Нетрадиционные методики обучения технике баскетбольных приемов взаимодействия игроков в защите при игре в баскетбол
методическая разработка по физкультуре

Иванова Анна Геннадьевна

Материал методической разработки содержит информацию о нетрадиционных методах обучения игроков при игре в баскетбол в защите.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные методики обучения технике баскетбольных приемов взаимодействия игроков в защите при игре в баскетбол»

Методическая разработка по физической культуре

Выполнила

Иванова А.Г.

Учитель

физической культуры

ГБОУ гимназия №628

Красногвардейского р-на СПб

2016

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ.        

1.1 Влияние баскетбола на современных школьников

1.2 Разнообразие приемов баскетбола

2. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛЬНЫХ ПРИЕМОВ ВЗАИОМДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ В ЗАЩИТЕ

2.1. Различие защиты и нападения

2.2. Техника защиты.

2.3. Игра «Выхвати хвост».

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1.ВЕДЕНИЕ.

1.1 ВЛИЯНИЕ БАСКЕТБОЛА НА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Значение баскетбола трудно переоценить. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, начальной ступени, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен вообще и среди школьников в частности. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологические, физиологические и двигательные функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, мы получаем благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

1.2. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИЕМОВ БАСКЕТБОЛА.

В баскетболе применяются разнообразные приемы, которые в зависимости от техники выполнения классифицируются по разделам и группам на основании сходных признаков. Различают технику игры в нападении и в защите. Каждый из этих разделов состоит из приемов, которые, в свою очередь, разделяются на способы, выполняемые в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке). Техника выполнения отдельных способов передач, бросков, ведения и др. постоянно изменяется с развитием игры. В настоящее время увеличивается быстрота, совершенствуется точность выполнения приемов. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Это не может не отражаться на процессе обучения игре в баскетбол на уроке физкультуры в школе. Именно на особенностях процесса обучения технико-тактическим действиям игрока обороняющейся команды мне бы и хотелось остановиться подробнее.

2. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛЬНЫХ ПРИЕМОВ ВЗАИОМДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ В ЗАЩИТЕ

2.1. РАЗЛИЧИЯ ЗАЩИТЫ И НАПАДЕНИЯ

Приемы игры в защите направлены на противодействие нападающей команде. Основная цель игры в защите — прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник должен постоянно стремиться занять необходимую позицию для предотвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока препятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Существует выражение: “Хорошая атака решает игры, а добротная защита выигрывает чемпионаты”. Это утверждение особенно часто относится к описанию наиболее успешных баскетбольных команд, независимо от уровня их игры. В современной школе, однако, большинство учеников и учителей все еще не отдают защите главного предпочтения. Почему же? Начнем с того, что научиться первоклассной защите в баскетболе – очень трудно, однако возможно. Ребенку сложно принять правильную позу защитника, скоординироваться, начать эффективно передвигаться. К сожалению, многие ученики и учителя не хотят уделять необходимое количество сил и времени для построения сильной защиты на игровом поле. Еще одна причина, по которой защите не уделяется должного внимания, это то, что в сравнении с другими аспектами игры оборона не кажется ученикам такой же увлекательной и интересной. Да, чаще всего, веселее учиться бросать мяч, обводить соперника, делать пас и прочее. И именно на этих моментах чаще всего заостряют внимание и учитель и ученик. Однако, чтобы добиться целостности и успешности во всех аспектах игры, нужно уделять внимание обучению защите. Это необходимо для победы! Успешные действия в нападении дают результат непосредственно, а успешные действия в защите закрепляют его. Они взаимно дополняют друг друга, и несовершенство одного из них отрицательно влияет на общий результат команды. Если умело нападающая команда забросила много мячей в корзину противника и, плохо защищаясь, пропустила в свою корзину столько же мячей — результат всей игры сведен к нулю. Почему чаще говорят о важности защиты для команды, а не нападения? Наверное, потому, что для защиты не так необходим талант, как желание работать. Приходит на ум простое предположение: «защита» – подразумевает слова «желание, самоотдача, работа», а вот «нападение» всё больше ассоциируется со словами «талант», «удача», «везение». Ведь не зря говорят, что команда работает в защите, а в нападении – команда играет.

Все действия нападения и защиты делятся по своему характеру на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным, относятся самостоятельные действия отдельных игроков без помощи партнеров. Коллективные действия, в зависимости от того, участвуют в них все или несколько игроков команды, делятся на командные и групповые действия. В командных действиях принимают участие все пять игроков, в групповых же действиях участвует лишь часть игроков команды. Командные действия осуществляются путем применения систем нападения. Групповые действия — путем применения комбинаций. Успех этих систем и комбинаций зависит от своевременности и правильности индивидуальных действий.

Для индивидуальных действий игроку могут быть даны различные тактические задания, направленные на полное использование индивидуальных особенностей его техники, тактики, физических данных против слабых сторон противника. Такие задания даются до игры, если есть представление о противнике, и в течение игры в результате сведений, полученных путем разведки в процессе игры.

Отсюда можно сделать вывод, что основные задачи команды в игре следующие: коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды преодолеть сопротивление противника и забросить в его кольцо максимальное количество мячей. Коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды ликвидировать действия нападающей команды и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину.

2.2.ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ.

