Описание системы работы учителя физической культуры
статья по физкультуре ( класс) на тему

Фомин Сергей Александрович

Описание системы работы учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы

учителя физической культуры.

 Я думаю что любой родитель хочет видеть своего ребенка не только образованным и умным, но и конечно же здоровым и сильным. На учителей физической культуры возлагается огромная ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Именно учитель играет первостепенную роль в том, насколько ребенок будет сильным, ловким и умелым.

 Работая в школе более тринадцати лет, я абсолютно уверен в том, что ребенок будет  охотнее заниматься на уроке, если ему интересно. Поэтому основным критерием при подготовке к урокам является их разнообразие. Стандартное начало подготовительной части урока предполагает ходьбу и бег в колонне по одному с последующим перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Для большей плотности и разнообразия урока часто использую разминку в движении. Такая форма занятий требует от учащихся значительной выносливости, но при этом всегда можно регулировать длительность и темп выполнения упражнений. Условно все выполняемые упражнения можно разделить на два вида: упражнения выполняемые при ходьбе и упражнения  при беге. Разминка в движении очень удобна при занятиях, по легкой атлетике и лыжной подготовке которые проводятся вне здания школы. Выход учеников на улицу и обратно занимает не менее 5 минут, разминку же можно начинать и при подходе к месту занятий, оставляя тем самым больше времени для основной части.

  Около 30% уроков по программе приходится на спортивные игры.

Баскетбол. Одним из наиболее важных действий с мячом является ведение. Чем раньше научить детей вести мяч, тем лучше и быстрее они осваивают игру. При обучении ведению мяча, ставлю главный акцент на умение вести мяч без зрительного контроля. При работе с учениками начальных классов, когда они более или менее овладели навыками ведения, даю им такие упражнения. При ведении мяча на месте выполняя упражнение вместе с детьми предлагаю им повторять движения свободной рукой за мной ( руку на пояс, вверх, к плечу, вперед ит.д.). При выполнении ведения также можно менять руки, приседать, выполнять повороты и многое другое. Эти же упражнения можно использовать и при ведении мяча в движении.  Когда дети достаточно уверенно владеют навыками ведения, усложняю задания, например при ведении мяча в движении предлагаю свободной рукой повторять движения за мной показывая разное количество пальцев на руке, что требует больше концентрировать внимание и не смотреть на мяч.

  В среднем и старшем звене для этой же цели использую гимнастическую стенку, которые есть в любом спортивном зале. Между рейками в хаотичном порядке приклеиваю таблички с цифрами от 1 до 30, 40, 60 двух или трех цветов в зависимости от количества цифр. Учащиеся располагаются напротив гимнастической стенки, ведя мяч, одновременно ищут цифры каждый своего цвета. Можно задание усложнить: по свистку меняя руки или высоту отскока мяча, выполнить поворот. Для старших школьников можно предложить вести сразу два мяча, закрыть одну цифру волейбольным мячом и выполнять задание за ограниченное  время. Можно использовать это задание для выставления оценок учащимся. В таком случае школьнику даю в руки указку (лыжную палку без острия) и он с ведением мяча показывает цифры по порядку.

 Можно эти упражнения упрощать или усложнять в зависимости от подготовленности занимающихся. Учащиеся могут самостоятельно заниматься и повышать свое мастерство. Все это помогает лучше овладевать ведениям мяча.

  Более сложным техническим приемом является овладение двухшаговым ритмом. Этот технический прием можно сочетать не только с броском, но и для перехода на ведение после ловли мяча и остановку после ведения. Конечно есть дети которые могут выполнять данное двигательное действие без подводящих упражнений. Для занятий с остальными школьниками применяю традиционную методика обучения по принципу « от простого к сложному», но в обратной последовательности. Начинаю с финального усилия – броска, затем учу правильному выпрыгиванию, приземлению после броска, двухшаговому ритму и правильному ведению мяча. По моему мнению, двухшаговый ритм это основа техники игры в баскетбол.

В заключительной части урока обычно провожу учебную игру, но когда она проводится в ней участвуют лишь две команды, остальные ребята ожидают, когда подойдет их очередь играть. Исходя из этого провожу такой вариант игры, когда в ней одновременно участвует три команды. Это позволяет включить большее число занимающихся в игру, повысить плотность урока и увеличить физическую нагрузку. Игры одновременно тремя командами носят учебный характер, поэтому их провожу по упрощенным правилам. Игры тремя командами проходят эмоционально, с хорошей активностью играющих и повышенным интересом. Так, играя в волейбол команды,  стремятся дольше остаться на площадке, а временно выбывшая команда имеет возможность вновь выйти на площадку и взять реванш за проигранное очко.

