Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"
методическая разработка

Никитина Людмила Викторовна

Представленный методический материал направлен на отработку педагогами технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы построения учебного занятия в системе учреждения дополнительного образования

Семинар-практикум

Никитина Людмила Викторовна,

методист,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО Городской Дворец творчества

«Академия талантов»,

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Цель: отработка педагогами дополнительного образования технологии моделирования учебного занятия.

Задачи:

  • вспомнить типы и виды занятий, требования, предъявляемые к современному занятию;
  •  обучить чётко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи;
  • закрепить структуру построения учебных занятий по вокалу и хореографии,
  • способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в учебном процессе.

Форма проведения: практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы педагогов; ноутбук, презентация; экран.

Ход проведения мероприятия

Организационный момент

Педагоги делятся на подгруппы: 3 подгруппы – педагоги-вокалисты и 3 подгруппы – педагоги-хореографы, рассаживаются за столы.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и плодотворный диалог.

- Сегодня на семинаре-практикуме мы вспомним типы, виды, формы занятий, требования, предъявляемые к современному занятию, а также методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования. Просьба быть внимательными, т.к. по окончании нашего семинара-практикума будет небольшое тестирование.

- Итак, учебное занятие в системе дополнительного образования рассматривается как:

  • модель деятельности педагога и детского коллектива;
  • форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками и предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;
  • время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной и досуговой деятельностью.

- Какова же система требований, предъявляемых к современному занятию?

  • На занятии реализуется единство обучения, воспитания и развития обучающихся.
  • Занятие разрабатывается в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.
  • Тема занятия должна совпадать с учебным планом дополнительной общеобразовательной программы.
  • На занятии предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа обучающихся в парах и группах. На занятии предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста обучающихся и типа занятия.
  • На занятии используются педагогические технологии, способствующие развитию обучающихся и не наносящие вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
  • Занятие может быть реализовано с помощью дистанционных технологий и электронного обучения.
  • На занятии может использоваться условно изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.). Средства обучения используются целесообразно с учетом направленности дополнительной общеобразовательной программы, возраста обучающихся и уровня их развития.
  • Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей обучающихся.
  • На занятии создаются условия, а также учитываются особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов.
  • На занятии формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
  • На занятии обеспечивается положительная учебная мотивация, в том числе формирование учебно-познавательных мотивов.
  • На занятии организовывается сотрудничество педагога и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество учащихся друг с другом. Стиль общения используется гибкий с преобладанием демократичного. На занятии создается благоприятный психологический климат.

- Итак, учебное занятие – это форма организации учебного процесса, которая предполагает специально организованное педагогом обучение детей.

Основные требования к построению современных учебных занятий - это:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных педагогических средств обучения;
  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

- Какие же существуют типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время?

Выделяются 5 типов занятия, различных по своей структуре. Это:

1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний – это подача нового материала; усвоение новых знаний учащимися, овладение теоретическим материалом.

2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний – главная цель: повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания;

3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков – это постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

4. Занятие применения полученных знаний, умений и навыков – это прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенные знания;

5. Комбинированное занятие – данное занятие характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении; изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний.

- Выделяют следующие виды учебных занятий:

  • обучающие занятия – это обучение и научение учащихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету;
  • общеразвивающие занятия – это формирование и развитие определенных личностных качеств ребёнка;
  • воспитательные занятия – направлены на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, на приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

- По форме организации, занятия делятся на традиционные и нетрадиционные.

Практическое задание 1

Педагогам на столы раздаются листы А-4, на которых написаны формы организации задач (традиционные и нетрадиционные) и конверты с листочками с написанными на них формами организации занятий. Педагогам необходимо поработать в группах, и распределить формы организации детской деятельности на два столбика.

Правильность ответов сверяется со слайдом.

- Знание типов, видов, форм и особенностей каждого этапа занятия, владение методиками их организации позволяют педагогу дополнительного образования целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению занятия.

- Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят? Как развить интерес к учебному предмету? Что же является главным при подготовке учебного занятия? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога.

- Проектирование и проведение занятия – процесс творческий. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации.

- На каждом столе перед Вами лежат таблички «Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования». Обратите на них внимание.

-  Модель учебного занятия любого типа делится на 3 блока: подготовительный, основной и итоговый.

- Все эти три блока представлены в виде последовательности следующих этапов.

В подготовительный блок учебного занятия входят 2 этапа: организационный и проверочный этапы.