Техника защиты подразделяется на две основные группы: техника передвижений и техника овладения мячом и противодействия. На действиях второй группы мы подробно останавливаться не будем, потому что смысл и техника выполнения этих действий на определенном уровне понятны даже не играющему в баскетбол человеку. Достаточно будет их просто перечислить. Вырывание мяча, выбивание мяча из рук противника и при ведении, перехват мяча при передаче и ведении, накрывание мяча при броске, отбивание мяча при броске в прыжке, овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита – вот технические действия из второй группы приемов обороняющейся команды. А вот почему одного защитника можно легко «обвести», а другого сложнее, какую позу принять и как правильно передвигаться, чтобы противник тебя элементарно не оставил позади себя, мы рассмотрим подробнее.

Техника передвижений

Стойка. Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего за удобную позицию для атаки корзины и получения мяча.

Стойка с выставленной вперед ногой. Применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему бросить в корзину или пройти под щит. Игрок на согнутых ногах располагается, как правило, между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх - вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины.

Стойка со ступнями на одной линии. Используется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или в левую сторону.

Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении, все время, изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед).

Основные ошибки при выполнении стоек защитника  

1. Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с выставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впередистоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.

2. Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близкое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед ногой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзади стоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке — не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу.

3. Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности.

4. Нерациональное расположение туловища и головы: туловище вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), голова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры.

5. Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию.  

В любом виде деятельности есть теория и практика. Некоторые теоретические моменты, невозможно объяснить словами. На мой взгляд, одним из ярких примеров может послужить понятие «мертвой зоны» при вождении автомобиля. Сколько бы курсанту обучающемуся вождению, инструктор не объяснял, в теории, что это такое, как меняется обзор в зеркалах, в зависимости от параллельного передвижения автомобилей… Но, курсант, находящийся в автомобиле с инструктором психологически надеется, что в любом случае инструктор поможет, предостережет. И в первый же раз, оказавшись один на один с машиной, став участником дорожного движения и потеряв из вида только что двигающийся с ним рядом автомобиль, который слишком велик, чтобы пропасть, он моментально понимает, о чем говорил инструктор. С первого же раза! Начинает судорожно крутить головой, делать всевозможные движения, о которых ему говорили, но он тогда не понимал зачем. Мотивация резко меняется. В теории вроде все было понятно, или так казалось, а на практике он может попасть в ДТП.

Это, конечно, лирика, некоторое отступление от темы. Но в игре все происходит примерно так же. Один раз нападающий защитника обыграл, забил очко команде, и защитник вроде бы пытался его остановить, второй раз произошло то же самое, значит либо мотивации недостаточно, либо понимание смысла защитных действий у ребенка отсутствует. Угрозы жизни и здоровью, конечно, нет, как в случае с ДТП, но все же неприятно. Значит необходимо создать условия, промотивировать игрока, чтобы эта мотивация позволила эффективно играть в защите. Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.

Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол.

В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

2.3. ИГРА «ВЫХВАТИ ХВОСТ»

Для того, чтобы наглядно объяснить учащимся как правильно выполнять действия игрока обороняющейся команды, необходимо поставить им такую задачу, для решения которой дети вынужденно примут правильную позу защитника и начнут в этой позе передвигаться. Лучшим методом обучения двигательным навыкам в любом возрасте является игровой метод. Игра, под названием «Выхвати хвост» как нельзя лучше подходит для решения этих задач. Класс делится на пары, участники которых стоят лицом друг напротив друга по боковой линии. У каждого из участников к футболке сзади прикреплен так называемый «хвост» (матерчатая лента). Задача игрока, передвигаясь по залу выдернуть «хвост» своего напарника и не дать выдернуть свой. Дети, для того, чтобы спасти свой «хвост» начинают двигаться не по прямой, а как бы уворачиваясь, и одновременно с этим пытаются персонально опекать соперника для того, чтобы отнять чужой «хвост». Так как поворачиваться непосредственно спиной к сопернику нельзя (это мгновенно приведет к поражению), а соперник напрямую не дает себя победить, иного выхода, кроме как передвигаться в правильной стойке у участников игры нет. В связи с тем, что игровой метод эмоционально окрашен, усвоение информации идет на позитиве, такой способ обучения гораздо более эффективен, нежели объяснение – разучивание – повторение.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучать игре в баскетбол можно по-разному. Это зависит от многих факторов. От природных данных детей, от их желания, от их склонностей и даже от темперамента. Применяя различные методики обучения игре в баскетбол, закрепляя у детей умения и навыки основных баскетбольных приемов можно добиться хороших результатов даже на школьном уровне. Существует множество различных «подводящих» подвижных игр, играя в которые, выполняя технико-тактические действия в игровой обстановке, учащиеся незаметно для себя начинают постепенно осваивать игру в баскетбол, еще не начав играть в нее. Дети в процессе таких «подводящих игр» осваивают и овладевают различными действиями: техникой передвижений, держанием, ловлей и передачами мяча, ведением мяча с разной скоростью и направлением, бросками в кольцо с места и в движении, тактическими действиями в нападении и в защите, то есть быстрее и легче учатся играть в баскетбол. Так, делая шаг за шагом, от простого к сложному, у них формируются умения и навыки в баскетболе, приобретенные в подвижных играх, что способствует положительной динамике роста двигательной активности и содействует эффективному обучению спортивной игре. Учащиеся с большим желанием начинают играть. Стремление превзойти соперника в изобретательности, точности и быстроте на фоне молниеносно меняющихся игровых ситуаций в сочетании с необходимостью постоянного подчинения своих индивидуальных действий интересам команды, способствует не только раскрытию их способностей, но и воспитанию воли, инициативности, формированию коллективизма, готовности к взаимовыручке. Научив ребенка основным приемам, выработав у него устойчивый интерес к игре, мы добьемся того, что он в любое свободное время будет стремиться поиграть в баскетбол. В реалиях современности, когда наши дети ведут исключительно сидячий образ жизни, практически не занимаются физическими упражнениями, не это ли тот самый результат, ради которого и работает учитель?

