Индивидуальная рабочая программа вратарей по гандболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Бабина Наталья Георгиевна

В индивидуальной программе описаны комплексы упражнений по физической, технической и тактической подготовки вратарей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная рабочая программа

по гандболу (работа с вратарями).

        


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.

Пояснительная записка ………………………………………3

2.

Физическая подготовка

2.1. совершенствование скоростно-силовых способностей …3

2.2. совершенствование скорости перемещения ……………..5

2.3. совершенствование ловкости ……………………………..7

3.

Техническая подготовка

3.1. общеподготовительные средства …………………………8

3.2. специально-подготовительные средства ………………..10

4.

Тактическая подготовка

4.1. общеподготовительные средства ………………………...13

4.2. специально-подготовительные средства.

4.3.совершенствование игры на выходах……………………..18

   Перечень информационного обеспечения...........................................20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рекомендуемый комплекс упражнений составляет лишь дополнительную часть в рабочем плане подготовке вратаря. Ни в коем случае нельзя считать эти рекомендации за абсолютный комплекс или аксиому.

В зависимости от поставленных задач, технической и общефизической подготовки вратаря тренер может выбирать необходимые упражнения из разных групп.

Здесь следует отметить, что положительной стороной рекомендуемых упражнений является, то, что они подходят ко всем этапам подготовки, как в подготовительном, так и в основном периоде занятий.

        Тренер, проводящий занятия, может придать этим упражнениям и технический и общефизический уклон в зависимости от ставящихся задач на данный урок.

Тренер вправе внести изменения и коррективы, в рекомендуемые упражнения исходя из своей подготовки и опята, включая те или иные упражнения в тренировки по общефизической, технической, а в ряде случаев и тактической подготовке вратаря.

II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Совершенствование скоростно-силовых способностей.

        Удачная защита ворот предполагает большое число специальных факторов работы, которые в определенный момент должны взаимодействовать.

        Вратарь должен обладать отличной физической подготовкой. Это утверждение наверняка удивит некоторых тренеров и вратарей. Если подумать, то реальность будет выглядеть иначе. Так, при тренировке на выносливость в начале подготовительного периода вратари, как правило, в ряду отстающих.

Такое не должно быть повседневной практикой, и это становится понятно, если рассматривать ближе совокупность требований к вратарю.

        Задание № 1

        два вратаря располагаются друг против друга на расстоянии 3-4м. Один из них сидит на полу, ноги врозь, другой стоит лицом к нему и в руках у него мяч. Вратарь, владеющий мячом, набрасывает его с определенной траекторией на грудь партнера, который сначала ложиться на спину, а затем садится и овладевает мячом.

        то же, только сидящий вратарь сам себе набрасывает мяч.

        то же, но овладеть мячом необходимо только после отскока его от пола (площадки).

        Задание № 2

        вратарь занимает исходное положение упор лежа в центре ворот. Нападающий с мячом выполняет бросок в нижнюю часть ворот с неполным усилием. Вратарь отражает броски только ногами.

        то же, но задержание низколетящих мячей вратаря выполнит только руками.

        вратарь занимает в центре ворот позицию и в положении упор лежа. Партнер держит его за ноги. Игрок выполняет серию (3-4) бросков мяча в нижнюю часть ворот, вратарь пытается отражать мячи только руками.

        Задание № 3

        из исходного положения лежа на спине на полу вратарь делает перекат на живот без помощи рук; игрок с двумя мячами, стоящий в 2-3м от изголовья вратаря, выполняет последовательно два броска, которые вратарь отражает, находясь в положении лежа на животе. Продолжая перекат на спину в том же направлении, он отражает мячи второго игрока, стоящего на расстоянии 2-3м от его ног.

        вратарь лежит в воротах. Игрок выполняет броски с таким расчетом, чтобы мяч пролетал около вратаря. Задача вратаря – поймать мяч и точно послать его игроку.

        Задание № 4

        вратарь поочередно выполняет приседание и прыжок вверх, одновременно выполняя защитные действия с целью задержания низко-и высоколетящих мячей.

        вратарь в прыжке пытается одновременно задержать два мяча, брошенных в верхние углы ворот (или в верхний и нижний углы).

        Задание № 5

        на расстоянии 1,5-2м от ворот между двумя стойками натягивает резину на высоту 50-60см. вратарь перепрыгивает через резину, затем пролезает под ней обратно, занимает исходное положение в воротах и отражает серию (4-8) бросков, направленных в разные углы ворот.

        то же, но вратарь в начале пролезает под резиной, натянутой между стойками, а затем перепрыгивает через нее, занимает исходное положение в воротах и т.д.

        Задание № 6

        бег с высоким подниманием бедра (4-6 серий по 10-15сек.). Прыжки  с ноги на ногу с одновременным жонглированием мяча. Из положения полного приседа выполнить прыжок вверх, правая рука в сторону, левая вверх. После каждого прыжка менять положение рук.

        сидя на площадке, вратарь выполняет бросок мяча вверх вперед на 4-6м. Затем встает, выполняет рывок и ловит мяч, не дав ему коснуться пола.

        вратарь, лежа на спине, подбрасывает мяч влево или вправо вверх, выполняет перекат на 3600 или 7200 и овладевает мячом.

