Образовательная практика учебного предмета "Физическая культура" в системе дополнительного образования.
рабочая программа по физкультуре (10 класс) по теме

Герцог Людмила Викторовна

 

Практическая значимость: целостность процесса обучения на основе интегрирования базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, адаптации приобретённых учащимися ЗУН в реальной социокультурной среде, их реального практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Общая физическая подготовка.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Обоснованность необходимости разработки и внедрения 

Актуальность: личностно-ориентированный характер процесса обучения посредством индивидуального отслеживания мониторинга физического развития каждого обучающегося и  уровня усвоения им ЗУН, перевода процесса физического развития каждого  учащегося в режим самоорганизации и мотивации саморазвития

 Практическая значимость: целостность процесса обучения на основе интегрирования   базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, адаптации приобретённых учащимися ЗУН в реальной социокультурной среде, их реального практического применения 

Связь программы с занятиями физической культурой: непрерывность процесса обучения на основе преемственности между целями содержания отдельных звеньев программы, содержанием образовательной практики на каждом из этапов и технологиями  обучения физической культуре в системе дополнительного образования обучающихся

Вид программы: модифицированная

2.Цель и задачи программы

Цель программы: создать условия для творческой самореализации ребёнка.

Задачи программы:

* образовательные:

- формирование у детей  навыков занятий физической культурой и спортом для проведения активного досуга;

- активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении предметов курса общетехнических дисциплин;

- расширение знаний об истории развития спортивного движения в России и мира, Олимпийского движения;

*  развивающие:

- развитие у детей кондиционных и  координационных двигательных способностей, творческого потенциала;

- развитие активности и самостоятельности;

- обучение приёмам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- создание базы для творческого мышления;

*  воспитательные:

- воспитание гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, к школьному имуществу;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности;

- развитие коммуникативности, толерантности.

  3.  Отличительные особенности программы

Основные направления и содержание деятельности:

* основная форма занятий: групповая

* период обучения: 1 год

* количество часов в неделю:

«Общая физическая подготовка»- 2,5 часа

*  количество детей в группе:

«Общая физическая подготовка»- 15 человек

*  возраст детей:

«Общая физическая подготовка»- 15-17 лет

Организация образовательной среды:

* система занятий;

* участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях;

* организация, посещение  спортивно - массовых мероприятий.

Основные методы и формы работы:

* словесный рассказ;

*  наглядный показ, дидактический материал;

* теоретическая работа по «Основам знаний»;

* практическая работа, направленная на развитие кондиционных и координационных двигательных способностей школьников.

Ключевые понятия:

Физическая культура  – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
приобрести общую выносливость;
повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Юношеский возраст является чрезвычайно благоприятным периодом для направленного воздействия на функциональное развитие, двигательную подготовленность, психологическую и социальную адаптацию юношей.

Анатомо-физиологические и психические особенности юношей допризывного возраста

Юноши 16-18 лет (старшие школьники) приближаются по функциональным характеристике систем организма к взрослым людям. Это относится, прежде всего, к функциям вегетативных систем, все совершеннее обеспечивающих двигательную деятельность. Юноши в физическом развитии не только догоняют опередивших их в подростковом возрасте девушек, но и уходят вперед.

К семнадцати годам заканчивается формирование костной и мышечной систем. Если в подростковом периоде особенно быстро развивались мышцы сгибатели, то в 15 - 17 лет их догоняют в развитии разгибатели. Значительно увеличивается общая мышечная масса, достигая 40% от общей массы тела. Костная система приобретает достаточную прочность, что позволяет выдерживать высокие нагрузки. В химическом составе костей возрастает содержание солей кальция, фосфора и магния. Системы кровообращения и дыхания в юношеском возрасте достигают своего оптимального развития , что позволяет с успехом развивать такие физические качества как сила и выносливость .

