Методическая разработка по гинастике в помощь учителю физической культуры и преподавателю дополнительного образования.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Яковлева Наталья Викторовна

Данное учебно-методическое пособие может быть имползовано в интересах учителя для разработки своего планирования,написания программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ЛИЦЕЙ № 429 «СОКОЛИНАЯ ГОРА»

Методическая разработка

по  гимнастике в помощь для учителей  физической культуры и преподавателей дополнительного образования.

Москва – 2016

Утверждена и рекомендована   Экспертно-методическим советом ГБОУ ЛИЦЕЯ № 429 "СОКОДИНАЯ ГОРА"

Протокол № _____от  «____» ____________2016 г.

Рецензенты:                                                                  __________________

Содержание .

Пояснительная записка...............................................................1

Возрастные критерии занимающихся. Отличительные особенности.

Цель и задачи..............................................................................................5

Сроки реализации,  организация учебного процесса..................................7

Тесты для оценки уровня физической подготовленности юных гимнастов на

начальном этапе подготовки..................................................................................................8

Основные нормативные  и  тесты............................................................................................................9

Формы реализации ....................................................................................................................11

Примерный учебно-тематический план.............................................................................................................12

Этапы практической подготовки ...............................................................14

Методическое обеспечение, методы приёмы........................................................................................................21

Техническое оснащение и формы подведения итогов.........................................................................................................23

Список литературы....................................................................................24

1

Пояснительная записка.

Новизна , актуальность, педагогическая целесообразность.

             В практике школьной физической культуры ведется постоянный поиск новых видов двигательной активности, отличительными чертами которых являются: адекватность запросам и физическим возможностям современных школьников, разносторонность влияния на физические качества и формирование как можно более широкого спектра жизненно важных двигательных умений , воспитание социально приемлемых форм межличностных отношение, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества. Сама по себе дисциплина –« гимнастика» очень актуальна и многогранна  в современном мире. Каждый вид спорта в себе имеет элементы этой гимнастики: она может стать первой ступенью в занятиях любым другим видом спорта (не зря её называют матерью всех спортивных занятий), и начинать тренировки можно уже с четырех лет.

Вот куда специалисты смело рекомендуют родителям отправлять детей. Ведь этот вид спорта развивает практически все: осанку, координацию, мышцы, характер, грация, стройность. Причин этому много. И одна из них связана с тем, что фигура гимнаста смотрится наиболее гармонично. Кроме того  гибкость, пластика,осанка, правильные формы тела сформированная во время занятий,  сохраняются у ребят на всю оставшуюся  жизнь, придавая походке легкость и грацию.Сохраняя ее главные достоинства:многообразие упражнений,разносторонность и гармоничность, их влияния на формирования физических кондиций занимающихся появился новый,очень востребованный на сегодняшний  день  вид гимнастики-это «командная  гимнастика».

2

Гимнастика «Евротим»

            Командная гимнастика (англ. teamgym) зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Соревнование EuroTeam — одно из новых в Календаре UEG. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. TeamGym — соревнование команд — клубов и состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды.

Одним из молодых видов массового спорта стала групповая Европейская гимнастика или «Евротим». «Евротим» – это командный вид спорта, в какой-то мере слегка упрощенный и модернизированный вариант спортивной гимнастики. Занимающиеся групповой Европейской гимнастикой – это в основном люди, имеющие опыт занятий спортивной гимнастикой, с достаточными физическими кондициями, широкой двигательной базой (навыки выполнения вращений, равновесий, прыжков) и танцевально-хореографической подготовленностью.

Особенности этого вида гимнастики состоят в поточном способе выполнения упражнений всеми участниками; в возможности оказания помощи и страховки (тренером и участниками); в допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений; в суммировании вклада каждого участника команды в общий результат выступления в соревнованиях.

«Евротим» имеет следующие отличительные признаки:

-Сложно-координационный и скоростно-силовой характер упражнений.

-Разнообразие движений, включаемых в соревновательные упражнения.

-Определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными полетными фазами упражнений.

-Синхронизация действий, которая выражается в согласовании действий участников групповой композиции;

-Строгая регламентация программ соревнований.

Команды состоят из 6-12 человек. Состав может быть мужским, женским или смешанным (50% на 50%). В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражнений.

3

 

        Программа соревнований включает 3 обязательных вида упражнений, которые выполняются под инструментальную музыку.

Первый вид – групповая композиция вольных упражнений без предметов. Упражнения выполняются в пределах 2-4 минут под музыку.

Второй вид – прыжки на акробатической дорожке. Упражнения выполняются последовательно, под музыку (страховка обязательна). В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов.

Третий вид – прыжки с мини-батута. Команда из 6 человек выполняет с разбега (до 15 метров) 3 различных прыжка (один одинаковый для всех участников команды, а два других по выбору).

Кроме обязательных упражнений дополнительно могут выполняться групповая композиция вольных упражнений с предметами и групповые упражнения на снарядах (одновременное выполнение гимнастами соединений элементов на 2-4 снарядах).

Упражнение оценивается из десяти баллов. В базовую оценку (10 баллов) входят 3 балла за трудность; 2 балла за композицию; 4,8 балла за исполнение и 0,2 балла за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0,01 балла.

А с 2001 года командная гимнастика под названием «общая гимнастика» начала культивироватьсяться в общеобразовательных школах Москвы.  

Общая гимнастика (авторская программа А.Б. Лагутина) является молодым видом массового спорта. Это – многоборный вид спорта, который включает в себя групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки.