Задание № 7

        от верхних углов ворот к специальному поясу вратаря крепятся резиновые ленты. Сила натяжения регулируется количеством лент. Вратарь выполняет задержание мячей, направленных в нижнюю часть ворот.

        для отражения мячей, направленных в верхнюю часть ворот, выполняется управление с отягощением в виде специального пояса весом 2-6кг.

        то же, но на ноги и руки надеваются манжеты весом 0,5-2кг.

Задание № 8

        из исходного положения руки в стороны вратарь выполняет имитацию защитных действий с сопротивлением. Резиновые жгуты одним концом прикреплены к штангам, другой конец удерживается руками.

        вратарь выполняет имитацию защитных действий по задержанию низколетящих мячей. Резиновые жгуты закреплены на ногах вратаря.

        броски в ворота выполняют  нападающие по заданию в верхнюю часть ворот. Вратарь задерживает мяч, преодолевая сопротивление.

2.2. Совершенствование скорости перемещения.

        Быстрое движение рук и ног имеют решающее значение. Скорость также требуется в определенных игровых ситуациях, например, при мяче, отбитом блоком и находящемся в площади ворот (то есть в 6-м зоне). Вратарь должен как минимум 60 мин выдерживать высокую скорость движений. Если учесть, что вратарь выполняет больше чем 60 защитных движений за игру, то к этому еще следует добавить хорошо отточенную в соревнованиях выдержку. Все защитные движения должны проводиться на тренировке со 100 %-ной интенсивностью. Защитные движения проводятся с интервалами по 6-8 повторов.

Задание № 1

        подбрасывая мяч вверх вперед, вратарь делает рывок, догоняет его и ловит.

        то же, но, подбросив мяч, вратарь передвигается на пятках, догоняет мяч и овладевает им.

        то же, только движение вратаря происходит на внешней стороне стопы, а затем на внутренней.

        подбросив мяч, вратарь делает рывок в направлении полета мяча, садится недалеко от места его приземления до того, как мяч коснется земли, а затем накрывает руками мяч, отскочивший от пола.

Задание № 2

        партнер держит мяч в одной из рук, расставленных  в стороны. Вратарь находится от него на расстоянии 1,5-2м. Партнер роняет мяч. Вратарь должен коснутся мяча рукой или ногой дол его приземления. Упражнение усложняется постепенным увеличением расстояния между игроками.

        два вратаря продвигаются по площадке медленным бегом друг за другом на расстоянии 1,5-2м. Первый вратарь подбрасывает мяч поочередно вперед, в левую сторону или назад, второй вратарь выполняет рывок в сторону подброшенного мяча и ловит его.

Задание № 3

        два вратаря находятся в положении глубокого приседа на расстоянии 4-8м друг от друга, каждый владеет мячом. Одновременно подбрасывая мяч вверх, смещаются в этом положении навстречу друг другу (прыжками или шагом) и овладевают мячом партнера.

        два вратаря стоят друг за другом на расстоянии 1,5-2м. Первый имитирует различные движения вправо-влево, отвлекая внимание партнера, находящегося сзади. Внезапно подбрасывает или опускает мяч в сторону. Второй вратарь на каждое движение первого принимает положение готовности в направлении мяча, а в момент броска или опускания мяча в сторону совершает прыжок, стремясь овладеть мячом раньше, чем он коснется пола. После овладения мячом вратари меняются местами.

Задание № 4

        Три вратаря располагаются на углах равнобедренного треугольника, стороны которого равны 3-4м. По сигналу каждый вратарь подбрасывает мяч над собой, и все они смещаются влево или вправо на место своего товарища и ловят мяч. Смена мест может производиться различными способами (бег, прыжки, ходьба в приседе, поскоки).

        два вратаря, стоя лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2м (у каждого мяч), поочередно выполняют отвлекающие движения, на которые партнеры реагируют готовностью к действиям. Первый вратарь неожиданно подбрасывает или опускает мяч; второй вратарь обязан подбросить или опустить мяч в противоположном направлении, после чего каждый стремится поймать мяч до его касания о площадку.

Задание № 5

        Один игрок, владеет двумя мячами. На расстоянии 3м от него располагаются три вратаря. Игрок подбрасывает два мяча вверх, вратари пытаются ими овладеть. Вратарь, оставшийся без мяча, выполняет рывок на 20м и т.д.

        из положения полного приседа вратарь делает подскоки, а затем выполняет прыжок и шпагат (левая или правая нога впереди) по 8-10раз.

        вратарь подбрасывает мяч вверх (немного назад) и, ловит его в прыжке прогнувшись.

 

            Задание № 6

        три вратаря, находящиеся в треугольнике на расстоянии 3-4м, выполняют передачу и ловлю мяча одновременно с прыжками на одной и двух ногах.

        три вратаря располагаются на одной линии на расстоянии 3-4м друг от друга. Мяч находится у крайнего игрока. Он передает мяч другому крайнему игроку. В случае передачи мяча с ударом о поверхность площадки средний игрок подпрыгивает, в случае прямой передачи – приседает.

Задание № 7

        из исходного положения «основная стойка» вратарь выполняет: упор, присев; упор, лежа; упор, присев; возвращается в исходное положение и выполняет имитацию задержания мяча последовательно в четырех углах ворот.

        то же, но после возвращения в и.п. вратарь выполняет два выпада вправо, затем влево, имитируя задержание низколетящих мячей.

