Программа Здоровая школа
методическая разработка по физкультуре по теме

Янышевская Ирина Ивановна

Программа Здорова школа;

Анализ работы Центра здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»

             

 Рассмотрено:                 Утверждено:

На методическом совете школы                                                                                                         приказ №_256__от _06.06__2013г

Протокол № __4__от__28.05.__2013 года

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВАЯ ШКОЛА»

образовательного учреждения по  оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни.

Составитель  программы:

И.И.Янышевская,

                               руководитель Центра здоровья.        

п.Пионерский

2013год

Пояснительная записка

 Проблема сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья. Сохранение физического, психического и духовного здоровья обучающихся, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цель деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителям и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

По данным, полученным в результате мониторинга за  2012 -2013г.г.:

Состояние  здоровья школьников, рассматривая физиологическое здоровье  обучающихся, имеют проблемы в здоровье 129 человек (20,4%) , 190 человек нуждающихся в занятиях корригирующей гимнастикой,  большое количество обучающихся с заболеванием  миопия,  отсутствие  системной работы психолого-педагогических наблюдений в школе.

Рассматривая  интересы  обучающихся  в направлении  досуга  (привлечение к занятиям в кружках спортивной направленности) - как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактики их вовлечения в разнообразные формы  активного досуга,  более 50% обучающихся  заняты в различных кружках и секциях. В спортивных секциях  при школе и вне школы занимаются 37,5% учащихся.

В ходе исследования выявлено, что число болеющих учащихся довольно высоко. Самый высокий процент детей, имеющих заболевания, учатся с 1 по 8  класс.

Выявленные данные спровоцировали выполнение ряда мер, направленных на создание условий и среды, укрепляющих здоровье школьников.                                                                                                                                                                                                                           Программа была доработана в соответствии с принятыми федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. В школе изданы приказы, приняты локальные акты, регулирующие вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся.     Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

— наличие эмоциональных разрядок на уроках;

— чередование позы с учетом видов деятельности;

— использование физкультурных минут на уроках.                                                                                                                                               В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:

— расписание занятий по школьному компоненту;

— расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)

-- расписание индивидуальных, факультативных и групповых занятий.                                                                                                             Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.                                                                                                                                                                                                                        На уроках проводятся обязательные физкультурные паузы.                                                                                                                                     В рамках предмета «Окружающий мир» в начальной школе, ОБЖ в среднем и старшем звене, рассматриваются темы режима дня, учебы и отдыха, здорового питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактики вредных привычек. Данные вопросы освещаются также на уроках физической культуры, биологии, химии.                                                                                                                   В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в средней и старшей школе введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», на которую отводится 11часов в 8 классе, 10 часов в 10 классе и  9 часов в 11 классе.                                                               Дополнительное образование вносит существенный вклад в учебно-воспитательный процесс, и в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.                                                                                                                                                                   Своеобразие этого направления заключается в том, что вместе с задачами гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.                                                                                             Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Цель и задачи  Программы

Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Задачи:

1. Скорректировать работу в организации физкультурно-оздоровительной деятельности;

2. Организовать  работу психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса;

3. Организовать просветительскую и методическую работу с педагогическим коллективом в  направлении здоровьесбережения;

4.  Отслеживать результаты  мониторинга  по реализации  программы.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2013 −2017г.г.

Реализация предполагает три этапа:

Организационный этап — сентябрь-декабрь 2013 г.- анализ состояния и планирование работы школы по здоровьесбережению субъектов образовательного процесса.

Внедренческий этап — январь 2014 г.- май 2017 г.- организация  просветительско-воспитательной работы с обучающимися, просветительской и методической работы с педагогами, родителями (законными представителями), внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Аналитический этап — июнь-август 2017 г. — анализ и корректировка результатов реализации программы

Механизмы реализации Программы

Программа реализуется в следующих направлениях:

— просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;

— физкультурно-оздоровительная деятельность;

— психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

— просветительская работа с родителями;

— урочная и внеурочная работа с обучающимися.

Просветительскую и методическую работу с педагогическим коллективом осуществляют руководитель физического воспитания и педагог-организатор  ОБЖ, школьный фельдшер, педагог-психолог. Ими проводятся  информационные часы, консультации.

Физкультурно-оздоровительную деятельность в школе осуществляют учителя физической культуры под руководством руководителя физического воспитания. Наиболее интересные формы физкультурно-оздоровительной деятельности:

— дни здоровья, осенний кросс;

— спортивные праздники совместные с семьями обучающихся;

— участие  в спартакиаде  школьников и педагогов;

— традиционные  турниры  по определённым игровым видам спорта;

В рамках психолого-педагогического сопровождения проводятся консультативные, развивающие занятия для будущих первоклассников и младших школьников, для старшеклассников в предэкзаменационный период.

Большое внимание уделяется медицинской профилактике, санпросвет работе, мониторингу здоровья обучающихся, который проводится ежегодно медицинским работником школы и руководителем физического воспитания.

В рамках просветительской работы с родителями классные руководители, медицинский работник школы, педагог-психолог проводят родительские конференции, родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей, приглашают на мероприятия для родителей специалистов учреждений здравоохранения.                                 В урочную и внеурочную работу с обучающимися включены вопросы профилактики болезней, употребления ПАВ, здорового образа жизни.                                                                                                                                                      

Принципами здоровьесберегающей деятельности в МБОУ СОШ п.Пионерский:

1. Сохранность здоровья участников образовательного процесса.

2. Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

3. Триединое представление о здоровье.

4. Непрерывность и преемственность здоровьесберегающей деятельности.

5. Субъект-субъектные отношения с учащимися.

6. Соответствие содержания и организации обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

7. Комплексный, междисциплинарный подход к организации здоровьесбережения.

8. Психолого-медико-педагогическая компетентность учителя.

9. Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

10. Приоритет позитивных воздействий у участников  образовательного процесса (подкреплений) над негативными.

11. Приоритет активных методов обучения.

12. Сочетание охранительной и тренирующей стратегий здоровьесберегающего пространства.

13. Формирование ответственности учащихся за свое здоровье.

15. Контроль результатов здоровьесберегающей деятельности.

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы ожидается:

— повышение количества учащихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни на 10 %;

— поднятие значимости занятий спортом, увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях на 15 %;

— вовлечение большего числа родителей в совместную со школой деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;

— создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

— уменьшение количества дезадаптированных детей на 12%, детей с высоким уровнем школьной тревожности на 10%;

— формирование навыков психологической гигиены у субъектов образовательного процесса;

— привитие учащимся навыков личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды.      

