: Особенности формирования личностных УУД при овладении содержания раздела легкая атлетика.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Нынешнее поколение школьников учится по образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года обучающиеся начальной школы (1-4 классы) первыми ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников 5-9 классов разработаны и утверждены ФГОС основного общего образования. Не останутся «забытыми» и старшеклассники – ФГОС среднего (полного) общего образования будут предназначены именно для них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования"

Кафедра физической культуры

Курсовая работа

Тема: Особенности формирования личностных УУД при овладении содержания раздела легкая атлетика.

Выполнил учитель физической культуры

МБОУ «Селоядринская СОШ»

Ядринского района ЧР

Романова Светлана Тихоновна.

Чебоксары 2016

Содержание

  1. Введение.
  2. Характеристика по теме.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Литература.

  1. Введение.

         Нынешнее поколение школьников учится по образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года обучающиеся начальной школы (1-4 классы) первыми ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников 5-9 классов разработаны и утверждены ФГОС основного общего образования. Не останутся «забытыми» и старшеклассники – ФГОС среднего (полного) общего образования будут предназначены именно для них. Все эти нововведения связаны с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные, личностные потребности и интересы.Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В настоящее время приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности.  Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.Но это не означает,что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты.  Достижение вышеуказанной цели становится возможным благодаря реализации системно-деятельностного подхода, формирующегосистему универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС, развивающий потенциал которых становится приоритетным направлением.Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС, основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности детей и подростков с учетом общих закономерностей их возрастного развития. Личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте  «Физическая культура» строится следующим образом. В составе основных видов универсальных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия. Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация, самоуважение и самооценка. Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания». Морально-этическая ориентация; ориентация на выполнение моральных норм; способность к решениею моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

      Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся управление своей деятельностью, контроль и коррекцию, интенсивность и самостоятельность. Соотнесение известного и неизвестного. Планирование. Оценка. Способность к волевому усилию у учащихся.

     Познавательные универсальные действия включают: работу с информацией, работу с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

  Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей.

Отрабатывает речевую деятельность, навыки сотрудничества в коллективе. Строит продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами.

2. Характеристика по теме.

Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; способствует развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (3):

https://open-lesson.net/uploads/files/2014-11/6k8l.png

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

 

 

 

 

 

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

3. Основная часть.

       

У не специалистов могут возникать вопросы:

1. Возможен ли системно-деятельностный подход на уроках физической культуры?

2. Направлен ли современный урок физкультуры на формирование у детей УУД?

3. Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры и возможно ли это?

        Современный же учитель физической культуры, безусловно, дает положительные утвердительные ответы на данные вопросы, т. к. прекрасно понимает, что развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

         На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику в приоритет ставится развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, учитель физической культуры также привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.

        Учитель физической культуры учит школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым  формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).

         Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.) выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности) (регулятивные УУД).

         В настоящее время системно-деятельностный подход нашел свое воплощение и реализуется в образовательных стандартах начального общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
  • развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
  • воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает в себя следующие положения:

  1. укрепление здоровья и личную гигиену;
  2. оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы);
  3. утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
  4. правильное дыхание и осанку;
  5. правила простейших измерений длины и массы тела; частоты дыхания, сердечных сокращений (пульсометрия);
  6. правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности;
  7. способы двигательной деятельности:

- разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использование их в изменяющихся условиях;

- гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастической скамейке, напольном бревне, стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле; висы, упоры; наскоки, лазанье, стойки, шаги, махи, соскоки);

- простейшие акробатические упражнения в различных вариантах (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты, кувырки, прыжки);

- основные плавательные упражнения;

- способы передвижения на лыжах;

- физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы;

- упражнения с мячом;

- подвижные игры.

- элементы ритмической гимнастики, танцев.

В результате изучения физической культуры ученик должен знать:

  • способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур;
  • правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь:

  • применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
  • выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;
  • определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений;
  • соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;
  • использовать подвижные игры с мячом для организации активного отдыха.

Позиции учебного процесса по физической культуре в свете ФГОС.

        Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему является традиционный урок. Многие учителя не один десяток лет проработали в школе и придерживались традиционной, классической методики обучения. И, понятное дело, сейчас нелегко перестраиваться. Для этого нужно какое-то время и условия, чтобы научиться работать по-новому. Хотя с использованием элементов ФГОС многие учителя уже работают и долгое время, сами того не подозревая. Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций:

1 ПОЗИЦИЯ

Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

2 ПОЗИЦИЯ

Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы:

•         повышение познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся;

•         проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий.

3 ПОЗИЦИЯ

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовать с учетом разделов программного материала. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД

4 ПОЗИЦИЯ

Для формирования УУД учитель выбирает наиболее подходящие для него методики преподавания, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по физической культуре.

5 ПОЗИЦИЯ

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД:

  1. этап начального разучивания (следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующего выполнения  действий, близких по технике к вновь изучаемому);
  2. этап углубленного изучения (рекомендуется организация работы в группах  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия);
  3. этап совершенствования (выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения).

       Обучающиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы обучающиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским мини-проектом.

         Таким образом, системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям еще предстоит овладеть технологией проведения таких уроков, доведя ее до совершенства. Многие из нас сейчас стоят на пороге новых свершений и открытий. Но уже сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, может не менее успешно формировать у обучающихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся на уроке. ФГОС, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляют почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Учитель вместе с детьми призван быть творцом своих уроков, в задачу которого входит осуществление скрытого управления процессом обучения. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Чтобы знания обучающихся стали результатом их собственных поисков, мы, учителя, должны организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность детей. А еще одним из результатов реализации системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности должен стать следующий результат: формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Раздел программы  лёгкая атлетика ориентирован на формирование и развитие  следующих видов универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД)

Результат

Личностные

- мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой;

-учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики.

Регулятивные

-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности);

- планировать свои действия при выполнении  ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту;

- комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой атлетике;

- выражать  творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;

-участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений.

Планируемые результаты реализации раздела лёгкой атлетики:

Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов первого уровня.

- приобретение обучающимися  знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

 

4. Заключение

 Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

- состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

- уровень развития речи;

- степень владения русским языком;

- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

- стремление принимать и решать учебную задачу;

- навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

5. Литература

  1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.
  2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7.
  3. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.
  4. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
  5. http://klyazmogorodetsckaja-sosh.narod.ru›uud.doc
  6. http://rae.ru›forum2011/137/1070
  7. http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»...

Конспект урока. Раздел легкая атлетика.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел легкая атлетика. Техника метания мяча на дальность с места. Техника прыжка в длину с места....

План - конспекта урока из раздела легкая атлетика

План - конспекта урока из раздела легкая атлетика для для 11 класса...

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

вводный урок раздела: "Легкая атлетика"

для учащихся 5 - 9 классов, в 2 частях...

Конспект урока по разделу «Легкая атлетика»

Конспект урока по разделу «Легкая атлетика» с элементами спортивных игр для учащихся 9-того класса...

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу легкая атлетика с юношами 11-го класса.

Тема урока: метание гранаты, бег на короткие дистанции и прыжки в длину.Задачи: совершенствование техники метания гранаты по цели из различных исходных положений.– закрепить навыки бега на 100 м...