Главные вкладки

    Алгоритм учебного занятия в системе дополнительного образования
    учебно-методический материал по теме

    Баньщикова Маргарита Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon algoritm_ucheb.zanyatiya.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алгоритм подготовки учебного занятия

    Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:

    Iэтап.   Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

    1. Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
    2. В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
      этапов?

      3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

      4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/

      5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

       6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих

    учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?

      7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для

    решения воспитательных и обучающих задач?

    2        этап.     Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
    строится модель будущего учебного занятия:

    • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
      обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
    • обозначение задач учебного занятия;

    •        определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;
    •   определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

     •   продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

    3        этап.    Обеспечение учебного занятия.

    а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала

    б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

    в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

    Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом  конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

    УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

    в учреждении дополнительного образования

    Приоритетной  функцией является  образовательная.   Что   такое  учебное занятие?

    * Возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в ДО.

    * Отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса - учебное занятие, в чём целевое назначение данной формы.

    * Существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приёмов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

    Традиционно занятием называют вес то время, которое педагог проводи! с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т. д.

    В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить нижеследующие их виды.

    Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по  преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить некоторые

    Я1ОВИДНОСТИ'

    1. Учебные занятия по передаче знаний.

    2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.

    3.   Учебные занятия закрепления знаний.

    4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

    5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

    6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний

    В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного  процесса,   oограниченная   временными   рамками,   предполагающая   специально  организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

    Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия,  которые в приоритете ставят цели формирования и

    развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того,  довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным

    ценностям, к примеру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило   не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

    Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
    представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
    «Поэтому учебные  занятие правомерно рассматривать « логике организации
    деятельности, выделяя
    цель, содержание,  способы,  результаты деятельности,

     также этапы  их достижения.

    В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид

    деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов  деятельности   учащихся:   восприятие   -   осмысление   -   запоминание  применение - обобщение - систематизация.

    1этап - организационный.

    Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

    настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

                  II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

    задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

    Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

    III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового

    содержания).

    Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

               IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

    1   Усвоение новых знаний и способов действии.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

    2. Первичная   проверка   понимания    Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

    3   Закрепление    знаний    и    способов    действуй     Применяют    тренировочные

    упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

    4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

    V этап – контрольный.  

    Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

    Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

    VI        этап - итоговый.

    Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

    перспективу последующей работы.

    Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

    VII        этап - рефлексивный.

    Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

    работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

    содержание и полезность учебной работы.

    VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если

    необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

    Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

    домашнего задания, логики дальнейших занятий.

                Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

    Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

    • комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоровительные);
    • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
      детского коллектива;
    • соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
    • наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
    • четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
    • наличие благоприятной психологической атмосферы;
    • активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
      включая каждого ребенка в деятельность);
    • полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

    Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёзная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"

    занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....

    "Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.

    Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....

    Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

    Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

    Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

    Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

    Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

    В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

    Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

    В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

    Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

    В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...