Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плаваниe"
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плавание"
1. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.

2. Типы технологий:

3.Определение понятия «здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии».

4. Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий.

5.  Классификация здоровьесберегающих технологий.

6. Функции здоровьесберегающей технологии:

7. Применение здоровьесберегающих технологий в ОУ

-организация учебного процесса;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_fizicheskoy_kulture.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по физической культуре.

Методические рекомендации для ОУ о преподавании физической культуры в 2009 – 2010 учебном году. 
Преподавание физической культуры в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
 
 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  № 2783). 
5. Примерная программа основного общего образования по физической культуре.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре  (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре  (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

Приказ Министерства образования и науки России от 16.07.2002 г. № 27\15\227\166\19  «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»,  в котором рекомендовано ввести  третий, дополнительный час  физической культуры в I – XI классах общеобразовательных учреждений за счет часов регионального / школьного компонента Базисного учебного плана.

Современное программное обеспечение преподавания физической культуры в I – XI классах предполагает проведение    двух – трех часов физкультуры в неделю (68 – 104 урока в году).

Современные программы по физической культуре:

1.   Программы общеобразовательных учреждений начальная школа, 1 – 4 классы; основная  школа, 5 – 9 классы и средняя (полная) школа, 10 – 11 классы. Авторы А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М.: Просвещение, 2008 г. (два – три урока в неделю). 

2.   Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008 г. (два – три  урока в неделю).

3.   Программа по физической культуре  для учащихся начальных классов (1 – 4 классы). Авторы 

А.П. Матвеев, М.В. Малыхина; соответствует обязательному минимуму содержания образования в области физической культуры и требованиям к уровню подготовки учащихся. – М.: Просвещение, 2004 г.

4.   Программа для учащихся I – XI классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Авторы 

Н.В. Барымова, О.А. Горковенко, А.А. Илькухин / под редакцией А.Т. Паршикова, 2004 г. (на четыре урока физкультуры в неделю).

5.   Разработана программа для учащихся специальной медицинской группы (I – XI классы) на основе обязательного минимума содержания образования и минимальных требований к уровню подготовки школьников в области физической культуры. Авторы А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2007 г.

Выпущены «Дрофой» методические пособия для учителей физической культуры:

- Сборник нормативных документов (физическая культура). Авторы Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 г. 

-  Сборник адресован учителям физической культуры. В него включены  федеральный компонент государственного стандарта общего образования, федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы и примерные учебные программы.

- Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. Методическое пособие «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. I – XI классы». – М.: Дрофа, 2008 г.

- Г.И.Погадаев. Методическое пособие «Физическая культура. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь образовательного учреждения». – М.: Дрофа, 2008 г.

- Ф.И. Собянин. Методическое пособие «Физическая культура. Организация и проведение викторин в образовательных учреждениях». – V – XI классы. – М.: Дрофа, 2008 г. 

- А.П. Матвеев, А.А. Красников, А.Б. Лагутин. Методическое пособие «Физическая культура. Школьные олимпиады. IX – XI классы». – М.: Дрофа, 2008 г.

Пособие поможет учителю правильно организовать изучение  теории и методики физической культуры. В него включены рекомендации по использованию в учебном процессе физкультурных викторин и примерное содержание Положения о проведении таких викторин.

Учитель физической культуры имеет право работать по любой из современных программ.

Кафедра особо рекомендует комплексную программу физического воспитания учащихся I – XI классов; авторы  В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.:  Просвещение, 2008 г. (два – три урока в неделю), которая  представляется  оптимальной. Имеет три раздела, отражающих содержание основных форм физической культуры в I – IV, V – IX и I – XI классах, содержащих  целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.В комплексной программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича расписаны элементы гандбола и футбола, начиная с V по XI класс. 

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.

В качестве базовых игр рекомендуем гандбол, футбол, баскетбол, волейбол.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами при развитии тех или иных двигательных способностей.

Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей и совершенствование основных приемов.

В старших классах увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите.

Важным условием успешной работы учителя является грамотное планирование программного материала, придание данному виду учебной деятельности нестандартных, нетрадиционных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников и создающих благотворную среду взаимодействия. Необходимо научить ребенка учиться, сохранить его талант, его силы, воспитать волю. При планировании вариативной части в тех школах края, где есть условия, необходимо культивировать футбол и гандбол.

В основе своей работы учитель физической культуры ориентируется на обязательный минимум содержания образования в области физической культуры и минимальные требования к уровню развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу.

При четырех и более часах в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.

Те школы, где введено профильное обучение и имеются спортивно-оборонные классы, могут работать по программе для учащихся I – XI классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура» под редакцией А.Т. Паршикова. – М.: Просвещение, 2004 г. (четыре урока физкультуры в неделю).

Интегрированные уроки по ОБЖ в V – VII классах должны  проводиться   всеми учителями – предметниками по два – три урока каждым; нецелесообразно преподавать ОБЖ в V – VII классах только учителям физической культуры, но такие темы, как  «Туристическая полоса препятствий», «Ориентирование на местности» и т.д., может взять именно учитель физической культуры.

Анализ программного обеспечения учебного процесса по физической культуре показал, что 80% ОУ пользуются государственной комплексной программой В.И. Ляха и А.А.Зданевича.

Рекомендуем следующую учебно-методическую литературу: 

1. Физическая культура. Учебник для VIII – IX классов / под редакцией В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2004.

2. В.И. Лях. Физическое воспитание. VIII – IX классы. – Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

3. Физическая культура. Учебник для V – VII классов / под редакцией Е.Н. Литвинова, Г.И. Погодаева. – М.: Просвещение, 2004.

4. Физическая культура. Учебник для X – XI классов / под редакцией В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2005.

5. В.И.Лях. Методика физического воспитания учащихся X – XI классов / пособие для учителя, 2005.

6. М.Я. Виленский. Физическая культура. Учебник для 5 – 7 классов, 2004.

7. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 6,7 классы. – М.: Дрофа, 2008.

8. Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов. – М.: Дрофа, 2007.

9. Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

10. Физическая культура. X – XI классы. Под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2005.

11. Физическая культура. I – XI классы. Под ред. В.И. Ляха. М: –Просвещение, 2005.

12. В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский Здоровье – организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский.

13. В.И. Лях. Твой друг – физкультура. I – IV классы. – М.: Просвещение, 2005 г.

Обращаем внимание на то, что в целях повышения качества обучения в ОУ края разработаны рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования (см.: Письмо департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. № 01.12/752).При наличии материально-технической базы и кадрового потенциала рекомендуем вводить третий час физической культуры за счет школьного компонента. 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".

Статья содержит  рекомендации для учителей  , по использованию современных  образовательных и здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...