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Д.И. Нестеровский. 3-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007

2. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/. Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В. Лексаков; под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. 2-е издание, стереотип М.: Издательский центр «Академия», 2004

3. С.Стонкус «Мы играем в баскетбол» Изд-во: Москва «Просвещение» 1984г

4. В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. Изд-во: Москва «Просвещение»2009г

5. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группахначальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991.-

6. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по физической культуре по разделу «Волейбол»

2019


ВВЕДЕНИЕ

Волейбол – это спортивная игра, и цель игры - направить мяч над сеткой для приземления его на стороне соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 удара мяча. В настоящее время действует правило «каждый розыгрыш-очко».

Современный волейбол – атлетичная игра. Существуют различные ее версии (виды), чтобы показать ее многогранность, в т.ч. и пляжный волейбол.

Волейболисты должны обладать очень многими физическими качествами – хорошей прыгучестью, силой, координацией, выносливостью, быстротой, а также природными физическими данными. Игрокам в настоящее время присуща узкая специализация: пасующий, диагональный, нападающий первого темпа, доигровщик, либеро. Большое количество выполняемых прыжков, ударов, блоков, падений, красивые розыгрыши мяча определяют оздоровительное, воспитательное значение этой игры и поддерживают ее зрелищность.

Волейбол как спортивная игра появился в 1895-1896г.г., когда преподаватель физической культуры колледжа в городе Холиоке (США) Вильям Морган предложил новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру через сетку. Игра пришлась по душе и получила название «волейбол» (летающий мяч). В нашей стране игра начала развиваться в 1921-1922г.г., а с 1938 года проводится ежегодное первенство среди клубных команд. В 1964 году волейбол впервые включен в программу Олимпиад. На тех, 17-ых Олимпийских Играх в Токио, наша мужская команда стала первой, женская – второй, уступив лишь хозяйкам.

Международная Федерация волейбола – ФИВБ – объединяет более 160 стран и более 150 млн. регулярно занимающихся этой игрой. Высокая напряженность волейбольных поединков, эстетическая красота и атлетичность по достоинству оцениваются зрителями.

1. РЕКОМЕНДОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Рекомендованные упражнения являются достаточно простыми и эффективными, позволяющими за короткий срок добиться стабильных двигательных навыков. Терминология упрощена для лучшего восприятия студентами.

Более сложные упражнения, применяемые в основном на занятиях в спортивной секции «Волейбол», в данном методическом руководстве не рассматриваются и не предлагаются.

1.1. Специальная разминка

Выполняется перед основной частью занятий. В нее включаются упражнения как без мяча, так и с мячом, в том числе и с баскетбольным.

Упражнение 1. Круговые, волнообразные, растирающие движения кистей друг друга.

Упражнение 2. Исходное положение (и.п.) - упор лежа на пальцах. Держать!

Упражнение 3. И.п.- в парах, стоя лицом друг к другу, упереться в мяч на уровне груди, положение кистей на мяче - «волейбольное». - немного «потолкать» друг друга, - сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера.

Упражнение 4. И.п. – в парах, четверках, стоя напротив друг друга на боковых линиях площадки. - броски мяча правой, левой рукой. Включать в работу поворот туловища и отведение плеча.

Упражнение 5. И.п. – то же. - броски мяча двумя руками из-за головы после прогибания назад, - то же с отскоком мяча от пола, - броски мяча из-за головы по высокой (под потолок) траектории.

Упражнение 6. И.п. – то же, стоя на расстоянии три - пять метров. - выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди, - выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди по высокой траектории, - выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди, придавая мячу вращение вперед, назад.

1.2. Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования передачи двумя руками сверху и снизу

Техника выполнения данных передач, конечно, разная. Однако общая схема формирования двигательного навыка едина. Ниже приводятся опробованные упражнения для этих передач.

  1. Имитация положения рук, кистей в передаче двумя сверху или снизу. Имитация выполнения передачи. Обратить внимание на правильность.
  2. В парах.1-ый набрасывает мяч по удобной траектории, а 2-ой выполняет передачу. Накидывать надо удобно!
  3. В парах.1-ый ударяет мяч об пол так, чтобы он отскочил по высокой траектории, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный «выход» к мячу.
  4. 1-ый накидывает не совсем точно, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный «выход» к мячу.
  5. 1-ый накидывает 10 раз подряд быстро, 2-й выполняет передачу.
  6. Себе подкинуть - высоко-высоко, передать. Главное включать ноги, согласованность усилий, «потянуться».
  7. В парах - передачи на небольшом и среднем расстоянии (3-5м) Главное – своевременный «выход» к мячу, не пропускать мяч за голову, должна быть траектория полета мяча.
  8. В парах – передачи с 1-й промежуточной передачей себе.
  9. Передачи от стены, стоя на расстоянии 3-4м.
  10. В парах – передачи через сетку.
  11. Передачи над собой 10-15-20 раз.
  12. Передачи, увеличивая расстояние до 9-10м.
  13. Передачи над собой

- не выходя из баскетбольного круга

- не делая более 1 шага (выпада) в сторону

- не сходя с места

14. В двух шеренгах по 5-6 человек, стоя на разных сторонах площадки. Занимающиеся одной шеренги, стоя на трехметровой линии, подкидывают мяч себе и отдают передачу в: 3-ий, 6-ой, 9-ый метр площадки. Упражнение развивает чувство мяча и площадки.

