Рабочая программа по предмету Физическая культура 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Зинаида Евгеньевна Семенова

Проект "Спортивный выбор" разработан учителями физической культуры МБУ школы №90 г. Тольятти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_fgos_programma.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                       

                        .  

Рабочая программа
по предмету

             

5 класс

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, автором В. И. Ляхом «Рабочие  программы» Физическая культура 5 – 9 классы» и разработана в соответствии с ФГОС  содержания образования школьников в области физической культуры. Москва «Просвещение» 2011 год.

Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011.

Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

   

Задачи физического воспитания учащихся 5 – 9  классов направлены на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

***

В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:

Знать или иметь представление:

  • основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
  • особенности развития избранного вида спорта;
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных  черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствование физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

- умения организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общей цели;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье. Формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

           Место учебного предмета в учебном плане. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ  всего на изучение физической культуры  выделяется в пятом классе 102часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). В нашей школе введено 136 часов (4 раза в неделю, на 34 учебные недели). Из них базовых 68(часов) и 68(часов) по выбору видов спорта предлагаемых администрацией школы. Виды спорта по выбору: гандбол; волейбол; плавание; аэробика; акробатика с элементами йоги.

Структура курса

        Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

        Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработанно в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

        Раздел «Способы двигательной активности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

        Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения. Спортивные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

        Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта. Которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры», «Плавание». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры. Которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видам спорта.

        В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

        При планировании учебного материала настоящей программы допускается при отсутствии реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела  заменить тему «Лыжные гонки» на освоение темы «Плавание»  

        В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

        В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиены, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

        В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах. Овладение этими умениями соотносятся в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

        К формам организации занятий по физической культуре в средней школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

        Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуются уроки физической культуры подразделить на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

        На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы. Которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

        Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

        Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влияние на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки способам контроля над её величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

 

Содержание среднего общего образования по учебному предмету.

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9 – 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9 – 13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.

Метание на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10 – 12 м) с использование четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 – 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10 – 12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот упор на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 1), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому  четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

        Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные  результаты:

  • характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий отбор способов их исправления;
  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
  • оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
  • изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представление физической культуры  как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
  • бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
  • организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
  • подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
  • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техническом уровне, характеристика признаков технического исполнения;
  • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
  • выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.


Таблица 1

Уровень физической подготовленности учащихся 11 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

упражнение

(тест)

Воз-

раст,

лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, с

11

6,3 и выше

6,1 –

5,5  

5,0 и ниже

6,4 и выше

6,3 – 5,7

5,1 и ниже

2

Координационные

Челночный бег 3×10 м, с

11

9,7 и выше

9,3 – 8,8

8,5 и ниже

10,1 и выше

9,7 – 9,3

8,9 и ниже

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

140 и ниже

160 – 180

195 и выше

130 и ниже

150 – 175

185 и выше

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

900 и ниже

1000 – 1100

1300 и выше

700 и ниже

850 – 1000

1100 и выше

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

11

2 и ниже

6 – 8

10 и выше

4 и ниже

8 – 10

15 и выше

6

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

11

1

4 – 5

6 и выше

4 и ниже

10–14

19 и выше


Распределение учебного времени 5 класс при четырёхразовом занятие в неделю

(136 часов)

п/п

Вид программного материала

Количество часов

1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

2

Подвижные и спортивные игры

26

3

Гимнастика с элементами акробатики

12

4

Легкоатлетические упражнения

18

5

Плавание

12

6

Виды спорта по выбору (гандбол, волейбол, аэробика, акробатика с элементами йоги,  плавание), углубленное изучение вида спорта.

68

Итого:

136

Содержание программного материала

Раздел программы

Содержание раздела

Характеристика деятельности учащихся

Знания о физической культуре (в процессе урока)

  • основы истории развития физической культуры в России (в СССР)
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Знакомство

с основами истории развития физической культуры в России (в СССР);

современными формами построения занятий физической культуры

особенностями содержания физических упражнений.

и использование  их в решении задач физического развития и укрепления здоровья.

Знакомство

с физиологическими основами деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках

Знакомство

с индивидуальными способами контроля за своим организмом.

Уметь укреплять здоровье и повышать физическую подготовку.

Уметь составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Знакомство

со способами самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Уметь пользоваться спортивным инвентарем.

Знакомство

с правилами личной гигиены

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Знакомство

с правилами игры, правила ми поведения и безопасности.

Спортивные игры (26 часов)

Гандбол

- Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Остановки. Повороты без мяча и с мячом.

Комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

- Ловя и передача мяча (в парах, тройках,  круге)

- Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.

Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.

- Броски с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. - Вырывание и выбивание мяча.

- Комбинация из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

- Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мячом.

- Тактика свободного нападения.

Нападение быстрым прорывом.

- Игра по упрощенным правилам.

Игры и игровые задания.