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. УЛУЧШЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1.1

Совершенствование работы по соблюдению  санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении

+

+

+

+

+

- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;                                              –обновление материально-технической базы образовательного процесса;         -профилактика эмоционального «выгорания» педагогов;                                         -формирование навыков психологической гигиены обучающихся;                                 -обеспечение качественного питания;                                            - улучшение осанки обучающихся;                                -увеличение  спортивных секций в школе.                            

1.2.

Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в учебных кабинетах

+

+

+

+

+

1.3.

Оборудование кабинета психологической разгрузки

+

1.4.

Дополнительное оснащение медицинского кабинета

+

1.5.

Монтаж освещения классных досок

+

+

1.6.

Оснащение учебных кабинетов мебелью согласно санитарно-валеологическим требованиям

+

+

1.7.

Приобретение спортивного оборудования

+

+

+

+

+

1.8

Внедрение системы контроля (мониторинг) за ходом реализации программы  здоровьесберегающей деятельности школы.

+

+

+

+

+

Создание банка данных  о санитарно-гигиеническом состоянии учебных кабинетов

 

2. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Обеспечение реализации требований программы «Основы безопасности жизнедеятельности»

+

+

+

+

+

1.Наличие единого образовательного пространства с общими целями, задачами по достижению положительных результатов в процессе воспитания, обучения и развития детей.                                                  2.укрепление учебно-методической базы, издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий, диагностических, оздоровительных программ.           3. Наличие многообразия форм здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса.                                           4. Наличие методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства школы, комплекс мероприятий. 5. Внесение изменений в образовательный процесс с учётом данных мониторинга.      6. Повышения качества образования, саморазвитие педагогов и учащихся в области здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.            7. Повышение уровня безопасности на уроках.                  8. Улучшение качества образовательного процесса в соответствии с программами преемственности.                            9. Уменьшение уровня утомляемости обучающихся во время образовательного процесса.

2

Приобретение методических материалов (Анатомические таблицы, атласы, методическая литература и т.д.)

+

+

+

+

+

3

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки

+

+

+

+

+

4

Разработка памяток, буклетов  здоровьесберегающей направленности

+

+

+

+

+

5

Создание электронных пособий, проектов по вопросам сохранения, укрепления здоровья субъектов образовательного процесса

+

+

+

+

+

6

Соблюдение требований к использованию технических средств обучения

+

+

+

+

+

7

Проведение оздоровительных моментов на уроках

+

+

+

+

+

8

Изучение уровня воспитанности обучающихся школы

+

+

+

+

+

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ                                                      

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Организация деятельности методических кафедр по темам:           1.Пути развития здоровьесберегающих технологий в условиях модернизации структуры и содержания образования.                    2.Организация воспитательной работы по формированию здорового образа жизни.                                         3.Повышение стрессоустойчивости педагога.

+

+

+

+

+

Оформление педагогами школы  методические рекомендации и разработок по проблемам здоровьесбережения.

2.

Организация и проведение методического объединения классных руководителей по темам:     1.Пропаганда здорового образа жизни.                                                     2.Формы и методы обучения и воспитания в работе по формированию культуры здоровья.    3. Формирование психологического микроклимата класса.

+

+

+

+

+

Мотивация педагогов к инновационной деятельности.

3.

Участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах по проблемам  здоровьесбережения.

+

+

+

+

Мониторинговая работа по данной теме.

4

Создание тематических модулей по здоровому образу жизни и вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

+

+

+

+

+

-Стимулировать желание педагогов  участвовать в научных разработках и инновационной деятельности;

-повышение грамотности педагогов, родителей, обучающихся;

-повышение уровня грамотности родителей.

5

Консультирование педагогов, родителей, обучающихся по вопросам психологического здоровья

+

+

+

+

+

7

Проведение родительских конференций : «Профилактика правонарушений и употребление ПАВ в условиях общеобразовательной школы»

+

+

+

+

+

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Выполнение учебной программы по физической культуре.

+

+

+

+

+

-Эффективная организация работы с детьми,  входящими в специальную медицинскую группу, обеспечивающая реабилитацию обучающихся и последующие включение их в подготовительную группу.

- повышение уровня развития физических качеств;

-увеличение числа детей, занимающихся физкультурой и спортом на 10%;

-поднятие значимости занятий спортом, увеличение количества учащихся , занимающихся в спортивных секциях на 15%;

-использование преподавателями физической культуры передовых форм, методик и современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих. Положительные количественные и качественные  показатели участие в соревнований обучающихся;                                 -снизить уровень физической нагрузки первоклассников в период адаптации.

2

Организация занятий  с обучающимися  имеющих подготовительную и специальную медицинскую группу.

+

+

+

+

+

3

Проведение ежедневной  утренней гимнастики

+

+

+

+

+

4.

Организация и проведение, в начальной школы , динамических перемен

+

+

+

+

+

5

Проведение  часов здоровья в начальной школе

+

+

+

+

+

6

Организация  внеурочной  деятельности ( секции, кружки)

+

+

+

+

+

7

Традиционные спортивные мероприятия

+

+

+

+

+

8

Организация спортивно-оздоровительной работы в каникулярное время

+

+

+

+

+

9

Участие обучающихся и учителей в спортивных спартакиадах

+

+

+

+

+

10

Организация внеурочной деятельности в рамках перехода ФГОС НОО используя возможности школы и учреждений дополнительного образования.

+

+

+

+

+

11

Стимулирование лучших спортсменов школы.

+

+

+

+

+

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСС

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Обследование обучающихся по программе диагностического минимума

+

+

+

+

+

- Образовательное единство психолого-педагогического  пространства с общими целями, задачами по достижению  положительных результатов в процессе воспитания, обучения и развития детей;

-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения;

-формирование комфортной образовательной среды;

-сохранение психического здоровья  субъектов образовательного процесса;

-успешное протекание процессов адаптации у обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

- уменьшение количества детей «группы риска»;

-снижение тревожности в экзаменационный период у старшеклассников и педагогов.

2

Углубленное психическое обследование детей,  испытывающих проблемы в школьной жизни

+

+

+

+

+

3

Проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися и педагогами.

+

+

+

+

+

4

Проведение тренингов, направленных на формирование коммуникативной культуры, навыков саморегуляции педагога.