Важно знать, что юношеский возраст характеризуется завершением процессов полового созревания (вплоть до 18-20лет). Эти процессы идут не синхронно возрасту. На сроки и ход полового созревания очень влияют, прежде всего, наследственные факторы, а также общее состояние здоровья, бытовые условия, характер питания. Все это обуславливает широкий (до 3-4 лет) диапазон различий в уровне биологического развития детей одного возраста, учет которых тренером имеет принципиальное значение.

В юношеском возрасте усиливается развитие коры больших полушарий головного мозга, а также связи между подкорными центрами и другими участками мозга. Нервные процессы протекают так же, как и у взрослых, улучшается корковый контроль, увеличивается приспособляемость к внешней среде. Условные рефлексы формируются быстро, корковые связи стабильны, повышается координация между первой и второй сигнальными системами.

В психологическом отношении юноши более уравновешены, чем подростки, они с пониманием относятся к требованиям тренера, однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство.

Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Ему постоянно, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой - требуют от него послушания. Неопределенность положения и предъявляемых требований по-своему преломляются в юношеской психике. Подобная двойственность приводит к возникновению желания освободиться от всякой опеки, самоутвердиться, показать себя самостоятельным, взрослым человеком. В этом кроются корни многих конфликтов и ссор с родителями, учителями, просто старшими по возрасту и, даже со своими сверстниками.

Что касается умственной деятельности то, как правило, умственные способности человека уже сформированы к 15-16 годам. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что юность — завершающий этап психического и физиологического формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, все это вместе взятое, резко активизирует ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Говорим ли мы о познании юношей собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или сверстниками — он особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных и усвоенных критериях и нормах.

Ожидаемые результаты:

Должны знать/ понимать:

      — роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
      — основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
      — способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
Должны уметь:

      — составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
      — выполнять  технические действия в спортивных играх;
      — выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
      — осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
       — соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
      — осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
Должны применять и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      — проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
      — включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
 

Формы контроля:

*  фронтальный опрос;

*  контрольный тест;

*  сообщения;

*  рефераты;

*  презентации;

*  участие в соревнованиях.

Компетенции:

*развитие коммуникативности, толерантности

* умение сравнивать, сопоставлять, анализировать знания и умения по физической культуре

5.Учебно-методическое обеспечение:

Основной формой организации дополнительного образования по физической культуре — занятия, направленные на развитие кондиционных и координационных двигательных способностей школьников с учётом индивидуальных двигательных особенностей.

1. Бондаренкова Т.В. , Коваленко Н.И. , Уточкин А.Ю. Поурочные планы для преподавателя физической культуры. Волгоград, изд. «Учитель»,2005г;

2.Погадаев Г.И.. Настольная книга учителя физической культуры. Москва, изд. «Просвещение», 2003;

3. Лях В.И. Тестовый контроль на уроках физической культуры в 5-9 классах. - Москва, изд. «Просвещение»,2007;  

4. Колусева Е.И. Физическая культура: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.- Волгоград, изд. «Учитель», 2006;

5. Киселёв П.А. Меры безопасности на уроках физической культуры. Волгоград, изд. «Экстремум», 2004;

6. Справочник учителя физической культуры. Киселёв В.П., Киселёва С.Б., - Волгоград, изд. «Учитель», 2007;

 7.Возрастная физиология и школьная гигиена. - Москва, изд. «Просвещение», 2004;

8. Журналы «Физическая культура в школе» за 2004- 2009 г.г.;

9. Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в IV – VI классах». М., « Просвещение», 1984; 10.Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в 9-10 классах», М., «Просвещение»,1987; 11.Богданов Г.П. «Уроки физической  культуры в    IV- VI классах», М., «Просвещение», 1979;

12.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена., М., «Просвещение», 1978;

13. Презентации:

- « Развитие кондиционных и координационных способностей школьников»;

- «Спортмедликбез»;

- « Олимпийское движение»;

- «Спортивные и подвижные игры, как элемент проведения досуга».