Гимнастические прыжки на первых стадиях обучения выполняются с опорой руками о снаряд, а затем с мини батута. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.

Общей гимнастики присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травматичности, оптимальный уровень сложности. Возможно проведения соревнований по общей гимнастики.

4

Новизна и актуальность этого вида гимнастики - в его доступности для широкого контингента занимающихся, в возможности для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического  многоборья.

Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастических упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств – силы, быстроты,  гибкости, при преимущественном развитии двигательно-координационных способностей.

Соответствие двигательного содержания занятий требованиям программы по предмету физическая культура для учащихся общеобразовательных школ, использование в учебном процессе типового гимнастического оборудования повышенной пропускной способности, высокая моторная плотность занятий позволяет рассматривать общую гимнастику как один из базовых видов двигательной активности в урочных и секционных формах занятий с учащимися начальной и  средней школы.

По правилам соревнований по общей гимнастике количество участников в групповых вольных упражнениях должно быть 12; в акробатических и гимнастических прыжках – по восемь участников. Программа соревнований (по А.Б. Лагутину) разделена на четыре уровня сложности «А», «В», «С», «Д» в зависимости от возраста и подготовленности участников. Программы категории сложности «А», «В», «С» имеют строго обязательный характер. Отличительной особенностью программы категории сложности «Д» является произвольность составления композиции групповых вольных упражнений, в которую могут включаться движения танцевального характера, как без предмета, так и с предметом, одинаковым у всех участников, элементы ритмической гимнастики и спортивной аэробики, простейшие акробатические упражнения. Акробатические и гимнастические прыжки выполняются поточно: началом выступления каждого последующего участника является момент ухода предыдущего участника с акробатической дорожки или места приземления в гимнастических прыжках.

На сегодняшний день общая гимнастика признана одним из спортивных видов гимнастики, по которому возможно выполнение I, II и III юношеских и взрослых (спортивных) разрядов.

Условиями выполнения разрядных требований является выполнение в полном объеме требований классификационной программы не менее чем в двух видах многоборья, один из которых – групповые вольные упражнения.

5

  Возрастные критерии занимающихся. Отличительные особенности.  Цель и задачи.

    Программа занятий имеет спортивно-оздоровительную направленность и ориентирована привлечение детей старшего дошкольного возраста и младшего школного возраста к систематическим занятиям гимнастикой с последующей специализацией в избранном виде спорта.

Занимающиеся могут выступать по программам юношеских разрядов с 7 лет; III разряда – с 9 лет; II разряда – с 10 лет; I разряда – с 12 лет.

Отличительной особенностью общей гимнастики является то, что подготовленность юных гимнастов оценивается как по уровню техники исполнения упражнения каждым гимнастом в отдельности, так и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов команды.

К отличительным особенностям данной дополнительной образовательной программы можно отнести:

  1.доступность занятий для самого широкого контингента с обычным уровнем физической подготовки;

  2.комплексность воздействия упражнений групповой гимнастики на формирование основных физических способностей к силе, быстроте, выносливости, при приоритетном развитии двигательно-координационных способностей;

  3.возможность продолжать систематические занятия на протяжении длительного времени;

 4.возможность разностороннего влияния на формирование личности ребенка,в ее интеллектуальной и социально-культурной сферах,оставляя место для развития творческих способностей.

 Цель занятий – формирование физически культурной личности на основе создания устойчивой мотивации к систематической двигательной активности,расширения знаний о физической культуре,улучшения показателей физического развития,обогащения двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями,формирования социально значимых положительных личностных качеств и развития творческих начал в двигательном самообразовании.

В программе решаются общепедагогические задачи воспитания подрастающего поколения:

в дошкольном возрасте – в направлении целевого физического развития ребенка и подготовки его к школе

6

Оздоровительные:

1.закливание,повышение сопротивляемости организма воздействию внешней среды;

2.укрепление опорно-двигательного аппарата, содействию профилактике плоскоступия и формированию правильной осанки ;

3.содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов

Образовательные:

1.освоение базовых форм движений и передвижений(ходьба, бег, лазание, метание, и т.п.)

2.освоение элементарных форм движений с предметами;

3.освоение комплексов упражнений,подвижных игр,элементов спортивных игр;

4.формирование навыков и умений личной гигиены

Воспитательные:

1.содействие развитию устойчивого мотивированного интереса ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями;

2.содействие развитию мышления,памяти,внимания;

3. содействие развитию координационных возможностей,воспитание общей выносливости и быстроты.

  В школьном возрасте к этим задачам добавляются:

Оздоровительные:

1.содействие оптимизации и совершенствование функциональных возможностей организма ребенка посредством общеразвивающей и специальной физической подготовки;

2.содействие повышению уровня общей и умственной работоспособности ребенка;

3.формирование навыков и умений по организации двигательного режима,использование средств закаливания и укрепления здоровья

Образовательные:

 1.освоение общих представлений о физической культуре;

 2.овладение техники жизненноважных двигательных действий и формирование умений выполнять их в различных условиях и при решении разных педагогических задач;

 3.Формирование и закрепление гигиенических навыков по поддержанию чистоты тела, одежды и т.д., а также навыков контроля за состоянием собственного здоровья.

Воспитательные:

 1.Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии;

2.Содействие развитию основных психических процессов (произвольной памяти и внимания, оперативного мышления, пространственной ориентации, скорости реакции и т.п.);

3. Воспитание группового взаимодействия, потребностей и мотивов в положительном самовыражении физических кондиций, активном освоении физических упражнений и их использование в повседневной жизни с целью укрепления здоровья и физического развития.