+

+

5

Создание системы комплексной психолого-педагогической поддержки детей на разных возрастных этапах обучения

+

+

+

+

+

6

Проведение развивающих занятий по психологической подготовке к школе для будущих первоклассников

+

+

+

+

+

7

Тренинги для старшеклассников и педагогов «Психологическая подготовка к ГИА, ЕГЭ»

+

+

+

+

+

6. МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Ведение документации, установленной Министерством здравоохранения и социального  развития

+

+

+

+

+

-Наличие данных медико-психолого-педагогического мониторинга, а также медицинского сопровождения  обучающихся;

-вакцинация 90% обучающихся школы, улучшение состояния здоровья обучающихся, уменьшение числа детей пропустивших занятия по болезни;

- анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся;

-сведение до минимума случаев травматизма в ОУ;

-исключение перенагрузок на уроках физической культуры;

-укрепление иммунитета, снижение риска простудных и иных заболеваний;

-повышение индекса здоровья  в среднем  по школе на 10%;

-соблюдение санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении;

-компенсация имеющихся отклонений  в состоянии здоровья (улучшение осанки, укрепление свода стопы, снятие с диспансерного учёта и т.д.);

-информированность педагогов о результатах мониторинговых исследований состояния здоровья обучающихся школы (класса)

2

Проведение вакцинации обучающихся

+

+

+

+

+

3

Мониторинг состояния физического, психического, социального здоровья обучающихся

+

+

+

+

+

4

Работа по профилактике травматизма. Учёт всех случаев травматизма.

+

+

+

+

+

5

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания обучающихся, организация трудового обучения.

+

+

+

+

+

6

Контроль за определением плотности урока на занятиях физической культуры, распределение обучающихся по физкультурным группам.

+

+

+

+

+

7

Осуществления контроля организации питания

+

+

+

+

+

8

Профилактика инфекционных заболеваний (витаминизация), соблюдение санэпидрежима.  Профилактика функциональной патологии, нарушение осанки, зрения, плоскостопия.

+

+

+

+

+

9

Проведение регулярного анализа и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников.

+

+

+

+

+

10

Ведение карты здоровья класса (школы)

+

+

+

+

+

11

Медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся и сотрудников школы.

+

+

+

+

+

7. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Создание рабочей группы по работе в направлении здоровьесбережения

+

+

+

+

+

-овладение дополнительными знаниями о способах сохранения здоровья обучающихся в школе;

-увеличение количества обучающихся с высоким уровнем осведомлённости о здоровом образе жизни на 10%;

-формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью;

-формирование мотивации здорового образа жизни у обучающихся;

-знакомство с информацией о здоровом образе жизни;

-обобщение итогов работы по направлениям здоровьесбережения;

-укрепление здоровья обучающихся и педагогов;

-привлечение большего количества обучающихся  к работе в  реализации данной программы.

2

Разработка классными руководителями системы воспитательной работы с классным коллективом, направленной на сохранение, укрепления здоровья.

+

+

+

+

+

3

Проведение цикла классных часов: «Будь здоров», «Гигиена зрения», «Здоровое питание»,  «Режим питания», «ОРВИ и грипп» и др.

+

+

+

+

+

4

Конкурсы «антирекламы» табака и алкоголя

+

+

+

+

+

5

Школьные акции

+

+

+

+

+

6

Конкурсы, выставки по направлению «здоровьесбережения»

+

+

+

+

+

7

Выпуск детских газет, листовок, бюллетеней о здоровом образе жизни и роли физических упражнений для жизнедеятельности организма человека

+

+

+

+

+

8

Проведение здоровьесберегающих факультативов в школе

+

+

+

+

+

9

Проведение месячника «Здоровье»

+

+

+

+

+

10

Проведение декад по охране зрения, опорно-двигательного аппарата

+

+

+

+

+

11

Проведение цикла лекций для обучающихся «Ты и твоё здоровье»

+

+

+

+

+

12

Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности по направлениям:                                            - спортивно-оздоровительному;                -духовно-нравственному;                          -социальному;                                             -общеинтеллектуальному;                        -общекультурному.

+

+

+

+

+

13

Интеграция валеологических знаний в  общеобразовательные предметы

+

+

+

+

+

8.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМ

№ п/п

Мероприятия

Сроки, ответственные

Ожидаемые результаты

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

1

Организация банка данных по семьям обучающихся ( состав семьи, сфера занятости родителей, культурно-образовательный и социальный уровень, отношение к здоровому образу жизни)

+

+

+

+

+

-наличие банка данных семей обучающихся в школе;

-включение родителей в совместную со школой деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

-развивать мотивацию родителей на сохранение и укрепления здоровья детей;

-повышать уровень удовлетворённости родителей  здоровьесберегающей  деятельностью в школе;

-повышение спортивной активности родителей;

-повышение информированного уровня родителей.

2

Организация и проведение деловых игр, тренингов по проблемам «Знаете ли ВЫ  состояние здоровья ребёнка?»

       +

+

+

+

+

3

Организация совместных праздников, соревнований, конкурсов, КВНов, походов и т.д.

+

+

+

+

+

4

Проведение цикла лекций для родителей  по здоровьесбережению

+

+

+

+

+

5

Организация психологического лектория для родителей:                             - От семи до десяти  психологические особенности младшего возраста;                                 -средний школьный возраст- пути преодоления проблем;                                - подготовка к ЕГЭ

+

6

Проведение родительских конференций: «Здоровый я, здоровая вся моя семья»

+

+

+

+

+

Критерии, показатели, измерители  эффективности реализации программы

Оценка результатов достижения цели состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с достигнутыми после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.

Оценивание работы коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Измерители

Ответственные

1

Физиологическое развитие

60-100% детей с гармоничным физическим развитием — в. у.;

40-59%-с. у.;

0-39%-н. у.

Мониторинговые таблицы

Медицинский

работник

2

Физическая подготовленность

Уровень развития физических качеств:

сила;

выносливость;

скорость;

координация;

гибкость.

Количество детей с нормой развития физических качеств 70-100%-в.у.;

40-69%-с.у.;

39% и менее — н. у.

Мониторинг уровня физической подготовленности

Учителя физической культуры

Руководитель физ.воспитания

3

Патологическое

отклонение

Приобретенная близорукость: количество детей без отрицательной динамики зрения 90-100%-в. у.;

60-89%- с. у.;

менее 60%-н.у.

Количество детей без обострений хронических патологий 70-100%-в. у.;

40-69%-с. у.;

39 и менее — н. у.

Осанка: количество детей с нормальной осанкой 70-100%-в.у.;

40-69%-с.у.;39% и менее-н.у.

Медицинский осмотр

Медицинский работник,

Руководитель физ.воспитания

4

Соматическое здоровье

Заболеваемость детей по ноозологии (в случаях): 0-33% детей — в. у.;

34-60%- с. у.;

более 61% — н. у.

