Современный подход к оцениванию на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Современный подход к оцениванию на уроке физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к оцениванию

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации.

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе

Объекты

Формы контроля - инструменты

Физическая подготовленность (уровень развития физических качеств)

Комплексное тестирование физической подготовленности

Степень усвоения двигательных умений и навыков прикладной, оздоровительной, спортивной направленности

Текущий контроль

Эффективность и результативность игровых и соревновательных действий учащихся

Индивидуальный контроль

Место физической культуры в системе ценностей учащихся. Уровень физкультурной активности. Отношение к физкультурной деятельности

Анкетирование учащихся, анализ их поступков и т.д.

Знание основ теории физической культуры (культурно-исторический, медико-биологический, психолого-педагогический аспекты)

Опрос, защита рефератов, дискуссии и др.

Владение способами осуществления физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности

Поточный или избирательный контроль

Степень усвоения общеучебных умений и навыков, универсальных способов их применения в познавательной, рефлексивной, информационно-коммуникативной, проектной деятельности

Анкетирование, тестирование

Динамика развития физических качеств учащихся

Текущее  тестирование

Творческая деятельность учащихся в области физической культуры и ее результаты

Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря и др.

Степень усвоения методических умений

Индивидуальный контроль

Оценка должна быть комплексной

В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Хотя еще в 1940 г. вводилась программа, направленная на максимальное расширение самодеятельной работы.

Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью. Задачами физического воспитания являются: совершенствование  физических качеств; формирование двигательных умений и навыков; формирование специальных физкультурных знаний; умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.

Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.

Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения результатов учебной деятельности. Однако они больше акцентированы на физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области физкультуры и техническую подготовленность.

В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно-воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, которую в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» оно обеспечивает самостоятельно.

Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще. Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может быть довольно высокой.

Индивидуальный подход

В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать выполнения физических норм – для получения высокой оценки школьнику достаточно продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных упражнениях (тестах).

Оценивание – процесс ответственный

Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.

Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания.

Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.

Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.

Физическое воспитание в школах на практике ограничивается в основном развитием физических качеств и обучением двигательным действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными систематизированными знаниями и методами, обеспечивающими достижение практических результатов - теоретическая и методическая подготовка. Недостаток соответствующих знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий (по расписанию) школьники, а после окончания школы - студенты, не могут правильно распорядиться своими психофизическими возможностями, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Поэтому не случайно рекомендуемые программы дисциплины "Физическая культура", наряду с учебно-тренировочным разделом, предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Однако расходовать время учебных занятий не на физическую нагрузку не рационально. Информационные технологии обучения позволяют учащимся 8- 9 классов эффективно и самостоятельно осваивать теоретический, и методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.

Урок физической культуры в школе. Урок представляет собой форму занятий преимущественно учебно-образовательного процесса и является учебным предметом. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: блок практика и блок теория, которые регламентируются государственной программой. Таким образом, посещение уроков (2 и 3 часа в неделю) является обязательным для всех обучающихся школы. Цель уроков - Формирование физической культуры личности посредством овладения основ физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Такая целевая установка ориентирует педагогический процесс на подготовку выпускников школы к предстоящей жизнедеятельности (к общественно-производственному труду, службе в армии, к воспитанию детей), а также организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни.

На уроках физической культуры создаются условия для решения всех задач физического воспитания. Учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как:

расширение двигательного опыта за счёт использования разнообразных общеразвивающих физически упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;

расширения объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;

гармонизация физической и духовной сфер, формирования потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;

формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном обществе и взаимодействии;

формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни. Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основного общего образования» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка обучающихся.

Содержание уроков физической культуры многогранно. Оно составляет определённый набор физических упражнений, деятельность обучающихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу:

Первой отличительной чертой, новизной уроков физической культуры, проводимых в школе, является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Второй особенностью урока является методика оценивания, активизация деятельности обучающихся. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. Стремясь к достижению полной успеваемости, посещаемости, и повышению активности на уроках физической культуры нами разработана рейтинговая (балловая) система оценивания обучающихся. Такой подход в оценивании деятельности школьников в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся объективно оценивают ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Обучающиеся учатся самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. Всё это в совокупности формирует мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом, как на уроке, так и во внеурочное время. Третьей отличительной чертой, имеющей большое значение в образовательной области урока физической культуры, применение личностно - ориентированного подхода, т.е. уроки ориентированны на личностные показатели школьников, кроме того, на уроках предусмотрено использование нового вида обучения – «дистанционного» образования, а также метода "проекта" что позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысит эффективность адаптации в обществе.

Оценка деятельности обучающихся 8- 9 классов на уроках физической культуры. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. С другой стороны, уровень знаний, двигательных умений и качеств обучающихся, выраженный в оценке, отражает качество педагогического труда, результат деятельности учителя, его умения ставить задачи, владеть арсеналом средств и методов, организуя учебный процесс. Практика работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе показала, что не все обучающиеся справляются с предъявляемыми требованиями предмета «Физическая культура». Причины, мешающие успешному усвоению программных требований следующие: Недостаточный двигательный опыт учеников. Известно, что успех обучения каждому новому упражнению зависит от арсенала движений и двигательных действий, которыми уже владеет ученик. Низкий уровень физического развития. Для изучения любого движения необходимо определить уровень силы, гибкости, быстроты и выносливости. Недостаточное развитие волевых качеств. Усвоение учебной программы – это напряжённый физический и умственный труд. Он требует проявления настойчивости, преодоления нежелания и лени. Выполнение физических упражнений связано с потребностью терпеть при преодолении «мёртвой точки». В ряде случаев необходимо перебороть страх. Низкий уровень активности занимающихся. Для достижения полной успеваемости, посещаемости, и повышения активности на уроках физической культуры в школе используется рейтинговая (балловая) система оценивания обучающихся. Её сущность сводится к следующему ученик за учебный период (четверть, полугодие) набирает в совокупности определённое количество балов, соответствующие той или иной оценки их деятельности: Обучающиеся пропустившие занятия по предмету «Физическая культура» должны их «отработать» во время индивидуальной работы преподавателей физического воспитания (во внеурочное время). Такой подход в оценивании в действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся могут объективно оценивать ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Научить учащихся самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников, а не на выполнение усреднённых учебных нормативов. Также успеваемость по предмету определяется и полнотой приобретённых теоретических знаний.

Обучающимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной и медицинской группе, итоговая оценка выводится на основании сведений о посещаемости занятий и текущих отметок за знания по теоретических аспектов предмета.

https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=43&w=523https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=43&w=523

https://docs.google.com/?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F11%2Furok_fk.ppt&docid=51a064e23ecbb4e8291f0478601e4c0d&a=bi&pagenumber=42&w=523