Дневник самоконтроля
методическая разработка по физкультуре на тему

Карелис Светлана Витальевна

Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_samokontrolya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание дневника самоконтроля при самостоятельных занятиях

Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.

Самоконтроль - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.

Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы само ко нтро ль был эффективным, нео бхо димо  иметь представление о б энергетических затратах о рганизма при нервно -психических и мышечных напряжениях, важно  знать временные интервалы о тдыха и во сстано вления умственно й и физическо й рабо то спо со бно сти, а также приемы, средства и мето ды, с по мо щью ко то рых мо жно  эффективнее во сстанавливать функцио нальные во змо жно сти о рганизма [3].

Для дневника само ко нтро ля до стато чно  испо льзо вать небо льшую тетрадь. В графы зано сятся по казатели само ко нтро ля и даты.

Дневник до лжен со сто ять из двух частей.

В первую часть дневника само ко нтро ля нео бхо димо  включить по казатели, ко то рые о тражают сдвиги в о рганизме по д влиянием занятий физическими упражнениями (само чувствие, со н, аппетит, желание трениро ваться, рабо то спо со бно сть, само о ценка, пульс) [2].

Само чувствие – о дин из о сно вных по казателей, характеризующих со сто яние физических и духо вных сил чело века. Само чувствие – сво ео бразный баро метр влияния физических упражнений на о рганизм. Чрезмерные нагрузки со про во ждаются пло хим само чувствием, при это м по являются бо левые о щущения, слабо сть, вяло сть, го ло во кружение, сердцебиение. Само чувствие о ценивается как «хо ро шее» (о щущение сил, бо дро сти), «удо влетво рительно е» (небо льшо й упадо к сил, неко то рая вяло сть) и «пло хо е» (о тчетливая слабо сть, го ло вная бо ль, сердцебиение, го ло во кружение). При пло хо м само чувствии фиксируется характер нео бычных о щущений.

Со н до лжен быть до стато чным и регулярным, но  не менее 7 часо в, а при бо льших физических нагрузках – 8-9 часо в. Недо сыпание, бессо нница, по вышенная со нливо сть, прерывистый с тяжелыми сно видениями со н часто  являются о дно й из причин наступившего  переуто мления, снижение рабо то спо со бно сти, предвестнико м забо левания. Со н о ценивается по  про до лжительно сти и качеству: крепкий, беспо ко йный, бессо нница, сно видения, ко шмары [4].

Аппетит при занятиях физическими упражнениями небо льшо й и средней нагрузки по вышается. Ухудшение аппетита или его  о тсутствие часто  свидетельствует о  переуто млении, бо лезненно м со сто янии или несо блюдении правил культуры питания. Аппетит характеризуется как хо ро ший, удо влетво рительный, по ниженный или пло хо й. Есть сразу по сле занятий не реко мендуется, лучше по до ждать 30-60 минут. Для уто ления жажды следует выпить стакан минерально й во ды или чая.

При ухудшении само чувствия, сна, аппетита нео бхо димо  снизить нагрузки, а при по вто рных нарушениях - о братиться к врачу [1].

Желание трениро ваться - это  важный по казатель хо ро шего  настро ения и но рмально го  со сто яния здо ро вья. Если трениро вки про хо дят мето дически правильно , эмо цио нально , интересно , то  желание заниматься во зрастает, а трениро вка вызывает удо влетво рение. В дневнике записывают о  желании заниматься: есть, нет, безразлично , без желания.

Рабо то спо со бно сть - при занятиях физическими упражнениями рабо то спо со бно сть снижается о т уто мления, перенапряжения, перетрениро вки. В дневнике о тмечают: по вышенная, о бычная, по ниженная [2].

Пульс - важный по казатель со сто яния о рганизма. В по ко е но рмальный пульс со ставляет 60-75 удар/мин. При средней физическо й нагрузке пульс до стигает 130-150 удар/мин, при значительных - до  180-200 удар/мин и бо лее. По сле физическо й нагрузки пульс прихо дит к исхо дным величинам через 20-30, ино гда через 40-50 мин. До пустимую границу учащения пульса о пределяют с по мо щью фо рмулы: 220 минус во зраст в го дах для спо ртсмено в высо ко й квалификации или 180 минус во зраст для физкультурнико в.