В днях в среднем по ОУ на одного ребенка за учебный год: 0-1,5 дня — в. у.; 1,6-3,7-с. у.; более 3,8 дня — н. у.

Медицинский мониторинг

Медицинский работник, классный руководитель, руководитель физ.воспитания

5

Оценка уровня физического здоровья обучающихся

Количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе для занятий физической культурой:

основная до 50%, подготовительная до 40%, специальная до 10% — в. у.;

основная до 30%, подготовительная до 45%, специальная до 25%- с. у.;

основная менее 30%, подготовительная более 45%, специальная более 25% — н. у.)

Медицинский мониторинг

Медицинский работник, руководитель физ.воспитания

Оценивание работы    коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению социального здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Измерители

Ответственные

1

Особенности поведения

Наличие девиантного поведения у менее 1% детей от всех обучающихся — в. у.;

1-2%- с. у.; более 2%-н.у.

Документы УДН, наблюдение педагогов, родителей

Классные руководители, зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Наличие вредных привычек у 0-5% от всех обучающихся в ОУ — в.у.;

У 6-20%-с. у.; у 21% и более — н. у.

Наблюдения педагогов, родителей, анкетирование детей и родителей

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

Употребление ПАВ: отсутствие употребляющих — в. у.;

0-0,5% обучающихся употребляют -с.у.; более 0,5% употребляют -н. у.

Наблюдения педагогов, родителей, справки из наркодиспансера, анкетирование детей и родителей

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог,   педагог-психолог

2

Умение взаимодействовать с окружающими людьми

Коммуникативные и организаторские способности:

у 71-100% обучающихся коммуникативные способности на высоком и среднем уровне — в. у. работы ОУ;

у 31-70% — с. у.;

у 0-30% — н. у.;

у 35-40% обучающихся организаторские способности на высоком и среднем уровне — в. у. работы ОУ;

у 21-34% — с. у.;

у 0-20% — н. у.

Наблюдения педагогов, анкетирование детей (тест КОС)

Классные руководители, педагог-психолог

3

Активная социальная позиция

Активное участие в общественной жизни класса, школы, в социальных молодежных движениях, посещение кружков, секций

71-100% обучающихся вовлечены во внеклассную работу — в. у.;

31-70% — с. у.;0-30% — н. у.

Мониторинг участия, анкетирование детей, родителей

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

 Оценивание работы  коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению психологического здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Измерители

Ответственные

1

Развитие

личности

Направленность личности

(избегание неудачи,

достижение успеха).

Направленность на

достижение успеха у

70% и более обучающихся-в.у.;

50-69%-с. у.;

менее 50%-н. у.

Опросник  мотивации

достижения

педагог-психолог

2

Развитие

произвольной

психики

Память

Пиктограмма

педагог-психолог

Внимание

Развитие характеристик

на высоком и среднем

уровне у 70% и

более обучающихся — в. у.;

У 50-69%-с. у.;

У менее 50% — н. у.

Тест

улуз-Пьерона

педагог-психолог

3

Психо-

эмоциональное

состояние

Школьная тревожность

У 70% и более обучающихся

средний и ниже среднего

уровень тревожности — в. у.

У 50-69%- с. у.

У менее 50%-н. у.

Тесты:

Прихожан

(1-4 классы);

Филипс (5-8 кл.);

Кондаш (9-10 кл.)

педагог-психолог

Стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивости

на высоком и среднем

уровне у 70% и

более обучающихся — в. у.;

У 50-69%-с. у.;

У менее 50% — н. у.

Шкала стресса

педагог-психолог

Литература:

Казин, Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. [Текст]/Э. М. Казин: учебное пособие. — Кемерово, 2009.

Казин, Э.М. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Ч.3. [Текст]/ Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. И. Семенкова — Кемерово, 2006.

Казин, Э.М. Теоретическая и организационная основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе. Ч.1. [Текст]/ Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. И. Семенкова — Кемерово, 2006.

Литвинова, И.А. Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса. Ч.2. [Текст]/ И. А. Литвинова, И. Г.Блинова, В. И. Иванов. — Кемерово, 2006.

Медведев, Д.А. Наша новая школа [Электронный ресурс]: национальная образовательная инициатива от 04 февраля 2010 г.Пр-271/ Д.А. Медведев // Министерство образования и науки российской федерации [сайт]. — 2011. — Режим доступа: Никифорова, О. А. Анатомо-физиологические и гигиенические аспекты здоровьесберегающей деятельности педагогов. [Текст]/О. А. Никифорова: учебное пособие. — Кемерово, 2010.

Никифорова, О. А. Валеологическая экспертиза воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательной школе. [Текст]/О. А. Никифорова: программа мониторинга. — Кемерово, 2010.

Никифорова, О. Здоровы ли мы? методы, тесты, анкеты. [Текст]/О. А. Никифорова: методические рекомендации. — Кемерово, 2010.

Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений. [Текст]// справочник руководителя образовательных учреждений.-2003.-№ 9.-С.103-105.-(Официальные документы Минобразования России).

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10г. № 189. [Электронный ресурс]// Режим доступа: Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье (дошкольный и школьный возраст). [Текст]/ В. Пахальян — С-Пб.: Питер, 2006.

Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Обобразовании» [федер. закон: принят Гос.Думой 10.07.1992 № 3266-1: (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ и вступающими в силу 01.01.2011)]. [Текст]// КноРус.- Москва, 2011.

Свиридова, И.А. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы. [Текст]/ И. А. Свиридова, Т. И. Семенкова, Э. М. Казин. — Кемерово, 2005.

Семенкова, Т.И. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Ч.2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. [Текст]/ Т. И. Семенкова, Н. А. Заруба: методическое пособие. — Кемерово, 2005.

Семенкова, Т.И. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Ч.1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. [Текст]/ Т. И. Семенкова, Т. А. Фральцова: методическое пособие. — Кемерово, 2005.

Смирнов, И.К. Здоровьесберегаюшие образовательные технологии и психология здоровья в школе. [Текст]/ И. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2006.

Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе. [Текст]/ Е. В. Советиова. — Р-н-Д.: Феникс, 2006.

Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [Текст]// М.:Просвещение, 2010.

Шелкунова, Т. В. Формирование здоровьсберегающей компетентности педагога образовательного учреждения в системе непрерывного повышения квалификации. [Текст]: методическое пособие. — Новокузнецк: издательство МОУ ДПО ИПК, 2006.