1.3. Нижняя прямая подача

Техника выполнения: выполняющий стоит лицом к сетке. Левая нога впереди. Левой рукой мяч плавно подбрасывается вверх до 0.5 м. Одновременно выполняется замах правой рукой назад - вниз. При снижении мяча маховым движением прямой правой руки выполняется ударное движение. Тяжесть тела переносится на впередистоящую (левую) ногу. После удара рука вытягивается в направлении движения (полета) мяча.

Распространенные ошибки и их причины.

1. Не попадает по мячу

- неправильное подбрасывание мяча.

- отсутствие зрительного контроля.

- кисть не напряжена.

2. Мяч не долетает до сетки

- кисть расслаблена.

- медленный удар по мячу.

- нет переноса тяжести тела вперед при ударе.

3. Мяч не попадает в площадку

- неправильное (неточное) подбрасывание

- рука не вытягивается в направлении полета мяча

Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования техники

  1. Принятие исходного положения для подачи + имитация подачи.
  2. Подбрасывание мяча левой рукой.
  3. Подбрасывание левой и замах правой (мяч падает на пол)
  4. Подбрасывание левой и выполнение удара правой.
  5. Подача в стену, 3-4м.
  6. Подача через сетку с 3-4м, увеличивая расстояние.
  7. Выполнение подачи из-за лицевой линии.
  8. Подача в левую и правую половины площадки.
  9. Подача по зонам на точность.

2. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ВОЛЕЙБОЛ»

Правила соревнований изучаются в ходе учебных занятий как теоретическая «пятиминутка», а также непосредственно на учебных играх. Ближе к окончанию раздела «Волейбол» проводится контрольная работа по правилам соревнований. Ниже на некоторые вопросы приводятся ответы с комментариями.

  1. колько касаний имеет команда, чтобы направить мяч на сторону соперника?
  2. Мяч после удара противника коснулся рук одного блокирующего. Сколько касаний имеет команда, что бы направить мяч на сторону соперника? При ответе на этот вопрос учитывайте п.4.4.1. Правил «касание на блоке не считается за касание команды…» следовательно…
  3. Мяч после удара противника коснулся рук двух блокирующих. Сколько касаний имеет команда, что бы направить мяч на сторону соперника.
  4. Каких частей тела может касаться мяч? см.п.9.2.1. «мяч может касаться любой части тела»
  5. Какие требования существуют к удару (касанию) мяча? см.п.9.2. «характеристики удара» (мяч должен быть ударен, а не схвачен и (или) брошен)
  6. Можно ли касаться мяча более одного раза последовательно (подряд) или одновременно различными частями тела? см. п. 9.2.3. «Мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновение происходит одновременно». Исключение см.п.9.2.3.1 (при блокировании) и пункт 9.2.3.2 (при первом ударе команды)
  7. Каков состав команды в волейболе? Сколько человек должно участвовать в игре?
  8. Опишите позиции игроков на площадке до подачи и после подачи. Учитывайте что: поз.1- задний правый, поз. 2 передний правый, поз.3- передний центральный, поз.4-передний левый, поз.5- задний левый, поз.6- задний центральный.
  9. Опишите, как должна происходить замена игроков.
  10. Какие существуют ограничения замены? см.п.15.6 правил соревнований
  11. Когда мяч считается в площадке? см.п.8.3. «…когда он касается ее поверхности, включая ограничительные линии»
  12. В каких случаях мяч может касаться сетки?
  13. Что такое подача? Какие к ней существуют требования? (хотя бы 4 шт)
  14. Что такое атакующий удар? см.п.13.1.1 «все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами»
  15. В каких случаях может атаковать игрок задней линии
  16. Что такое блокирование?
  17. Что такое состоявшийся блок и коллективный блок?
  18. Что такое тайм аут? Его продолжительность.
  19. Кто такой игрок «либеро»?
  20. Каковы разрешенные действия «либеро»?
  21. Каковы запрещенные действия «либеро»?
  22. Каков размер игровой площадки. Название линий на площадке,
  23. Для чего служит волейбольная антенна?
  24. Входят или не входят линии в размер площадки? Если мяч коснулся 1 мм линии, то он «в площадке» или «аут»

3. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ (ТЕСТЫ)

3.1. Обоснование контрольных нормативов (тестов)

В качестве критериев подготовленности студентов выступают показатели, основанные на использовании двигательной активности, и, как результата, овладение определенным уровнем двигательных навыков в волейболе.

Предлагается пользоваться упражнениями и требованиями варианта, где предъявляются более высокие (по сравнению со школьными) требования к уровню овладения техническими действиями в волейболе. Тем самым,

- ставятся посильные цели перед каждым студентом, одновременно не допуская падения интереса вследствие легко выполнимых нормативов (тестов),

- позволяет добиваться именно факторы сдвига в уровне овладения техническими действиями в волейболе.

