Адаптивная физическая культура
рабочая программа по физкультуре на тему

Коростылёва Елена Сергеевна

Пояснительная записка

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях.  Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п.,  обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

 

Адаптивная физическая культура – это не просто физическая культура, которая предусмотрена в общеобразовательных школах. АФК отличается даже и от лечебной физкультуры и прежде всего тем, что имеет широкий диапазон коррекционно-педагогического воздействия на человека. Уроки по предмету «Адаптивная физическая культура» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций.

При разработке программы  по адаптивной физической культуре учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащихся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). У таких детей помимо ВПР головного мозга, как правило,  целый ряд физических недостатков и сопутствующих заболеваний.

Содержание программы обучения по АФК направленно на формирование жизненно важных движений,  на коррекцию и профилактику  вторичных отклонений, что способствует  социальной адаптации ребенка.

Данная рабочая программа разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью[1]в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 91 час (исходя из 33 учебных недель в году).

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для  формирования и восполнения  познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

               Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

·         базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области) при помощи хорошо организованных стимулов;

·          духовного подхода к человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

        Коррекционно–развивающие занятия по адаптивной физической культуре  проходят в специально созданных условиях  и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом (см.  приложение).

Предполагаемые результаты освоения программы:

·         Формировать у обучающегося элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;

·          стимулировать развитие общей и тонкой моторики обучающихся – основу для формирования предпосылок предметно-практической деятельности;

·         поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций у обучающегося;

·         стимулировать его потребность к доступной двигательной активности;

·         стимулировать общее физическое развитие;

·         проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для данного ребенка диапазоне.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_no3.docx55.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по предмету

Автор программы:       педагог дополнительного образования

детского дома-интерната №1,

учитель специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы №439

г. Петергоф

2015- 2016 г.г.

Пояснительная записка

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях.  Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п.,  обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

Адаптивная физическая культура – это не просто физическая культура, которая предусмотрена в общеобразовательных школах. АФК отличается даже и от лечебной физкультуры и прежде всего тем, что имеет широкий диапазон коррекционно-педагогического воздействия на человека. Уроки по предмету «Адаптивная физическая культура» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций.

При разработке программы  по адаптивной физической культуре учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащихся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). У таких детей помимо ВПР головного мозга, как правило,  целый ряд физических недостатков и сопутствующих заболеваний.

Содержание программы обучения по АФК направленно на формирование жизненно важных движений,  на коррекцию и профилактику  вторичных отклонений, что способствует  социальной адаптации ребенка.

Данная рабочая программа разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью[1]в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 91 час (исходя из 33 учебных недель в году).

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для  формирования и восполнения  познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

               Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

  • базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области) при помощи хорошо организованных стимулов;
  •  духовного подхода к человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

        Коррекционно–развивающие занятия по адаптивной физической культуре  проходят в специально созданных условиях  и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом (см.  приложение).

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • Формировать у обучающегося элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;
  •  стимулировать развитие общей и тонкой моторики обучающихся – основу для формирования предпосылок предметно-практической деятельности;
  • поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций у обучающегося;
  • стимулировать его потребность к доступной двигательной активности;
  • стимулировать общее физическое развитие;

  • проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для данного ребенка диапазоне.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Адаптивная физическая культура

 91 час (3 часа в неделю)

Первое полугодие

I четверть – 25 часов

Тема

Кол-во часов

Диагностика моторно – двигательного восприятия

3

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЕЧНЫХ РЕАКЦИЙ:

СТИМУЛЯЦИЯ СТОП

1.1

Cтимуляция стоп с помощью материалов разной фактуры (деревянные и пластмассовые шарики, тканевый теннисный  и резиновый массажный мячики).

Игровые упражнения на стимуляцию удержания вложенного педагогом предмета (игрушки, мячика).

4

1.2

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами (духовная и классическая музыка – как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу личности ребенка).