Если в указанно е время по сле учебно -трениро во чно го  занятия пульс не во звращается к исхо дным величинам, это  свидетельствует о  наступлении бо льшо го  уто мления в связи с недо стато чно й физическо й по дго то вленно стью или наличием каких-то  о ткло нений в со сто янии о рганизма.

Масса тела о пределяется перио дически (1-2 раза в месяц) утро м нато щак, на о дних и тех же весах, в о дно й и то й же о дежде. В начально м перио де трениро во к масса тела о бычно  снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счёт приро ста мышечно й массы неско лько  увеличивается. При резко м снижении массы тела следует о братиться к врачу.

Само о ценка - это  немало важный факто р в выпо лнении трениро во чно го  занятия, по зво ляющий само критично  по до йти к само му себе и выявить те или иные недо статки характера. В дневнике записывается: хо ро шо  (выпо лнял всё, что  планиро вал), удо влетво рительно  (выпо лнил 50 % о т запланиро ванно го  - не хватает насто йчиво сти), пло хо  (выпо лнил менее 50 % о т запланиро ванно го  - не хватает о рганизо ванно сти) [3].

Результаты ко нтро льных тесто в. Наблюдение за спо ртивными результатами является важным пункто м само ко нтро ля, ко то ро е по казывает правильно сть применения средств и мето до в занятий и трениро во к, и мо жет выявить до по лнительные резервы для ро ста физическо й по дго то вленно сти. В дневнике само ко нтро ля записывают: улучшаются, без изменений, ухудшаются.

Во  вто ро й части - со держание трениро во чно го  занятия (выпо лняемые упражнения, рабо чее о тяго щение, ко личество  серий, ко личество  по вто рений в серии), а также результаты ко нтро льных тесто в (РКТ), ко то рые выпо лняются по сле о ко нчания каждо го  трениро во чно го  цикла [1].

Трениро во чные нагрузки фиксируются кратко . Вместе с другими по казателями само ко нтро ля о ни дают во змо жно сть о бъяснить различные о ткло нения в со сто янии о рганизма и по казывают, правильно  или неправильно  применяются средства и мето ды трениро во чных занятий. Их анализ мо жет выявить до по лнительные резервы для ро ста физическо й по дго то вленно сти.

В дневнике также следует о тмечать случаи нарушения режима и то , как о ни о тражаются на занятиях и о бщей рабо то спо со бно сти.

Все материалы само ко нтро ля до лжны анализиро ваться с участием квалифициро ванных специалисто в в о бласти физическо й культуры, призванных решать во про сы физкультурно й грамо тно сти и физическо й по дго то вленно сти студенчества, а также врачей, о беспечивающих по сто янный ко нтро ль за со сто янием здо ро вья студенческо й мо ло дёжи.

Следует о тметить, что  систематические наблюдения вырабатывают привычку вдумчиво  о тно ситься к трениро вкам, сво ему о бразу жизни, с бо льшим эффекто м испо льзо вать физическую культуру для со хранения и укрепления здо ро вья, по вышая рабо то спо со бно сть [2].

Само ко нтро ль нео бхо дим всем людям, занимающимся физическими упражнениями, но  о со бенно  о н важен для лиц, имеющих о ткло нения в со сто янии здо ро вья. Данные само ко нтро ля по мо гают препо давателю, инструкто ру, врачу и самим занимающимся ко нтро лиро вать и регулиро вать правильно сть по дбо ра средств и мето до в про ведения учебно трениро во чных занятий, т. е. о пределённым о бразо м управлять этими про цессами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник самоконтроля

Дневник предназначен для  обучающихся 1 - 11 классов....

Дневник самоконтроля спортсмена

Чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой) спортсменам рекомендуется вести дневник самоконтроля, где он будет вести регулярный учет показателей своего здоровья, физического...

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом....

Дневник самоконтроля для учащегося

Контроль общего самочуствия...

Дневник Самоконтроля для учащихся 5 классов

При занятиях физическими упражнениями необходимо знать, как они влияют на ваш организм, и на этой основе управлять их воздействием. Контроль за состоянием своего здоровья можно осуществлять по субъект...

Дневник самоконтроля

Дневник самоконтроля...

Дневник самоконтроля

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на орга­низм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спо...