рабочая программа гандбол
рабочая программа по физкультуре на тему

Ешов Айас Гаврилович

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_gadbol.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное детское учреждение

ДЮСШ им. Н.В. Кулачева

«Согласовано»        «Согласовано»                                            «Утверждаю»

Руководитель МО        Заместитель директора школы                 Директор ДЮСШ им.Н.В. Кулачева

Протокол №___от        Термишев О.М. ______        Черепанов С.Н.. ______

«__» _____2014 г.        «___» ______ 201 г.        Приказ № __ от «__»____ 2014 г.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГАНДБОЛ

                                (СРОК РЕАЛИЗАЦИ   1 год)

ВИД ПРОГРАММЫ - МОДИФИЦЫРОВАННЫЙ

Составитель:

Тренер ДЮСШ им. Н.В.Кулачева:

Ешов Айас Гаврилович

Пояснительная записка.

          Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании , Федеральном законе от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также использовалась «Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва» /Игнатьева В.Я.,  Максимов В.С.,  Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2003.

          Программа предназначена для тренеров – преподавателей, педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе.

           Подготовка гандболистов от новичка до спортсмена высокого класса представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели, которая заключается в подготовке гандболистов высокой квалификации.

            При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учётом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий.

           Основными задачами поэтапной спортивной подготовки является следующие :

  - привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

  - обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;

  - воспитания волевых, морально стойких граждан страны;

  - подготовка спортсменов высокой квалификации – резерва в сборные команды России.

           Программа содержит разделы, в которых освещен материал по видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений, восстановительные и воспитательные мероприятия.

          Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.

Организационно-методические указания.

          Подготовка гандболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и подготовленность детей.

            В начале осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку.

   Многолетняя подготовка гандболистов строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе:

- целевая направленность подготовки юных спортсменов по отношению к высшему спортивному мастерству;

- освоение определённых объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок;

- комплексное решение задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития;

- соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов;

- реализация качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей;

- перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства.

  Строить подготовку юных игроков необходимо с учётом неравномерного нарастания их физических способностей в процессе развития. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузку специальной направленности.

  Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной подготовки юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

  Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать  в ворота с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко заниматься. Только после того как юных гандболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определяется его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

  Выбор вратаря лучше всего осуществлять, просматривая игру в воротах всех занимающихся. Специализацию вратаря следует начинать со второго обучения в учебно-тренировочных группах.

 

Учебный план.

 

 На протяжении всего периода обучения в спортивной школе гандболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая :

- постепенный переход от обучения приёмам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и широты взаимодействий с параметрами;

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированных для гандболиста;

- увеличение объёма тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и , следовательно , использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных гандболистов.

Задачи этапа начальной подготовки

  1. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  2. Всестороннее  гармонического развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  3. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  4. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
  5. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-гандбол

Учебный план

Вид подготовки

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Часы за год

1.Теоретическая

1

1

-

-

-

-

-

-

-

2

2.Практическая

ОФП

1

1

1

1

1

-

-

-

1

6

СФП

-

-

-

1

1

1

1

1

1

6

Техническая

1

1

1

1

1

1

1

1

-

8

Тактическая

-

-

-

1

-

1

-

1

-

3

Игровая

1

1

1

-

-

-

1

1

1

6

Контрольные нормативы

-

-

1

-

-

1

-

-

1

3

Всего часов за  неделю

4

4

4

4

3

4

3

4

4

34

                                            Программный материал

 Техническая подготовка

 Техника нападения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Приёмы игры

х

х

х

х

х

х

Х

Стойка игрока

х

х

х

х

х

х

Х

Бег с изменением направления

х

х

х

х

х

х

Х

Бег с изменением скорости

х

х

х

х

х

Х

х

Бег спиной вперёд

х

х

х

х

х

х

Х

Смена бега спиной вперёд на бег лицом вперёд и наоборот

х

х

х

х

х

х

Х

Бег челночный

х

х

х

х

х

х

Х

Бег зигзагом (с выпадом в стороны)

-

-

х

х

х

х

Х

Бег с подскоками

х

х

х

х

х

х

Х

Прыжки вверх . в стороны, вперёд, отталкиваясь одной и двумя ногами

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля мяча двумя руками на месте

х

х

х

х

-

-

-

Ловля двумя руками в прыжке

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля мяча справа и слева

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля с недолётом и с перелётом мяча

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля мячей высоких, низких

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля катящегося мяча

х

х

х

х

х

-

-

Ловля с отскока от площадки

х

х

х

х

х

х

Х

Ловля мяча в движении шагом

-

х

х

х

х

х

Х

Ловля в движении бегом

-

х

х

х

х

х

Х

Ловля мяча. Летящего навстречу

-

-

х

х

х

х

Х

Ловля мяча двумя руками при активном сопротивлении

-

-

х

х

х

х

Х

Передача толчком двумя руками с места

-

-

х

х

х

х

Х

Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места

-

-

-

х

х

х

х

Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением

-

-

-

х

х

х

Х

Передача мяча с разбега обычными шагами

-

-

-

х

х

х

Х

Передача мяча со скрестным шагом в разбеге

-

-

х

х

х

х

Х

Передача по навесной траектории

-

-

-

х

х

х

Х

Передача с отскоком от площадки

х

х

х

х

х

-

-

Передача мяча с преодолением помех (стойки, ширмы, игроки)