        то же, но после возвращения в и.п. вратарь выполняет два прыжка влево вверх, затем вправо вверх, имитируя задержание высоколетящего мяча.

2.3. Совершенствование ловкости

Задание № 1

        вратарь располагается в 2-2,5м от стены, лицом к ней. Внутренней стороной левой (правой) стопы посылает теннисный мяч в стену и той же ногой задерживает его.

        вратарь, располагаясь в 2-3м от стены, лицом к ней, выполняет броски мяча о стену с таким расчетом, чтобы мяч после отскока коснулся пола перед ним. Вратарь в прыжке, перевернувшись на 1800, ловит его.

        игрок стоит боком к стене. Одной рукой выполняет ведение мяча о поверхность площадки, одновременно одной рукой, поднятой вверх, выполняет ведение мяча попеременными толчками о стену.

        игрок стоит лицом к стене на расстоянии 2-3м. Левой рукой проводит ведение мяча, а правой – выполняет передачу второго мяча в стену с  последующей ловлей. Упражнение повторяется в движении влево и вправо вдоль стены, вперед и назад.

        лежа на животе лицом к стене, вратарь выполняет бросок мяча в стену и отражает отскочивший мяч (упражнение можно выполнять сидя на полу и стоя).

        сидя (лежа) на расстоянии 3-4м от стены вратарь выполняет бросок ямча, после отскока от стены встает и ловит его. С целью усложнения упражнения тренер сокращает расстояние от вратаря до стены.

Задание № 2

        вратарь располагается на расстоянии 3-4м от стены, лицом к ней. Игроки стоят за спиной вратаря в 4-5м от стены. По сигналу тренера игроки поочередно выполняют броски теннисного мяча о стену. Вратарь задерживает мячи, отскочившие от стены.

        вратарь стоит спиной к стене на расстоянии 1,5-2м. Игроки с мячами в 4-5м от вратаря выполняют броски в стопу вратаря. Вратарь подпрыгивает вверх с поворотом на 1800 так, чтобы мяч пролетал под ногами; после отскока от стены вратарь овладевает мячом.

Задание № 3

        упражнение на батуте: прыжки с разведением ног в стороны, одна вперед, а другая назад; прыжки, согнувшись, ноги вместе и врозь. После выполнения каждого из перечисленных приемов, выпрямиться, и стать ногами на сетку; прыжок на колени; прыжок в сед; четверть поворота назад в спину.

Задание № 4

        вратарь с мячом занимает исходное положение на расстоянии 2,5-4,5м от ребристой стенки, бросает мяч в стенку и задерживает отскочивший мяч. Увеличивая или уменьшая расстояние от стенки, увеличивая или уменьшая силу броска, вратарь совершенствует свои двигательные качества и технику выполнения защитных действий. Можно усложнить это упражнение используя мяч для игры в регби.

Задание № 5

        вратарь занимает исходное положение в воротах. Игроки располагаются следующим образом: игрок с мячом занимает исходную позицию для броска мяча на расстоянии 7-9м от ворот, второй на расстоянии 3-5м от ворот поддерживает сзади щит. Меняя угол отражения для мяча, он тем самым меняет направление полета мяча. Вратарь, наблюдая за изменением угла отражения, выполняет защитные действия в сложных условиях дефицита времени и определяет возможное направление полета мяча.

        вратарь располагается в воротах. Тренер занимает исходное положение в 12-14м от ворот и теннисной ракеткой посылает 15-20 теннисных мячей в ворота (вверх, вниз), вратарь задерживает их.

Задание № 6

        два вратаря располагаются на расстоянии 2-3м друг от друга в положении приседа, у каждого из них мяч. Подбрасывая мяч вверх, несколько вправо от себя, выполняют кувырок вперед, в сторону подброшенного партнером мяча и ловят его после отскока от пола.

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

3.1. Общеподготовительные средства

Задание № 1

        два вратаря располагаются спиной друг к другу на расстоянии 2м. Один из игроков выполняет движения, имитирующие защитные действия вратаря, а другой повторяет их.

        то же, только вратари располагаются лицом друг к другу на расстоянии 2м.

        два вратаря располагаются в затылок друг другу на расстоянии 1,5-2м. Вратарь, стоящий впереди, выполняет движения, имитирующие защитные действия, или простые движения руками в различных направлениях. Вратарь стоящий сзади, должен повторить все движения в другую сторону.

Задание № 2

        игроки с мячами располагаются парами на расстоянии 3м друг от друга, образуя две шеренги. Каждый игрок держит мяч вверху или внизу перед собой. Вратарь, перемещаясь между шеренгами, выполняет имитацию защитных действий по отношению к мячам.

        вратарь выполняет имитацию задержания низколетящих мячей. После выполнения 4-10 выпадов, игроки выполняют броски мяча в нижние углы ворот.

        то же, но вратарь выполняет имитацию защитных действий по задержанию высоколетящих мячей, а игроки выполняют броски мяча в верхние углы ворот.

Задание № 3

        вратарь занимает позицию в центре ворот, находясь в приседе. Игрок выполняет серию бросков (3-4) в нижнюю часть ворот. Вратарь задерживает мячи ногами, за счет выпадов в сторону.

        из исходного положения упор присев, вратарь выполняет задержание высоко и низко летящих мячей.

