес набивных мячей 2- 4 кг., с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Требование техники безопасности при выполнении упражнений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

100 минут

1.Ознакомить с особенностями техники старта и стартового разгона каждого занимающегося и создать правильное представление о технике старта.

1.1.Объяснение и показ техники старта и стартового разгона  по прямой дистанции

5 мин.

Обратить внимание на частые ошибки, использовать наглядный показ (карточки, кинограммы).

2.Совершенствование техники старта и стартового разгона с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.

2.1.Повторные пробежки отрезков с  санками.

6Х30 м.

Внимание на длину шага, подъём бедра, постановка стоп. Вес на санках 7 – 12 кг.

2.2.Повторные пробежки отрезков с энергичным стартом с колодок

6Х20 м.

Обратить внимание на отталкивание с колодок, следить за положением рук.

3.Оценивание успешности применения усовершенствованных элементов техники.

3.1.Пробегание отрезков с низкого старта и с хода на результат.

20 м с/х

20 м с/х

20 м с/х

20 м с/х

20 м н/с

 

Фиксируем старт отмашкой рук, бег с ходу с высокого старта.

Фиксируем старт по отрыву руки от дорожки, старт низкий.

Производится визуальная и хронометрическая оценка техники выполнения целостного упражнения, считаем сумму 5 попыток бега на 20 метров.

4.Развитие скоростно-силовых качеств. Укрепление мышц ног, спины, брюшного пресса, внутренней поверхности бедра.

Воспитание самостоятельности организованности при выполнении заданных упражнений.

4.1.Бег высоко поднимая бедро на месте у гимнастической стены

4Х30 сек.

Положение туловища, при выполнении движений близко к стене не подходить.

Скорость 80 – 85% ЧСС 170 – 180 уд. в мин. Интервал отдыха 2 – 3 мин, Использовать метод сопровождающей подсказки. Требование техники безопасности при выполнении упражнений.

4.2.Прыжки через высокие барьеры на двух

8Х6 барьеров

Следить за положением туловища при отталкивании - из приседа

Скорость 80 – 85% ЧСС 170 – 180 уд. в мин. Интервал отдыха 2 – 3 мин, Использовать метод сопровождающей подсказки. Требование техники безопасности при выполнении упражнений

4.3.Прыжки через высокие барьеры в шаге

8Х6 барьеров

Темп быстрый, следить за положением спины при отталкивании.

Скорость 80 – 85% ЧСС 170 – 180 уд. в мин. Интервал отдыха 2 – 3 мин. Использовать метод сопровождающей подсказки. Требование техники безопасности при выполнении упражнений

4.4.Толчки грифа у скамейки

3Х40сек.

Акцент на отталкивании, в момент которого голень, стопа и бедро составляют почти прямую линию.

Вес отягощения индивидуально – 7 – 12 кг.

Скорость 80 – 85% ЧСС 170 – 180 уд. в мин. Интервал отдыха 2 – 3 мин. Использовать метод сопровождающей подсказки. Требование техники безопасности при выполнении упражнений

4.5.Выталкивание на двух ногах на высокие маты.

8 – 12 раз

 (2 – 3 серии)

Следить за высотой матов и приземлением на мат.

Скорость 80 – 85% ЧСС 170 – 180 уд. в мин. Интервал отдыха 2 – 3 мин. Использовать метод сопровождающей подсказки. Требование техники безопасности при выполнении упражнений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

                                5 МИНУТ

1.Подведение итогов учебно-тренировочного занятия.

1.1.Построение

1 мин.

Свободная форма общения. Выделить спортсменов, которые показали наилучший результат при выполнении целостного упражнения. Отметить спортсменов, которые частично улучшили свой результат в беге на время.

2.Восстановление сердечного ритма до состояния покоя.

2.1.Контроль ЧСС

4 мин.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Официальное руководство IAAF для тренеров «Бегай!Прыгай!Метай!», 2009 – 281с.

2.Бернштейн Н.А. «О ловкости её развитии»: М., ФиС, 1991 – 2019с.

3.Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена»:М.,1966 – 89с.

4.Гуревич И.А. «Круговая тренировка при развитии физических качеств» Минск, 1984 – 256с.

5.Локтев С.А. «Лёгкая атлетика в детском и подростковом возрасте» Практическое пособие для тренера: М., 2007 – 404с.

6.Ломан В. «Бег, прыжки, метания» - 1988 – 156с.

7.Озолин Э.С. «Спринтерский бег»:М., 2010 – 176с.

8.Попов В.Б. «Юный легкоатлет» - пособие для начинающих тренеров по спринту и барьерному бегу: СПб., 2011 – 83с.

10.Томпсон П.Дж. «Введение в теорию тренировки», официальное руководство IAAF, 2990 – 228с.

11.Интернет источники: http://www.rusathletics.com, http://rusathletics.info

12.Малыхина Л.Б. Квалиметрия – метод измерения качества дополнительного образования //Директор школы: Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. М., Сентябрь, 2010г.

13.Малыхина Л.Б. методики анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание: Научно – методитческий журнал. – М.:»Витязь-М», 2010. - №11

14.Малыхина Л.Б. Методики анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей //Открытый урок. Методики, сценарии, примеры. – М., «Тио», 2010 - №11.

В подготовке конспекта использованы материалы УМК дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Лёгкая атлетика» МБОУДО «Коммунарская ДЮСШ», 2018 г., кинограммы, фотографии из личного архива.