-

х

х

х

х

х

Х

*

*

Ведение мяча одноударное на месте

х

х

х

-

-

-

-

*

*

Ведение многоударное на месте

х

х

х

-

-

-

-

*

Ведение мяча многоударное в движении по прямой

х

х

х

х

х

х

Х

*

Ведение мяча многоударное с изменением направления

-

-

х

х

х

х

Х

*

Ведение мяча многоударное с изменением скорости

-

-

х

х

х

х

Х

*

Ведение мяча с высоким отскоком

х

х

х

х

х

х

Х

*

*

Ведение мяча с низкими отскоками

х

х

х

-

-

-

-

*

*

Ведение подбрасыванием

х

х

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок хлестом сверху с места

-

-

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок с разбега обычными шагами  в опорном положении

-

-

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча

-

-

х

х

х

х

Х

*

Бросок с отражённым отскоком

х

х

х

х

х

х

Х

*

Бросок с разбега со скрестным шагом (вперёд)

х

х

х

х

х

-

-

*

*

Бросок хлёстом сбоку с места

-

-

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок сбоку с разбега со скрестным шагом

-

-

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок в прыжке, отталкиваясь одноимённой ногой

-

х

х

х

х

х

Х

*

*

Бросок в падении с приземлением на ногу и руки

-

-

-

-

х

х

Х

*

*

Штрафной бросок в двухопорном положении

-

х

х

х

х

х

х

*

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Перемещение приставным шагом боком

х

х

х

х

х

Х

х

Перемещение вперёд-назад в стойке защитника

х

х

х

х

х

х

Х

Выбивание при одноударном ведении на месте

х

х

х

х

х

х

Х

Выбивание при многоударном ведении шагом и бегом

-

-

х

х

х

х

Х

Выбивание при ведении в параллельном движении

-

-

х

х

х

х

Х

Блокирование мяча двумя руками сверху на месте

-

х

х

х

х

х

Х

Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке

-

-

х

х

х

х

Х

Блокирование мяча одной рукой сбоку, снизу

х

х

х

х

х

х

Блокирование игрока без мяча

-

-

-

х

х

х

Х

Блокирование игрока с мячом

-

-

-

х

х

х

х

Техника вратаря

Стойка вратаря

-

-

х

х

х

х

Х

Передвижение в воротах

-

-

х

х

х

х

Х

Задержание двумя руками на месте

-

-

х

х

х

х

Х

Задержание одной рукой сверху в прыжке

х

х

х

х

х

х

Х

Задержание одной рукой сбоку без замаха

-

х

х

х

х

х

Х

Задержание одной рукой снизу

-

-

х

х

х

х

Х

Задержание ногой в  выпаде

х

х

х

х

х

х

Х

Задержание мяча двумя ногами смыканием ног

х

х

х

х

х

х

Х

Задержание мяча одной ногой махом

х

х

х

х

х

х

Х

Отбивание мяча в площадку двумя руками

х

х

х

х

х

х

х

Ловля мяча с отскока от площадки

х

х

х

х

х

х

Х

Техника полевого игрока

-

-

-

х

х

х

х

Тактическая подготовка

Индивидуальные действия

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Открытый уход для стягивания защитников

-

-

-

х

х

х

Х

Скрытый уход для создания численного преимущества

-

-

-

х

х

х

Х

Применение передачи при встречном движении партнёров

-

х

х

х

х

х

Х

Применение передачи при движении в одном направлении

х

х

х

х

х

х

Х

Применение сопровождающей передачи

-

-

х

х

х

х

Х

Применение броска с открытой позиции

-

-

х

х

х

х

Х

Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход в сторону одним шагом- выполнить уход в другую сторону)

-

-

х

х

х

х

Х

Финт перемещением без мяча при встречном движении  (показать уход вправо. Влево- выполнить уход вправо)

-

-

х

х

х

х

Х

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (остановка – изменить направление движения)

-

-

х

х

х

х

Х

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (показать уход – выполнить ведение в другую сторону)

-

-

х

х

х

х

Х

Финт броском- выполнить уход

-

х

х

х

х

х

Х

Выбор места для взаимодействия

-

х

х

х

х

х

Х

Уход скрытый для защитника

-

-

-

х

х

х

Х

Уход скрытый и выбор места для взаимодействия

-

-

-

-

х

х

х

Физическая подготовка

  Общеподготовительные упражнения

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

-  упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

-упражнения для развития общей выносливости.

Специально- подготовительные упражнения

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

Литература:

  1. Гандбол: примерная программа для системны дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва./Игнатьева В.Я. и др.- М.: Советский спорт, 2003.
  2. Игнатьева В.Я. , Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ. –М.:Советский спорт,2003.
  3. Правила по мини-гандболу, гандболу 7*7 и пляжному гандболу.
  4. Игнатьева В. Я. Гандбол. Азбука спорта. – М.; ФиС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

Рабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования "ГАНДБОЛ"

Программа дополнительного образования спортивной секции "Гандбол"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гандбол»

Дополнительное образование "Гандбол"...

Рабочая программа по гандболу

Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо ...

Индивидуальная рабочая программа вратарей по гандболу

В индивидуальной программе описаны комплексы упражнений по физической, технической и тактической подготовки вратарей....

дополнительная предпрофессиональная рабочая программа по гандболу

Программма расписана по всем годам обучения, начиная с начальной подготовки и заканчивая учебно-тренировочным этапом....

дополнительная предпрофессиональная рабочая программа по гандболу

Программма расписана по всем годам обучения, начиная с начальной подготовки и заканчивая учебно-тренировочным этапом....