Задание № 4

        вратарь располагается в воротах в стойке в стойке ноги врозь. Игрок, располагающийся от вратаря на расстоянии 4-5м, выполняет броски с определенным усилием, стремясь попасть только между ног вратаря. Задача вратаря отразить мяч за счет быстрого сведения ног.

        вратарь занимает позицию в центре ворот. Ноги вместе. Отражает серию бросков (3-4) мяча руками. Передвигаться в воротах вратарь может только в положении ноги вместе. Отражать мяч одной ногой запрещено.

Задание № 5

        вратарь выполняет вис в центре ворот. Игроки производят серию бросков (3-4 мяча) в ворота, которые вратарь должен отражать только ногами..

        группа игроков (8-10) становятся в круг, в центре которого лежит набивной мяч и располагается вратарь. Игроки владеют двумя мячами. Игроки, передавая мяч друг другу, должны выполнить неожиданный бросок и попасть в набивной мяч. Вратарь отражает мячи, направленные в цель.

Задание № 6

        вратарь стоит в ворота на одной ноге. Партнер катит мяч в нижнюю часть ворот с определенным усилием с расстояния 4-5м. Вратарь, передвигаясь подскоками на одной ноге, задерживает мяч.

        то же, только вратаря за одну ногу поддерживает его партнер.

Задание № 7

        два вратаря располагаются друг против друга на расстоянии 8-10м. Один из вратарей катит мяч другому. Вратарь, к которому катится мяч, останавливает его, захватывает ногами и сразу же передает его прыжком партнеру.

        два вратаря располагаются друг против друга на расстоянии 4-5м. Мяч находится в ногах у каждого вратаря. По сигналу вратари ударом ноги катят мяч друг другу. Задерживать мяч можно только руками, затем вновь ударом ноги направляют его друг другу.

Задание № 8

        два вратаря стоят на расстоянии 1,5-2м лицом друг к другу. Один из вратарей держит мяч в расставленных в стороны руках, внезапно выпускает один из них, а партнер касается мяча руками или ногой. После касания мяча вратарь делает поворот на 1800 и задерживает поочередно два мяча, брошенных в разных направлениях от него.

        вратарь, сидя в воротах, отражает серию (4-5) бросков мяча, направленного в нижнюю и среднюю части ворот.

        из исходного положения упор присев в левом нижнем углу ворот вратарь должен отразить мяч, направленный с разными усилиями в правый верхний угол ворот. То же, но из и.п. упор присев в правом углу.

Задание № 9

        вратарь занимает и.п. в воротах, сидя на полу, ноги скрестно. Игрок выполняет бросок в ворота с ударом о пол перед вратарем, который пытается задержать летящий в ворота мяч руками.

        то же, только бросок выполняется игроком с определенным усилием и с таким расчетом, чтобы мяч влетел в ворота вверху под перекладиной. Вратарь должен быстро встать и задержать направленный в ворота мяч.

3.2. Специально-подготовительные средства

Задание № 1

        вратарь выполняет в воротах серию любых гимнастических упражнений. В момент выполнения игроком броска в ворота вратарь прекращает упражнение и задерживает мяч.

        вратарь выполняет переворот боком вправо или влево. В момент возвращения вратаря в и.п. группа игроков выполняет серию (5-6) бросков мяча в различные углы ворот.

Задание № 2

        между двумя стойками на высоте 3о-50см натянута резина. Вратарь перепрыгивает через резину толчком двух или одной ноги. В момент приземления вратаря игрок поочередно выполняет два броска влево вверх и вправо вверх. Вратарь задерживает мячи.

        вратарь занимает исходную позицию. Перед ним на площадке гимнастический обруч. На позициях полусредних располагаются игроки (в две колонны). Игроки каждой колонны поочередно выполняют бросок мяча в любую часть ворот. После каждых двух бросков вратарь пролезает в обруч и т.д.

Задание № 3

        игрок с двумя мячами стоит у левой штанги ворот. Один из мячей держит в левой руке вверху в углу ворот. Вратарь из и.п. в центре ворот выбивает мяч из вытянутой вверх руки игрока, отражает мяч, брошенный в дальний угол.

        группа игроков одновременно выполняет по два броска в обусловленный угол ворот. Вратарь должен задержать оба мяча. Один бросок выполняется с полным усилием, другой – дифференцированным.

Задание № 4

        в верхнем правом и нижнем левом углах ворот закрепляются мячи (цель). Игроки выполняют броски по целям. Вратарь, занимает исходное положение в центре ворот, защищает эти мячи. Расположенные мячи в углах ворот необходимо менять.

        то же, но вратарь должен коснуться мячей, укрепленных в углах ворот раньше, чем в них попадет брошенный мяч.

        вратарь занимает позицию в центре ворот. На расстоянии один метр перед ним лежат набивные мячи. Вратарь перепрыгивает через набивные мячи и отражает серию (4-5) бросков, направленных в разные углы ворот.

Задание № 5

        на расстоянии 3-4м от вратаря, находящегося в воротах, становится игрок с мячом. По сигналу от передает мяч вратарю, который осуществляет ловлю и передачу мяча в прыжке. В дальнейшем игрок неожиданно выполняет бросок мяча в ворота. Вратарь отражает брошенный мяч.

        то же, но игрок после 5-7 передач выполняет 2-3 имитацию броска. Вратарь имитирует защитные действия.