В баскетболе команды, играющие в защите могут применять и совершенствовать разные способы защиты – на одной половине площадки зонную, на другой индивидуальную. Тогда команда играющая в нападении должна преодолеть разные способы защиты. Это несомненно требует от игроков повышенного внимания, умение взаимодействовать между собой, более качественного выполнения технических приемов с мячом и перемещений.

Такие усложненные условия способствуют более прочному овладению изученными техническими приемами.    

На уроках гимнастики для повышения интенсивности занятий и развития у школьников физических качеств часто использую в качестве разминки круговую тренировку. Такая форма проведения разминки позволяет более качественно подготовить организм к предстоящей нагрузке. При проведении круговой тренировки упражнения учащимися выполняются поочередно или группами на заданных местах, в процессе движения по кругу. Особенность круговой тренировки в том что она проводится в довольно быстром темпе, с использованием уже имеющихся  у учеников двигательных навыков. Поэтому подбираю упражнения в соответствии с возможностями учеников. Однако ориентироваться на слабых учеников при подборе упражнений не стоит. Например тем кто не может выполнить подъем переворотом в упор, можно предложить подтянутся 2-3 раза или выполнить отжимание в упоре лежа 10-15 раз; при прыжках на одной ноге через «резинку» натянуть ее наклонно, давая ученикам право самим выбирать посильную высоту.

  В основной части урока переходим к занятиям на снарядах. Имея одну перекладину в зале научить школьников упражнениям в висах и упорах  да еще со страховкои и с помощью - задача непростая, особенно на начальной стадии обучения. А вот используя гимнастическую палку вместо перекладины, решить данную задачу значительно проще и эффективнее.

Эффективность уроков лыжной подготовки зависит не только от качественного инвентаря и оборудования, но и от четкой целенаправленной организации занятий. Любовь к передвижению на лыжах закладывается у учащихся уже на первых уроках лыжной подготовки в начальной школе. Детям младшего школьного возраста свойственна естественная потребность в играх. Поэтому применение подвижных игр и игровых заданий на уроках лыжной подготовки заметно повышает интерес к ней. Для успешного овладения основными способами передвижения на лыжах школьники должны сначала достигнуть определенного уровня физической и эмоциональной готовности. Например, для овладения скользящим шагом дети должны обладать чувством равновесия. Это чувство развивается при помощи подвижных игр на лыжах на небольших прямых и ровных склонах. Такие игры помогают также воспитать у учащихся смелость и прививают навык не боятся скорости передвижения. А это очень важно, так как большая часть падений у детей происходит от возникновения чувства страха при быстром скольжении на лыжах. Избежать боязни высокой скорости на уроках в начальном звене помогают в частности игры и игровые задания на санках в различных положениях – сидя, лежа на спине, на животе, сидя боком, стоя на коленях. Кроме того, подобные задания повышают эмоциональность занятий. Перенос же привычки к высокой скорости при спуске на санках и к спускам на лыжах происходит довольно быстро. В начальных классах на уроках лыжной подготовки целесообразно как можно больше давать заданий на пологих склонах.

  В заключении хочу сказать о том,  что для решения задач, которые ставятся перед физической культурой, она не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей. И не одни лишь учителя физической культуры, но и родители школьников должны участвовать в решении этих задач. Для этого необходимо преодолеть распространенное в обществе понимание культуры лишь как грамотности. Физическая культура - неразрывная часть всей современной культуры. Главное - это приобщение всей массы школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе  необходимо использовать  индивидуальное  дифференцирование  нагрузки  на уроках, что будет способс...

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная ...

Описание системы работы учителя физической культуры

Описание системы работы раскрывает основные цели и задачи, формы, методы и  технологии преподавания физической культуры в общеобразовательной школе....

Краткое описание системы работы учителя английского языка

Краткое описание системы работы учителя английского языка...

Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.

   В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях.     Использование метод...

Описание педагогического опыта учителя физической культуры Балашкиной Т.М.

Описание педагогического опыта учителя физической культуры Балашкиной Т.М....

Описание системы работы учителя технологии

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность ш...