7

Сроки реализации,  организация учебного процесса.

Представленная программа, рассчитанная на 5 лет обучения, делится на два этапа - начальной и базовой подготовки.

Этап начальной подготовки.

Продолжительность - 2 года. Контингент обучающихся - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Наполняемость учебных групп – 15 человек.  Объём учебной нагрузки      4 часа в неделю. Периодичность проведения занятий - 2 раза в неделю

 по 2 часа;

Этап базовой подготовки,

Продолжительность -- 3 года. Контингент обучающихся - дети младшего школьного возраста (7-10 лет). Наполняемость учебных групп – 12 человек. Объём учебной нагрузки   -   6 часов в неделю. Периодичность проведения занятий - 3 раза в неделю по 2 часа. Комплектация   групп   происходит   с   учетом   биологического   возраста ребенка и его индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Для определения уровня физического подготовленности детей в начале и в

конце учебного года проводится тестирование двигательных кондиций

каждого    ребенка.     Для    этого    используется    следующая    система двигательных заданий (тестов).

Формы и режим занятий.

Наиболее целесообразно проводить тренировки во второй половине дня, где умственная

усталость сменяется физическим напряжением мышц.

Основной формой освоения программного материала является само учебно-тренировочное

занятие длительностью от 1.5 до 2.5 часов.

Так же используют в практике следующие формы занятий :

-круговая тренировка,

-тестирование,

-промежуточный срез,

-сдача контрольных нормативов,

-соревнования,

-подвижные игры

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Важнейшим условием успешного  освоения программного материала по гимнастике является постоянное совершенствование физических способностей занимающихся.

Системно организованная физическая подготовка помогает быстрее и качественнее осваивать новые гимнастические упражнения прогрессирующей сложности. Основным  средством контроля физической подготовленности является выполнение учащимися двигательных заданий (тестов),дающих представление об уровне развития отдельных физических качеств.

                                                                8

Тесты для оценки уровня физической подготовленности юных гимнастов на начальном этапе подготовки.

Оцениваемые характеристики

Содержание теста

Критерии оценки результатов

Силовые способности

1

Взрывная сила

Прыжок в длину с места

Длина прыжка в сантиметрах

2

Силовая выносливость

Вис на согнутых руках

Время удержания виса в секундах

3

Сила и силовая выносливость

Сгибания и разгибания туловища из положения сед согнув ноги

Количество полностью выполненных циклов "сгибание-разгибание" за 30с

Быстрота

4

Скорость бега

Челночный бег 2 по 10 метров

Время пробегания дистанции в секундах

Общая гибкость

5

Подвижность в тазобедренных суставах и позвоночника

Наклон вперед в седе ноги врозь с вытягиванием рук вперед

Расстояние в сантиметрах от линии пяток до кончиков пальцев

Двигательно-координационные способности

6

Статическое равновесие

Стойка на одной ноге с закрытыми глазами

Время удержания позы в секундах

9

Тесты для оценки уровня физической подготовленности юных гимнастов на базовом этапе подготовки.

Оцениваемые характеристики

Содержание теста

Критерии оценки результатов

Силовые способности

1

Силовая выносливость

Лазание по канату

Длина прыжка в сантиметрах

2

Угол в висе на гимнастической стенке

Время удержания виса в секундах

3

Сила и силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук. в упоре лежа на гимнастических скамейках

Количество полностью выполненных циклов "сгибание-разгибание"

4

Поднимание ног в угол в висе на гимнастической стенке

Количество повторений.

Быстрота

5

Скорость бега

Бег 20 метров с высокого старта

Время пробегания дистанции в секундах

Общая гибкость

6

Подвижность в тазобедренных суставах и позвоночника

1 Шпагат прямой 2 Шпагат на любую ногу 3 Мост

Оценка выполнения в баллах.

10

Для определения уровня освоения двигательного материала программы,

для гимнастов 2-5 годов обучения, в конце учебного года проводятся

соревнования по специальной технической подготовленности.

Основные нормативные требования по специальной технической

подготовленности

Этапы подготовки

Начальная подготовка

Базовая подготовка

1 год обучения

2 год обучения

3 год           4 год            5г год обучения    обучения    обучения

Вол ьные упражнения

Индивидуально выполнить композицию упражнений обще-развивающего характера, составленную из 32 движений.

Индивидуально выполнить под музыкальное сопровождение композицию упражнений общеразви-вающего характера, составленную из 48 движений.

Выполнить под музыкальное сопровождение в составе команды композицию вольных упражнений, соответствующих требованиям программ III, II, I юношеских разрядов.

Гимнастические прыжки

Индивидуально выполнить прыжки в глубину с горки матов, высотой 100 см на точность приземления

То же, с поворотами на 90° и 180°. Демонстрировать уверенное вбегание по наклонной скамейке на горку гимнастических матов, высотой ПО см.

Выполнить в составе команды под фоновое музыкальное сопровождение два опорных гимнастических прыжка, соответствующих требованиям программ III, II, I юношеских разрядов.

Акробатика

Индивидуально выполнить акробатические элементы: мост, стойка на лопатках, перекаты боком, кувырок вперёд.

Индивидуально выполнить комбинацию, составленную из следующих акробатических элементов: кувырок вперёд - перекат вправо - кувырок назад -перекат влево - кувырок вперёд - прыжок вверх прогнувшись.