Задание № 6

        два вратаря располагаются друг против друга на расстоянии 3-4м. Один из них стоит в воротах, оба владеют мячами. Вратарь, находящийся вне ворот, направляет мяч в один из углов ворот, а стоящий в воротах отдает свой мяч точно на грудь первому и овладевает его мячом и т.д.

        вратарь имитирует защитные действия по задержанию низколетящих мячей в этот момент игрок, владеющий двумя мячами, с расстояния 3м выполняет два броска в ворота. Вратарь задерживает мяч.

Задание № 7

        два игрока располагаются лицом друг к другу на расстоянии 10-12м. У каждого из них по два мяча. Между игроками стоят два вратаря лицом друг к другу на расстоянии4-6м. По сигналу один вратарь выполняет кувырок вперед, а другой – прыжок вверх через него. Игроки производят серии из двух бросков: вратарю, выполняющему прыжок, - только вверх, выполняющему кувырок только вниз.

        вратарь выполняет кувырок вперед. Момент, когда он приходит в положение упор-присев, второй вратарь, располагающийся на расстоянии 4-6м от первого, выполняет серию бросков вниз возле вратаря. Первый вратарь должен отразить броски.

        то же, только после двух кувырков вперед.

Задание № 8

        два вратаря располагаются друг против друга на расстоянии 5-7м, у одного из них мяч. Вратарь, владеющий мячом, подбрасывает его вверх и сделав шаг вперед, выполняет кувырок вперед. Его партнер в момент подбрасывания мяча начинает движения вперед и перепрыгивает через вратаря, выполняющего кувырок. В момент перепрыгивания отражает один или два мяча, брошенных ему навстречу вверх игроком, стоящим напротив, а затем ловит мяч.

        три вратаря располагаются на одной линии – двое на расстоянии 8-10м лицом друг к другу, третий – в упоре присев между ними лицом к любому из партнеров. Вратарь, находящийся в середине, выполняет кувырок вперед, в сторону любого из партнеров, который в это время подбрасывает мяч вверх, перепрыгивает через игрока, выполняющего кувырок и в свою очередь, выполняет кувырок вперед в сторону в своего партнера, стоящего, напротив. Вратарь, выполнив кувырок, определяет место летящего мяча и быстро им овладевает.

Задание № 9

        группа игроков с мячами, расположившись вдоль площадки вратаря, выполняют поочередно серию бросков с расстояния 6м в верхнюю, среднюю и нижнюю части ворот. Увеличивая или уменьшая силу броска, игроки усложняют защитные действия вратаря. Броски выполняются с интервалом 10-12сек.

        группа игроков (7-10человек, у каждого из них по два мяча) выполняют броски в ворота с любых позиций. Два вратаря поочередно меняются в воротах.

Задание № 10

        все игроки владеют двумя мячами (теннисным и гандбольным) и располагаются в центре площадки. Передвижения к воротам игроки поочередно выполняют бросок теннисного мяча в ворота в опорном положении и гандбольного – в прыжке.

        четыре игрока располагаются на линии площадки вратаря, у каждого из них по два мяча. Увеличивая или уменьшая темп бросков мяча в ворота, создают оптимальные условия для тренировки вратаря в отражении мячей, направленных в различные участки ворот.

Задание № 11

        вратарь в ворота. Нападающие располагаются в трех колоннах за линией свободных бросков. Игроки первой и второй колонн поочередно выполняют броски в соответствующие верхние углы ворот, игроки третьей колонны – в нижние углы ворот.

        то же, но игроки первой и второй колонн выполняют броски мяча в соответствующие нижние углы ворот. Игроки третьей колонны – в любой верхний угол.

Задание № 12

        одна группа игроков располагается на позиции левого полусреднего нападающего на расстоянии 11-12м от ворот, другая – на позиции правого полусреднего нападающего у площади вратаря. Игроки первой группы выполняют бросок с максимальным усилием с 9м. Игроки второй группы бросают мяч в ворота от линии площади вратаря.

        то же, только игроки первой группы выполняют броски в любой угол ворот, игроки второй группы – в обусловленный угол ворот.

Задание № 13

        вратарь умышленно занимает и.п. в воротах не в центре. Игроки выполняют броски в дальнюю от вратаря часть ворот.

        вратарь левой рукой держится за левую штангу ворот. Правой рукой и ногой выполняет защитные действия.

        то же, только защитные действия выполняются левой рукой и ногой.

IV. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

4.1. Общеподготовительные средства

Задание № 1

        два вратаря находятся на расстоянии 3-4м друг от друга. Один вратарь держит два мяча, а второй – один мяч. Вратарь, владеющий двумя мячами, передает один из них партнеру, который подбрасывает свой мяч вверх, а мяч, посланный ему вратарем, ловит и передает ему обратно, затем ловит подброшенный мяч. Другой вратарь выполняет то же самое.

        четыре вратаря находятся на углах квадрата, стороны которого равны 3-4м. Три вратаря держат по одному мячу, а четвертый – два мяча. Вратарь, владеющий двумя мячами, передает один из них любому партнеру, который в свою очередь, подбрасывает свой мяч над собой, а мяч посланный ему партнером, ловит и передает любому из вратарей, затем ловит свой мяч. Упражнение можно усложнить, предложив игрокам выполнять отвлекающие действия на передачу, поставить в центре квадрата защитника и т.д.

