«Формирующее оценивание на уроках физической культуры"
материал (6 класс) на тему

Жукова Светлана Геннадьевна

Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Областной семинар-практикум блокнот и ручка

«Инновационные формы физического воспитания в условиях реализации ФГОС» г. Усолье-Сибирское

Тема: «Формирующее оценивание на уроках

 физической культуры"

                                     Жукова Светлана Геннадьевна,

 учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия»

г. Шелехов, 2017

СЛАЙД 1

Тема: «Формирующее оценивание на уроках

 физической культуры"

        С введением Федерального государственного образовательного стандарта возникли определенные проблемы в системе оценивания.
Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками.

Достижения в обучении физической культуре, во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и  их активности. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей, а для другого - приложение определенных усилий и стараний.

СТОЛКНУВШИСЬ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА я столкнулась с проблемами…

  • Как правильно оценить учащегося, чтобы ему была понятна отметка и при этом не пропало желание заниматься физической культурой;
  • Зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?

Второй год наша гимназия реализует проект «Формирующее оценивание», я применяю активное участие в реализации этого проекта.

СЛАЙД 2. Понятие «Формирующее оценивание»  – процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата.

На каждом уроке происходит так называемая «Формирующая оценка», после каждого выполненного этапа или упражнения.

СЛАЙД 3. Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им: 

  • оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), 
  • что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо, уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

СЛАЙД 4. Критерии

  • Внешняя оценка – оценивание учеником, группой, экспертом, учителем отдельно взятого упражнения;  
  • Ученик сравнивает свои действия с эталоном (показ учителя, демонстрация слайда, наглядные пособия, способный ученик);

0- не справился с задание 1-справился частично 2 -справился

СЛАЙД 5. Работая над «Формирующим оцениванием,я на своих уроках применяю несколько способов.

Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Сигналы рукой. Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

СЛАЙД 6. Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Словесная оценка (устная обратная связь). Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

СЛАЙД 7. Упражнение на проверку усвоения нового материала. Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите и покажите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

СЛАЙД 8. Самооценивание. Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Две звезды и желание (взаимооценивание). Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

СЛАЙД 9. Карточка достижений

СЛАЙД 10. Преимущества:

  • Позволяет вовлечь в оценивание всех участников  учебного процесса
  • Не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга
  •  Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании
  •  Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания
  • Повышает значимость контрольных, зачетных уроков
  • Легко адаптируется под любую шкалу  оценивания

СЛАЙД 11. Вывод: Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата (эталона).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Формирующее оценивание на уроках физической культуры». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Гимназия» Жукова Светлана Геннадьевна у читель физической культуры

Слайд 2

Формирующее оценивание – процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных , используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата.

Слайд 3

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им: оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо, уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов .

Слайд 4

Критерии формирующего оценивания Внешняя оценка – оценивание учеником, группой, экспертом, учителем отдельно взятого упражнения; Ученик сравнивает свои действия с эталоном (показ учителя, демонстрация слайда, наглядные пособия, способный ученик ); 0- не справился с задание 1-справился частично 2 -справился

Слайд 5

Способы формирующего оценивания на уроках физической культуры Светофор . У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. Сигналы рукой. Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Слайд 6

Способы формирующего оценивания на уроках физической культуры Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения. Словесная оценка (устная обратная связь) . Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Слайд 7

Способы формирующего оценивания на уроках физической культуры Упражнение на проверку усвоения нового материала. Учитель создает таблицу из трех окошек (квадратов) с надписями: « Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос Внутренний и внешний круг . Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Слайд 8

Способы формирующего оценивания на уроках физической культуры Самооценивание . Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Две звезды и желание. Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

Слайд 9

Карточка личностных достижений № урока 1 2 3 4 5 6 Итог 12 баллов – справился, 6 – справился частично, 3 – не справился Ведение мяча 0 2 1 2 0 1 6 справился частично 10 баллов – справился, 5 – справился частично, 2 – не справился Передача мяча от груди - 1 2 2 2 2 9 справился 6 баллов – справился, 3 – справился частично, 1 – не справился Бросок мяча в кольцо двумя руками с места - - - 0 1 1 2 не справился Ф.И. учащегося ____________________________ ______________класс________________ Раздел __Баскетбол__________

Слайд 10

Преимущество Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса Не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания Легко адаптируется под любую шкалу оценивания В моей практике технология уровневой дифференциации, является самой оптимальной при формирующем оценивании.

Слайд 11

Вывод Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата (эталона).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...