Элективный курс по волейболу
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Программа рассчитана для учащихся 7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_voleybolu.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

МО Иволгинский район

                                                                                        Утверждаю:____________

                                                                                                 Директор школы   /Гармаев Б.В./

                                                                  приказ № 24

                                                                                    от «09» сентября 2015г.

Рабочая программа

спортивной секции по волейболу

Составитель:
Учитель физической культуры
Пилданова С.Б.

2015г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов»,2013 г. (Авторы: В. И.Лях, А. А.Зданевич) и рассчитана на 102 часа (3 занятия в неделю). Возраст учащихся 13-15 лет (7-9 классы).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями кружка совместно с занимающимися. В кружок принимаются дети, имеющие разрешение родителей и допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

Цель занятий:

- формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической

культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,

пропаганда ЗОЖ;

-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

-обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

Задачи занятий:

-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;

-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;

- развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту

движений, скоростно-силовые качества;

- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость, организованность, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;

- воспитывать у учащихся волевые и психологические качества: смелость, решительность, настойчивость, волю к победе.

Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование

учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:

Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора - общественника. С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства. Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.

Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому.

Планируемые результаты

После освоения программы обучающиеся должны

знать /понимать:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять технические действия по волейболу;

– выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

        Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование темы

количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Физическая культура и спорт в России.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма

Правила соревнований, их организация и проведение

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Учебные игры и соревнования

1

1

1

1

1

17

70

10

Итого:

102


Содержание курса

Теоретические занятия – 5 ч.

Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Практические занятия – 97 ч.

Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Гимнастические упражнения.

- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

- Упражнения для туловища и шеи.

- Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

- Бег.

- Прыжки.

- Метания.

Подвижные игры.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

Практические занятия по технике нападения.

Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И. п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность, верхняя.

Нападающие удары.

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки

Действия с мячом. Приём мяча

Блокирование

Практические занятия по тактике нападения.

Индивидуальные действия.

Групповые действия.

Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные испытания

Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года.

Физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

4

3

3

8

Материально-техническое обеспечение

1.Площадка волейбольная

2. Сетка волейбольная

3. Мячи волейбольные

4. Мячи набивные

5. Скамейки гимнастические

Календарно-тематическое планирование

- освоить индивидуальную технику волейбола;

- обучить игровым взаимодействиям на площадке;

- совершенствовать физическую подготовку;

- знакомить с тактикой игры через простейшие групповые упражнения;

- выполнить нормативы по волейболу.

Тренировочные занятия строятся по общему принципу. Каждое начинается с разминки. После неё подача мяча, упражнения на развитие основных двигательных качеств и освоение индивидуальных приемов техники волейбола. Упражнения на закрепление отработанных тактических задач. Каждая тренировка завершается игрой.              Оптимальное время занятий – 45 мин. Плотность работы – высокая

№№ занятий

Вид программного материала

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1

Стартовая стойка (в технике нападения и защиты).

1

2

Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите), перемещения.

1

3

Перемещение приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед.

1

4

Двойной шаг вперед, назад, скачок.

1

5

Остановка шагом, прыжком (в нападении, защите).

1

6

Прыжки (особенно в нападении, защите).

1

7

Передача мяча сверху двумя руками в стенку.

1

8

Передача мяча сверху двумя руками вверх - вперед.

1

9-10

Многократная передача мяча сверху двумя руками над собой.

2

11-12

Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке.

2

13-14

Приём мяча сверху двумя руками.

2

15-16

Выбор места для выполнения второй передачи.

2

17-18

Сочетание способов перемещений.

2

19-20

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3.

2

21-22

Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3.

2

23-24

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2.

2

25-25

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4.

2

27-28

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4.

2

29-30

Нижняя прямая подача.

2

31-32

Выбор места для выполнения подачи.

2

33-34

Приём нижней прямой подачи снизу двумя руками.

2

35-36

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4 при второй передаче.

2

37-38

Взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2 при второй передаче.

2

39-40

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 4 при второй передаче.

2

41-42

Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3 при второй передаче.

2

43-44

Взаимодействие игрока зоны 2 с игроком зоны 3 при второй передаче.

2

45-46

Выбор места при приёме нижней прямой подачи

2

47-48

Верхняя прямая подача.

2

49-50

Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара.

2

51-52

Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6.

2

53-54

Взаимодействие игрока зоны 5 с игроком зоны 6.

2

55-56

Взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 5,1

2

57-58

Сочетание способов перемещений с техническими приёмами.

2

59-60

Падения и перекаты после падения.

2

61-62

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 4.

2

63-64

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 2.

2

65-66

Прямой нападающий удар по ходу сильной рукой из зоны 3.

2

67-68

Чередование способов подач.

2

69-70

Выбор места для выполнения нападающего удара

2

71-72

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи у сетки.

2

73-74

Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 3.

2

75-76

Приём подачи и направление мяча в зону 2; вторая передача в зону 4.

2

77-78

Приём подачи и направление мяча в зону 4; вторая передача в зону 3.

2

79-80

Передача двумя руками в прыжке.

2

81-82

Чередование способов подач.

2

83-84

Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4, 3,2).

2

85-86

Выбор места при блокировании.

2

87-88

Опредение времени для отталкивания при блокировании и своевременного выноса рук над сеткой.

2

89-90

Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях).

2

90-91

Подача мяча в заданную зону.

2

92-93

Выбор места при страховке партнера, принимающего мяч.

2

94-95

Передача нападающему, к которому связующий стоит спиной.

2

96-97

Нападающий удар с задней линии.

2

98-99

Прием мяча снизу двумя руками и одной с падением вперед на руки и перекатом на грудь-живот.

2

100-102

Учебная игра.

  2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Волейбол"

Настоящая программа разработана для обеспечения элективными курсами оборонно-спортивного профиля старшей школы. Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одной из основных...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса «Методика проведения тренировок по волейболу»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 профильных классов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...