Это оправдано, в том числе и вследствие увеличения времени учебного индивидуального плана на раздел волейбол.

Приложение №1

Контроль усвоения учебного материала

по разделу «Волейбол».

1. Основным способом приема и передачи мяча в волейболе является …

а) нижняя передача мяча двумя руками;

б) нижняя передача одной рукой;

в) верхняя передача двумя руками.

2. Верхняя передача мяча выполняется приемом мяча …

а) на все пальцы обеих рук;

б) на три пальца и ладони рук;

в) на ладони;

г) на большой и указательный пальцы обеих рук.

3. При приеме мяча двумя руками снизу не рекомендуется принимать мяч …

а) на сомкнутые предплечья;

б) на раскрытые ладони;

в) на сомкнутые кулаки.

4. Обязательным условием правильного выполнения верхней передачи мяча является …

а) прием игроком стойки волейболиста;

б) своевременный выход игрока под мяч и выбор исходного положения;

в) своевременное сгибание и разгибание ног.

5. При верхней передаче мяча на большое расстояние передача заканчивается …

а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;

б) полусогнутыми руками;

в) полным выпрямлением рук и ног.

6. При приеме мяча сверху соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на …

а) уровне верхней части лица в 15-20 см от него;

б) расстоянии 30-40 см выше головы;

в) уровне груди;

7. Что не является ошибкой при приеме мяча сверху?

а) Прием на выставленные вперед большие пальцы рук.

б) Прием на кисти рук, поставленные параллельно друг другу.

в) Прием на все пальцы рук.

8. Какой способ приема мяча следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?

а) Сверху двумя руками.

б) Снизу двумя руками.

в) Одной рукой снизу.

9. Часто при неправильном приеме мяча сверху происходит растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи?

а) Охлаждать поврежденный сустав.

б) Согревать поврежденный сустав.

в) Обратиться к врачу.

10. Есть ли ошибка в постановке пальцев при приеме мяча сверху (рис. 1)?

а) Ошибки нет.

б) Ошибка есть.

11. Какой подачи не существует?

а) Одной рукой снизу.

б) Двумя руками снизу.

в) Верхней прямой.

г) Верхней боковой.

12. Выпрыгивание на блок выполняется толчком вверх …

а) одной ногой;

б) обеими ногами.

13. Укажите правильное исходное положение рук при блокировании (рис. 2).

а) 1;

б) 2.

14. Напишите, какие действия или термины относятся к волейболу: 1) очко, 2) гол, 3) зона, 4) пенальти, 5) подсечка, 6) переход, 7) блок, 8) вне игры, 9) партия, 10) штрафной удар.

а) 1, 3, 7, 9;

б) 1, 2, 5, 7, 10;

в) 2, 4, 5, 6, 8.

15. Волейбольная площадка условно делится на зоны. На какой из площадок правильно обозначены зоны (рис. 3)?

а) 1;

б) 2;

в) 3.

16. Укажите правильное направление перехода из зоны в зону при получении права на подачу (рис. 4).

а) 1;

б) 2;

в) 3.

17. На крупных соревнованиях по волейболу игра проводится из …

а) двух партий;

б) трех партий;

в) пяти партий.

18. До скольких очков ведется счет в решающей (3-й или 5-й) партии?

а) До 15 очков.

б) До 20 очков.

в) До 25 очков.

19. Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?

а) Допускается.

б) Не допускается.

в) Допускается с согласия команды соперника.

20. Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием?

а) Одно.

б) Два.

в) Три.

21. Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвел по нему удар, то …

а) подача считается проигранной;

б) подача повторяется этим же игроком;

в) подача повторяется другим игроком этой же команды.

22. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то …

а) подача повторяется;

б) игра продолжается;

в) подача считается проигранной.

23. Если при подаче мяча подающий игрок наступает на разметку задней линии площадки или переходит ее, то …

а) подача повторяется;

б) подача считается проигранной;

в) игра продолжается.

24. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находиться на волейбольной площадке во время проведения соревнований?

а) Шесть.

б) Десять.

в) Двенадцать.

25. Какой жест судьи означает удаление игрока с площадки (рис. 5)?

26. Какой жест судьи означает «спорный мяч» (рис. 6)?

27. Игроки каких зон могут принимать участие в групповом блоке (ставить групповой блок)?

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 3, 4, 5.

28. Специальная разминка волейболиста включает в себя …

а) беговые упражнения;

б) упражнения с мячом;

в) силовые упражнения.

29. При каком счете может закончиться игра в первой партии?

а) 15:13;

б) 25:26;

в) 27:29.

30. Стойка волейболиста помогает игроку …

а) быстро переместиться «под мяч»;

б) следить за полетом мяча;

в) выполнить нападающий удар.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_573c2391188b0/mietodichieskaiarazrabotkapofizichieskoikulturiedliastudientovspoporazdieluvolieibol_1.jpeg

Правильные ответы:

Номер вопроса

Вариант ответа

Номер вопроса

Вариант ответа

Номер вопроса

Вариант ответа

1.

В

11.

Б

21.

А

2.

А

12.

Б

22.

Б

3.

Б

13.

А

23.

Б

4.

Б

14.

А

24.

В

5.

В

15.

В

25.

А

6.

А

16.

А

26.

Б

7.

В

17.