Волейбол

- Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

- Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

- Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

- Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.

- Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега и изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.

- Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с. до 12 мин.

- Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7 – 10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

- Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

- Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

- Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

- Тактика свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

- Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведения спортивных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в спортивных играх.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведения спортивных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в спортивных играх.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр

Гимнастика с элементами акробатики (12 часов)

Перестроение из колонны по одному в колонны по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Строевые упражнения.

Построения и перестроения

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Перестроение из колонны по одному в колонны по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, поворотами. Простые связки, общеразвивающие упражнения в парах.

Сочетание движений руками с ходьбой на месте.

О.Р.У. в парах

Уметь сочетать различные положения рук, ног, туловища.

Уметь составлять простые связки О.Р.У. в парах.

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг)

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками.

Упражнение с набивным мячом и гантелями.

Упражнения с обручами, булавами, большим мячом, палками.

Описывать технику упражнений с предметами.

Уметь составлять небольшие комбинации с предметами.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений с предметами.

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; подтягивание прямых ног в висе.

Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.

Вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись и согнувшись подтягивание в висе, поднимание ног в висе.

Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.

Описывать технику упражнений прикладной направленности.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений прикладной направленности.

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см).

Опорный прыжок в упор присев, соскок прогнувшись.

Осваивать технику опорного прыжка. Проявлять качества координационных, скоростно-силовых способностей.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении опорного прыжка.

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках.

Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно.

Комбинации из основных элементов.

Описывать технику разученных акробатических упражнений

Осваивать технику акробатических упражнений

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.

Упражнения с короткой скакалкой (прыжки на одной ноге, ноги скрестно, поочередная смена ноги, вращение назад, одно вращение на два прыжка.)

Прыжки через длинную вращающуюся скакалку

Упражнения с длинной и короткой скакалкой

Освоить технику прыжков через длинную и короткую скакалку

Выявлять характерные ошибки при выполнении прыжков на скакалке

Проявлять качества ловкости и координации при выполнении прыжков через скакалку

Соблюдать правила техники безопасности

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице.

Изучение лазанья по канату или шесту

Знакомство

с техникой выполнения лазания по канату и шесту.

Выявлять характерные ошибки при лазанье по канату.

Проявлять качества ловкости и координации при выполнении лазанья по канату. Соблюдать правила техники безопасности.

Лёгкая атлетика (18 часов)

Высокий старт от 10 до 15 м

Бег с ускорением от 30 до 40 м

Скоростной бег до 40 м

Бег на результат 60 м

Высокий старт. Бег с ускорением.

Бег на результат 60 м.

Описывать технику высокого старта.

Освоить технику бега на короткую дистанцию.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при скоростном беге.

Соблюдение правил техники безопасности.

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин

Бег на 1000 м

Равномерный длительный бег.

Бег на 1000 м.

Описывать технику бега на длинную дистанцию.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Прыжки в высоту с 3 – 5 шагов разбега.

Прыжок в высоту с разбега

Описывать технику прыжка в высоту с разбега.

Выявлять характерные ошибки в технике прыжка в высоту с разбега.

Проявлять качества ловкости и координации при выполнении прыжка в высоту.

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении прыжка в высоту.

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 – 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 6 – 8  м, с 4 – 5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту.

Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания.

Метание теннисного мяча на дальность.

Броски набивного мяча.

Ловля набивного мяча.

Описывать технику выполнения метания.

Выявлять характерные ошибки в технике метания.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении метания.

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении метания мяча.

Описывать технику выполнения броска и ловли набивного мяча.

Выявлять характерные ошибки в технике броска и ловли набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении броска и ловли набивного мяча.

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении броска и ловли набивного мяча.

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, 6 минутный бег, эстафеты.

Кросс 15 мин.

Бег с препятствиями.

6 минутный бег.

Эстафеты с бегом.

Описывать технику бега на длинную дистанцию.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Всевозможные прыжки и многоскоки,

Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60–110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и полсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на

90–120о и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной).

Описывать технику прыжковых упражнений

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении прыжковых упражнений

 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Варианты челночно бега, бега с изменением направления, скорости.

Челночный бег 10×3.

Бег с изменением направления и скорости

Осваивать технику бега на короткую дистанцию.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при скоростном беге.

Соблюдение правил техники безопасности.

Плавание (12 часов)

Виды спортивного плавания. 

Овладение техникой скольжения на воде.

Овладение техникой «кроля» на груди.

«Кроль на груди». Скольжение на груди, скольжение на левом и правом боку, скольжение на спине, скольжение с круговыми вращениями тела.

 Согласование движения ногами с дыханием. Согласование движений рук с дыханием. Согласование движений ног, рук и дыхания.

Поверка умения плавания.

Игры на воде.  

Значение плавания для укрепления здоровья человека. История возникновения и развития плавания. Виды спортивного плавания. 

Моделировать технику плавания.