Выполнить в составе команды под фоновое музыкальное сопровождение две акробатических коминации, соответствующих требованиям программ III, II, I юношеских разрядов.

Интегральным показателем спортивной подготовленности по годам обучения является выполнение гимнастами нормативных требований соответственно:

  1. г.о. - программы «Юный гимнаст-1»
  2. г.о. - программы «Юный гимнаст-2»
  3. г.о. - программы 3 юн. разряда
  4. г.о. - программы 2 юн. разряда
  5. г.о. - программы 1 юн. разряда

11

Формы подведения итогов реализации ДОП:

1. Сдача нормативов и тестов (в начале и в конце года):

- по физической подготовке;

- по технической подготовке.

2. Участие в районной, окружной и городской спартакиаде;

3. Участие в фестивалях .

4.Участие в концертных мероприятиях.

5.Классификационные соревнования.

6.Прикидка.

7.Индивидуальные тестирования .

12

Примерный учебно-тематический план .

п/п

Разделы

Группа

№1 нач.подг.

(командная гимнастика)

программа «юный гимнаст»

III юн.разряд

2раза в неделю по

1,5 часа

(3часа)

Группа №2

базовая подг.

(командная гимнастика)

III юн.разряд,

II юн.разряд,

3раза в неделю по 2 часа

(6 часов)

Группа №3

(общая

гимнастика)

сборные уч-ся 3-4  кл.,5-6кл.,7-8 кл.

для участия в спартакиаде по разделу общей г-ки, как обязательного

вида спартакиады школ г.Москвы

2раза в неделю по

1,5 часа(3часа)

Итого часов

Всего часов

112

218

112

442

I

1.

Теоретичес-

кий раздел.

Командная гимнастика –новая дисциплина.          История возникновения .

1

1

1

3

2.

Техника безопасности на тренировах; страховка, самостраховка, поддержка

2

2

2

6

 3.

Значение физ. упр. и их влияние на организм чел-ка.Закаливание организма.

Режим дня и личная гигиена.

Врачебный контроль.

1

1

1

3

4.

Правила соревнований.

1

         1

        1

 3

5.

Правильное питание и двигательный режим.

1

         1

         1

Всего часов.

6

6

6

18

II

1.

Практическ. раздел.

106

212

106

 424

424

Общая физическая подготовка.

60

132

54

246

2.

Специальная физическая

подготовка

23

38

29

90

3.

Техническая

подготовка

20

38

18

76

4.

Участие в соревнованиях, конкурсах. Сдача контрольных нормативов,

тестиров.

3

4

5

      12

Всего часов

112

218

112

442

14

Содержание программы.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Программный материал.

В учебно-воспитательном процессе на этапе начальной подготовки с гимнастами 1-2 года обучения интегрируются следующие виды подготовки: физическая (общая), функциональная (двигательно-координационная, музыкально-ритмическая и вестибулярно-ориентационная), специально -техническая («школа движений», акробатическая, прыжковая), теоретическая.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности, её история и место среди других видов спорта; виды троеборья и их особенности; правила поведения в спортивном зале и гигиенические требования к спортивной форме и внешнему виду гимнастов; доступная детям терминология разучиваемых упражнений; основные строевые команды; первичные сведения о физических качествах человека и  способах их развития; элементарные сведения о правилах личной гигиены. Правила ТБ при выполнении физических упражнений.

 Беседы с юными гимнастами, анализ каждого тренировочного занятия и поощрение отличившихся гимнастов; систематическое проведение открытых тренировок с приглашением родителей учащихся; регулярное проведение соревнований по отдельным видам физической и технической подготовки, спортивных праздников и показательных выступлений; награждение наиболее активно занимающихся гимнастов по итогам учебного года; организация летнего оздоровительного лагеря.

Беседы о нормах и правилах поведения во время тренировок и соревнований; формирование навыков уважительного общения с товарищами по команде'во время коллективных подвижных и спортивных игр; совместные занятия с родителями, дающие образцы спортивного поведения взрослых во время командных соревнований; содействие неформальным способам общения юных гимнастов вне тренировочных занятий.

     При проведении занятий следует ориентироваться на возраст детей и использовать доступные формы донесения материала: создание образных представлений, приведение хорошо знакомых примеров из окружающей действительности, анализ поступков самих занимающихся или определённых ситуаций, складывающихся на занятиях. На последующих занятиях темы повторяются, проверяется степень их усвоения.

15

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.Физическая подготовка

1.1. Общая

Основные упражнения для развития силовых и скоростно-силовых способностей: упражнения общего воздействия для основных мышечных групп: поднимание и опускание рук, наклоны, повороты и круговые движения туловищем из различных исходных положений; разновидности передвижений в смешанных упорах на полу и гимнастических скамейках; сгибание и разгибание рук в простых и смешанных висах и упорах; различные виды лазания по гимнастической стенке и перекладине; сгибание и разгибание туловища в седе; поднимание и удержание прямых и согнутых ног в висе на гимнастической стенке; подъемы в упор переворотом на разновысоких брусьях с дополнительной опорой ногами; махи ногами у опоры; упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития прыгучести на ногах: прыжки со скакалкой, в длину, через препятствия, на горку матов; серии прыжков на поролоновой подушке; прыжки ноги вместе с продвижением лицом и спиной вперед; прыжки вверх из упора присев на месте, с продвижением лицом и спиной вперед, на возвышение; прыжки со сменой ног с опорой о наклонные плоскости; подвижные игры с прыжками: «Волк во рву», «Невод», «Летучие рыбки» и др.

