Здоровый образ жизни: профилактика и недопущение заболевания.
статья по физкультуре на тему

Розниченко Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упраж­нений.

Таким образом, мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования. По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу учителя физической культуры стараются строить с учениками, учителями, родителями таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_1.docx69.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя обще образовательная школа № 72 с углубленным изучение отдельных предметов

Доклад по теме:

«Здоровый образ жизни: профилактика и недопущение заболевания».

Учителя физической культуры Розниченко Е.В.

г. Ульяновск


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений.

Таким образом, мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования. По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу учителя физической культуры стараются строить с учениками, учителями, родителями таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания. Например, 16,8 % детей имеют заболевания органов дыхания, 9,1% - органов чувств, 17% детей болеют гастритом, 69 % детей имеют хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения. За годы обучения в пять раз возросло  число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием  органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных  силах. Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.

Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой.

Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности;
  2. Оздоровительные силы природы;
  3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Средства двигательной направленности:

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; гимнастика (оздоровительная, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудные заболеваний, для бодрости); лечебная физическая культура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков).

Оздоровительные силы природы:

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движения и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения школьников. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Гигиенические факторы:

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдения общего режима двигательной активности; обучение детей элементарным навыкам здорового образа жизни; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при травмах.

Не соблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из важных требований к использованию перечисленных выше средств является комплексное применение в виде занятий с использование профилактических методик; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающих технологий процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий.

Методы здоровьесберегающих технологий.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются две группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления, суда относятся беседа) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания (беседа; рассказ; упражнения; познавательная игра, методы программированного обучения, игровой, практический и соревновательный методы, активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы)).

Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Технологии организации учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым пришел в школу. На этом фоне важна и  правильная организация учебной деятельности, поэтому многие преподаватели проводят мониторинг состояния физической подготовленности учащихся.

Задачи мониторинга:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.
  4. Технологии проведения мониторинга состояния физической подготовленности.

        

                

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, преподавателям желательно проводить тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы.

Тесты направленные на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними проводиться коррекционная работа. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Работа по формированию здорового образа жизни реализуется через:

  • проведение занятие на уроках физической культуры;
  • внеклассную работу.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузыв режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной.

Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Надо помнить, что только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объём нагрузки не восполняется. Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе ложится на уроке физкультуры. Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

1. Уроков физической культуры  («большая» форма занятий). Ведь только на уроках физической культуры учащиеся приобретают здоровье, развивают физические качества, необходимые в процессе жизнедеятельности.

Двигательная активность рассматривается нами учителями, как один из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья детей.

 В своей работе на уроках физической культуры учителя использую элементы нескольких здоровьесберегающих технологий, которые дают положительные результаты в спортивно массовой работе с детьми.

Наряду с классно-урочной системой с традиционными видами здоровьеформирующих технологий, учителя использую технологию:

1.  Педагогической поддержки (сопровождение) когда она заинтересованно определяет интересы учащихся, поддерживает его желание. Намечаю совместную с ним физкультурно-оздоровительную работу.

2. Использую здоровьесберегающую технологию реабилитации путем подобранных физкультурных упражнений на исправления дефекта развития (плоскостопия, сколиоза).

3.  Использую здоровьесберегающие технологии, которые направлены на создание условий эффективной социализации -  самостоятельного освоения учеником общественных норм и ценностей путем организации проведения и участия в школьных, областных, российских и международных соревнований по программе.

2. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа решает задачи укрепления здоровья, правильное физическое развитие, повышение двигательной работоспособности, воспитание у учащихся навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия, привитие потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Внеклассная работа по предмету.

Заключение.

Анализируя выше сказанное, можно сделать определенные выводы, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволяет:

  1. Повысить успеваемость по предмету.
  2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению ЗОЖ.
  4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся.

Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактический лекторий «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.»

План занятия:Организационный момент.Работа с текстом «Что мы знаем о курении?»Сообщение нового материала о процессе курения и его вредных последствиях для растущего организма.Практическая работа с дем...

Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"

Работу по профилактике педагог проводил с учащимися  7-8 классов. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков проводиться комплексно с использо­ванием всех доступных школ...

Воспитательное дело Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Введение Работу по профилактике педагог проводил с учащимися  7-8 классов. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков проводиться комплексно с использо­ванием всех ...

Отчет классного руководителя по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

           Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие...

Презентация в 8 классе по ОБЖ "Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек." Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г.

Презентация в 8 классе по ОБЖ "Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г....

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...