Здоровьесберегающие образовательные технологии
статья по физкультуре на тему

Седых Ирина Александровна

Доклад для МО  преподавателей физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_obrazovatelnye_tehnologii.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Поэтому неслучайно в действующем законе «Об образовании» и в новом проекте закона «Об образовании»
объявлено о приоритете жизни и здоровья человека, а в статье 41 проекта «Охрана здоровья обучающихся» впервые чётко определено, что включает в себя это понятие, как должны строить свою деятельность в плане охраны здоровья обучающихся организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В свою очередь наше образовательное учреждение вопросам охраны здоровья обучающихся и воспитанников всегда уделяло и в настоящее время уделяет особое внимание, учитывая уже то, что мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под здоровьесберегающими технологиями обучения мы понимаем комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Используемые нами здоровьесберегающие технологии мы подразделяем на несколько групп.

I блок — гигиенические технологии:

•контроль за обеспечением состояния зданий и помещений школы-интерната в соответствии с гигиеническими нормативами;
•контроль за состоянием оснащенности кабинетов, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• оснащение медицинского кабинета необходимым оборудованием;
• оснащение школьной столовой необходимым оборудованием;
• организация качественного питания;
• подбор квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися и воспитанниками (медицинские работники, учителя, воспитатели, психолог, логопед, педагоги с дефектологическим образованием и т.п.).

Указанные технологии мы используем в целях обеспечения здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения, которая представлена различныи объектами: например

 медицинский блок (кабинет для приёма больных детей, процедурная, два изолятора), Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

 спортивная площадка,

 игровая площадка,

 столовая,

 учебные кабинеты оснащены разноростовой мебелью, специальными светильниками над классными досками,

 столярная мастерская оснащена соответствующим оборудованием и вытяжной вентиляцией,

 кабинет для занятий лечебной физкультурой,

 кабинет психомоторики и сенсорных процессов,

 кабинет психолога,

 кабинет СБО,

 логопедический кабинет,

 компьютерный кабинет,

 пришкольный участок для выращивания с/х культур,

 банно-прачечный комбинат.

II блок — физкультурно-оздоровительные технологии, а именно:

 полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

 организация занятий по ЛФК (при нарушении осанки; при плоскостопии; при сколиозе; общеукрепляющие упражнения);

 организация часа активных движений (динамической паузы) между 4 и 5 уроками;

 организация физкультурных пауз на уроках;

 создание условий и организацию работы спортивных секций;

 регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, соревнования, туристические походы и т.п.);

 утренняя зарядка,

 прогулки на свежем воздухе.

Особо здесь хочется выделить утреннюю гимнастику, туризм, спортивные соревнования различной направленности.

III блок - учебно-воспитательные технологии или технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, сюда мы включаем:

 программы, направленные на обучение грамотной заботе о своем здоровье, на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек (программа «Уроки жизни» под редакцией Сековец Л.С., программа курса ОБЖ),

 лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

 проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.,

 выпуск санбюллетеня по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек.

Среди представленных технологий заслуживает внимания программа «Уроки жизни» под ред. Л.С.Сековец, направленная на обучение воспитанников грамотной заботе о своем здоровье, на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек.

IV блок — технологии, обеспечивающие профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников:

 использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;

 введение карт здоровья каждого ученика: Наблюдение учащихся ведется по этапной скрининг программе:1 этап- доврачебное обследование (выполняется школьной м/с), 2 этап- плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год, 3 этап- ежегодная диспансеризация – осмотр детей специалистами областной детской больницы. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития;

 создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами: психологом школы проводятся психологическое диагностирование учащихся по изучению учебной мотивации, пластичности или регидности, темпа реакций, экстраверсии или интроверсии, наблюдательности, активности, внимания (устойчивое/неустойчивое), профессионального самоопределения. Результаты диагностирования фиксируются в психологическом паспорте школьника;

 привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей

V блок - Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий мы видим в создании природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой:

 обустройство пришкольной территории,

 зеленые растения в классах,

 участие в природоохранных мероприятиях,

 общественно-полезный труд во внеурочной деятельности,

 с/х труд на пришкольном участке.

VI блок — здоровьесберегающие технологии учебной деятельности, которые мы подразделяем на три вида: 

Первый вид - организационно-педагогические технологии:

 структурирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными правилами и нормами: организация оздоровительных режимных моментов (зарядка, физкультминутки и т.д.) и организация учебных занятий, факультативных и индивидуальных занятий, кружков, спортивных секций в течение дня), расписание уроков предусматривает чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся, что способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний,

 соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки: оптимальный уровень заданий на уроках, во внеурочное время и домашних заданий;

 строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства)

Например, мы структурируем учебно-воспитательный процесс в соответствии с санитарными правилами и нормами, соблюдаем гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки.

Второй вид - психолого-педагогические технологии, которые используются учителями непосредственно на уроках: 

 организация уроков с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся: неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке;

 педагогика сотрудничества,

 игровые технологии,

 технологии уровневой дифференциации,

 групповые технологии

 построение образовательного процесса на индивидуальной основе - учитель ведёт обучение с учётом типологических особенностей ученика, учитывая тип темперамента, преобладающий тип памяти, и др.), с учётом возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств, обеспечивая тем самым действительно индивидуальный подход к обучению;

 обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту

Среди перечисленных технологий наибольшее предпочтение при планировании урока учителя отдают организации учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, построению образовательного процесса на индивидуальной основе , обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту .

Кроме того мы считаем, что основными компонентами здоровьесберегающей направленности урока являются:

  • личностная ориентированность;
  • психологическая и физическая безопасность;
  • гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность.

Учитывая указанные выше компоненты здоровьесберегающей направленности урока, мы используем соответствующую методику, которая включает:

Например,

 позитивное сотрудничество, основанное на методических приёмах договора с учеником об ошибках,

 обращение учителя к знаниям и опыту учащихся, их мнению;

 установление обратной связи,

 создание ситуации выбора способа действия,

 использование ролевых и деловых игр,

 создание ситуации успеха;

 индивидуализация процесса обучения,

 опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся;

 оценка успешности учебной деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения,

 активизация интереса детей к содержанию урока путём привнесения сюрпризных моментов;

 привлечение детей к развёрнутой оценке результативности урока, их собственных действий и действий других учеников.

По- нашему мнению здоровьесберегающая методика обучения предполагает определённые критерии рациональной организации урока.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Соблюдение гигиенических условий в классе

Нормальная температура, влажность, освещённость класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных раздражителей

2

Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу)

не менее 60 % и не более 75-80 %

3

Число видов учебной деятельности

4-7

4

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

5

Частота чередования различных видов учебной деятельности: опрос устный, письменный, чтение, рассказ и др.

Норма – 4-7 видов за урок, смена через 7-10 мин

6

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

не менее 3

7

Чередование видов преподавания

через 10-15 мин

8

Использование методов, способствующих активизации обучающихся

Свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, игра, обсуждение в группах, самооценка и др.

9

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

10

Наличие эмоциональных разрядок ( шутка, улыбка и др.)

2-3

11

Чередование поз

поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся

12

Физкультминутки

Одна- две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

13

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

14

Содержательная часть урока

Наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

15

Мотивация деятельности

Поддержка, похвала, оценка, радость от активности и др.

16

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее, чем через 30 мин

17

Соблюдение рационального темпа урока

Недопустимы быстрый темп, «скомканность» завершения урока, задержка учащихся в классе после звонка.

Предусматривается время на комментарии по домашнему заданию.

Третий вид - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, под которыми мы подразумеваем технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда мы относим программы:

 по психомоторике и развитию сенсорных процессов,

 по социально-бытовой ориентировке,

 по логопедии,

 по ритмике,

 по социальной и семейной педагогике, к участию в которых мы стараемся привлекать не только педагогов и школьников, но и их родителей (законных представителей);

 разнообразные социально-психологические тренинги,

 психологическую диагностику,

 психолого-медико-педагогический консилиум.


В качестве оценки здоровьесберегающей деятельности в работе учителя мы используем следующие критерии:

 включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;

 отслеживание соответствия СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;

 обеспечение прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;

 обеспечение интереса к предмету и уроку;

 обеспечение настройки учеников на урок;

 обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

 обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;

 планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;

 проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;

 постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;

 соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;

 реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватных ребёнку по сложности заданий, умение показать успешность ученика;

 обеспечение дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным;

 контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Каков же результат здоровьесберегающей деятельности нашего учреждения?

        За последние три года:

-существенно вырос уровень качества обучения с 26% до 45%, уровень сформированности речевых умений и навыков с 44 % до 76%; уровень сформированности знаний воспитанников о здоровом образе жизни с 40% до 85%;

-с каждым годом растёт уровень развития психических процессов школьников (внимание, мышление, память, эмоциональная устойчивость);

- увеличилось количество детей, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья. Параллельно с этим уменьшилось количество детей освобождённых от занятий физкультурой;

-уменьшилось количество пропусков занятий обучающимися по болезни. Радуют нас и результаты диспансеризации: улучшение зрения, осанки школьников, уменьшение хирургических и соматических заболеваний.

        Высокие результаты участия наших обучающихся в спортивных соревнованиях, также свидетельствуют об улучшении состояния их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.

     Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие з...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...