Упражнения для развития быстроты: пробегание отрезков 15-20 м на время; челночный бег 3 по Юм, 6 по 5 м; бег 2 по 10м из различных исходных положений; подвижные игры и эстафеты с бегом: разновидности «Ловишек», «Круговая лапта», «Бездомный заяц» и др.

Упражнения для развития гибкости подвижности в суставах: рывковые и круговые движения руками в различных направлениях; выкруты в плечевых суставах; наклоны вперед сидя и стоя, сидя в «барьерном шаге»; мост; шпагаты прямой, на правую и левую ногу; махи и круговые движения прямыми ногами вперед, назад, в сторону.

Упражнения для развития обшей выносливости: выполнение комплексов упражнений с прыжковой доминантой под музыкальное сопровождение и комплексов разновидностей передвижений поточно-проходным способом; преодоление соревновательным способом полос препятствий, составленных из упражнений скоростно-силового характера; подвижные игры с бегом и прыжками: «Лиса в курятнике», «Злой паук», «Пчёлы и медведи» и др.

2. Функционально-двигательная подготовка

2.1 Координационно-двигательная

Специальные двигательные задания для развития отдельных проявлений двигательно-координационных способностей: ходьба и бег с резким изменением двигательных действий по простому сигналу и сигналу выбора; ОРУ с быстрой сменой мест по сигналу типа «запрещённое движение»;

16

 повороты в беге на 180°и 360°; челночный бег из различных и.п.; игры с бегом «найди своё место», «найди свою пару»; бег и прыжки по неравномерной разметке; прыжки «ближе-дальше-точно» с открытыми и закрытыми глазами; разновидности передвижений в беге, прыжках и смешанных упорах спиной вперёд; прыжки с поворотами; наклоны из и.п. с затруднёнными условиями сохранения равновесия; бег с остановками в позе равновесия; выполнение ОРУ стоя продольно и поперёк на гимнастической скамейке или бревне; разновидности ритмованной ходьбы на месте и в движении; комплексы ОРУ, выполняемые под музыкальное сопровождение («ритм-блоки»); задания для развития памяти на движения «запомни-повтори»; элементарные двигательные композиции на 8-16-32 счёта, выполняемые по памяти на месте и в движении.

2.2        Музыкально-ритмическая.

Композиции из разновидностей передвижений, выполняемые под музыкальное сопровождение; специальные задания для формирования способности к дифференцированию и воспроизведению ритма двигательных действий (воспроизведение заданного хлопками ритма, прохлопывание ударных долей такта музыкальных фрагментов); музыкальные игры.

2.3        Вестибулярно -ориентационная.

Упражнения в беге с быстрой сменой ориентации и усложненными условиями сохранения равновесия; общеразвивающие и акробатические упражнения с различным направлением вращения; подвижные игры с вращением и резким изменением ориентации двигательных действий: «Волчки», «Цыплята и коршун», «Море волнуется» и др.

3. Специально- техническая подготовка

3.1.        «Школа движений»

Комплексы элементарных двигательных действий (ОРУ) отдельными
частями тела        
одиночно и в различных сочетаниях, выполняемые с

предметами и без них из основных и.п.

3.2.        Акробатическая

Статические положения: стойка на лопатках; мост; стойка на руках у опоры с помощью.

Кувырки и перекаты: группировка из различных и.п.; перекаты вперёд и боком в группировке; перекаты боком прогнувшись; кувырки вперёд и назад; кувырки вперёд вниз и вверх по наклонной плоскости.

3.3 Батутная

Мини - батут: после напрыгивания с повышенной опоры -выпрыгивание на горку поролоновых матов на ноги и на живот; тоже с поворотом на 180°.

3.4. Прыжковая

Безопорные прыжки: наскок на гимнастический мостик с разбега по гимнастической скамейке; тоже с отскоком в стоику и положение лёжа на горке поролоновых матов.

Опорные прыжки: с разбега наскок в сед на пятки, упор присев и положение лёжа на горку поролоновых матов.

17

ЭТАП БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ 

Программный материал.

В учебно-воспитательном процессе на базовом этапе занятий с гимнастами 3-5 годов обучения интегрируются следующие виды подготовки: физическая (общая и специальная), функционально-двигательная (музыкально - ритмическая и вестибулярно- ориентационная), техническая (специальная и спортивно-техническая), теоретическая.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Основные направления - беседы о нормах и правилах поведения во время тренировок и соревнований; формирование навыков корпоративного взаимодействия с товарищами по команде во время коллективных подвижных и спортивных игр; совместные занятия с родителями; содействие неформальным способам общения юных гимнастов вне тренировочных занятий.

Создание в ходе тренировочного процесса ситуаций, требующих от ребёнка умении проявлять волю, преодолевать страх перед психологически трудными упражнениями, связанными с риском падения, терпеть физическую усталость и боль, приобретение соревновательного опыта в ходе подготовки и участия в индивидуальных и командных соревнованиях.

Общий режим дня. Режим учебы и отдыха. Навыки самообслуживания. Врачебный контроль и самоконтроль. Противопоказания и показания к занятиям.

Средства закаливания, природные факторы. Увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, повышение общего уровня функциональных возможностей организма. Сочетание занятий и закаливающих процедур. Необходимость ежедневных физических упражнений, правильное питание. Понятия «спортивная форма», «утомление». Дневник тренировок.

Причины травм, необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении упражнений, дисциплинированность, внимательное.