1. организационный этап – это организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания учащихся;

2. проверочный этап – это проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

В основной блок учебного занятия входят 6 этапов: подготовительный этап, этап усвоения новых знаний и способов действий, этап первичной проверки понимания изученного, этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение на практике, этап обобщения и систематизации знаний и контрольный этап.

3. подготовительный этап – это сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям);

4. этап усвоения новых знаний и способов действий – это использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей;

5. этап первичной проверки понимания изученного – это применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием;

6. этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение на практике – это применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми;

7. этап обобщения и систематизации знаний – это использование бесед и практических заданий в работе с детьми;

8. контрольный этап – это использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) для проверки усвоения изучаемого материала учащимися.

В итоговый блок учебного занятия входят 3 этапа: итоговый, рефлексивный и информационный этапы.

9. итоговый этап – на данном этапе педагог совместно с детьми подводит итог занятия;

10. рефлексивный этап – это самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы, содержания и полезности учебной работы, психологического состояния, причин некачественной работы;

11. информационный этап – это подача информации о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по его выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

- Педагог вправе варьировать этапы занятия, но основные блоки в занятии должны присутствовать всегда.

Практическое задание 2

Каждой группе педагогов раздается лист А-4 с перечисленными на нём в разброс этапами занятия. Необходимо ранжировать и выстроить правильную последовательность структуры занятия по вокалу и по хореографии.

Каждый этап оглашается педагогами-вокалистами и педагогами-хореографами поочерёдно. Проверка правильности структуры занятий демонстрируется на слайде.

Структура занятия по вокалу:

  1. Организационный момент, краткое сообщение педагогом темы занятия; постановка перед учащимися целей и задач 
  2. Упражнения на формирование голосовых качеств, на распевание
  3. Работа над выработкой певческого дыхания
  4. Работа над усовершенствованием дикции и артикуляции
  5. Повторение пройденного материала
  6. Работа над разучиванием репертуара
  7. Работа над образом и характером разучиваемого произведения
  8. Проведение смысловой рефлексии
  9. Подведение итога занятия, высказывание педагогом своих пожеланий, оценка работы группы и каждого обучающегося на занятии

Структура занятия по хореографии:

  1. Организованный вход в зал, поклон педагогу и концертмейстеру
  2. Опрос учащихся об их физическом самочувствии и степени готовности к занятию
  3. Краткое сообщение педагогом темы занятия; постановка перед учащимися целей и задач 
  4. Разминка
  5. Повторение и закрепление пройденного материала
  6. Изучение нового материала, объяснение педагога, включающее показ основных этапов предстоящей работы
  7. Репетиционно-постановочная деятельность
  8. Проведение смысловой рефлексии
  9. Подведение итога занятия, высказывание педагогом своих пожеланий, оценка работы группы и каждого обучающегося на занятии
  10. Организованный выход из зала

- Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей.

- При планировании занятия по вокалу педагогу необходимо помнить, что вся работа должна быть направлена на развитие музыкальных способностей детей, поддержание интереса к вокальному творчеству, овладение вокально-техническими навыками.

Занятия по вокалу помогают учащимся стать свободными и артистичными. Все формы работы подчинены задаче – научить детей петь, и петь профессионально, чтобы голос был красивый, подвижный, полетный и пластичный.

На вокале педагог работает над чистотой интонации, а для этого нужно выработать координацию слуха и голоса, работать над формированием четкой и выразительной дикции, ясной артикуляции, укреплением певческого дыхания. И, конечно же, на занятиях вокалом нарабатывается репертуар – учебный, концертный, конкурсный.

- Педагогу-хореографу, необходимо помнить, что построение занятия по хореографии определяется 4 условиями:

• соразмерностью отдельных частей занятия;

• подбором упражнений и последовательностью выполнения;

• чередованием нагрузки и отдыха;

• составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия по хореографии может меняться.

Для освоения материала в хореографии используют выполнение различных упражнений, которые нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека. Без правильно организованных упражнений невозможно дополнить полученные знания необходимыми практическими умениями и навыками, опытом творческой деятельности и таким образом реализовать воспитательные задачи образования. Поэтому, систематические упражнения являются надежным методом успешного учебного труда. Именно здесь формируются умения использовать теорию на практике и тем самым закреплять и углублять знания, полученные в ходе бесед, дискуссий и тому подобное.

- Как известно, любое занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – лежит ориентир на его предполагаемые результаты.

- Цель занятия должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой.

- Правильно сформулированная цель помогает сформулировать учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии.

Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Их необходимо ставить с учётом возрастных особенностей учащихся, учебной подготовленности, воспитанности и развития детей. Задачи делятся на 3 группы:

  • образовательные - направлены на усвоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков;
  • развивающие - направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребёнка;
  • воспитательные - направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций.

- Все эти три группы задач обязательно должны присутствовать и быть реализованы в ходе занятия.

- Стоит обратить внимание на написание окончаний в постановке целей и задач.

Цели: формирование, расширение, развитие, воспитание- все эти слова – это существительные, имеющие окончание –ИЕ.

Задачи: познакомить, обобщить, формировать- все эти слова – это глаголы, оканчивающиеся на –ИТЬ, -АТЬ.

Практическое задание 3

На столах у каждой подгруппы педагогов раздаются листы А-4 (вагончики), на каждом из которых написаны группы задач (образовательные, развивающие, воспитательные). Педагоги по очереди вытаскивают из конверта листочки с написанными на них определениями задач, совещаются между собой и соотносят их с определённой группой (кладут в кармашек к данному вагончику).

Проверка правильности соотнесения задач демонстрируется на слайде.

Практическое задание 4

Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их профилю деятельности. Каждая группа получает карточку (лист А-4) с указанием темы занятия. В течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия, продумать форму проведения занятия.

Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).

Предлагаемые темы:

  1. «Demi-plie, Grand- plie»
  2. «Координация движений»
  3. «Простые танцевальные рисунки»
  4. «Чёткая дикция и артикуляция в произведении»
  5. «Чистота интонации в произведении»
  6. «Музыкальные жанры»

- Подведём итоги нашего мероприятия.

  1. Занятие – это структурный элемент образовательного процесса, это форма организации учебно-воспитательного процесса, характерная для системы дополнительного образования и направленная на:
  • решение конкретной дидактической цели;
  • реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач;
  • получение ребёнком опыта творчества в определённой области человеческой деятельности.
  1. Занятие – это своеобразная лаборатория, где происходит развитие личности ребёнка.
  2. В ходе занятия совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога.
  3. В занятии проецируется система преобразований, предусмотренных концепцией модернизации образования.

- Стоит отметить, что голос педагога – мощный инструмент воздействия. Успешное ведение любого занятия на 50% зависит от голосовых связок. Различные стороны звучания голоса только усилят эффект успешности. А пластика тела, поза, жесты, осанка, движения неразрывно связаны с мимикой лица и речью педагога, что свидетельствует о богатстве выразительного мира педагога.

- Педагог должен быть примером для своих учащихся, решать поставленные задачи, определять цели, и в соответствии с ними грамотно выбирать методы показа.

- Творческий педагог будет пользоваться разнообразными приемами обучения, выразительными средствами, которые помогут вести занятия ярко и интересно.

Проверка знаний педагогов

- Подходит к концу наш семинар-практикум. Предлагаем вам пройти небольшое тестирование. Наведите Ваши смартфоны на QR-код (на слайде) и отсканируйте его. Откроется тест, на вопросы которого Вы должны ответить. Ваши ответы автоматически будут высвечиваться на экране.

Педагоги, правильно ответившие на все вопросы, получают поощрительные призы.

Рефлексия для педагогов «Ментиметр»

- Отсканируйте QR-код и ответьте на вопрос: Каким было для Вас сегодняшнее общение? На слайде представлены следующие ответы: СКУЧНЫМ, ДРУЖЕЛЮБНЫМ, НЕОБЫЧНЫМ, АКТИВНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ, ПОЛЕЗНЫМ.

Педагоги выбирают один ответ.

- Мы надеемся, что сегодняшний семинар был Вам полезен и полученная информация пригодится Вам при разработке Ваших занятий! Благодарим за внимание!

Интернет-источники:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sovremennogo-zanyatiya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey/viewer 
  2. https://infourok.ru/tipi-i-struktura-uchebnih-zanyatiy-detskih-obedineniy-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-2471302.html 
  3. http://ddt-dobrodetel.ru/zanyatiya-v-uchrezhdeniyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya 
  4. http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/plan-uroka-vokala
  5. http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».

Выступление методиста МКОУДОД ЭБЦ Горлановой Н.А.Уважаемые коллеги, на протяжении двух лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились проектировать учебные занятия, пр...

разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"

занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....

"Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.

Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

Семинар-практикум для педагогов "Учебное занятие в системе дополнительного образования"

Представленный материал направлен на отработку педагогми технологии моделирования учебного занятия в дополнительном образовании....