В

27.

Б

8.

Б

18.

А

28.

Б

9.

Б

19.

Б

29.

В

10.

А

20.

Б

30.

А

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбар Л.Виера, Бонни Джил Фергюсон. Волейбол. Шаги к успеху. (Пер. с англ.).- М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель».-2004.

2. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Медников А.Г.Волейбол в школе.- М: Просвещение.-1976.

3. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. М: Просвещение.-1989.

4. Физическая культура. (учеб.пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования / Н.В.Решетников и др.).-7-е изд., испр .- М: Академия, 2008.

5. Баскетбол. Волейбол. Ручной мяч. (Методическое руководство для студентов факультета физического воспитания.) - Казань.-1981.

6. Официальные правила волейбола. 2005-2014 гг.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по легкой атлетике по дисциплине «Физическая культура»

2016 г.

В учебно-методических рекомендациях представлены виды урочной и самостоятельной работы. Представлены рекомендации по их реализации. Определены критерии оценивания для каждого вида самостоятельной работы. Представлена примерная тематика различных видов работы.

Учебно-методические рекомендации предлагаются для обучающихся и преподавателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

     Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.

БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ

Техника

     Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции  выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремится выполнять широким шагом, с активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться: бежать на передней части стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед,  дыхание ритмичное.

Методика

  1. Пробегание с различной скоростью отрезков 40-80 м.
  2. Специальные упражнения для овладения техникой:

а) бег у гимнастической стенки;

б) работа рук на месте;

в) Бег с высоким подниманием бедра;

г) семенящий бег;

д) бег с захлестыванием голени.

      3.   Бег с ускорением и нарастанием ритма.

      4.   Бег со скоростью 80% от максимальной на отрезках 40-60 м.

      5.   Бег в полную силу 40-60 м.

Методические указания

       Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно.  Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорения педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Одновременное указание занимающемуся на исправление 4-5 ошибок не позволит ему устранить и одной.

       Основные ошибки:

  1. Голова запрокинута назад;
  2. Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела;
  3. Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед;
  4. Постановка ноги с пятки;
  5. Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед;
  6. Носки развернуты наружу;
  7. Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава;
  8. Нет активного загребания стопой;
  9. Подняты плечи, закрепощаются руки;
  10. Толчок направлен вверх, а не вперед.

НИЗКИЙ СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗБЕГ

Техника

   Начало бега (старт):  наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах, в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильной ноги) устанавливается на расстоянии 35-45 см от стартовой линии (1 – 1,5 стопы), а задняя – 70-85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-500; а задней – 60-800. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18-20 см.

   Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2-3 м назад и сосредотачивает внимание на предстоящем беге. По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги – в переднюю колодку и опускается на колено сзадистоящей ноги.  В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.

    По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100-1300. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

   Стартовый разбег выполняется на первых 7-14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает  и зависит от индивидуальных особенностей бегуна – силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика

  1. Бег из различных положений высокого старта, 15-20 м.

а) И.П. – стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выпрямление – падая вперед, начать бег.

б) И.П. – то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же.

     2.  Научить установке стартовых колодок.

     3.  Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание !» научить рационально распределять вес тела на ноги и руки.

     4.  Научить выбеганию со стартовых колодок.

          а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;

          б) И.П. – упор лежа на согнутых руках. Выполнение – с одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (628 раз каждой ногой).

           в) стать в колодки, поставить руки на расстоянии 60-70 см впереди от линии старта. Выполнение – выносить маховую ногу коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);

           г) стать в колодки, выполнить команду «Внимание!» и, сильно оттолкнувшись,

 сделать тройной прыжок с переходом на бег.

           д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1м перед стартовой линией. Стать в колодки, выполнить команду «Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты.

     5.  Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.

     6.  То же, фиксируя время.

Методические указания.

   При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой линии и таза  относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затем постепенно переходить к групповым стартам с  подачей команд.

Основные ошибки

  1. Голова запрокинута назад, т.к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута;
  2. Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;
  3. Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.

Финиширование

   Финиширование – это усилия бегуна на последних метрах дистанции.

Техника

   Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегает с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью  или плечом.

Методика

  1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад;
  2. То же, в спокойном и быстром беге;
  3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью.

Методические указания

     Упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.

 

Основные ошибки

  1. Финиширование прыжком;
  2. Остановка сразу после финиша;
  3. Ранний наклон туловища.

  После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его  совершенствованию.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ способом «СОГНУВ НОГИ»

   Разбег применяется для создания начальной скорости полета тела. Он характеризуется определенным углом шагов, изменением их длины и темпа, скоростью бега и общей длиной.

   Длина разбега зависит от роста, пола, подготовленности в прыжках и, главное, способности к ускорению в беге.

   Исходное положение и начало разбега должны обеспечить стандартность шагов по длине. Амплитуда первого шага ограничена, начало движения характерно падением вперед, т.е. с одинаковыми усилиями и ускорением. Наивысшая скорость разбега должна быть к моменту отталкивания.

   При подборе разбега занимающиеся начинают бежать с общей отметки, установленной преподавателем, с одной и той же ноги. Наблюдая за местом отталкивания, преподаватель указывает, насколько поднести или отнести разбег. Таким образом, занимающиеся правильно определяют длину своего разбега. Ступнями они замеряют свой разбег и в дальнейшем уточняют его.

