Профессионализм и профессиональная компетентность тренера, как основа его успешности
статья по физкультуре на тему

Кимкетова Лилия Владимировна

Уровень профессионализма тренера зависит от степени овладения им комплексом умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalizm_i_professionalnaya_kompetentnost_trenera.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионализм и профессиональная компетентность тренера, как основа его успешности

Уровень профессионализма тренера зависит от степени овладения им комплексом умений. В зависимости от того, как тренер овладел конкретными умениями, можно выделить пять уровней его деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы:

1. Репродуктивный (тренер умеет рассказать другим то, что знает сам);

2. Адаптивный (тренер умеет приспособить свои действия к особенностям аудитории);

3. Локально – моделирующий (тренер владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, отдаёт себе отчёт в искомом результате, создаёт систему и последовательность включения учащегося в учебно – познавательную деятельность);

4. Системно – моделирующий (тренер владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений по предмету в целом);

5. Системно – моделирующий деятельность и поведение (тренер владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности спортсмена, его потребностей в саморазвитии) [2, с.18- 20].

        Критериями профессионализма тренера выступают психологические и функциональные результаты его труда.

        Так, психологическим критерием является высокая степень сформированности у  спортсменов устойчивого интереса к спортивной деятельности; творческого отношения к спорту; глубокого знания конкретного вида спорта; умения преодолевать трудности в спортивной деятельности.

        Функциональными критериями профессионализма являются: владение основами конкретного вида спорта; владение средствами, формами и методами обучения спортсменов спортивным умениям; система учебно – воспитательной работы со спортсменами; система контроля за деятельностью воспитанников, умение определять особенности функционального состояния их организма и в связи с этим дозировать нагрузки на тренировках и соревнованиях; умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способностей и склонностей к конкретным упражнениям, месту в команде и т. п.; высокий уровень сформированности общепедагогических умений; систематический анализ собственной деятельности и извлечение уроков из ошибок и неудач.                 Повышение профессионализма тренера предполагает глубокое и всестороннее овладение теорией и методикой физического воспитания, психолого-педагогическими знаниями, закрепление теоретических знаний в конкретном виде спорта и выработку на их основе практических умений, апробацию и проверку действенности знаний и умений в самостоятельной педагогической работе, выработку установки на дальнейшее совершенствование своего профессионализма путём самообразования. Выпадение любого из этих звеньев ведёт к снижению эффективности его деятельности [1, с. 52- 53].

        По мнению А. К. Марковой [4] можно выделить следующие уровни профессионализма:

        1. Допрофессионализм (человек не владеет нормами и правилами профессии, не обладает качествами профессионала).

        2. Профессионализм: а) адаптация к профессии; б) самоактуализация;     в) свободное владение профессией в форме мастерства (на этом уровне усваиваются нормы и правила профессии).

        3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм): а) свободное владение профессией в форме творчества; б) владение рядом смежных профессий; в) творческое самопроектирование себя как личности. Особенностью этого уровня является творческое обогащение профессии личным вкладом человека.

        4. Неопрофессионализм (псевдопрофессионализм)

        На данном уровне выполнение труда происходит по профессионально искажённым нормам, на фоне деформации личности. Человек может совершать активную деятельность, но она лишь маскировка профессионализма. Причиной данного уровня служит недостаточное самосовершенствование, ущербные духовно – нравственные ориентиры.

        5. Послепрофессионализм.

        Этот уровень имеет «возрастную детерминанту», но может быть реализован по – разному. Одни остаются «профессионалами в прошлом» («экспрофессионалы»), другие продолжают деятельность в качестве консультантов, наставников, экспертов, делясь профессиональным опытом с молодёжью [4, с. 3].

        Выделенные и описанные А. К. Марковой уровни профессионализма, в полной мере применимы и к профессиональной деятельности тренера.

        Профессионально компетентным применительно к тренерской деятельности является такой труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется профессиональная деятельность, межличностное общение, реализуется личность тренера, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности) [3, с. 8-9].

        Основой для рассмотрения профессиональной компетентности тренера может служить подход Н. В. Кузьминой [2].

        Профессиональная компетентность тренера рассматривается                    Н. В. Кузьминой [2] как свойство личности, базирующееся на осведомлённости, авторитетности тренера и позволяющее продуктивно решать учебно-тренировочные и воспитательные задачи, рассчитанные на всестороннее формирование личности другого человека [2, с. 89- 90].

        В качестве основных составляющих профессиональной компетентности Н. В. Кузьмина [2] выделяет следующие.

        * специальная компетентность (осведомлённость и авторитетность в области вида спорта, которым овладевают воспитуемые) [2, с. 90].

        * методическая компетентность  (выбор оптимальных методов обучения и тренировки для решения конкретных задач и обучение будущих тренеров методике преподавания) [2, с. 94].

        * социально – психологическая (осведомлённость в области общения, которое происходит внутри группы спортсменов, между тренером и спортсменами, и успешное решение задач с учётом этого для достижения искомых результатов). Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, состоящая из социально – перцептивной компетентности и коммуникативной компетентности  [2, с. 97-98].

         * дифференциально – психологическая компетентность  (осведомлённость тренера об индивидуальных особенностях спортсмена, его способностях, сильных сторонах воли характера, достоинствах и недостатках подготовки; проявляется в продуктивных стратегиях индивидуального подхода к спортсменам в тренировочно – воспитательном процессе) [2, с. 99- 100].

        * аутопсихологическая компетентность (осведомлённость тренера о сильных и слабых сторонах своей личности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность труда)  [2, с. 105].

        * общепедагогическая компетентность (осведомлённость тренера о научном подходе к проектированию и организации тренировочного процесса, результатом которого могут быть технологии обучения, воспитания и тренировки) [4, с. 11].

Список литературы:

1. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М., 1985

2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения, М., 1990

3. Маркова А. К. Психология обучения подростка, М., 1975

4. Маркова А. К. Психология профессионализма, М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

В монографии представлены материалы по исследованию профессиональной подготовки будущего педагога по спортивной аэробике. Разработана модель, предусматривающая систему взаимосвязей ее структурных элем...

Методическая статья "ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"

«Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»...

Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности."

Педагог  дополнительного  образования - фигура, которая определяет разрешение  всех  проблем  учебно-воспитательного  процесса в  учреждении. Обязательное  усло...