Приложение

1.Информационная карта активности школьников в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья

Направление

Охват учащихся в %

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

В целом по ОУ

1

Учебно-образовательная деятельность

1.1

Уроки здоровья

1.2

Факультативы

1.3

Классные часы по вопросам ЗОЖ

1.4

Групповые занятия по вопросам ЗОЖ

1.5

Лекции специалистов

1.6

Олимпиады различного уровня по ЗОЖ

1.7

Выступление по вопросам ЗОЖ на ученических конференциях различного уровня

2

Физкультурно-спортивная деятельность

2.1

Кружки, связанные с двигательной активностью

2.2

Спортивные секции

2.3

Дни здоровья

2.4

Спортивные соревнования различного уровня

2.5

Спортивные праздники

Среднее арифметическое от суммы

Критерии:

— 0-30% обучающихся — н. у. — 0-3 балла;

-31-70% — с. у. — 3,1 — 7 баллов;

— 71-100% — в. у. — 7,1 — 10 баллов.

В целом по ОУ берем среднее арифметическое баллов.

2.Ценностные ориентации обучающихся

Ранжировать по убыванию значимости

для начальной школы

для среднего и старшего звена

знания

знания

дружба

дружба

слава

уважение окружающих

хорошее здоровье

хорошее здоровье

деньги (богатство)

самоуважение

семья

семья

развлечения

слава

сила

власть

деньги (богатство)

удовольствия

развлечения

сила

Обработка результатов

По распределению рангов можно определить ценность здоровья, в том числе социального (знания, дружба, уважение окружающих, семья), психологического (самоуважение).

Здоровье должно находиться не ниже 4-ого места. Определяется количество обучающихся (в %), ставящих здоровье не ниже четвертого места, количество обучающихся (в %) с динамикой продвижения ценности здоровья вверх.

Если 71-100% обучающихся ставят здоровье не ниже, чем на четвертое место (с динамикой продвижения ценности здоровья вверх) — высокий уровень показателя у ОУ;

31-70% — средний уровень;

0-30% — низкий уровень у ОУ.

3.Отношение родителей к здоровьесберегающей деятельности, осуществляемой в ОУ

Анкета для родителей

Комфортно ли Вашему ребенку в ОУ?

Да — 2 б. Не всегда — 1 б. Нет — 0 б.

Принимаете ли Вы участие в мероприятиях по здоровьесбережению и пропаганде здорового образа жизни в ОУ?

Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Не принимаю — 0 б.

Активны ли Вы в развитии школы, как школы укрепления здоровья (спонсорская, организационная, информационная и др. помощь)?

Да — 2 б. Иногда — 1 б. Нет — 0 б.

Получает ли Ваш ребенок знания по здоровому образу жизни в школе?

Да — 2 б. Не знаю — 0 б. Нет — 0 б.

Достаточно ли мер предпринимается в школе для сохранения здоровья Вашего ребенка?

Да — 2 б. Не всегда — 1 б. Нет — 0 б.

Обработка результатов:

5-10 б. — высокий уровень;

3-4 б. — средний уровень;

0-2 б. — низкий уровень.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

— низкий уровень  здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива, если низкий уровень оценки дают 50-100% родителей, 11- 39% родителей — средний уровень, 0-10% родителей — высокий уровень;

— средний уровень здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива, если низкий уровень оценки дают 0-20% родителей, 60-100% родителей — средний уровень, 0-20% родителей — высокий уровень;

— высокий уровень здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива, если 0-10% родителей оценивают это направление деятельности педагогического коллектива на низком уровне, 11-39% — на среднем, 40-100% родителей — на высоком уровне.

4.Отношение обучающихся к здоровьесберегающей деятельности, осуществляемой в ОУ

Анкета для обучающихся (7 — 17 лет)

Проводится классным руководителем анонимно

Комфортность в школе

Хочется ли тебе идти в школу?

Да— 2 б. Не всегда — 1 б. Нет — 0 б.

В школе тебе комфортно?

Да — 2 б. Не всегда — 1 б. Нет — 0 б.

Является ли школа для тебя тем местом, где можно получить дружескую помощь и поддержку?

Да — 2 б. Не всегда — 1 б. Нет — 0 б.

Если бы тебе пришлось выбирать, хотел ли бы ты продолжить обучение в своей школе?

Да — 2 б. Не знаю — 1 б. Нет — 0 б.

Обработка результатов:

0 — 3 б. — низкий уровень комфортности в школе;

4 — 6 б. — средний уровень;

7 — 8 б. — высокий уровень.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

— низкий уровень деятельности педагогического коллектива по формированию благоприятного психологического климата в ОУ, если с низким уровнем данного показателя 50-100% обучающихся, 11- 39% — со средним уровнем, 0-10% — с высоким уровнем;

— средний уровень деятельности педагогического коллектива, если с низким уровнем 0-20% обучающихся, 60-100% — со средним уровнем, 0-20% — с высоким уровнем;

— высокий уровень деятельности педагогического коллектива, если 0-10% обучающихся с низким уровнем, 11-39% — со средним, 40-100% — с высоким уровнем данного показателя.

Утомляемость в процессе обучения

2.1. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?

Почти всегда — 0 б. Часто — 1 б. Редко или совсем не устаю — 2 б.

Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя уставшим?

Почти всегда — 0 б. Часто — 1 б. Редко или никогда −2 б.

Устаешь ли ты к концу учебной недели?

Почти всегда — 0 б. Часто — 1 б. Редко или совсем не устаю −2 б.

Остается ли у тебя время на отдых после уроков и выполнения

домашнего задания?

Совершенно не остается — 0 б. Редко — 1 б. Остается −2 б.

Как ты оцениваешь состояние своего здоровья?

Плохое — 0 б. Удовлетворительное — 1 б. Хорошее — 2 б.

Обработка результатов:

7-10 б. — низкий уровень утомляемости;

5-6 б. — средний уровень;

0-4 б. — высокий уровень утомляемости обучающихся.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

— низкий уровень деятельности педагогического коллектива по профилактике утомляемости обучающихся, если с низким уровнем утомляемости 0-10% обучающихся, 11- 39% — со средним уровнем, 50-100% — с высоким уровнем;

— средний уровень деятельности педагогического коллектива, если с низким уровнем утомляемости 0-20% обучающихся, 60-100% — со средним уровнем, 0-20% — с высоким уровнем;

— высокий уровень деятельности педагогического коллектива, если 40-100% обучающихся с низким уровнем утомляемости, 11-39% — со средним, 0-10% — с высоким уровнем данного показателя.

Отношение к вредным привычкам

3.1. Куришь ли ты?

Да — 0б. Пробовал — 1 б. Нет — 2 б.

Употребляешь ли ты спиртные напитки, в том числе пиво?

Да — 0 б. Пробовал — 1 б. Нет −2 б.

Употребляешь ли ты наркотические вещества?