2

1.3

Стимуляция стоп с помощью предметов разной формы (круглые массажные мячики, продолговатые валики и деревянные палочки).

Игровые упражнения на расслабление и нормализацию поз, положений головы и конечностей (релаксационные упражнения).

3

1.4

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

1.5

Стимуляция стоп с помощью различной температуры предмета (бутылочки с прохладной и теплой водой, теплые тканевые мешочки, наполненные крупой).

Игровые упражнения, направленные на развитие координации движения (сухой бассейн с шариками).

3

1.6

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

1.7

Стимуляция стоп с помощью материалов разной поверхности (деревянные гладкая и рифлёная  палочки, гладкий и колючий массажный мячики и др.).

 Игра на развитие чувства ритма и организации движений (активное слушание музыки с использованием шумовых инструментов таких как: маракаса, колокольчика, барабана,  деревянных ложек, погремушек, которыми можно отбивать ритм во время пения педагогом песни, потешки или во время звучания музыкального произведения в записи).

3

1.8

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

3

Первое полугодие

II четверть -  21 час

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЕЧНЫХ РЕАКЦИЙ:

СТИМУЛЯЦИЯ РУК

2.1

Стимуляция рук с помощью массажного мячика, вибромячика.

Игровые и занимательные моменты (см. приложение)

3

2.2

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

2.3

Стимуляция тонуса мышц рук с помощью массажа с детским кремом или бальзамом для массажа (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игровые и занимательные моменты (см. приложение)

3

2.4

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

2.5

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» (можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку).

Игровые и занимательные моменты (см. приложение)

3

2.6

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

2.7

 Нормализация тонуса правой и левой руки средствами массажа, стимулирование раскрытия пальчиков.

 Игра «Сорока ворона», «Этот пальчик гриб нашел» и др.

4

2.8

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

4

Второе полугодие

III четверть – 23 часа

2.9

Стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.

 Игра «На горе стояли зайцы…» и др.

3

2.10

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

2.11

Стимулировать развитие общей и тонкой моторики  (пассивное движение руки в воде, горохе и т.д., класть ребёнку объекты в руку и смыкать руку вокруг предмета).

Игровые и занимательные моменты (см. приложение)

3

2.12

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЕЧНЫХ РЕАКЦИЙ:

СТИМУЛЯЦИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

3.1

Стимуляция мимической мускулатуры с помощью массажа щек ребенка (приемы логопедического массажа). Игровое упражнение «Кто у нас хороший?».

3

3.2

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

3.3

Стимуляция мимической мускулатуры с помощью массажа головы, лба, уголочков губ, бровей, ушных мочек.

Игра «Водичка, водичка…» (см. приложение).

3

3.4

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

3.5

Стимуляция губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания.

Игровые и занимательные моменты (см. приложение)

3

3.6

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

Второе полугодие

IV четверть – 22 часа

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫШЕЧНЫХ РЕАКЦИЙ:

СТИМУЛЯЦИЯ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА

4.1

Стимуляция мышечных реакций всей поверхности тела при помощи массажных действий (растирание, поглаживание, похлопывание)

с нанесением масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным.

Игровые и занимательные моменты «Рельсы, рельсы…» (см. приложение).

2

4.2

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

4.3

Коррекционно-развивающие  упражнения в «сухом» бассейне (погружение в шарики).

Игра «На опушке, на пригорке…» и др.

2

4.4

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

4.5

Коррекционно-развивающие упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игра «Маленькие ножки …», «Это я?» и др.

2

4.6

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

4.7

Коррекционно-развивающие упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа. Игра « Море волнуется раз…» и др.

2

4.8

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

  1. Развитие познавательной деятельности и формирование эмоциональных реакций на предпочтительную моторно-двигательную деятельность

5.1

Коррекционно-развивающие упражнения в сенсорной (игровой) комнате.  