14. Коллекция документальных фильмов (DVD):

- « Сверхчеловек»;

- « Тело человека»;

- « Мужчина и женщина»;

- спортивный инвентарь;

- наглядные пособия;

- информационный материал;

- шаблоны;

- мультимедийные презентации.

6.Список основной литературы:

1. Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов

«Мой друг- физкультура» под ред. Ляха В.И.-  Москва, изд. «Просвещение», 2007;                    2.Учебник по физической культуре для учащихся 5,6,7 классов

под редакцией Виленского М.Я.  - Москва, изд. «Просвещение», 2007;

 3.Учебник по физической культуре для учащихся 10-11 классов

под редакцией В.И. Ляха, Л.Е. Любомирсого,  Г.Б. Мейксона. - Москва,

изд. «Просвещение» ,2002;

7.Оборудование:

№ п/п

Наименование объекта

(предмета)

Единица измерения

Количество

1

Велотренажер

шт.

1

2

Канат

шт.

1

3

Канат

шт.

1

4

Комплект лыж

шт.

5

5

Конь гимнастический

шт.

1

6

Маты гимн.

шт.

1

7

Маты гимн.

шт.

1

8

Маты гимнастические

шт.

4

9

Маты  гимнастические

шт.

2

10

Мостик гимнастический

шт.

1

11

Спортплощадка

шт.

1

12

Стойка для прыжков

шт.

1

13

Гранаты ученические

шт.

З

14

Крепление

шт.

15

15

Кубок

шт.

1

16

Лыжи

шт.

10

17

Палки лыжные

шт.

20

18

Перекладина,  турник

шт.

2

19

Сетка волейбольная

шт.

2

20

Сетка баскетбольная

шт.

2

21

Мяч баскетбольный

шт.

5

22

Мяч волейбольный

шт.

4

23

Мяч футбольный

шт.

2

24

Шест

шт.

1

25

Скакалка гимнастическая

шт.

10

26

Палка гимнастическая

шт.

15

27

Обруч гимнастический

шт.

4

28

Кегли пластик

шт.

10

Ресурсы интернет:

  1. http://www.olympichistory.info/index.htm Краткая история Олимпийского движения
  2. http://www.olympichistory.info/archive.htm
  3. http://www.olympichistory.info/all_mascots.htm Талисманы
  4. http://www.olympichistory.info/all_medals.htm Олимпийские медали
  5. http://www.google.com/custom?q=info@kes-basket.ru&sa.x=0&sa.y=0&safe=active&client=pub-3794288947762788&forid=1&channel=1975384696&ie=UTF-8&oe=UTF-8&hl=ru&cof=GALT%3A%23008000%3BGL%3A1%3BDIV%3A%23336699%3BVLC%3A663399%3BAH%3Acenter%3BBGC%3AFFFFFF%3BLBGC%3A336699%3BALC%3A0000FF%3BLC%3A0000FF%3BT%3A000000%3BGFNT%3A0000FF%3BGIMP%3A0000FF%3BFORID%3A1 КЭС - Баскет
  6. http://www.fizkult-ura.ru/node/75  Гибкость
  7. http://fizkult-ura.ru/node/700 Лечебная физическая культура
  8. www. kes-basket.ru  
  9. http://www.ofizkulture.ru/node/46  Общая физическая подготовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...

Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования

В статье содержится информация о практико-ориентированных технологиях в системе допобразования...

Единство образовательной и воспитательной среды в системе дополнительного образования/ГБУДО "БелОДДТ"электронный сборник материалов региональной научно - практической конференции "Наше наследие" 20 ноября 2020 года

Воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных  начал у обучающихся через  историю своего края и судьбу конкретного человека. является центром духовно-нравственного воспитания. ...

Опыт использования цифровой образовательной среды на занятиях в системе дополнительного образования

С 2019 года на базе СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр «Детско-юношеский центр «Открытие»» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Java-п...