Особенности речи и общения тренера
статья по физкультуре на тему

Кимкетова Лилия Владимировна

Особенности речи и общения в профессиональной деятельности тренера

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechi_i_obshcheniya_trenera.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речи и общения в профессиональной деятельности тренера

        Одним из важнейших качеств тренера является его умение организовать взаимодействие со спортсменами, общаться с ними и руководить их деятельностью.

        Являясь важнейшей составной частью человеческого бытия, общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но в ряде профессий (тренер, врач и др.) оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии. В данном случае общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Функциональным, профессионально значимым является общение и в тренерской деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия  и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку. В целенаправленной воспитательно-тренировочной деятельности общение становится специальной задачей. Тренер должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой [46, стр. 82-83].

        Профессионально - педагогическое общение - система взаимодействия тренера и спортсменов, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Тренер выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им.

        Как правило, не в каждом человеке в одинаковой мере развита способность к общению. Выделяют следующие параметры личности, определяющие способность к организации общения:

        1. (по А. В. Мудрику) [46] * соответствующая особенность мышления; *свободное владение речью; *общительность (В. А. Кан- Калик, Н. Д. Никандров под общительностью понимают совокупность трёх компонентов: потребности в общении, эмоционального самочувствия до, во время и после общения и коммуникативных навыков и умений [46, стр. 98]); * эмпатия и спонтанность восприятия; * коммуникативные умения; * ориентировка в партнёрах, отношениях, ситуации.

        2. (по В.А. Кан - Калику, Н. Д. Никандрову) [46] * наличие потребности в          систематическом общении с воспитанниками в различных сферах;                       * органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности; * ощущение эмоционального благополучия на всех этапах общения; * плодотворность общения, его положительное влияние на другие компоненты тренерской деятельности; * способность к осуществлению педагогической коммуникации; * наличие коммуникативных навыков и умений [46, стр. 98].

        Общение в работе тренера выступает как средство решения учебно- тренировочных задач, как система социально- педагогического обеспечения воспитательного процесса. Коммуникативная деятельность носит часто вторичный по отношению к целевой деятельности характер, но в том - то и заключается специфика педагогического труда тренера, что коммуникативная деятельность составляет его основу [46, стр. 83- 84].

        В тренерской деятельности значимость общения многогранна. Взаимодействие со спортсменами в ходе учебно- тренировочного процесса, организация их на выполнение коллективной работы, формирование взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного эмоционального климата - вот далеко не полный перечень тех вопросов, решить которые помогает тренеру общение. Общение выступает как система со многими функциями: информационно- коммуникативной, регуляционно - коммуникативной, аффективно – коммуникативной. В процессе общения все эти функции должны реализоваться целостно, комплексно, иначе эффективность общения будет незначительна [46, стр. 87- 88].

        Общение тренера  с воспитанниками реализуется через ряд этапов:

        1. Моделирование предстоящего общения с коллективом в процессе подготовки к непосредственной деятельности со спортсменами - прогностический этап (на данном этапе осуществляется процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие; прогнозируется восприятие спортсменами материала тренировки и личности самого тренера).

        2. Организация непосредственного общения с коллективом в момент изначального взаимодействия с ними - начальный период общения (на этом этапе тренер завоёвывает инициативу в общении и коммуникативное преимущество, дающее ему возможность в дальнейшем управлять общением; уточняются условия и структура предстоящего общения; прочувствуется общее настроение спортсменов, их настроенность на работу).

        3. Управление общением в развивающемся учебно- тренировочном процессе (общение на данном этапе многофункционально: в течение тренировки тренер решает множество учебно- тренировочных и собственно коммуникативных задач. По сути дела, разные части тренировки требуют своей системы общения).

        4. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

        Своеобразие профессионально- педагогического общения  тренера заключается в том, что как способ управления общением, и соответственно, целостным учебно- тренировочным процессом, здесь выступает его инициативность, которая даёт возможность тренеру решать ряд стратегических и тактических учебно- тренировочных, социально- психологических и воспитательных задач: обеспечивается руководящая роль тренера в процессе тренировки, педагогически целесообразное направление общения, которое формирует соответствующие настроения, чувства спортсменов, создаёт возможность обеспечения нужного социально- психологического климата, обеспечивающего эффективность учебно- тренировочной и воспитательной деятельности.

        Инициативность тренера в организации общения обеспечивается следующими моментами:

1) чёткость организации изначального контакта с коллективом;

2) оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;

3) отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия;

4) оперативное достижение социально- психологического единства с коллективом;

5) введение личностных аспектов во взаимодействие со спортсменами;

6) преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных занимающихся;

7) организация целостного контакта со всем коллективом;

8) постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

9) сокращение запрещающих и расширение позитивно- ориентирующих педагогических требований;

10) обеспечение внешнего коммуникативного вида тренера (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность и т. п.);

11) реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами и т. п.;

12) умение «транслировать» в коллектив собственную расположенность к спортсменам, дружественность;

13) постановка притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;

14) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности спортсменов, учёт её, передача спортсменам этого понимания; [47, стр. 90- 91].