2

5.2

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

1

5.3

Коррекционно-развивающие упражнения на матраце-кресле в игровой комнате (держание за руку, поглаживание головы, плеч, слушание приятной музыки)

2

5.4

Повторение пройденного материала в сочетании с музыко-терапевтическими сеансами

2

Диагностика моторно – двигательного восприятия

3

Содержание психолого-педагогической работы по предмету

«Адаптивная физическая культура».

Для коррекционно-развивающей работы с учащимися глубокой умственной отсталостью, имеющих множественные нарушения развития, значим  индивидуальный подход на основе учета индивидуально-типологических особенностей указанного контингента обучающихся и целей профилактики вторичных нарушений обучающихся.

Уроки по предмету «Адаптивная физическая культура» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

После проведенной комплексной диагностики учащегося с целью найти канал взаимодействия, наша деятельность, в первую очередь, была направлена на попытку установить контакт с ребенком через различные способы коммуникаций. Были использованы методы:

  • сенсорной передачи и усвоения информации (через контактные действия)
  • и метод создания  позитивного эмоционального фона на занятии.

Были поставлены коррекционно-развивающие цели и задачи данного курса:

  • Проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для данного ребенка диапазоне;
  • Формировать у обучающегося элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;
  • Формировать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций у обучающегося;
  • Стимулировать его потребность к доступной двигательной активности;
  • Стимулировать общее физическое развитие;

  • Стимулировать развитие общей и мелкой моторики обучающихся, как основу для формирования предпосылок предметно-практической деятельности.

Уроки  включают общеразвивающие и корригирующие  упражнения, а так же массаж, артикуляционная гимнастика (нормализация пониженного тонуса мимических мышц средствами массажа). Массаж мимической, жевательной мускулатуры (если он рекомендован врачом) и всей поверхности тела проводится перед упражнениями коррекционной гимнастики и играми по стимулированию двигательно-моторной активности.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на расслабление и нормализацию поз и положений головы и конечностей;
  • упражнения для координации движений;
  • практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений.

.   Обязательными условиями проведения занятия являются следующие:

  1. Начинаться занятие должно с установления эмоционального контакта с ребенком;
  2. Работу по развитию движений рук и действий с предметами (с учётом рекомендаций врача-невропатолога) предваряют приемы массажа и лечебной физкультуры;
  3. Игры, игровые и занимательные моменты по стимуляции двигательно-моторной активности

Для достижения поставленных задач были использованы такие средства, как упражнения:

  •  на развитие мелкой моторики;
  •  на стимуляцию положительного эмоционального взаимодействия обучающего с учителем;
  • на активизацию мышечных реакций с помощью различных тактильных раздражителей;
  • эффективны и полезны, оказались музыкальные средства: духовная и некоторые образцы классической музыки – как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу личности ребенка.

Музыкотерапия является целым  психокоррекционным направлением в медицине, психологии и педагогике, имеющим в своей основе два аспекта воздействия на человека:

  • психотерапевтическое- в процессе, которого с помощью музыки           осуществляется коррекция отклонений в личном развитии,         психоэмоциональном  состоянии;
  • психосоматическое- в процессе, которого осуществляется лечебное      воздействие на функции организма.
  • Обследование моторно двигательной сферы;
  • Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, двигательно – моторные упражнения;  Игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • Стимулирование активизаций мышечных реакций обучающегося:  стимуляция стоп с помощью материалов разной фактуры, форм, температуры, поверхностями;
  • стимуляция рук с помощью элементов массажа; нормализация тонуса правой и левой руки средствами массажа, стимулирование раскрытия пальчиков;
  •  стимуляция мимической мускулатуры (приемы логопедического массажа);
  • стимуляция захвата предмета;
  •  развитие  общей и мелкой моторики, пальчиковый массаж в «сухом бассейне».
  • Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и т.д.;
  • Игры и упражнения в сухом бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках, игры и упражнения с прикосновениями к ребёнку тёплыми и холодными руками, прикосновения грелкой;
  •  Игры и упражнения с элементами закаливания (орошение из спрэя-распылителя лица, рук, ног  теплой или прохладной водой, а затем обтирание сухим полотенцем);
  • Активизация  зрительно-моторной координации в ходе предметно-практической деятельности;
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговый мониторинг усвоения программы.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром.  2007.
  3. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа.  М.: ДРОФА, 2010.
  4. Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.  М.: ВЛАДОС, 2003
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
  7. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
  8. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.: Союз художников, 2007
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
  10. Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
  11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: 2007.
  12. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
  13. Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.