Да — 0 б. Пробовал — 1 б. Нет — 2 б.

Обработка результатов:

0-2 б. — низкий уровень отрицательного отношения к вредным привычкам;

3 — 4 б. — средний уровень;

5 — 6 б. — высокий уровень.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

— низкий уровень деятельности педагогического коллектива по формированию отрицательного отношения к вредным привычкам у обучающихся, если с низким уровнем данного показателя 50-100% обучающихся, 6- 49% — со средним уровнем, 0-5% — с высоким уровнем;

— средний уровень деятельности педагогического коллектива, если с низким уровнем 0-20% обучающихся, 60-100% — со средним уровнем, 0-20% — с высоким уровнем;

— высокий уровень деятельности педагогического коллектива, если 0-5% обучающихся с низким уровнем, 6-49% — со средним, 50-100% — с высоким уровнем данного показателя.

 5.Активность педагогов

в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни

Анкета для педагогов

1.Ваше отношение к вопросам здоровьесбережения?

Активно интересуюсь — 2б.

Интересуюсь, время от времени — 1 б.

Не интересуюсь совсем — 0 б.

2.Ведете ли Вы здоровый образ жизни?

Да, всегда — 2 б.

Стараюсь, но не всегда получается — 1 б.

Не веду совсем — 0 б.

Причины (нужное подчеркнуть):

— самому лень;

— собственная неорганизованность;

— загруженность учебными и внеклассными мероприятиями;

— загруженность домашней работой;

Отсутствие мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье педагога;

— отсутствие материально-технических условий в ОУ;

— невнимание администрации ОУ к вопросам сохранения здоровья педагогов;

— другое_______________________________________________________

3.Принимаете ли Вы участие в работе семинаров, конференций, круглых столов, проблемных, творческих групп, теоретических, практических занятий по здоровьесбережению?

Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.

4.Являетесь ли Вы организатором и разработчиком мероприятий по здоровьесбережению для субъектов образовательного процесса: семинаров, классных часов, уроков здоровья, факультативов, дней здоровья, родительских собраний, спортивных соревнований и т. д. (нужное подчеркнуть)?

Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.

Используете ли Вы здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса?

5.Да, систематически — 2 б. От случая к случаю — 1 б. Не использую — 0 б.

Обработка результатов

Для педагога:- 8-10 б. —высокий уровень;

— 4-7 б. —средний уровень;

— 0-3 б. — низкий уровень.

Для ОУ: — высокий уровень по формированию мотивации педагогов к здоровьесберегающей деятельности, если 71-100% педагогов имеют высокий уровень рассматриваемого показателя;

— средний уровень у ОУ, если 31-70% педагогов имеют высокий уровень показателя; — низкий уровень у ОУ, если 0-30% педагогов имеют высокий уровень показателя.

6. Диагностическая таблица изучения уровней воспитанности обучающихся

Модификация методик Н. П. Капустина, М. И. Шиловой

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

I

К обществу

1. Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием, требует такого же отношения от других

2. Бережливость

Бережет школьное имущество, стремится побудить к этому других

3. Дисциплинированность

Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств и от других

II

К труду

4. Ответственное отношение к учебе

Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

5. Отношение к общественно полезному труду (трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

III

К людям

6. Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

7. Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, организует на добрые дела товарищей

8. Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих проступках и того же требует от других

IV

К себе

9. Саморегуляция, организованность

Управляет своим поведением, умеет организовать свое время, соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой

V

К культуре

10. Культурный уровень

Много читает. Охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни

Уровни проявления признаков воспитанности у обучающихся:

ярко проявляется — 2 балла;

— слабо проявляется — 1 балл;

— не проявляется — 0 баллов.

7.Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся ____ класса ______ ОУ

Заполняется классным руководителем на основе педагогических наблюдений с использованием диагностической таблицы

Фамилия, имя обучающегося

Показатели воспитанности в баллах

(из диагностической таблицы)

Уровень воспитанности (среднее арифметическое баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

...

25

Всего по классу (среднее арифметическое баллов)

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей.

Итоговая оценка для каждого ребенка выводится как среднее арифметическое баллов по всем показателям воспитанности (сумма баллов делится на 10):

1,6 — 2 б. — высокий уровень воспитанности;

0,9 — 1,5 б. — средний уровень;

0 — 0,8 б. — низкий уровень.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

— низкий уровень воспитательной деятельности педагогического коллектива, если с низким уровнем воспитанности 50-100% обучающихся;

— средний уровень воспитательной деятельности педагогического коллектива, если с низким уровнем воспитанности 0-30% обучающихся;

— высокий уровень воспитательной деятельности педагогического коллектива, если 0-10% обучающихся с низким уровнем воспитанности.

 

.

 



Предварительный просмотр:

Анализ

деятельности Центра здоровья за  2014-2015 учебный  год

Здоровье детского населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. По данным различных исследований состояния здоровья в первую очередь определяется физической и социальной средой, а также образом жизни.  В нашем образовательном учреждении накоплен определённый опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей. Центр здоровья создан как объединение специалистов школы и представляет собой внутришкольную службу.

В состав Центра здоровья входят специалисты курса  здоровьесбережения: руководитель Центра здоровья (учитель физической культуры), школьный  фельшер,  педагог-организатор ОБЖ, логопед, педагог дефектолог.

Работа Центра осуществляется, согласно,  плана работы  на 2014-2015 учебный год.

Цель:  формирование знаний, установок, личностных ориентиров обучающихся в направлении здоровьесбережения.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию  у обучающихся  представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
  2. Об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (гигиена, питание, режим дня, учебы, отдыха, двигательной активности, эмоциональная разгрузка, позитивное коммуникативное общение).
  3. Продолжить  работу по улучшению состояния здоровья обучающихся, уменьшение числа детей пропустивших занятия по болезни.
  4. Повысить уровень информированности о здоровье и проблемах его сохранения (факторах риска).

Важным фактором, влияющим на успеваемость обучающихся в образовательном процессе – это  здоровье ребёнка. Результатами  изучения  стали показатели медицинского осмотра за три последних года:

  1. Состояние  здоровья школьников:

Перечень заболеваний

2012-2013 уч\год

2013-2014

уч\год

2014-2015

уч\год

Общее количество осмотренных

631чел.

606 чел

613 чел

Общее кол-во на Д-учёте

129чел

20.4%

125 чел.

20.6%

120чел.             18%

Из них:

Заболевание почек

11чел.

1.7%

13чел.

2.1%

8 чел.

1,3%

Заболевание печени

3чел.

0.4%

-------

1чел.