Правила соревнований по избранному виду спорта. Поведение на соревнованиях как участников, так и зрителей.

Беседы с юными гимнастами, анализ каждого тренировочного занятия и поощрение отличившихся гимнастов; систематическое проведение открытых тренировок с приглашением родителей учащихся; регулярное проведение соревнований по отдельным видам физической и технической подготовки, спортивных праздников и показательных выступлений; награждение наиболее активно занимающихся гимнастов по итогам учебного года; организация и помощь в работе летнего оздоровительного лагеря.

18

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.Физическая подготовка

1.1,        Общая физическая подготовка

В переходном периоде - кроссовая подготовка, плавание, ходьба на лыжах,

туризм,подвижные и спортивные игры на воздухе.

В_ подготовительном - подвижные и спортивные игры с прыжками и бегом, ОРУ с предметами, с отягощением и сопротивлением партнера, выполнение музыкально-

двигательных  композиций общеразвивающего и танцевального характера.

1.2.        Специальная физическая подготовка

Комплексы, составленные из разновидностей передвижении, выполняемые на гимнастическом ковре поточно-проходным способом, комплексы упражнений скоростно-силовой и силовой направленности на гимнастических снарядах, выполняемые способом круговой тренировки, полосы препятствии и эстафеты с включением силовых упражнений.

Основные  упражнения ;для развитня скоростно - силовых и силовых способностей:

упражнения общего воздействия для основных мышечных групп: поднимание и опускание рук, наклоны, повороты и круговые движения туловищем из различных исчодных положений с отягощением; разновидности передвижений в смешанных упорах на полу и гимнастических скамейках; сгибание и разгибание рук в простых и смешанных висах и упорах; различные виды лазания по гимнастической стенке и вертикальному канату; фиксация стойки на руках с опорой на  стену; сгибание и разгибание туловища в седе, в положении лежа на бедрах и на боку; поднимание и удержание прямых и согнутых ног в висе на гимнастической стенке, подъемы в упор переворотом на перекладине и силой на кольцах, приседания в "пистолете"; прыжки вверх из упора присев на месте и с продвижением вперед; пробегание отроков 15-ЗОм  на время; челночный бег 2 по 10м,3 но 10м.

Упражнения для развития прыгучести на руках и ногах: прыжки со скакалкой, в длину, через препятствия, на горку матов; серии прыжков на поролоновой подушке; прыжки в глубину с отскоком вверх; прыжки ноги вместе с продвижением лицом и спиной вперед; прыжки вверх из упора присев на месте, с продвижением лицом и спиной вперед, на возвышение; прыжки со сменой ног с опорой о наклонные плоскости; ходьба и прыжки в стойке на руках вперед и на незначительное возвышение; сгибание и разгибание рук в стойке па руках (или близком к ней положен ии) с помощью.

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах: рывковые и круговые движения руками в различных направлениях; выкруты в плечевых суставах; наклоны вперед сидя и стоя; мост; шпагаты прямой, на правую и левую ногу; удержание, махи и круговые движения прямыми ногами вперед, назад, в сторону.

Упражнения     для     развития специальной выносливости:

выполнение   комплексов    ОРУ    с    предметами:    гимнастическими   палками, набивными мячами, гантелями, скакалками.

19

2.        Двигательно-функциональная подготовка

2.1.        Музыкально-ритмическая

Комплексы ОРУ, выполняемые с музыкальным сопровождением (ритм-блоки); мини-комплексы ритмической гимнастики, танцевальные упражнения; специальные задания для формирования способности к дифференцированию и воспроизведению ритма двигательных действий.

2.2.        Вестибулярно-ориентационная

Комплексы ОРУ и акробатических упражнений, направленно тренирующие вестибулярный анализатор; упражнения с различным направлением вращения на гимнастических снарядах; подвижные игры и эстафеты с резким изменением ориентации двигательных действий

3.        Техническая подготовка
3.1. Специально-техническая

Элементы классического танца - позиции ног и рук, деми плие, гран плие, батман тандю, батман тандю жете, батман фраппе крестом на носок, гран батман жете, батман девлоппе; прыжки с различными положениями рук - сгибая ноги вперед и назад, ноги врозь в стороны и правая (левая) вперёд

Элементы историко-бытовых танцев - приставные шаги вперед, в сторону, назад; переменный шаг, шаг галопа, шаг польки вперед, в сторону, назад; элементы народных танцев - «ковырялочка», «веревочка», «присядка», «ползунок»;

Прыжки со сменой позиций ног, с поворотами; повороты переступанием, окрестным шагом, прыжком вперед и назад на 180° и 360°.

3.1.2. Батутная

Прыжки на сетке простые, со смещениями и контрсмещениями; прыжки с ног на спину и с ног на живот; соединения прыжков и отскоков с ног, спины и живота; отскоки со спины вперед - 1/4 на ноги,; отскоки со спины назад -1/2 на живот, 3/4 на ноги,; отскоки с живота назад -1/4 на ноги, 1/2 на спину.

Соединения прыжков и отскоков с ног, спины и живота; прыжки с поворотами от опоры на 90°, 180° и более градусов; отскоки параллельно сетке со спины и с живота с поворотами вокруг продольной оси; отскоком с живота "кружение"(повороты вокруг передне-задней оси) в раскрытом и группированном положении; отскоки со спины вперед -1/2 на живот; отскоки со спины назад - 4/4 на спину; отскоки с живота назад 1/4 на ноги, 1/2 на спину; перевороты вперёд и назад.

3.2. Спортивно-техническая

3.2.1.        Групповые вольные упражнения

Элементы «малой акробатики»: перекаты боком; кувырок назад; «звёздный» перекат; прямой шпагат; мост, «звёздный» перекат; шпагат на одну ногу.

Прыжки: прогнувшись из упора присев; прыжок ноги врозь; прыжок с поворотом на 180° и 360°.

Прыжки: прогнувшись из упора присев; прыжок ноги врозь.

Равновесия: стойка сгибая ногу вперёд или в сторону; сед согнувшись, руки в стороны, разновидности «ласточки».

20

Выполнение под музыкальное сопровождение композиций вольных движений обшеразвиваюшего. двигательно-ритмического или танцевального характера общей продолжительностью от 90 до 150 с, включающих перемены строя, движения различными частями тела из различных исходных положений, равновесия на одной ноге, равновесия на одной ноге, повороты на 180° и 360°, базовые элементы парной акробатики.

3.2.2.        Акробатика

Статические положения: стойки - на лопатках, махом одной, толчком другой стойка на руках.

Служебные элементы: вальсет с разбега и с места;

Перекаты: назад и вперед в группировке и согнувшись; в стороны в группировке и с прямым телом;

Кувырки: вперед -группировке; без опоры руками; в упор стоя ноги врозь, назад - в группировке; в упор стоя согнувшись.

Перевороты: медленные вперед и назад; переворот боком (колесо) с места и с прыжка; переворот боком с поворотом кругом (рондат) с разбега; темповой переворот назад (фляк) с места

Статические положения: силой сгибая ноги и с прямыми ногами стойка на голове и руках, стойка на руках из различных исходных положении.

Перекаты: вперед из стойки на лопатках; назад из стойки на руках.

Кувырки: без опоры руками; прыжком; из стойки на руках; в упор стоя ноги вместе, назад -в стойку на руках.

Перевороты: медленные вперед и назад; подъемом разгибом с головы; переворот боком с поворотом кругом (рондат) с прыжка; переворот вперед на две и на одну ногу с разбега; темповой переворот назад (фляк) с рондата.

Сальто: вперёд - в группировке с разбега; маховое сальто; назад - в группировке с трамплина, с рондата, с фляка (в облегчённых условиях).

3.2.3.        Гимнастические прыжки

3.2.3.1. Опорные прыжки

Вспомогательные прыжки на горку матов: наскок в стойку руки вверх; наскок в положение лежа на животе; наскок в упор присев, соскоки с горки матов на точность приземления прогнувшись, с поворотами на 180°.

Вспомогательные прыжки на горку матов: наскок в кувырок вперед и сальто в группировке; переворот в положение лежа на спине. Соскоки с горки

матов     на    точность     приземления прогнувшись, с поворотами на 360°. Прыжки через козла и\или коня в ширину согнув ноги, ноги врозь

3.2.3.2. Прыжки на мини-батуте

Вспомогательные прыжки с наскока с повышенной опоры: в стойку руки вверх; тоже с поворотами на 90°, 180°; на живот на горку матов.

Прыжки с разбега: прогнувшись с поворотами на 90° и 180

Вспомогательные прыжки с наскока с повышенной опоры: тоже с поворотами на 180°, 360° полет-кувырок; сальто в группировке.

Прыжки с разбега: прогнувшись с поворотами на 180° и более; углом вперёд; сгибаясь вперёд ноги врозь; полет кувырок, сальто в группировке.

21

Методическое обеспечение ДОП Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Формы занятий:

1.учебно-тренировочные занятия;

2. сдача нормативов и тестов (в начале и в конце года):

- по физической подготовке;

- по технической подготовке.

3. участие в районной, окружной и городской спартакиаде;

4.. участие в спартакиаде школ городского подчинения;

5.участие в концертных мероприятиях;

6.улассификационные соревнования;

7.прикидка;

8. индивидуальные занятия в соответствии с планами;

9.теоретические занятия в виде бесед;

10. инструкторская практика

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Общей гимнастикой с детьми дошкольного и методика организации и проведения занятий младшего школьного возраста зависит от индивидуальных особенностей детей, возрастных закономерностей психофизического развития, уровня двигательной подготовленности и моторной одарённости.

По мере овладения программным материалом одни методы сменяются другими. Наиболее используемые методы в занятиях с детьми:

игровой, соревновательный, метод вариативно-повторный и регламентируемого упражнения.

Игровой метод. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, детям нельзя навязывать выполнение упражнений, главное вовлечь ребёнка в игровую деятельность. Давая возможность проявить двигательное творчество, выдумку и смекалку. Игра здесь выступает и как средство и как метод физического воспитания. Следовательно для обучения двигательным действиям на начальном этапе будет преобладать игровой и соревновательный методы, постепенно замещаясь методом строго регламентированного упражнения на базовом этапе подготовки.

22

Соревновательный метод имеет исключительное значение для воспитания волевого комплекса, обеспечивающего способность ребенка преодолевать трудности, переживать неудачи, добиваться поставленной цели. Вместе с этим, необходимо следить за тем, чтобы сопутствующие соревновательной деятельности факторы, обуславливающие негативные черты характера (эгоизм, тщеславие, самолюбование), своевременно получали правильную оценку со стороны педагога.

Для обучения двигательным действиям и ля развития физических способностей в гимнастике широко используется метод строго регламентированного упражнения. При этом, необходимо учитывать общее методическое правило, которое можно сформулировать следующим образом: « Целостно - если возможно, расчленено - если необходимо». С этой целью в работе с юными гимнастами используются подводящие упражнения имитационного характера, сюжетная форма проведения отдельных частей занятия или занятия полностью. Для более старших гимнастов на базовом этапе подготовки в работе над освоением гимнастических упражнений превалируют методы вариативно-повторного выполнения упражнения, а также соревновательный, метод круговой тренировки с чередованием разнонаправленных двигательных заданий, нагрузки и отдыха.

В процессе занятий важно соблюдать общепедагогические (дидактические) принципы: сознательности и активности, доступности, наглядности, систематичности.

Очень важно своевременно проводить педагогическую диагностику физической и технической подготовленности с помощью системы двигательных заданий, позволяющих дать индивидуальную оценку уровня физического состояния занимающихся. Важно уметь методически грамотно анализировать полученные результаты, используя их как действенный стимулирующий фактор.

В занятиях с детьми младшего школьного возраста необходимо умело стимулировать активность детей, желание помочь педагогу, проявлять самостоятельность и взаимопомощь. Следует привлекать юных гимнастов к оказанию посильной помощи по уборке снарядов и оборудования, наведению порядка в спортивном зале, прививать навыки самообслуживания.

Для более эффективного разучивания программного материала применяются еще такие методы как :

– Метод использования слова

– Метод применения наглядных средств

– Комбинированный метод

– Метод упражнения

– Метод программного обучения

– Метод использования технических средств

– Метод проверки знаний, умений и навыков.

23

Техническое оснащение занятий.

            УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Для проведения занятий общей гимнастикой с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста требуется следующее материальное обеспечение:

Гимнастическое оборудование:

  1. Спортивный зал размером не менее 8 х 12 м;
  2. Гимнастический ковер не менее 6 х 10 м;
  3. Акробатическая дорожка 10 х 1,5 м;
  4. 6-8 гимнастических матов;
  5. Поролоновая подушка 2 х 3 х 0,3 м;
  6. 6-8 поролоновых матов 1 х 2 х 0,1 м;
  7. Мини - батут;
  8. Гимнастический козёл или конь;
  9. Гимнастический мостик.
    10.4 - 6 гимнастических скамеек;

11 .Вертикальный канат для лазания;

12.Гимнастические стенки - 6 - 12 секций;

13. Подкидной мостик;

14.Навесная перекладина;

15.Навесные брусья.

16.Хореографический станок.

Спортивный инвентарь:

  1. Большие мячи - 15 шт;
  2. Малые мячи -30 шт;
  3. Скакалки – 15 шт.
  4. Магнезия.

Технические средства:

1.Музыкальный центр.

2.Видеоаппаратура

3.Компьютер

4.Микрофон

Формы  подведения итогов по каждой теме или разделу программы:

    -сдача нормативов и тестов(техническая и физическая подготовка);

- участие в районной, окружной и городской спартакиаде;

-участие в спартакиаде школ городского подчинения;

-классификационные соревнования;

-прикидка;

-промежуточный срез…

24

Список литературы:

Для педагога

А.Б.Лагутин «Командная гимнастика в школе» Методическое пособие.Москва.Изд. «Физическая культура и спорт»2008

А.Б.Лагутин,Г.М.Михалина «Гимнастика в вопросах и ответах»Учебное пособие Москва.Изд. «Физическая культура и спорт»2010

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ Московский институт открытого образования

«Программа соревнований по командной гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ»Москва 2007автор А.Б.Лагутин, Г.М.Михалина

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ РОССИИ «Командная гимнастика»

Сборник документов по проведению соревнований категории «А»Москва 2005

Гимнастика.Учебник для техникумов физической културы,М. «Физкультура и спорт»1977

Методическая газета  для учителей физкультуры «Спорт в школе»

             «Детская аэробика» Методика,базовые  космплексы.Феникс,2005

            Ростов(школа развития)

            О.В.Узорова,Е.А.Нефедова «Физкультурные минутки» Москва  2004

 

Для учащегося

В.И.Лях «Физическая культура» учебник  для уч-ся 1-4 кл. М. Просвещение,2008

«Физическая культура»учебние для общеобразовательных учреждений 5-7 кл. под редакцией М.Я.Виленского 2008

Л.Д.Глазырина Т.А.Лопатик Физическая культура 3 кл. АО «Московские учебники»2003

А.П.Матвеев «Физическая культура» 3-4 кл.М. «Просвещение»2008

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная практика учебного предмета "Физическая культура" в системе дополнительного образования.

Практическая значимость: целостность процесса обучения на основе интегрирования базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, адаптации приобретённых учащимися ЗУН...

В помощь учителю физической культуры

Пояснительная запмска 5-9 классы (ФГОС)Календарно-тематическое планирование 5 классКалендарно-тематическое планирование 6 классПрезентация "Вводный инструктаж на уроках физической культуры"...

Методическая помощь учителю физической культуры

Представлены проекты, НОУ, презентации, метадические разработки, видеоматериалы, рабочие программы....

Фото: награждение учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, представителей спортивных клубов, общественности по работе с детьми и молодежью.

С4 по 9 мая 2017 года в Мурманской области проходила региональная акция "Олимпийские легенды - детям и молодежи Мурманской области" в рамках благотворительной программы Олимпийские легенды - детям и м...

В помощь учителю физической культуры

Положениео проведении уроков физической культуры, оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных к разным медицинским группам здоровья....

В помощь учителю физической культуры

Пример программы по настольным играм...

«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...