Предметно-развивающая среда для психолого-педагогической работы с учеником

Примерный перечень оборудования.

  • Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.
  • Игрушки-подвески.
  • Маты: детские напольные и настенные, складные, сборные.
  • Музыкальные игрушки самодельные (звучащие коробки, деревянные палочки и др.
  • Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты.
  • Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
  • Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями.
  • Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.
  • Водяной матрац

СD  и аудио записи:

  • духовных произведений;
  • колокольных звонов;
  • классической музыки в переложении для детей и т.п.
  • звуков природы.

Приложение

Игры и игровые упражнения на двигательно-моторную стимуляцию.

  1.   Игры и игровые упражнения на стимуляцию двигательно-моторной сферы (с помощью прикосновения, массирования, поглаживания, а так же с помощью сенсорных контактов):
  • ощупывание и массирование рук и ног;
  • поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
  • поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
  • разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
  • массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;
  • массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Совместные упражнения взрослого с обучающимся, направленные на стимуляцию чувствительности тела;

 игры и упражнения в «сухом»  бассейне (погружение в шарики,  «купание» в шариках, и др.);

  • игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам,  ногам;
  • ритмичное похлопывание  под музыку или с проговариванием  потешек, детских четверостиший и др.

Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.

Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);

Потешки для игр,  массажа и гимнастики:

  • Ой, качи, качи, качи,
    В головах-то калачи,
    В ручкая пряники,
    В ножках яблочки,
    По бокам конфеточки,
    Золотые веточки.
    (Поочередно касаемся головы, рук, ног)
  • Еду-еду к бабе, к деду,
    На лошадке, в красной шапке,
    По ровной дорожке,
    На одной ножке,
    В старом лапоточке
    По рытвинам, по кочкам,
    По ухабам, по ухабам,
    По маленьким пенечкам,
    Прямо в яму - бух!
    Раздавили сорок мух.
  • Большие ноги
    шли по дороге:
    То-оп, то-оп, то-оп.
    Маленькие ножки
    бежали по дорожке:
    топ-топ-топ-топ,
    топ-топ-топ,
    топ-топ-топ.
  • Уточки, уточки,
    Плавали, плавали,
    Полетели, полетели,
    На Оленьку сели!
  • Байки-побайки,
    Прискакали зайки.
    Стали прыгать и скакать,
    И сыночка забавлять.
  • На заре в лесу спросонок
    Умывается ежонок.
    Мать-ежиха таз берет,
    Мордочку ежонку трет.
  • С барабаном ходит ежик,
    Бум-бум-бум!
    Целый день играет ежик,
    Бум-бум-бум!

     С барабаном за плечами,
    Бум-бум-бум!
     Ежик в сад забрел случайно,
    Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!

     Ночью яблоки срывались,
    Бум-бум-бум!
     И удары раздавались,
    Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!

2. Игры и игровые упражнения на стимуляцию мелкой моторики

  • Игровое упражнение «Наши ручки»

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

  • «Будут пальчики вставать».

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

  • «Этот пальчик».   (Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

  • « Птичка».

Птичка-птичка, - водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка - сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания.
Вот тебе крошки - на моей ладошке.

  • «Сорока – белобока».

Сорока – белобока, кашу варила,

Деток кормила, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, а этому ничего не дала.