Освоить умение держаться на воде.

Выявлять характерные ошибки в технике. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами.

Применять правила подбора одежды.

Объяснять технику выполнения.

Освоить технику.

Проявлять координацию при выполнении упражнений.

Виды спорта по выбору (68 часов)

Гандбол

1.Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2.Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение приемами техники на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

5. Овладение основами тактики командных действий.

8.Воспитание навыков соревновательной деятельности по гандболу.

       Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.

3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре.

Волейбол

Обучение технике подачи мяча. 

Техника нападения 

Техника защиты

Тактика защиты

Тактика нападения 

Игра по правилам с заданием. 

Ритмическая гимнастика

Основные базовые шаги.

Фитбол.

Силовая   аэробика.  

 

Работа с предметами

Плавание

Основы знаний:

Изучение техники спортивных способов плавания 

Стойка нападающего.

 Бег с изменением направления.

Бег с изменением скорости.

Бег спиной вперёд.

Смена бега (спиной-лицом).

Бег челночный.

Бег зигзагом.

Прыжки вверх, в стороны, вперёд, на одной и двух ногах.

Ловля мяча двумя руками на месте.

Ловля двумя руками в прыжке. Ловля мяча в движении бегом. Ловля мяча, летящего навстречу.  Передача толчком двумя руками с  места. Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места. Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением. Ведение мяча многоударное в движении прямо. Ведение мяча многоударное со сменой направления.  Ведение мяча со сменой скорости. Ведение мяча с высоким отскоком. Бросок хлёстом сверху с места. Бросок с разбега обычными шагами в опорном положении. Задержание двумя руками на месте. Задержание одной рукой сверху на месте.

Специальные упражнения для нижней прямой подачи, для нижней боковой подачи, для

 верхней прямой подачи,

для верхней боковой подачи.

Подача на точность

Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). Передача двумя с поворотом, одной рукой.

 Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. 

Упражнения для перемещения блокирующих игроков. 

Упражнения для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча.

Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования 

Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут).

Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Специальные упражнения через сетку (в паре).

Терминология базовых шагов. Составление   связок.

Основы  знаний. Базовые шаги. Составление   связок.

Основы знаний. Упражнения для мышц спины, туловища, рук, плечевого пояса, ног и ягодиц. Упражнения   на   гибкость.

 Круговая комбинированная

тренировка.

Упражнения   с   гантелями.   Упражнения   с   эспандерами. Упражнения   со скакалками.

Правила поведения в бассейне, меры безопасности.

Гигиена физических

упражнений и профилактика заболеваний. Влияние физических упражнений на

организм человека.

Знания по истории плавания и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепления мира идружбы

между народами.

  • Положение тела.
  • Дыхание.
  • Движения ногами.
  • Движения руками.
  • Общее согласование движений.
  • Техника плавание кролем на груди. 
  • Техника плавание кролем на спине. 

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.

Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.

Техника плавание брассом. Игры: “Волейбол в воде”, “Кто дальше проскользит”, “Салки”, “Рыбаки и рыбки”, эстафеты

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведения спортивных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивных игр.

Воспитание навыков соревновательной деятельности.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведения спортивных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивных игр.

Воспитание навыков соревновательной деятельности.

Значение плавания для укрепления здоровья человека. История возникновения и развития плавания. Виды спортивного плавания. 

Моделировать технику плавания.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

  Дидактические карточки

  Образовательные программы

  Учебно-методические пособия и рекомендации

  Журнал «Физическая культура в школе»

К

Д

Д

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (В соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Музыкальный центр

Мегафон

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи

Д

Учебно-практическое оборудование

  Перекладина гимнастическая (пристеночная)

  Стенка гимнастическая

  Скамейка гимнастическая жёсткая (2м, 4м)

  Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

  Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные

  Палка гимнастическая

  Скакалка детская

  Мат гимнастический

  Акробатическая дорожка

  Коврики: гимнастические, массажные

  Кегли

  Обруч пластиковый детский

  Флажки: разметочные с опорой, стартовые

  Лента финишная

  Дорожка разметочная резиновая для прыжков

  Рулетка измерительная

  Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

    Сетка для переноса и хранения мячей

  Жилетки игровые с номерами

  Аптечка

П

П

П

П

К

К

П

П

К

П

К

Д

Д

Д

К

П

П

Д

Игры и игрушки

  Футбол

  Шахматы (с доской)

  Шашки (с доской)

  Контейнер с комплектом игрового инвентаря

П

П

П

П

Оборудование класса

  Станок хореографический

Д

К- комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса)

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа Предмет: «Физическая культура» Составлена на основе программы Петровой Т. В., М., Вента - Граф,2012 г. Класс:2,3,4

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Предмет, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс,5 – 9 классы

     Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5

Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 8 класса

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 8  классов на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе учебного предмета, курса в у...

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 10 класса (юноши)

Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 10 (юноши) класс на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в услови...