Приложение к конспекту занятия:

Публикация, УМК, кинограммы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОММУНАРСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТОЕ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВИДУ СПОРТА «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА» ТЕМА: «Спринтерский бег, старт, стартовый разгон» Тренер – преподаватель: Валерий Николаевич Сергачев

Слайд 2

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Состав группы: тренировочная группа 3 год обучения, 11 человек из них: 5 девушек, 6 юношей, возраст обучающихся 15 – 18 лет. Дата проведения: 26 января 2019 год Общее время занятия – 135 минут Подготовительная часть – 30 минут Основная часть – 100 минут Заключительная часть – 5 минут Начало занятия – 17.30 Окончание занятия – 19.45 Место проведения: ДЮСШ, г. Коммунар Тема занятия: Спринтерский бег, старт, стартовый разгон. Цель тренировочного занятия: Техника старта, стартовый разгон. Задачи учебно-тренировочного занятия: Старт – особенности техники. 1.Совершенствование технических элементов старта и стартового разгона. 2.Развитие силовых и скоростно-силовых качеств. 3.Воспитание самостоятельности, отличной организации, умения работать в коллективе.

Слайд 3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 30 МИНУТ Построение Лёгкий разминочный бег по кругу ОРУ у стенки: - наклоны; - выпады; - махи Темп медленный, ЧСС до 130 уд. в минуту Упражнения выполняются по счёт, используя метод сопровождающей подсказки

Слайд 4

ПОДГОТОВТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 30 МИНУТ Специальные упражнения с набивными мячами, направленные на подготовку мышц связок, участвующих в беге. Темп выполнения спокойный, амплитуда выполнения движения максимальная, вес набивных мячей 2- 4 кг., с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Требование техники безопасности при выполнении упражнений.

Слайд 5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 100 МИНУТ Внимание на длину шага, подъём бедра, постановка стоп. Вес на санках 7 – 12 кг. Обратить внимание на отталкивание с колодок, следить за положением рук. Объяснение и показ техники старта и стартового разгона по прямой дистанции. Повторные пробежки отрезков с санками. Повторные пробежки отрезков с энергичным стартом с колодок.Пробегание отрезков с низкого старта и с хода на результат. Фиксируем старт отмашкой рук, бег с ходу с высокого старта. Фиксируем старт по отрыву руки от дорожки, старт низкий. Производится визуальная и хронометрическая оценка техники выполнения целостного упражнения, считаем сумму 5 попыток бега на 20 метров.

Слайд 6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 100 МИНУТ Бег высоко поднимая бедро на месте у гимнастической стены. Прыжки через высокие барьеры на двух. Прыжки через высокие барьеры в шаге. Толчки грифа у скамейки. Выталкивание на двух ногах на высокие маты.

Слайд 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 МИНУТ Свободная форма общения. Выделить спортсменов, которые показали наилучший результат при выполнении целостного упражнения. Отметить спортсменов, которые частично улучшили свой результат в беге на время.



Предварительный просмотр:

ПРОБЕГАНИЕ СЕРИИ ИЗ 4х ПОПЫТОК ПО 20 МЕТРОВ С ХОДА ПЛЮС 1 ПОПЫТКИ С НИЗКОГО СТАРТА.

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СУММА ВРЕМЕН.

Оценочный аспект

Юноши

Девушки

«отлично»

10.50-12.00

11.50-13.00

«хорошо»

12.01-13.50

13.01-14.50

«удовлетворительно»

13.51-15.00

14.51-16.00

 

п/п

Фамилия, Имя

20с/х

20с/х

20с/х

20с/х

20н/с

Сумма

Оценка

1

Сорокина Вера

2.51

2.49

2.49

2.32

3.30

13.11

«хорошо»

2

Луцева Майя

2.19

2.32

2.35

2.26

3.09

12.21

«отлично»

3

ШамроваЯна

2.23

2.22

2.16

2.10

3.02

11.75

«отлично»

4

Горюнова Елизавета

2.38

2.36

2.33

2.34

3.15

12.56

«отлично»

5

Цуканов Кирилл

2.39

2.27

2.36

2.35

3.14

12.31

«хорошо»

6

Кауппонен Михаил

2.65

2.51

2.58

2.50

3.32

13.56

«удовлетв»

7

Рыхлова Александра

2.29

2.23

2.25

2.18

3.12

12.07

«отлично»

8

Рыхлов Тимофей

2.37

2.29

2.28

2.24

3.20

12.38

«хорошо»

9

Лебедев Вячеслав

2.00

2.02

1.91

2.00

2.62

10.55

«отлично»

10

Шевелёв Антон

2.59

2.62

2.58

2.60

3.38

13.77

«удовлетв»

11

Зайцев Дмитрий

2.36

2.33

2.31

2.29

3.21

12.50

«хорошо»



Предварительный просмотр:

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентов средних профессиональных учреждений

Конспект открытогоучебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентовсредних профессиональных учреждений...

Конспект открытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентов средних профессиональных учреждений

Конспектоткрытого учебно-тренировочного занятия по баскетболу для студентовсредних профессиональных учреждений...

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

Открытое учебно-тренировочное занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения

В данном материале план-конспект открытого учебно-тренировочного занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения...

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике

     Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочет...