Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.
материал по немецкому языку (10 класс) по теме

Башарина Раиса Дмитриевна

 

 

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.

В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Немецкий язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках школьникам приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

на уроках немецкого языка

Башарина Р.Д.,учитель немецкого языка

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.

В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Немецкий язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках школьникам приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Например, 10й класс тема:”Дети- родители-контакты ”,пословицы на доске: Die Katze lässt das Mäusen nicht. - Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

Kommt Zeit, kommt Rat. - Утро вечера мудренее.

Eine Schwalbe macht noch keinen Sommer. - Одна ласточка весны не делает. Один в поле не воин.

Lügen haben kurze Beine. - У лжи короткие ноги.

Ein Wort, das dir entflogen ist, fängst du nicht mehr ein. - Слово не воробей, вылетело, не поймаешь.

In der Kürze liegt die Würze. - Краткость — сестра таланта.

Подчеркнутые слова не написаны. Учитель предлагает отгадать пропущенную лексику.

Вначале учитель предлагает подобрать подходящие слова самостоятельно, чтобы пословица получила логическое завершение. Если это не удается, предлагается следующее задание по сравнению русского эквивалента.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разно уровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся. Так, в 10-11 классах, после каждой темы, школьники защищают мини-проекты, получая разноуровневые задания, где задействуются все виды памяти. Диаграммы, ассоциограммы, пентаграммы, фиксация текста кроками, цветограммы.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, кроссворды позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

Примером может служить использование на уроках музыки разных жанров. Школьники с удовольствием под ритмичную музыку инсценируют рифмованные диалоги, придумывая затем собственные рифмовки по аналогии. Этот вид работы может выполняться как сидя, так и стоя, с отбиванием ритма. Моментом релаксации можно также считать песни на немецком языке , классическую музыку. На уроках часто использую пение немецких народных песен. Хорошим видом разрядки является песня. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память.

 Доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. Учёные разработали комплект «Тренировка интеллекта». Вся музыка Моцарта в комплекте: программы, книги, альбомы  с музыкой Моцарта. Тренировка слуха облегчает изучение иностранных языков, для каждого из которых характерен особый набор типичных частот. Немецкий, например, дается легче тому, кто лучше воспринимает высокие частоты.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (автор Смирнов Н. К.).

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

 

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

 

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель

наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

 

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт-

минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

 

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Урок в 10-м классе по теме " Musikrichtung" с использованием

здоровьесберегающих технологий.

Цели:

- активизация лексико- грамматического материала по теме;

- тренировка слуха и понимание;

- высказывания о музыке на основе иллюстративного материала.

1. Orgmoment( 5Min.)

Wie geht es Ihnen?

Thema unserer Stunde heiβt "Musikrichtungen"
Zuerst wiederholen wir Lexik zum Thema,.
dann machen wir Redegymnastik!
Wir diskutieren über verschiedene Musikrichtungen,
machen einen Test.
Und wir machen Bekanntschaft mit einer besonderen Musikrichtung in Deutschland. So ist Plan unserer Stunde.
2. Wiederholung der Lexik.(5-7Min)

1.Nennen Sie zusammengesetzte Wörter mit dem Wort "Musik"
(Musikinstrument, Musikstück, Musikrichtung, Volksmusik,Tanzmusik,Chormusik)
2. Nennen Sie Musikinstrumtnte:
(Flote,Geige,Gitarre,Harfen,Klarnette,Klavier,Kontrabas,Saksafon Trompete,Kibod,Trommel)
3. Welche Musikrichtungen kennen Sie?
(Volksmusik,Klassik,Pop,Rap,Jazz,Techno,Heavymetall)

3. Redegymnastik.(5-7Min.)
l .Was ist für Sie Musik?-Musik ist eine Sprache,die jeder verstehet.
2. Welche Rolle spielt Musik im Leben des Menschen?-eine groβe Rolle.
3 .Wo hört man die Musik?-im Fernsehen, im Radio, zu Hause, in der Schule.
4. Warum hören Sie Musik?-Die Musik regt schöne Gefühle hervor,schäfft gute Stimmung, kann beruhigen, man kann tanzen.
5. Spielen Sie selbst ein Instrument?-Ja.. .,Nein...
6. Welche Musikrichtungen haben Sie gern?-lehnen Sie ab?

7. Wie meinen Sie,kann man ohne Musik leben?-Ohne Musik wird das Leben langweilig,Musik unterstüzt die Menschen in schweren Situationen.

4. Audierung.(7-10 Min.)

Hören Sie eine Situation!
I. Sie haben heute in der Schule schlechte Noten bekommen.Sie haben mit den Freunden gestritten und haben sehr schlechte Stimmung.
Mit dieser Stimmung kommen Sie nach Hause. Welche Musik hören Sie?
(Ich werde Rockmusik hören.Die R-musik wirkt auf mich beruhigend.
Sie hilft unsere Probleme zu losen. Die R-musik regt mich auf und ich vergesse meine Probleme.)

Hören Sie die zweite Situation!
2 Ihre Mitschülerin, die Sie lange heimlich lieben, schenkte Ihnen Aufmerk samkeit und sprach mit Ihnen lange in der Pause.Sie laufen nach Hause Hals über Kopf und schalten die Musik ein. Welche?
Ich werde R-musik hören. Ich schalte Musik sehr laut ein und springe hoch vor Freude!
Hören Sie die dritte Situation!
Wenn ich müde aus der Schule nach Hause komme, schalte ich mein Lieb lingswerk aus der klassischen Musik. Das ist Wienerwalzer von Strauβ.

5. Musikhören- malen der verschiedenen Genres, der deutschen Komponisten.(10Min.)

6. Stundenabschluss.(2-3Min.) 
Was Neues haben Sie in der Stunde erfahren?

Die Noten der Schüler in der Stunde.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Детский дом –школа №95» «Дом детства»

Мониторинг успеваемости по немецкому языку.

Учитель немецкого языка Башарина Раиса Дмитриевна

Учебный год

Класс

% качества

% обученности

Контрольная

работа

Iполугодие

IIполугодие

Iполугодие

IIполугодие

Средний балл

2009/2010

10

100

100

64

64

4

11

100

100

98

98

5

2010/2011

10

100

100

51

51

4

11

100

100

85

85

4

2011/2012

10

100

100

48

48

4

11

100

100

85

85

4

2012/2013

10

100

11

100

Мониторинг

успеваемости по немецкому языку за 2012/2013 учебный год.

Учитель немецкого языка Башарина Раиса Дмитриевна.

месяц

класс

%качества

%уровня обученности

контроль

сентябрь

10

100

64

4

11

100

64

4

октябрь

10

11

ноябрь

10

11

декабрь

10

11

Январь

10

11

Февраль

10

11

Март

10

11

Апрель

10

11

май

10

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Статья методического характера из опыта работы...

Игровые технологии на уроке немецкого языка

учимся-играем обучающие игры на уроках немецкого  языка изучаем немецкий с удовольствием...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка»

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках дл...

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»

Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме  «Использование информационно  – коммуникационных  технологий на уроках немецкого языка»...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....