ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В СРЕДНЕГОРЬЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
опыты и эксперименты по физкультуре (8 класс) на тему

Онищенко Татьяна Николаевна

Спортивное ориентирование – это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которую нанесена дистанция быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах (КП).

Соревнования требуют от участника делать все быстро и точно, поддерживать высокую скорость бега, бороться с нервной и психической усталостью, преодолевать сомнения, трезво контролировать обстановку и принимать правильное решение. Нелегкий труд спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требует развитых волевых качеств.

Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.

Рассматривая вопрос о тренированности ориентировщиков, необходимо выяснить не только физиологическое состояние при различных физических нагрузках, но и  психологическое соответствующее этому состоянию. Потому что, как ни в каком другом виде спорта в спортивном ориентировании составляющими успеха в равной степени являются психическое и физическое состояние спортсменов.

Актуальностью темы является то, что для достижения поставленной цели спортсмену приходится решать  различные задачи. Главные из них: всестороннее физическое развитие, овладение техникой и тактикой, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

В теории и практике спорта имеются работы, определяющие взаимозависимость физической нагрузки, выполняемой в течение годичного цикла тренировки и результата. Однако увеличение объема циклической нагрузки на современном этапе тренировки подходят к пределу.

Предельные нагрузки по объему работы часто приводят к травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата. В связи с этим возрастает значимость применяемых средств тренировки, их чередование, волнообразность выполняемой нагрузки,  интенсивность и условия, в которых выполняются нагрузки.

Выдвинем такую гипотезу как, тренировки в условиях среднегорья с меньшим объемом выполняемой работы должны дать такой же эффект повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, как и на равнине.

Отсюда поставим цель. Определить правильность гипотезы о целесообразности применения тренировок в условиях среднегорья в подготовке спортсменов-ориентировщиков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

-  -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «Родник»

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В СРЕДНЕГОРЬЕ НА

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Выполнила

ОНИЩЕНКО Т.Н.

Майкопский район

ЦДЮТЭ «Родник»

руководитель детского объединения

«Спортивное ориентирование»

                           

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                3

ГЛАВА 1. Обзор литературы. Влияние тренировок в среднегорье                

на  работоспособность спортсменов-ориентировщиков.

  1. Характеристика спортивной работоспособности         

            в среднегорье.                                                        7

  1. Тренировка в условиях среднегорья и ее влияние

            на работоспособность.                                                 10

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования.

2.1.      Задачи исследования.                                                14

2.2.      Методы исследования.                                                14

  1. Организация исследования.                                        16

ГЛАВА 3.  Обсуждение результатов исследования.                                18

                        

ВЫВОДЫ                                                                                        22

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                                                22

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                        23

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                26

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование – это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которую нанесена дистанция быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах (КП). Ориентирование на местности – сугубо индивидуальный вид спорта. Спортсмен действует на дистанции в одиночку, в не поля зрения тренера и товарища по команде. В ходе соревнования никто не может и не должен помогать или мешать ориентировщику.

Соревнования в спортивном ориентировании связаны с необходимостью решения различных задач: выбор рационального пути движения, определение расстояний на карте и на местности, сличение карты с местностью, «взятие» КП и т.д.

Соревнования требуют от участника делать все быстро и точно, поддерживать высокую скорость бега, бороться с нервной и психической усталостью, преодолевать сомнения, трезво контролировать обстановку и принимать правильное решение. Нелегкий труд спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требует развитых волевых качеств. Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.

По своей психологической структуре ориентирование на местности включает такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание.

Главное достоинство спортивного ориентирования состоит в том, что оно представляет собой такой вид целеустремленной деятельности, который отражает одну из основных тенденций современной человеческой культуры – органическое сочетание умственного и физического начал.

Ориентирование – вид спорта для всех возрастов. В соревнованиях на равных могут состязаться участники в возрасте от 20 до 40 лет. Иногда этот возрастной диапазон бывает больше. Правилами соревнований по ориентированию предусмотрено деление участников на возрастные группы от 10 до 90 лет.

Второе достоинство – это исключительно оздоровительный характер. Разумеется, почти все виды спорта могут оказывать благотворное влияние на здоровье человека. Но с оздоровительной точки зрения ориентированию нет равных. И прежде всего потому, что бег осуществляется с умеренной нагрузкой (ЧСС 140-160 уд/мин). Ориентировщик не может бежать в  высоком темпе, так как это приведет к ошибкам и к снижению результатов. Кроме того, соревнования всегда проходят в «кислородной подушке» лесной растительности. [23]

Рассматривая вопрос о тренированности ориентировщиков, необходимо выяснить не только физиологическое состояние при различных физических нагрузках, но и  психологическое соответствующее этому состоянию. Потому что, как ни в каком другом виде спорта, в спортивном ориентировании составляющими успеха в равной степени являются психическое и физическое состояние спортсменов.

Уместно вспомнить и слова С.Л. Рубенштейна, выдающегося советского психолога, что физиологическое и психическое  - это одна и та же рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях, и что психологическое исследование деятельности является логическим продолжением его физиологического исследования.

Искусственное разделение изучения закономерностей физического воспитания между научными дисциплинами приводит к множеству дублирований (например, утомление рассматривается в физиологии,  психологии, гигиене, врачебном контроле) к противоречиям в трактовке ряда положений, упускаются из вида многие факты, добытые в смежных научных дисциплинах.

Между тем, как отмечает Б.Ф. Ломов, в объяснении поведения в целом любая физиологическая теория, игнорирующая психические, остается односторонней. [10]

Этот вывод в полной мере соответствует рассматриваемому виду спорта.

Актуальность. Для достижения поставленной цели спортсмену приходится решать  различные задачи. Главные из них: всестороннее физическое развитие, овладение техникой и тактикой, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

В теории и практике спорта имеются работы, определяющие взаимозависимость физической нагрузки, выполняемой в течение годичного цикла тренировки и результата. Однако увеличение объема циклической нагрузки на современном этапе тренировки подходят к пределу.

Предельные нагрузки по объему работы часто приводят к травмам и заболеваниям. В связи с этим возрастает значимость выбора применяемых средств тренировки, их чередование, волнообразность выполняемой нагрузки,  интенсивность и условия, в которых выполняются нагрузки.

Новизна. В ранее опубликованных работах Огородникова Б.И. (1978) [16], Зубкова С.А. (1975) [8], Богатова С.Ф. (1971) [5], Акимова Б.Г. (1987) [1], Максименко Г.З. (1983) [13], Приймак Е.С. (1976) [19],   Иванова Е.И. (1985) [9], Васильева Н.Д. (1981) [6], Изопа Э.В. (1975) [11],  Лосева А.С. (1984) [12], Новокрещенова В.В. (1985) [15], Мартынова В.С. (1986) [14], Шолиха М. (1965) [25] и многих других специалистов, занимавшихся вопросами спортивной тренировки, практически не упоминается проблема подготовки в условии среднегорья.

Гипотеза. Тренировки в условиях среднегорья с меньшим объемом выполняемой работы могут дать такой же эффект повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, как и на равнине.

Цель. Определить эффективность подготовки спортсменов-ориентировщиков в условиях среднегорья (достижение максимальных результатов при некотором снижении нагрузки).

ГЛАВА I.

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ  В   СРЕДНЕГОРЬЕ

Физическая работоспособность человека снижается по мере подъема на высоту. Увеличение кислородного долга – одна из главных причин снижения показателей спортивной работоспособности и выносливости человека в горах, особенно при выполнении физических упражнений субмаксимальной и большой мощности. [20] Прежде всего, и, главным образом, это касается аэробной работоспособности (выносливости), снижение которой отмечается уже на высоте 1200м. В этом отношении нет никаких различий между тренированными и нетренированными людьми. Как у тех, так и у других в начале пребывания в горах работоспособность снижается примерно одинаково по отношению к равнинному уровню. На значительной высоте симптомы горной болезни столь же часто и даже в более выраженной степени наблюдается у спортсменов. [20, 24]

Мышечная сила и мощность, а также координация движений при кратковременных максимальных усилиях практически не изменяются при подъеме в горы или при дыхании газовой смесью с низким содержанием кислорода. Так же на высоте из-за сниженной плотности воздуха результаты на спринтерских дистанциях могут быть даже выше, чем на уровне моря (Результаты Олимпийских игр в Мехико 1968 года).

Но восстановительные процессы в организме протекают на высоте замедленно. Из-за этого повторное выполнение даже кратковременных упражнений в этих условиях вызывает более быстрое наступление утомления (снижение работоспособности), чем на уровне моря. [20]

Скорость восстановления работоспособности зависит от состояния тренированности спортсменов, их горного стажа, характера двигательной деятельности в период пребывания в среднегорье, особенностей вида спорта. Сравнительно быстро повышается работоспособность в скоростно-силовых упражнениях, выполняемых в течение нескольких секунд.

Одним из важных механизмов адаптации и мышечной деятельности в начальный период пребывания в горной местности  является увеличение альвеолярной вентиляции сверх исходных показателей.

Процесс адаптации к мышечной деятельности в среднегорье проходит ряд этапов, характеризующихся вначале понижением, а затем постепенным возрастанием спортивной работоспособности (в ряде случаев до исходного состояния и даже выше). [17, 24]

Результаты в спортивных упражнениях с предельной интенсивностью и продолжительностью более 1-й мин. на среднегорье ниже. Исключения составляют относительно непродолжительные упражнения, на результат которых большое влияние оказывает величина сопротивления воздух. Снижение физиологических возможностей спортсмена в этих упражнениях компенсируется улучшением механических условий их выполнения, чем продолжительнее упражнение, тем значительнее снижение результата. Чем больше высота, тем сильнее падение физической аэробной работоспособности, идущее параллельно с уменьшением МПК. Снижение аэробной  производительности является главной причиной уменьшения выносливости на среднегорье. В связи со снижением работоспособности переносимая интенсивность тренированных нагрузок с высотой уменьшается.

По мере развития механизмов, адаптирующих организм человека к высотной гипоксии, улучшается, хотя и не очень значительно и не во всех случаях, его физическая работоспособность на данной высоте. При этом для адаптации к выполнению более продолжительных упражнений на высоте требуется и более длительный период акклиматизации. Чтобы достигнуть хорошего результата на высоте 2000 м и больше в упражнениях  субмаксимальной и максимальной мощности, необходим минимальный период акклиматизации (не менее 2-х недель).

Высокий уровень работоспособности сохраняется в течение некоторого времени и после возращения спортсменов в условия равнины. Как показали специальные наблюдения, во многих случаях спортсмены после тренировок в среднегорье устанавливали в условиях равнины личные и мировые рекорды. [17, 20, 24]

1.2. ТРЕНИРОВКА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

Важное значение в подготовке спортсменов имеют тренировки в условиях среднегорья на высоте 1500-2500 м над уровнем моря.

Некоторые специалисты еще скептически относятся к тренировке в условиях среднегорья для повышения функциональных возможностей и спортивных достижений.

Для того, чтобы решить вопрос о перспективах тренировки в среднегорье, необходимо рассмотреть ряд положений.

1. Важными специфическими принципами спортивной подготовки являются постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований, цикличность и волнообразность тренировочного процесса.

2.Повышение тренировочных требований осуществляется путем увеличения тренировочных нагрузок.

Повышать тренировочные нагрузки можно двумя путями:

а) увеличением внешних параметров и объема работы, ее интенсивности, скорости, целостности или работоспособности выполнения элементов и комбинаций, вызывая соответствующие сдвиги внутренних (биологических) показателей;

б) непосредственное воздействие на внутренние показатели, затрудняя или облегчая деятельность отдельных органов и систем (фармакологические препараты, барокамеры, маски, дыхательные смеси и т.п.). [25, 21]

Тренировка в среднегорье дает возможность одновременно идти двумя путями, используя суммарное воздействие климатических факторов, рельефа местности и внешних параметров тренировочных нагрузок на организм спортсмена.

В процессе тренировки в среднегорье спортсмен может достаточно успешно варьировать величину тренировочных нагрузок, создавая то  затрудненные, то облегченные условия за счет использования рельефа местности.