0,1%

Желудочно-кишечного

тракта и печени

12чел.

1.9%

26 чел.              4.2%

28 чел.            4,5%

Бронхиальная астма

12чел.

1.9%

13 чел.

2.1%

10 чел.           1,8%

Патология эндокринной системы

14чел.

2.2%

24 чел.

3.9%

14 чел.            2,2%

Заболевания нервной системы

14чел.

2.2

13 чел.

2.1%

12 чел.            2,1%

Вегето -сосудистая дистония

23 чел. и

2 чел. ГБ.

3.6%

30 чел.

4.9%

23 чел.              3,4%

Заболевания сердечно-сосудистой системы

8чел.

1.2%

7  чел.

1.1%

6 чел.            1,0%

В том числе:

Заболевания глаз

11 чел.

1.7%

17 чел.

2.8%

11 чел         1,7%

Миопия

192чел.

30.4%

207 чел.

34%

192 чел. 30,3%

Заболевания опорно-двигательного аппарата

200чел.

31.6%

163 чел.

26.8%

80 чел.           13%

Нарушение осанки

59 чел

9.3%

75 чел.

12.3%

4 чел.              0,6%

Сколиоз

3 чел.

2 чел.

2 чел.

Плоскостопие

138чел.

86 чел.

50 чел.

Нуждающиеся  в корригирующей гимнастике

190чел.

30.1%

139 чел.

22.9%

78 чел.   12%.


Анализирую показатели  патологических отклонений  в здоровье  обучающихся, можно сделать следующие выводы:  

-  Стабилизировались показатели здоровья   обучающихся на «Д» учёте;

- Снизился % обучающихся  с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями: сколиоз, плоскостопие;

-просматривается положительная динамика по  показателей с заболеванием миопия.

Обучающиеся имеющие 1-2 медицинскую группу здоровья:

2012-2013 уч.год

2013- 2014уч.год

2014- 2015уч.год

1 группа

23.9%

31.4%

19,1%

2 группа

62.9%

50.4%

        65 %

Итого:

86.9%

81.8%

84,1%

Анализирую показатели  физиологического развития обучающихся, можно сделать следующие выводы:  

- просматривается  стабилизация   показателей   с 1-2 группой здоровья.

                 

                               Обучающиеся имеющие отклонения в здоровье:

 

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

18.1%

17,2%

15,9%

Показатель  обучающихся имеющих отклонения в здоровье  имеет положительную динамику.

                Соматическое здоровье   обучающих  за 2014-2015 учебный год:

№ п/п

Класс- комплект

Количество обучающихся не разу не болеющих в течение 2013-2014 уч.года, % от общего кол-ва класса

Количество обучающихся не разу не болеющих в течении 2014-2015 уч.года, % от общего кол-ва класса

человек

%

человек

%

1

1а класс

8

34.7

5

33,3

2

1б класс

5

20.8

1

18

3

1в класс

3

21.4

7

41,1

4

2а класс

5

25

10

40

5

2б класс

6

26

5

21,7

6

2в класс

5

25

2

13,3

7

3а класс

8

36.3

3

12.5

8

3б класс

6

30

7

31.8

9

3в класс

11

61.1

5

38.4

10

3г класс

6

54.5

0

0

11

4а класс

8

50

3

13.6

12

4б класс

3

13.6

4

22.2

13

4в класс

6

25

4

22.2

14

5а класс

9

36

0

0

15

5б класс

9

39.1

4

20

16

5в класс

7

46.6

3

21

17

5г класс

4

44.4

1

13.6

18

6а класс

9

50

3

12

19

6б класс

5

20

10

40

20

6в класс

6

30

2

9.5

21

6г класс

10

100

-

-

22

7а класс

4

26.6

4

20

23

7б класс

11

47.8

2

8

24

8а класс

6

35.2

2

10.5

25

8б класс

8

38

4

16

26

8в класс

7

36.8

-

-

27

9а класс

10

38.4

2

14.2

28

9б класс

8

32

7

35

29

9в класс

-

-

8

44.4

30

10а класс

4

28.5

3

13.6

31

10б класс

9

47.3

3

16.6

32

11а класс

11

55

3

20

33

11б класс

7

70

5

27.7

214

34.2

123

20.9

Анализирую показатели здоровья в классных комплектах за два учебных года  можно сделать следующие выводы:

- В этом учебном году дети болели чаще чем в предыдущем.

- Просматривается понижение    показателя здоровья.                                                                                                                                                                                                                

                       

                       Индекс здоровья обучающихся:

           

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

65%

54.4%

20.9%

Снизился уровень обучающихся не болеющих в течении учебного года.

Физкультурные группы здоровья обучающихся:

Группы

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

основная

85%

83.4%

84.5%

подготовительная

13.5%

15.5%

13.4%

Специальная

0.5%

0.3%

0.9%

освобождённые

1%

0.6%

0.9%

Просматривается динамика стабильности физкультурных групп здоровья обучающихся.

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках Школьного спортивного клуба школы:

2.1. Уровень физической подготовленности обучающихся

Уровень

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

 

2014-2015 уч.год

 

Высокий

14.1%

14%

15%

Средний

73.8%

79%

82%

Низкий

12.1%

7%

3%

Анализируя результаты уровня физической подготовленности обучающихся за три последних  года можно сделать следующие выводы:

-Наблюдается положительная динамика результатов по  подготовки  уровня физической подготовленности обучающихся.

Рассматривая спортивные интересы обучающихся как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактики их вовлечения в разнообразные формы занятости   и анализируя данные мониторинга 2014 -2015 учебного  года можно отметить  повышенный интерес  обучающихся школы к этому виду проведения своего досуга. В спортивных секциях при школе и вне школы занимаются  64% обучающихся.

В этом учебном году образован школьный спортивный клуб, выбраны в классах-комплектах физорги (активные помощники учителей физической культуры), проведены два заседания Совета клуба. На базе общеобразовательного учреждения во внеурочное время проводится спортивно- оздоровительная деятельность, и имеет следующую наполняемость.

2.2 Спортивно-оздоровительная  деятельность на базе общеобразовательного учреждения:

Кружки, секции

2012-2013

уч.год

2013-2014

 уч.год

2014-2015

 уч.год

Корригирующая гимнастика

4 группы- 45 человек

3 группы-31 человек

2 группы-20 человек

    Секция «Баскетбол»

3 группы- 32 человека

3 группы- 30 человека

1 группа -15 человек

Секция  «Волейбол»

_____

1 группа- 15 человек

2 группы -30 человек

               Итого

7 групп

77 человек

4 группы

46 человек

5 групп

65 человек

  1. Оздоровительная  деятельность на базе общеобразовательного учреждения:

Корригирующая гимнастика:

Группы (классы)

    2012-2013 уч.год.

