Спортивные игры и их направленность.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Николаева Елена Валентиновна

Роль  подвижных игр в рамках современного урока физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_igry_i_ih_napravlennost.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:


Сущность подвижных игр

    Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе. В ЗО-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх. Учёными доказано, что игра была спутником человека с незапамятных времен. По их мнению игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Так же в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

    И так подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия с предметами или без них, выполняемые в рамках правил. Сюжет и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. Здесь можно сделать вывод, что в подвижной игре определяется цель, а форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.

     В подвижных играх можно выделить методические особенности:
1) Образность;
2) Самостоятельность действий;
3)Соревновательные действия;
4) Непринуждённость, естественность движений;
5) Выполнение целостных действий и отдельных движений;
6) Внезапная изменчивость ситуаций;
7) Творческая инициативность;
8) Присвоение определённых ролей;
9) Избирательность способов действий.

    Поэтому рекомендуется постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более сложными требованиями, которые способствует сохранению у него интереса к игре.

    Игра осуществляется путем самоуправления, распределение ролей и действий. При этом уделяется значительное внимание соблюдению правил игры. Этим правилам играющие подчиняются сознательно и охотно. Также подвижные игры являются средством разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Это средство, при педагогически оправданном практическом использовании, становится эффективным (игровым) методом физического воспитания.  Систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей.

   В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчётливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится. Условия проведения, правила, число участников подвижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной подготовленности.

     На основе анализа посвященного игре, можно сделать следующие выводы:

1. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни и труду.

2. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни.

3. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

   При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры; объяснить основное содержание игры; подавать основные правила игры; в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих. В процессе игры направлять игроков на творческую инициативу, следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины. Регулировать психическую и физическую нагрузку в течение игры. Организовано закончить игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол. 1 класс

Целью и задачами конспекта занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: "Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол для 1 класса" является формирование знаний, установок, ...

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивные игры» (баскетбол 1 час в неделю)

Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 4-5х  классов общеобразовательной  школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная...

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» составлена на основе следующих нормативных документов:...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления «Спортивные игры»

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании ...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....

Дополнительная образовательная программа объединения «Спортивные игры» (специализация – баскетбол, волейбол) физкультурно-спортивной направленности.

Программа для обучающихся 5- 11 классов разработана как приложение к основному курсу, преподаваемому в общеобразовательной школе, но представляет собой более углублённый и расширенный его вариант. Про...