         Он дров не рубил, он воды не носил,

          Он печь не топил. Ничего не получил.

  • «Вот так ручки хороши»

      Вот так ручки хороши,

Попляши-ка, попляши!

Вот так и вот так,

Вот эдак и вот так!

Вот так ножки хороши,

Попляши-ка, попляши!

Вот так и вот так,

Вот эдак и вот так!

  • «Три-та-та, три-та-та»

    Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке.

  • Игровое упражнение «Круглый, круглый»

Педагог берет гладкий, колючий, шершавый мячик (поочередно), поглаживая ею руки и пальчики ребенка. Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка.

3. Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:

  1. С бубенчиками (колокольчик, погремушка, бубен)

Развивать слуховые ориентировочные реакции, побуждая ребенка к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).

(Звучащий предмет сразу ребенку не показывать, побуждая его к активному поиску источника звука.)

  1. С различными предметами, издающими звуки (с образными игрушками, издающими при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т.д.)

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Обогащать чувственный опыт, знакомя ребенка с различными свойствами звучащих предметов.

(Занятие проводить в манеже, боковые стороны которого закрыты салфетками, или в бассейне с мячами.  При появлении слуховой ориентировочной реакции у ребенка и поворота головы в сторону звука дать возможность ребенку увидеть источник звука (позвенеть колокольчиком в манеже). То же повторить у другой стороны манежа. Дать ребенку возможность не только рассмотреть звучащую игрушку, но и захватить ее, притянуть к себе).

4.  Игровые упражнения на развитие познавательной деятельности и формирование положительных эмоций на предпочтительную моторно-двигательную деятельность(на прикосновение, поглаживания,  щекотания).

  • Игра "Наша птичка"

Легкий массаж головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший

Легко дотрагивайтесь до ножек ребенка, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

  • Игра "Кто у нас хороший?"

Ребенок лежит на спине. Поглаживая  голову, шею, руки ноги произносим стишок.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ильюша хороший!
Ильюшенька пригожий!

  • Игра "Это я?"

Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела. Малыш лежит на спине.

 Скажите: "А где наши пальчики? …Вот они!".

Прикоснитесь к ним, погладьте, слегка сожмите своими пальцами  его.

Также с носиком, ухом, плечом, ногой.

Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

  • Игровое упражнений "Зеркало"

    Вам понадобятся детский крем и гребенка.

Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет: - Надо умыться!

Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:

Зеркало охнет:

- Где же гребенка? Что же она

Не причешет ребенка!? …

  • Рельсы- рельсы (массаж)

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох...
Пришли куры поклевали, поклевали
Пришли гуси пощипали, пощипали
Пришёл слон потоптал, потоптал
Пришёл дворник всё подмёл
Поставил стол, поставил стул и начал писать
Дорогие мои  дочки
Точки, точки, точки, точки
 («точки» делают подмышки указательными пальцами можно вдоль боков, где щекотнее )
Посылаю Вам чулочки
Точки, точки, точки, точки (человек смеётся ему щекотно на этой ноте можно закончить этот шутливый массаж)
А чулочки не простые
Точки, точки, точки, точки
Все чулочки дорогие.

  • Игровое упражнение «На лугу, на лугу»

 На лугу, на лугу   (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
  (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери
  (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем малыша).

5.    Развитие духовной сферы  личности

  1. Чтение и пение педагогом православных молитв, духовных песнопений:
  • Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
  • Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской, Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)
  • Помазание ребенка Св. елеем, окроплением Св. водой
  1. Сеансы   музыкотерапии (на основе духовной и классической музыки) как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу  личности ребенка.

СD  и аудио записи:

  • духовных произведений;
  • колокольных звонов;
  • классической музыки в переложении для детей и т.п.
  • звуков природы.


[1]Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного обр...

Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Основные средства и пути физического воспитания- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные ...

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры

Восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей обучающихся с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры...