В помощь учителю физической культуры
консультация по физкультуре

Федоров Роман Анатольевич

Положениео проведении уроков физической культуры, оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных к разным медицинским группам здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu_fizicheskoy_kultury.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Положение

 о проведении уроков физической культуры,

оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных к разным медицинским

группам здоровья

 

  1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года No 273, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. No329, ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья",
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. No13-51 263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»,
  • ,Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. No2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»,
  • Приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. No2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,
  • комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов; авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич-М.: Дрофа,2009,
  • программой для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 1-11 классы; авторы: А. П. Матвеев, Т.В. Петров, Л. В. Каверкина - М.:Дрофа,2007.

 

  1. Группы здоровья

2.1.В целях дифференцированного  подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся  МОУ СОШ N 19 в зависимости от состояния здоровья делятся на четыре группы: основную, подготовительную, специальную медицинскую группу (специальная «А» и специальная «Б»).. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским работником школы.

2.2.Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

2.3.К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие  удовлетворительное состояние  здоровья.

К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

 

  1. Организация и проведение уроков физкультуры

3.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную  форму в соответствии с  погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно  требованиям техники безопасности и охраны труда.

3.2. Спортивная форма для уроков физической культуры:

  • для зала:

-1- 11 классы: спортивный костюм, носки, кеды (кроссовки);

  • для улицы (осенний и весенний период):

-спортивный костюм, майка, носки, кеды (кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки;

  • для лыжной подготовки (зимний период):

-лыжный костюм или куртка и теплые спортивные штаны, теплое нижнее бельё, шапочка и

перчатки или рукавицы.

3.3. Если учащийся не имеет спортивной формы:

  • он не выполняет физические нагрузки,
  • он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физкультуры,
  • неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику не выставляется,
  • при отсутствии у обучающегося спортивной формы учитель обязан сделать соответствующую запись в дневнике или через классного руководителя донести эту информацию до родителей (законных представителей) обучающегося.

3.4.От физических нагрузок освобождаются обучающиеся, предоставившие справку медицинского учреждения на начало каждого учебного года.

3.5. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической культуры.

3.6.Обучающиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета «физическая культура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы, проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п., получают соответствующие оценки и домашнее задание.

3.6. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными обучающимися на предстоящий урок:

  • теоретическое изучение материала;
  • интеллектуальные игры (шашки, шахматы);
  • бадминтон;
  • посильная помощь в судействе или организации урока.

3.7. При пропуске уроков физической культуры обучающийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры.

3.8. Если учащийся не подтверждает причину отсутствия медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры, то есть пропустил урок без уважительной причины, отсутствие считается прогулом, учитель физической культуры доводит до сведения классного руководителя факт прогула, классный руководитель ставит в известность родителей (законных представителей) обучающегося о прогуле. Обучающийся получает от учителя физической культуры письменное задание по теме урока для выполнения и отработки прогула в течение недели.

3.9. Учитель начинает урок физической культуры с инструктажа по технике безопасности, отмечая в классном журнале отсутствующих, указывая номер инструкции по технике безопасности в зависимости от программы и комплекса упражнений.

В случае, если обучающийся отсутствовал на уроке по данной теме, где проводился инструктаж, присутствие на уроке по данной теме указанного ученика начинается с проводимого учителем инструктажа по технике безопасности, что отмечается в графе «Тема урока» классного журнала.

 

4.Организация и проведение уроков физкультуры обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, и их аттестация по физкультуре

4.1. Для обучающихся, отнесенных  по состоянию здоровья к специальной                                                                                                                                  медицинской группе (СМГ), уроки физкультуры по заявлению родителей проводятся совместно с классом согласно основному расписанию, но по индивидуальным программам, которые отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Важнейшее требование к уроку - обеспечение  дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности.

4.2. Учитель разрабатывает интегрированную программу с учетом заболеваний обучающегося, которая рассматриваются на методическом объединении учителей -предметников и утверждаются директором.

4.3. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность.

4.4. Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На основании этого документа директор школы издаёт приказ о переводе школьника в другую группу здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры в классном журнале на странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку: «на основании приказа от ... переведен в ..... группу».

4.5. Посещения занятий обучающимися спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на родителей, учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и медработником.

4.6.Требования к учителям, работающим с детьми, отнесенными к СМГ.

4.6.1. Учитель должен:

  • знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;
  • знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники безопасности и охраны труда;
  • проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы, фиксировать динамику развития обучающихся;
  • вести учет освоения обучающимися общеобразовательных программ;
  • вести систематическое наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;
  • определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия учащихся в процессе занятий.

 

  1. Посещение уроков физической культуры обучающимися, временно освобождёнными от занятий физкультуры

5.1. Учащиеся, временно освобождённые от уроков физкультуры (до 2-х недель), должны находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физической культуры.

5.2. В классном журнале учителем не проставляется отметка об отсутствии или освобождении от уроков физической культуры данного учащегося.

5.3. При проведении занятий физической культуры на открытом воздухе в зимний период обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры на 10 дней, на 2 недели должны находиться в рекреации 1 этажа или библиотеке, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока.

5.4. Если урок физкультуры первый или последний, то по заявлению родителей, обучающийся может находиться дома.

 

  1. Посещение уроков физической культуры обучающимися, освобождёнными от уроков физкультуры на длительный период (на месяц, четверть, год и т.д.)

6.1. Учащиеся, освобождённые от уроков физкультуры на длительный период, могут не посещать уроки физической культуры при наличии заявления от их родителей (законных представителей), с просьбой разрешить не посещать уроки физической культуры и об ответственности родителей за жизнь и здоровье ребёнка во время уроков физкультуры.

6.2. На основании заявления от родителей (законных представителей) обучающегося директор школы издаёт приказ об освобождении обучающегося от уроков физической культуры.

6.3. Обучающиеся, освобождённые от уроков физкультуры на длительный период, под руководством учителя готовят теоретический материал и отчитываются 1 раз в четверть.

 

  1. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по физической культуре

7.1. Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание учащихся 1 класса –словесное. При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности.

7.2. Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре.

7.2.1.Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:

  • имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на спортивных площадках;
  • соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий;
  • обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями; есть существенные положительные
  • изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем; занимается самостоятельно в спортивной секции школы или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга;
  • постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия; успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста;
  • выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, владеет необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

7.2.2.Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:

  • имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий;
  • обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями; есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
  • постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия; успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста;
  • выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками
  • самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе или организации урока, владеет также необходимыми
  • теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

7.2.3.Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

  • имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на спортивных площадках; соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий;
  • обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры;
  • продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти и/или полугодия;
  • частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

7.2.4. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку-2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

  • не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;
  • не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;
  • обучающийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;
  • не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств;
  • не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

7.3. Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия). Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 3.

7.4. Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской группы.

7.4.1.Обучащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестуются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

7.4.2. В соответствии с письмом Минобразования России органам управления образованием от 31.10.2003 г. No 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» рекомендуется:

  • итоговую оценку по физической культуре выставлять с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-

оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность);

  • основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкую мотивацию учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;
  • положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

7.4.3. При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.

7.4.4. В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

7.5. Особенности оценивания учебных достижений обучающихся, освобожденных от физических нагрузок.

7.5.1. Если обучающийся 2 – 11 имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.

7.5.2. Если обучающийся 2 - 9 имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры согласно заявлению родителей (законных представителей), то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.

7.5.3. Порядок выполнения и сдачи задания:

  • после предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой или обоснованного заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача), учитель выдает обучающемуся теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы обучающихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу;
  • тексты, выдаваемые обучающимся, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту обучающихся на предпоследней неделе четверти обучающиеся отвечают письменно на 2 вопроса из выданных в начале четверти и получают 1 оценку как среднее арифметическое отметок за два ответа.

7.5.4. Если обучающийся 10 –11 классов имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры согласно заявлению родителей (законных представителей), то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания в форме реферата  или проекта. Обучающиеся сдают по 1 реферату за полугодие.

7.5.5. Порядок выполнения и сдачи реферата (проекта):

  • в начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата (проекта), знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с обучающимся план реферата;
  • реферат (проект) должен быть сдан на ознакомление учителю за месяц до окончания курса;
  • защита реферата (проекта) происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей  физической культуры и заместителя директора по УВР, за две недели до окончания полугодия.

7.5.6. При оценивании реферата (проекта) учитывается:

  • правильность оформления,
  • соответствие содержания поставленным перед обучающимся в начале курса задачам (соответствие плану, составленному совместно с учителем),
  • устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату).

7.6. В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю физической культуры

Пояснительная запмска 5-9 классы (ФГОС)Календарно-тематическое планирование 5 классКалендарно-тематическое планирование 6 классПрезентация "Вводный инструктаж на уроках физической культуры"...

План работы методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ МБОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год. Руководитель М.О.: С.А. Бастина - учитель физической культуры

План работы методического объединения учителей физической культуры МБОУ "СОШ № 13" на 2014 -2015 учебный год.Содержание:-цели и задачи;- заседание ( пример ведения протокола);- развитие уительского па...

Методическая разработка по гинастике в помощь учителю физической культуры и преподавателю дополнительного образования.

Данное учебно-методическое пособие может быть имползовано в интересах учителя для разработки своего планирования,написания программы....

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...

Методическая помощь учителю физической культуры

Представлены проекты, НОУ, презентации, метадические разработки, видеоматериалы, рабочие программы....

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

В помощь учителю физической культуры

Пример программы по настольным играм...