    Длина разбега может меняться в зависимости от дорожки разбега, направления ветра, физического состояния прыгающего.

Методика

  1. Равномерное пробегание отрезков 20-25 м, начиная бег с высоким подниманием бедра, то же, с постепенным переходом на ускорение.
  2. Бег с высокой частотой движения с переходом на ускорение.
  3.  Пробегание отрезков 15-20 м с ходу с увеличением темпа движений (без учета времени и на время).
  4. Пробегание отрезков 20-30 м с ходу на время (по заданию преподавателя).
  5. Выполнение 7-11 шагов с увеличением темпа движений в конце и попаданием толчковой ногой в зону отталкивания 60х60 см.
  6. Пробегание через набивные мячи, меняя расстояние между ними.
  7. Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий.

Методические указания

    Все упражнения заканчивать свободным отталкиванием от грунта. В упражнении №5 разбег размечается предварительно.

    Следить за постановкой стопы (на переднюю часть).

     Не закрепощать верхний плечевой пояс.

     Мышцы шеи и лица не должны напрягаться.

     Отталкивание выполняется очень быстро и резко. Оно сопровождается согласованными и энергичными движениями маховой ноги и рук: маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх до горизонтального положения бедра, плечи поднимаются, руки делают энергичный взмах – одна вперед и несколько внутрь, другая – в сторону и назад. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах.

     Нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху, вниз-назад по отношению к туловищу, ближе к проекции ОЦТ тела, касанием пятки с быстрым перекатом на носок.

     По отношению к грунту нога ставится всегда вниз-вперед, почти прямой, под углом 65-700. Под действием инерции массы тела происходит небольшое сгибание ноги в коленном суставе с последующим выпрямлением к моменту вертикали.

     С выпрямлением толчковой ноги маховая активным движением выносится от бедра вперед-вверх до горизонтального положения бедра. Одноименная к толчковой ноге рука выносится вверх-вперед, немного вовнутрь, другая – в сторону, несколько назад.

Методика

  1. Из положения стоя толчковая нога впереди на всей стопе, маховая нога оставлена назад на 30-40 см, руки опущены. Вынести согнутую в колене маховую ногу вперед-вверх, поднимаясь на толчковой ноге; руку, одноименную толчковой ноге, поднять (согнутой в локтевом суставе) вперед-вверх, другую отвести назад (имитация отталкивания).
  2. То же, с одного шага.
  3. С 3-5 шагов разбега выполнить отталкивание, приняв положение «шага», приземлиться на маховую ногу с дальнейшим пробеганием.
  4. То же, но перед приземлением к маховой ноге подтянуть толчковую и приземлиться на обе в песок.
  5. С разбега запрыгнуть на возвышение (на маты, тумбу, коня), отталкиваясь с 1,5-2 м.
  6. С разбега 9-11 шагов перепрыгнуть через препятствие (вертикальное и горизонтальное), приземлиться на обе ноги.
  7. Прыжки с разбега с доставанием предмета (рукой, головой), с последующим пробеганием.
  8. Прыжки в длину с тумбы (30 см).
  9. Прыжки в длину с разбега с приземлением в яму.

Методические указания

  1. Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие.
  2. Пятка только на миг касается грунта, стопа быстро перекатывается на носок. Должно быть ощущение, что вы мгновенно дотронувшись пяткой бруска, отталкиваете его назад.
  3. Верхняя часть туловища находится в вертикальном положении, взгляд направлен вперед.
  4. Бедро маховой ноги поднимается до горизонтальной линии (колено сильно сгибается).
  5. Упражнения 3 и 4 не следует выполнять большое количество раз, т.к. желание сильнее оттолкнуться и прыгнуть дальше может вызвать ошибку – глубокое подседание на маховой ноге.
  6. В упражнениях с запрыгиванием, доставанием следует обозначить место отталкивания на 1,5-2,5 м в зависимости от уровня подготовки занимающихся. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх.
  7. Важно ставить ногу на брусок с напряженными мышцами-разгибателями. Следить за тем, чтобы к моменту соприкосновения стопы с бруском нога была почти прямой. В этом случае прыгуну легче справиться с нагрузкой на опорную ногу, возникающей при переходе от горизонтального движения к отталкиванию, особенно в момент постановки ноги на брусок.

Приземление

    При всех способах прыжков в длину с разбега приземляются одновременно на обе ноги в яму с песком. Приземление заканчивается глубоким приседанием и выходом вперед или падением  вперед – в сторону.

Методика

  1. Прыжки с места в длину, возможно больше выбрасывая ноги вперед.
  2. Прыжки в длину в шаге с 3-5 шагов разбега. В середине полета вынести толчковую ногу вперед к маховой, а затем принять правильное положение перед приземлением. Далее приземлиться и выйти вперед, сгибая ноги и поднимая руки вперед.
  3. Прыжки в длину с короткого разбега через планку на высоте 20-40 см за 0,5 м до места приземления.
  4. Прыжки с короткого разбега через ленту на месте приземления.
  5. Прыжки с полного разбега способом «согнув ноги» с правильным приземлением и выходом из ямы.

Методические указания

  1. Как только пятки касаются грунта, ноги мягко сгибаются в коленях, обе ноги приземляются на одной линии.
  2. Приземление будет правильным, если после касания ногами песка  занимающийся сможет перемещать тело вперед по прямой линии или выполнять падение в сторону от нее.
  3. Выходить из ямы только вперед.
  4. Техника приземления почти не изменяется при переходе к другим способам прыжка. Поэтому следует многократным повторением закрепить навык.

