Формирующее оценивание: оценивание для обучения
презентация к уроку на тему

 Маркус Алла Евгеньевна

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.pptx2.19 МБ
Файл prezentatsiya_opisanie.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирующее оценивание: оценивание для обучения»

Слайд 2

Общие принципы новой системы оценивания по ФГОС отражает степень достижения учащимися учебной цели: фиксирует допущенные ошибки, указывает на их причины и способствует преодолению ошибок, т.е определяет личный прогресс каждого ученика; помогает ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия достижения успеха;

Слайд 3

акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку учебных действий ученика. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся; учитывает индивидуально-психологические особенности ученика; является результатом сотрудничества учителя и ученика, основанном на взаимном уважении и доверии;

Слайд 4

Недостатки традиционной системы оценивания необъективность оценки низкая дифференцирующая способность ориентированность на фиксацию недостатков низкая информативность отметки

Слайд 5

Формирующее оценивание Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!”

Слайд 6

Формирующее оценивание непрерывно о пределено контекстом н аправляется учителем центрировано на ученике формирует учебный процесс р азносторонне результативно с троится на качественном преподавании

Слайд 7

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.

Слайд 9

Достоинства формирующего оценивания видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за свою учебную работу, стремиться выполнять ее качественно, понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием, формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они, может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы, готов к учебе, а затем на протяжении всей жизни. Ученик: Педагог: становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Слайд 10

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания Планирование образовательных результатов учащихся по темам Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся. Формулирование критериев оценивания однозначность доступность для понимания учащихся конкретность Оценивание образовательной деятельности учащихся Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся

Слайд 11

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания Осуществление обратной связи Неудачная обратная связь Как улучшить обратную связь Развивай свою мысль Как изменится результат, если…? Ты должен больше стараться Что ты мог сделать по-другому, чтобы работа была лучше? Ты очень хорошо отвечал Хорошая работа: ты привел пример, опирался на факты, проверил много источников… Молодец! Хороший результат. Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло? Я проверила твою работу и указала на ошибки Как ты думаешь, почему возникли ошибки? Что нужно сделать, чтобы больше таких ошибок не допускать?

Слайд 12

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели Корректировка

Слайд 13

интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания ; действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания ; мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания ; техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании Классификация техник формирующего оценивания ( по М.А . Пинской )

Слайд 14

Классификация техник формирующего оценивания ( по М.А . Пинской ) По цели: оценивание предметных результатов; оценивание метапредметных результатов; оценивание личностных результатов; По времени проведения: регулярно используемые в течение образовательного процесса; используемые после изучения определенного блока, темы, правила… По возможности использования: универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты); предметные (оценивающие только предметные результаты); По участникам процесса оценивания: оценивание учителя; самооценка ; взаимопроверка учащимися; комбинированное оценивание.

Слайд 15

Что надо сделать, чтобы перейти к новой системе оценивания? От Традиционных письменных работ Неявных критериев оценивания Оценивания учителем Конкуренции Оценки результата Оценивания знаний Значимости и важности оценки Итогового суммарного оценивания Переход К Творческим исследовательским тестам Чётким и прозрачным критериям оценивания Оцениванию при участии учащихся Сотрудничество, сотворчество Оцениванию проекта Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза Значимости учения Развивающему оцениванию



Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Внедрение нового ФГоса основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса.

2-3 слайды

Общие принципы новой системы оценивания таковы

  • отражает степень достижения учащимися учебной цели: фиксирует допущенные ошибки, указывает на их причины и способствует преодолению ошибок, т.е определяет личный прогресс каждого ученика;
  • помогает ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия достижения успеха;
  • акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку учебных действий ученика. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся;
  • учитывает индивидуально-психологические особенности ученика
  • является результатом сотрудничества учителя и ученика, основанном на взаимном уважении и доверии.

4  слайд

Педагогическое сознание уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию  тьютора ( посредника) в его учебной деятельности.

Ведущими векторами образовательной стратегии стали 

1) образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится 

2) вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности 

3) компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения.

Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом "Возьми в свои руки контроль над своим обучением"

Такое обучение, в котором ученик становится его субъектом, упирается в традиционную систему оценивания.  На сегодняшний день  имеющая недостатки

ЭТО

  • необъективность оценки (оценка учебных достижений опирается на субъективное мнение учителя);
  • низкая дифференцирующая способность (пятибалльная система практически повсеместно выродилась в четырехбалльную, ввиду крайне редкого использования «единицы». Невозможность точно выразить отметкой уровень знаний приводит к использованию учителями дополнительных отметок, таких как «пять с минусом», «четыре с плюсом».  )
  • ориентированность на фиксацию недостатков (в стандартной пятибалльной системе реализуется идея вычитания, в которой все внимание концентрируется не на достижениях, а на фиксации ошибок.)
  • низкая информативность отметки (четвертные отметки 3, 3, 4, 4 и 5, 5, 4, 4, скорее всего, дадут одинаковую годовую отметку. Но по этой отметке будет совершенно невозможно восстановить как четвертные отметки, так и картину учебных достижений учеников.)

Чтобы лозунг "Возьми в свои руки контроль над своим обучением"реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию. Т.е учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания или критерии, по которым производится оценивание и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. И хотя поставленные задачи весьма не ординарны, средство для их решения существует. Это разнообразный, подтвердивший свою эффективность в зарубежной школе инструментарий формирующего оценивания или Оценивания для Обучения.

5 слайд

Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!” 

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

6  слайд

Чем этот тип оценивания отличается от традиционного ? Дадим принципиальные для этого различения характеристики.

Оценивание для обучения:

  • Непрерывно

Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

  • Определено контекстом

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

  • Направляется учителем Это оценивание предполагает  высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
  • Центрировано на ученике

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

  • Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

  • Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

  • Коренится в качественном преподавании

Подобное оценивание включает механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики.

7-8 слайды

Что же такое - формирующее оценивание?

9 слайд

Достоинства формирующего оценивания

Обучающийся:

видит свой учебный прогресс

чувствует ответственность за свою учебную работу,

стремиться выполнять ее качественно,

понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,

формулирует свои учебные ожидания, определяет оправдались ли они, , выстраивает индивидуальную траекторию

может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,

готов к учебе, а затем на протяжении всей жизни.  растет над собой 

Педагог 

становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

10-12 слайды

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов.

  1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам. Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

  1. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.. Учитель организовывает обсуждение в классе, корректирует цель, сформулированную учениками.

  1. Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся, другими словами, определить задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.
  2. Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:
  • однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);
  • доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся,
  • конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).

Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

  1. Оценивание образовательной деятельности учащихся в строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания.

  1. Осуществление обратной связи, которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь имеет разные «векторы» направлений: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю. Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя..
  2. Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников.
  3. Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели. На этом этапе необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом уже имеющегося результата. Цель данного этапа – определить скорость достижения образовательных целей учащимися, сделать прогноз роста их знаний и умений.

  1. Корректировка образовательного маршрута учащегося. Образовательный маршрут учащегося может быть скорректирован за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа выполнения задания, выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности, организации взаимопомощи учащихся и т.д.

13-15 слайды

Классификация техник формирующего оценивания ( по М.А.Пинской )

М.А. Пинская приводит классификацию техник формирующего оценивания:

- интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания; 

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики мо-гут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы

- действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания; Эта техника создана для того, чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Как правило, оно требует, чтобы ученик проделал необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты, анализы или решая какую-либо практическую проблему.  Работа с телескопом

- мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания; Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале

- техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании ( быстрая обратная связь) недельные отчеты, рубрики

Кроме этого, целесообразно рассматривать классификацию техник формирующего оценивания по другим основаниям:

По цели:

- оценивание предметных результатов;

- оценивание метапредметных результатов;

- оценивание личностных результатов;

По времени проведения:

-регулярно используемые в течение образовательного процесса;

-используемые после изучения определенного блока, темы, правила

По возможности использования:

-универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);

-предметные (оценивающие только предметные результаты);

По участникам процесса оценивания:

-оценивание учителя;

-самооценка;

-взаимопроверка учащимися;

-комбинированное оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...

Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.

Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...