Задание № 2

        Два вратаря становятся на расстоянии 4м друг от друга, третий – находится посередине лицом к игроку, владеющим мячом. Партнер без мяча перемещается вправо или влево и этим показывает партнеру с мячом направление передачи. Партнер выполняет передачу ударом на поверхность площадки или на уровне головы среднего игрока на 0,5-1м слева или справа от него. Находящийся в середине вратарь перекрывает ногами или руками траекторию полета мяча. Если мяча коснулся средний вратарь, то он меняется местом с тем, кто выполнял передачу.

        четыре вратаря находятся на углах квадрата, стороны которого равны 4-5м. У каждого вратаря в руках мяч. Тренер дает задание занимающимся: одна передача вправо, две - влево, одна – по диагонали, одна – вправо и две влево. Упражнение начинается по сигналу, его можно усложнять или упрощать, давая сложные или простые задания и увеличивая или уменьшая темп передачи.

Задание № 3

        два игрока находятся на расстоянии 3-4м друг от друга и выполняют ведение мяча. Один из игроков передает свой мяч партнеру. Передача мяча, выполняется одним игроком и является сигналом к действию для другого, и он выполняет тот же прием. Затем игроки меняются функциями (право первой передачи).

        два гандболиста находятся на расстоянии 3-4м друг от друга, и каждый выполняет ведение мяча. Один игрок выполняет прием одним мячом, а другой – двумя. Находясь в постоянном движении и сохраняя заданную дистанцию, игрок, владеющий двумя мячами, передает один из них своему партнеру, при этом продолжает ведение одного мяча. Партнер, получив мяч, повторяет действие предыдущего игрока.

Задание № 4

        игроки, стоя в 5м впереди и сзади вратаря, каждый владеет мячом. Первый игрок бросает мяч вратарю на уровни груди, вратарь ловит мяч и отдает его обратно. В момент отбрасывания мяча вратарю бросок выполняет второй игрок, вратарь быстро поворачивается, ловит мяч и бросает обратно и т.д. Упражнение можно усложнять изменением силы, темпа бросков и траекторией полета мяча.

        два вратаря стоят лицом друг к другу. Один в воротах, второй на 3-4м от него. У каждого вратаря мяч.. стоящий в воротах подбрасывает мяч на высоту перекладины и тут же получает мяч от второго вратаря. Этот мяч ему необходимо вернуть быстро партнеру и успеть поймать свой мяч, прежде чем он коснется поля.

Задание № 5

        вратарь располагается лицом к стене. Позади вратаря на расстоянии 2-3м находится игрок с 3-4 мячами, который выполняет серию бросков в стену, а вратарь отражает мячи, отскочившие от стены. Броски могут выполняться одним или двумя игроками.

        то же, но вратарь стоит спиной к стене и в момент броска поворачивается на 1800 и задерживает мяч, отраженный от стены.

Задание № 6

        вратарь стоит в воротах спиной к игроку, расположенному от него на расстоянии 6м игрок владеет 3-4 мячами. По сигналу вратарь поворачивается лицом к игроку, который выполняет серию бросков в разные углы ворот.

        вратарь занимает положение в воротах спиной к игроку с мячом, находящемуся в 5-6м от ворот. Выполняя бросок мяча в ворота с неполным усилием, игрок подает сигнал вратарю в момент отделения мяча от руки. Вратарь поворачивается лицом к игроку, определяет направление полета мяча и производит защитные действия. Увеличивая или уменьшая расстояние до вратаря, выполняя бросок с большим или меньшим усилием. Подавая сигнал до выпуска мяча или после него, игрок облегчает или усложняет действия вратаря.

Задание № 7

        игроки рассчитываются по нолям и располагаются вдоль линии свободных бросков. Сначала броски мяча в ворота выполняют игроки с нечетными номерами по возрастающей, затем с четными. Вратарь занимает необходимую позицию в воротах.

        три игрока располагаются в разных зонах на расстоянии 6м от ворот, которых занимает место вратарь. Они передают друг другу мяч, а вратарь соответственно изменяет свою позицию. Партнеры перемещаются из зоны в зону, увеличивая и уменьшая темп передачи, выполняя замах на бросок, который является сигналом готовности для отражения мяча вратарем.

Задание № 8

        два игрока занимают место на позициях левого и правого крайних нападающих. Игроки поочередно выполняют броски мяча в ворота с крайних позиций. Вратарь, перемещаясь в воротах отражает броски.

        две колонны игроков располагаются на позициях крайних нападающих и поочередно выполняют броски мяча в ворота. Вратарь отражает мячи, летящие в нижний и верхний углы ворот. Темп бросков регулируется тренером.

Задание № 9

        вратарь находится в воротах. Два игрока располагаются на расстоянии 3-4м от ворот напротив штанг, передают друг другу мяч и периодически выполняют легкие броски в ворота. Вратарь меняет позицию, направление передачи и все время находится в готовности для отражения броска.

        вратарь занимает позицию в воротах. Два нападающих стоят перед вратарем на расстоянии 3-4м от него и между собой, еще один нападающий располагается на линии штрафного броска. Игроки передают мяч друг другу. После 4-6 передач внезапно бросает мяч в ворота. Вратарь должен отразить бросок.

Задание № 10

        в упражнении принимают участие четыре вратаря. Один располагается в воротах, второй – напротив у линии площади вратаря, остальные на лицевой линии слева и справа от ворот. Вратарь, стоящий, и его партнер напротив выполняют передачи друг другу в прыжке. Неожиданно один из вратарей, стоящих на лицевой линии, выполняет бросок в ворота с дозированным усилием. Вратарь задерживает мяч.

        то же, вратарь, стоящий в воротах, и его партнер напротив катят друг другу мячи по площадке.

Задание № 11

        вратарь задерживает мяч после бросков: из разных зон и с разных расстояний в опорном положении; то же в прыжке; из разных зон в падении.

Задание № 12

        в 6м от ворот устанавливается переносная ширма, изготовленная из непрозрачного материала. Высота 120см, ширина 100см. броски выполняются из-за ширмы с полусредних позиций или с центра с таким расчетом, чтобы вратарь не видел начального движения руки.

        перед воротами в 9м находится ширма. Три игрока, находящиеся за ширмой, одновременно выпрыгивают вверх, имитируя бросок. Однако мяч бросает один из игроков, заранее получивший задание. Вратарь, независимо от позиции, в которой он находится, должен задержать мяч.

        перед воротами на расстоянии 9м устанавливается ширма. Три игрока, каждый с мячом, движутся по площадке за нею. Вратарь, наблюдая по движению ног за перемещениями игроков, выбирает наиболее удобную позицию. Игроки из-за ширмы производят броски в разных направлениях с незначительными интервалами между бросками.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИГРЫ НА ВЫХОДАХ

4.2. Специально-подготовительные средства

Задание № 1

        Вратарь в воротах. Один нападающий находится перед ним, а второй – на позиции правого полусреднего, оба – за линией свободных бросков. Игрок атакует ворота. В момент движения игрока к воротам вратарь выходит на 3-4м вперед. Игрок перебрасывает мяч через вратаря, пытаясь забросить его в ворота. Вратарь возвращается спиной вперед, отражает мяч. В это время другой игрок бросает мяч в нижнюю часть ворот. Вратарь отражает и этот мяч.

        то же, но выполняется поочередно с каждой крайней позиции.

Задание № 2

        вратарь занимает позицию в центре ворот. При бросках выходит вперед на 3м. При выполнении бросков мяча в верхнюю часть ворот выполняет защитные действия только руками.

        вратарь занимает исходную позицию в учебных воротах. Два игрока располагаются на одинаковом расстоянии от вратаря впереди и сзади. У каждого по 3-4 мяча. После отражения мяча, брошенного в ворота одним игроком, вратарь быстро делает поворот кругом и отражает мяч, направленный в ворота игроком с другой стороны.

Задание № 3

        три игрока с мячами равномерно располагаются на линии свободных бросков. При движении вратаря вперед один из игроков выполняет броски в ворота. Вратарь отражает мяч только в движении.

        при движении вперед на 3-4м вратарь выполняет защитные действия, преграждая путь мячу, летящему в нижнюю часть ворот.

        то же, только мяч направляют в верхнюю часть ворот.

Задание № 4

        вратарь в воротах, по сигналу он выполняет рывок вперед на 3-4м, после остановки возвращается спиной вперед в исходное положение. При движении назад отражает 3-4 броска, выполняемых игроками с расстояния 8-10м.

        четыре игрока равномерно располагаются на расстоянии 8м от ворот. Вратарь в воротах. При выполнении рывка вперед он отражает мяч, направленный в ворота одним из игроков, при возвращении в исходное положение отражает второй мяч, при движении вперед - третий и при возвращении в исходное положение – четвертый мяч.

Задание № 5

        вратарь занимает исходную в 3-4м от ворот. Нападающий, выполняя имитацию броска в прыжке, перебрасывает мяч через ворота вратаря.

        вратарь занимает позицию в воротах. Полевые игроки располагаются в колонне на расстоянии 10-11м по центру площадки. Три игрока поочередно выполняют броски мяча в нижний угол. Вратарь выполняет защитное действие в движении на игрока, выполняющего бросок. Следующий игрок старается перебросить мяч через вратаря. Вратарь должен быстро возвратиться в ворота и задержать мяч.

Задание № 6

        вратарь занимает исходное положение в 4-5м от линии ворот. Отступая назад, он выполняет защитные действия по задержанию низколетящих мячей.

        то же, только мячи направляются в верхнюю часть ворот.

        вратарь выполняет рывок к линии площади вратаря и, возвращаясь спиной вперед в и.п., задерживает серию (4-5) бросков мяча, направленных в различные углы ворот. Упражнение повторить.

        то же, только после задержания последнего мяча вратарь подбирает один из мячей, лежащих у правой (левой) штанги, и передает его в «отрыв».

        Задание № 7

        из исходного положения в центре ворот вратарь, выполняет рывок вперед к линии площади вратаря и спиной вперед возвращается в и.п. Одновременно группа игроков выполняет серию (6-8) бросков мяча в ворота. Броски могут выполняться в обусловленные и не обусловленные углы ворот.

        игроки с мячами располагаются вдоль линии площади вратаря. Каждый из них поочередно катит мяч в сторону вратаря. Вратарь, двигаясь навстречу катящемуся мячу, овладевает им, передает его нападающему и возвращается спиной вперед в и.п. Игрок, получив мяч от вратаря, выполняет бросок в ворота.