Упражнения с малыми мячами.

(этап начального и углубленного разучивания метания)

  1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками. То же, ловля одной рукой.
  2. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об пол поймать его:

а) двумя руками;

б) снизу правой (левой) рукой;

   3.   Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой и наоборот.

   4.   Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.

   5.   То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.

   6.   Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой.

   7.   То же, но хлопок после удара мяча об пол.

   8.    Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

   9.    Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

          а) двумя руками;

          б) одной.

  10.   То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол.

  11.   Занимающиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2-3 м от стенки.

       Мяч в правой (левой) , бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками.

  12.   То же, но после отскока мяча от пола.

  13.   Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3-4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

  1. Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4-6 м и ловля одной рукой после отскока.
  2. То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться,

        повернуться кругом.

  1. Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди.
  2. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью должно быть ускоренным.
  3. выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска)

      Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге», тяжесть тела на правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углов 300, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в локте. Движение начинается с разгибания правой ноги вперед-вверх: поворачивая правую сторону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг правой ногой вперед – с поворотом носка внутрь и сгибанием ноги в коленном суставе.

Методика

  1. «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом.
  2. То же, выполняя бросок слитно.
  3. Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью.
  4. Метание мяча в цель и на дальность.


Методические указания

  1. На счет «раз» - рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два» - поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, принять положение «натянутого лука», на счет «три» - бросок.
  2. Бросок выполнять через плечо с последующим проходом вперед правым боком, обратить внимание на рывок левой рукой назад.
  3. С активной постановкой левой ноги выполнить метание, обратить внимание на полное разгибание ног, выпрямление туловища с продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед.
  4. Следить за работой таза и хлестом руки, метание выполнять двумя шеренгами или группами по 8-10 человек.

Техника скрестного шага

     Скрестный шаг начинается энергичным отталкиванием левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед, ставится с пятки развернутым носком наружу. В этот момент туловище отклоняется в сторону, противоположную разбегу, а плечи поворачиваются направо. Левая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки носком по направлению метания.

     Скрестный шаг служит для плавного перехода от разбега к броску.

 

Методика

  1. Стоя левым боком.
  2. Стоя на левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой.
  3. Стоя левым боком.
  4. То же, но левая нога приподнята.
  5. То же, слитно.

Методические указания

  1. Тяжесть тела на правой ноге, на счет «раз» - перенося тяжесть тела на левую ногу и оставляя плечи сзади, выполнить скрестный шаг правой, на «два» - И.П.
  2. Скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую.
  3. На счет «раз» - шаг правой с пятки вперед и отведение и с мячом назад, на счет «два» - шаг левой в упор.
  4. На счет «раз» - шаг (скачком) левой с отведением правой руки с мячом от плеча прямо назад, на «два» - шаг правой впереди, на «три» - левая вперед в упор.
  5. То же на счет «четыре» выполнить бросок.

 

Техника разбега

     Разбег состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки (15-20 м); от контрольной отметки до планки (7-9 м). В первой части разбега метатель набирает скорость, во второй части выполняет обгон снаряда и бросок. Разбег начинается медленным бегом с постепенным ускорением. На контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой рукой), после чего начинает отведение и обгон снаряда. Шаги с этой части принято называть «бросковыми». Их может быть два, четыре, шесть. Отведение снаряда назад выполняют двумя способами: дугой вперед-вниз-назад или прямо назад. К моменту окончания постановки левой ноги на контрольную отметку рука со снарядом полностью выпрямляется. Третий бросковый шаг принято называть скрестным. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для выполнения финального усилия (броска).

Методика

  1. Метание мяча с небольшого предварительного разбега.
  2. Метание с постепенным увеличением разбега.
  3. Установление индивидуальной длины и ритма полного разбега.
  4. Метание с полного разбега.

Методические указания

  1. От линии отсчитывать два или четыре бросковых шага, пробегая, проверить точность попадания на отметку левой ногой, следить за отведением руки с мячом и ритмом шагов.
  2. Следить за обгоном снаряда, быстрым и широким выполнением скрестного шага.

3 – 4. Заканчивая бросок, погасить скорость, перейти с левой ноги на правую.

Литература

1. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов.-М.: Высш. Шк., 1985.

2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.,1987.

3. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания.-М.: Физкультура и спорт, 1978.

4.Башаева А,А, Физическая культура .Академия.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе

Основные задачи урока:1.     Совершенствование технических приёмов ведения, передачи и бросков мяча;2.     Развитие координации, внимания, игровой ловкост...

Методика обучения техническим игровым приемам игры в волейбол.

Обучение учащихся с низким уровнем двигательной подготовленности, с применением собственной методики позволяет добиться высоких результатов в освоении игры волейбол. Методика основана на широком приме...

Методика обучения техническим игровым приемам игры в волейбол

Обучение учащихся с низким уровнем двигательной подготовленности техническим игровым приемам волейбола, основанной на широком применении подводящих упражнений с применением скакалки и специально изгот...

Методика обучения технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе

Целями организации и проведения занятий волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и...

Методика обучения технике выполнения штрафного броска в баскетболе.

Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач:- соблюдение логической последовательности и преемственности в освоении материала...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...