2013-2014уч.г.

2014-2015уч.г.

1 класс

7человек

             1 человек

2 человека

2 класс

11 человек

             10 человек

1 человек

3 класс

15 человек

             10 человек

6 человек

4 класс

23 человек

             12 человек

5 человек

5 класс

10 человек

                         ИТОГО

56 человек

33 человек

24 человека

Исходя из данных медицинского осмотра, в общеобразовательном учреждении по  начальной школе просматривается положительная динамика здоровья (сняты с учёта с диагнозом «здоров») обучающихся имеющих отклонения в здоровье опорно-двигательного аппарата.

Свою деятельность в направлении спортивно-оздоровительной направленности  осуществляли:

-учителя физической культуры-5 человек;

-педагоги дополнительного образования-2 человека (Мисько Л.Н., Верхозин А.А.).

В течении учебного года  проведено 25 соревнований различной направленности (дни здоровья, приём нормативов ГТО, мероприятия к праздничным датами т.д.), а также обучающие образовательного учреждения активно принимали участие  в мероприятиях других организаций (Спартакиада г.п.Пионерский, различные матчевые встречи, турниры и т.д.)

           Важное место в работе школьного Центра здоровья  занимает сотрудничество с социальными партнёрами по вопросам  

              здоровьесбережения:

  • МБУЗ ПРБ п.Пионерский;
  • КУ ХМАО-Югры «Советский психоневрологический диспансер».

Специалисты из учреждений медицинской направленности встречаются с обучающимися и их родителями на классных часах и родительских собраниях.

 По  плану взаимодействия специалисты учреждений медицинской направленности принимали активное участие в ознакомлении обучающихся со здоровым образом жизни, на примерах объясняли к чему может привести не соблюдение основных требований к своему здоровью.

На основании   выше изложенного, можно  оценить    деятельность  ОУ  в направлении   здоровьесбережения,  по следующим критериям за два  учебных года:

Оценивание работы  по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

1

Физиологическое развитие

60-100% детей с гармоничным физическим развитием — в. у.;

40-59%-с. у.;

0-39%-н. у.

83.4%

         

                      84,1%

2

Физическая подготовленность

Уровень развития физических качеств:

сила;

выносливость;

скорость;

координация;

гибкость.

Количество детей с нормой развития физических качеств 70-100%-в.у.;

40-69%-с.у.;

39% и менее — н. у.

93%

                       

                          93%

3

Патологическое

отклонение

Приобретенная близорукость: количество детей без отрицательной динамики зрения 90-100%-в. у.;

60-89%- с. у.;

менее 60%-н.у.

66%

68.2%

Количество детей без обострений хронических патологий 70-100%-в. у.;

40-69%-с. у.;

39 и менее — н. у.

81.8%

84,1%

Осанка: количество детей с нормальной осанкой 70-100%-в.у.;

40-69%-с.у.;39% и менее-н.у.

87.7%

99.4%

4

Соматическое здоровье

Заболеваемость детей по ноозологии (в случаях): 0-33% детей — в. у.;

34-60%- с. у.;

более 61% — н. у.

                      65.8%

79,1%

В днях в среднем по ОУ на одного ребенка за учебный год: 0-1,5 дня — в. у.; 1,6-3,7-с. у.; более 3,8 дня — н. у.

По болезни пропущено 38124 дня, это 12 дней на  одного обучающегося.

По болезни пропущено 34313 дня, это 11,2 дня  на  одного обучающегося.

5

Оценка уровня физического здоровья обучающихся

Количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе для занятий физической культурой:

основная до 50%, подготовительная до 40%, специальная до 10% — в. у.;

основная до 30%, подготовительная до 45%, специальная до 25%- с. у.;

основная менее 30%, подготовительная более 45%, специальная более 25% — н. у.)

Основная группа

83.5%;

Подготовит. группа

15.6%

Специальная группа

0.9%

Основная группа

84.5%;

Подготовит. группа

                      13.4%

Специальная группа                       2.1%

В заключении хочется отметить, что деятельность в рамках « Школьного центра здоровья» не рассчитана на мгновенный результат, но уже сегодня мы можем говорить о некоторых положительных результатах:

  • Снижение   количества пропусков учебных занятий по болезни.
  • Увеличилось количество детей, охваченных двигательной активностью во внеурочное время.
  • Просматривается положительная динамика физического развития ребёнка в образовательном учреждении.
  • Снизился показатель  здоровья обучающихся.

Выводы:

Намеченный  план работы школьного Центра здоровья выполнен. Работу в течении года считаю удовлетворительной.

Рекомендации для работы «Центр здоровья»   на следующий во втором полугодии: 

1. Продолжить работу по формированию  у обучающихся  представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, Об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (гигиена, питание, режим дня, учебы, отдыха, двигательной активности, эмоциональная разгрузка, позитивное коммуникативное общение).

2.Продолжить  работу по улучшение состояния здоровья обучающихся, уменьшение числа детей пропустивших занятия по болезни.

3. Повысить уровень информированности о здоровье и проблемах его сохранения (факторах риска).

Определить направление деятельности Центра здоровья на следующий учебный год:

Цель:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров обучающихся а направлении здоровьесбережения.

Задачи:

1.Знакомить   обучающихся с позитивными  факторами, влияющие на здоровье человека,  и с  основными  компонентами  культуры здоровья и здорового  образа жизни (гигиена, питание, режим дня, учёбы, отдыха, двигательной активности, эмоциональная разгрузка, позитивное коммуникативное общение).

2. Продолжить  работу по улучшению состояния здоровья обучающихся..

3. Продолжить работу по снижению  до минимума случаев травматизма в ОУ.

4.Продолжить работу по повышению  уровня информированности о здоровье и проблемах его сохранения (факторах риска).

Подготовила  руководитель Центра здоровья :                             И.И.Янышевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа для школ. Программа пропаганды здорового образа жизни

Данное пособие рассчитано на препода­вателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Учебная программа состав­лена таким образом, чтобы представлят...

Критерии оценки программы Здоровая школа

Критерии оценки программы Здоровая школа...

Материал для оценки деятельности программы Здоровая школа

Материал для  оценки деятельности программы Здоровая школа...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «Здоровая школа

Программа «Здоровая школа» направлена на :•  Включение в систему работы школы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни• Программа « ДРУГ»•...

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....

Программа "Здоровая школа"

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистич...

ПРОГРАММА деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г. «Здоровье»

Пояснительная записка Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокиетребования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должнане только давать обучающимся ...