Задание № 8

        на расстоянии 10-12м от вратаря, стоящего в воротах, располагаются 4-8 игроков. Каждый игрок владеет мячом. Задача вратаря после отражения броска – сделать шаг вперед в сторону игрока, выполняющего бросок. Игрок выполняющий бросок последним, пытается перебросить мяч через вратаря, который должен поймать или отразить его.

        овладение мячом, выкатывающемуся из площади вратаря при одновременной попытке нападающего выполнить то же, что и вратарь. Упражнение выполняется под руководством тренера.

        овладение мячом, находящимся в воздухе над площадью вратаря, при одновременной попытке нападающего выполнить то же, что и вратарь. Упражнение выполняется под руководством тренера.

Задание № 9

        игроки, выполняя броски в ворота, внезапно направляют мяч в лицо вратарю. В этом упражнении необходимо применять облегченный мяч.

        тренер, используя специальное устройство (мяч закреплен на резиновой ленте), выполняет серию натяжении, направляя мяч рядом с вратарем и в него.

        задержание мячей вратарем при выполнении семиметрового броска (с последующим приближением к игроку, выполняющему бросок на 5,4,3м)

4.3  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРЕМИТЕЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ

Задание № 1

        вратарь в воротах. На линии свободных бросков лежат 8-10 гандбольных мячей. Тренер поочередно катит мячи в разные зоны площади вратаря. Вратарь быстро подбирает мячи и бросает их к противоположным воротам.

        то же, но вратарь передает мячи двум игрокам, бегущим к противоположным воротам по обеим сторонам площадки.

Задание № 2

        вратарь поочередно выполняет две передачи игроку, бегущему в сторону противоположных ворот. Одну передачу – до средней линии, вторую – за нее. Мячи лежат в площади вратаря.

        игроки без мяча поочередно стремительно перемещаются к противоположным воротам. Вратарь подбирает мяч, лежащий в пределах площади вратаря, передает его бегущему игроку так, чтобы мяч пролетел между двумя стойками.

Задание № 3

        упражнение на точность передачи мяча при быстром переходе от защиты к нападению с сопротивлением защитников. Задача вратаря – точно передать мяч нападающему, чтобы не задеть защитника (защитник стоит на расстоянии 18-19м, а нападающий – 22-25м).

        вратарь сидит в воротах. Четыре мяча лежат на расстоянии 4м справа и слева от ворот. По сигналу игрок с позиции крайнего (левого, правого) защитника делает рывок в сторону противоположных ворот, а вратарь встает, подбегает к любому из мячей и выполняет передачу бегущему игроку.

Задание № 4

        три игрока выполняют по два броска каждый с расстояния 4м от вратаря. После сражения серии бросков вратарь выполняет передачу мяча в «отрыв».

        четыре нападающих располагаются вдоль линии площади вратаря. Три защитника занимают позицию лицом к нападающим на расстоянии 15-17м от ворот. По сигналу нападающие выполняют быстрый переход от защиты к нападению. Защитники должны «разобрать» нападающих. По второму сигналу вратарь, стоящий спиной к площадке, поворачивается, подбирает мяч, лежащий в площади вратаря, и быстро передает его нападающему, который свободен.

Задание № 5

        вратарь выполняет серию 5-6 передач мяча в неподвижную цель с расстояния 20-22м.

        вратарь выполняет серию передач мяча игрокам, бегущим в отрыв на расстоянии 15-18м.

Задание № 6

        сверху на сетке ворот в разных местах лежат 6-8 гандбольных мячей. Вратарь, подпрыгивает вверх, достает один из мячей и быстро выполняет передачу на 20-24м игроку, бегущему к противоположным воротам.

        вратарь в воротах. Игрок бросает мимо ворот в стенку. Вратарь должен как можно быстрее подобрать мяч и ввести его в игру.

        два игрока быстро переходят в нападение. Вратарь должен передать мяч любому из них так, чтобы защитник, находящийся в центре площадки и вратарь противоположной команды, не смогли овладеть мячом.

Задание № 7

        три игрока с мячами с расстояния 16-17м широким фронтом движутся в сторону ворот, выполняют замах для броска мяча в ворота, но бросок выполняет только один игрок. Вратарь занимает и.п. в воротах, следит за всеми игроками и отражает мяч, брошенный в ворота одним из нападающих.

        два игрока одновременно делают рывок, имитируя быстрый переход в нападение. Третий игрок должен передать мяч любому из них на расстояние на ближе 13-15м от противоположных ворот. Вратарь стоит в 6-7м от ворот. В момент передачи он должен успеть перехватить мяч или же прервать атаку, отбив мяч.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. В.Д. Ковалев «Спортивные игры»

         Учебник для ВУЗов изд. «Просвещение» 1988г.

  1. Н.П. Клусов «Ручной мяч 7:7»

         Изд. «Физкультура и спорт»

  1. В.В. Марущак «Спортивные игры». Военное издательство»1985г.
  2. Блохин, А.В. Специальная подготовленность гандболистов высокой               квалификации в длительном соревновательном периоде: автореф. дис. ... канд.      пед. наук: 13.00.04/ А.В. Блохин. - М., 2003. - 45 с.
  3. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 127 с.
  4. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.
  5. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. Зав.  для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 520 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гандбол»

Дополнительное образование "Гандбол"...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...