        Педагогическое общение предполагает умение тренера быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности, её важнейшее звено - речевое воздействие; быстро и точно находить адекватные содержанию акта общения коммуникативные средства, соответствующие и творческой индивидуальности тренера, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям спортсмена; постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.

        Тренер часто оказывается в ситуации неподготовленного общения, когда ему необходимо оперативно решать коммуникативные задачи, возникающие в текущей деятельности. В этом случае большую роль играют общая эрудиция и культура, профессиональное мышление, развитость речи и богатый общий и профессиональный лексикон, речевая культура. Тренер должен обладать способностью к педагогической импровизации в общении - оперативно и правильно оценивать ситуацию и поступки спортсменов, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе опыта, знаний, эрудиции и интуиции.

        Для плодотворной импровизации тренеру необходимо многое: хорошее знание и владение материалом, основательная психолого- педагогическая и методическая подготовка, знание спортивного коллектива, умение свободно держать себя и управлять своим психическим состоянием, навыки профессионального общения с аудиторией, развитое педагогическое мышление и воображение, высокая общая культура, умение прогнозировать предполагаемые обстоятельства и действовать в них [47, стр. 95- 96].

Одним из слагаемых мастерства тренера является культура его речи.

        Культура речи – широкое и ёмкое понятие, но, прежде всего, это грамотность построения фраз. Умение грамотно построить свою речь даёт тренеру возможность правильно выражать свои мысли, что облегчает спортсменам восприятие и понимание преподносимого тренером материала, команд.

        Второй составляющей культуры речи тренера является простота и ясность изложения. Тренер должен уметь изложить материал в доступной для понимания спортсменами форме, должен уметь рассказать просто о сложном, опираясь на образность примеров.

        Третьей составляющей культуры речи является выразительность, которая достигается как подбором нужных слов и выражений, так и активным использованием основных компонентов выразительности речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

        Важной характеристикой профессионально- педагогического общения является его стиль, те есть индивидуально- типологические особенности взаимодействия тренера и воспитанников- особенности коммуникативных возможностей тренера, достигнутый уровень взаимоотношений тренера и воспитанников, творческая индивидуальность тренера, особенности коллектива [47, стр. 105].

        Стиль общения тренера со спортсменами категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлечения совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально- этических установок педагога, на основе его отношений к педагогической деятельности в целом.

        Продуктивным является и стиль общения на основе дружеского расположения. Он является предпосылкой успешной тренировочной и учебно- воспитательной деятельности. Однако дружественность при этом не должна опускаться до панибратских отношений с воспитанниками, что отрицательно сказывается на всём ходе тренировочного и учебно- воспитательного процесса.

        Довольно распространённым стилем общения является общение- дистанция, которым охотно пользуются как опытные, так и начинающие тренеры. Суть его заключается в том, что во взаимоотношениях тренера и спортсменов постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения. Однако эта дистанция должна быть обусловлена естественной для спортсменов ведущей ролью тренера, его авторитетом, но не просто волей тренера. Иначе дистанционность взаимоотношений ведёт к формализации системы социально- психологического взаимодействия тренера и воспитанников и не способствует созданию творческой, дружественной атмосферы [47, стр. 106- 107].

        К сожалению, существуют и негативные стили общения. Таковым является общение- устрашение. Чаще к такой форме общения прибегают начинающие тренеры, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с воспитанниками. Общение- устрашение чаще всего ориентирует не на то, что делать, а на то, что делать нельзя, представляя собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческую деятельность, как тренера, так и спортсменов.

        Не менее отрицательную роль в работе с воспитанниками играет и общение- заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики [47, стр. 107- 108].

        Следует отметить, что, как правило, в каждом сложившемся тренерском коллективе существует общий стиль общения тренеров с воспитанниками, который и определяет общую психологическую атмосферу и, соответственно, влияет на становление индивидуальных стилей тренеров.

        Обретение тренером собственного стиля общения со спортсменами - процесс сложный. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности тренера создаёт атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно- тренировочной и воспитательной деятельности, повышает эффективность такой важнейшей функции педагогического общения тренера, как передача информации.

        Овладение основами профессионально- педагогического общения - задача каждого тренера. Он должен решать её, находя свой индивидуальный стиль общения [47, стр. 108- 109].

Список литературы:

1. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М., 1985

2. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология, М., Высш. шк., 1989

3. Кан - Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, М., 1990

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Инновационный проект "Язык и речь. Культура общения"

«Нравственность человека видна в его отношении к слову», - говорил Л.Н.Толстой. Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютн...

Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"

В статье рассматриваются характерные  элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

Особенности формирования навыков общения с детьми разного возраста (2021г.)

  Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретиче...

Гендерные различия. Особенности воспитания и общения.

Родительское собрание.Обсуждение осебенностей развития и  воспитания  учащихся младшего школьного возраста  по гендерному признаку....

Статья «Психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе»

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности и принципы общения начинающего педагога в педагогическом коллективе. Взаимоотношения в коллективе – это система межличностных отно...