Вопрос об использовании тренировки в среднегорье для повышения спортивной работоспособности на равнине нуждается еще в научном обосновании. За последние годы накоплен большой фактический и экспериментальный материал, который позволяет утверждать, что тренировка в среднегорье достаточно эффективна для высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта.

Рост спортивных достижений в последующий период на равнине связан с более высоким уровнем выносливости спортсменов, который складывается из повышения производительности аэробных и анаэробных источников энергообеспечения, повышения устойчивости к гипоксии, повышения общей и специальной резистентности организма к действию различных неблагоприятных факторов. [21]

Повышенный уровень выносливости помогает сохранить высокую работоспособность до последних минут каждой дистанции, до конца соревнований, лучше использовать имеющиеся скоростно-силовые и тактико-технические навыки.

В среднегорье разреженность атмосферы позволяет выполнять многие упражнения значительно быстрее и мощнее, что дает возможность развить высокую скорость движения, испытать новые ощущения и выработать нервно-мышечные связи, которые потом воспроизводятся в привычных равнинных условиях.

Эффект тренировки в условиях среднегорья зависит от уровня тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых в различные дни пребывания в горах, и влияния климатических факторов, главными из которых являются парциальное давление кислорода, температура и влажность воздуха.

На средних (1500-2500 м) и больших (свыше 2800 м) высотах важнейшим этапом горной тренировки является фаза острой акклиматизации. Чем быстрее она проходит у спортсменов, тем значительнее эффект повышения спортивной работоспособности в период реакклиматизации. Молодые, не имеющие горного стажа спортсмены, реагируют на комплекс климатических факторов и тренировочных нагрузок в течение 8-10 дней значительным повышением легочной вентиляции, частоты и глубины дыхания, повышение ЧСС. Поэтому для обеспечения нормального развития процесса адаптации, не доводя организм до явлений дезадаптации, необходимо  в первые дни пребывания в горах снизить интенсивность тренировочной нагрузки.

Опытные спортсмены с большим горным стажем, высоким уровнем тренированности реагируют на климатический комплекс и физическую нагрузку меньший период времени – 3-4 дня. Этим объясняется тот факт, что эффект использования среднегорья в период реакклиматизации выражен у них значительно меньше. Следовательно, в первые дни акклиматизации при повторных выездах в горы им следует снижать интенсивность тренировочной нагрузки в меньшей степени. Однако в этом случае может возникнуть состояние перенапряжения, получившее название «второй волны акклиматизации», наблюдаемой на 13-17-й дни пребывания в горах, что иногда приводит к снижению спортивных достижений в период реакклиматизации. [21]

По-видимому, выход из этого положения заключается в следующем. При проведении тренировки в среднегорье без снижения объемов работы и интенсивности тренировочных нагрузок необходимо уменьшить срок пребывания в горах до 10-14 дней.

Фазовая динамика проявления высокой спортивной работоспособности связана во многом с уровнем тренировочных нагрузок во время всего периода тренировки в среднегорье. Объемная, невысокой интенсивности тренировочная работа значительно уменьшает колебания работоспособности в период реакклиматизации; тренировочная работа высокой интенсивности увеличивает колебания, а в некоторых случаях значительно смещает приведенные выше усредненные сроки.

При использовании тренировки в среднегорье для повышения спортивных  результатов в условиях равнины не нужно формировать в горах нового стереотипа, соответствующего условиям среднегорья. Поэтому следует рекомендовать сроки тренировки 1,5-3,5 недели, что недостаточно для его формирования. В этом случае восстановление в период реакклиматизации произойдет быстрее и полноценнее, и будет способствовать достижению высоких спортивных результатов в привычных условиях. Это еще раз говорит о том, что не следует удлинять сроки пребывания в горах.

При тренировке в среднегорье важное значение приобретает комплексный контроль, который помогает вовремя диагностировать состояние спортсменов и избежать перенапряжений. Тренировка в горах продолжительностью 4-5 недель с достаточной высокой интенсивностью может вызвать смещение фазы высокой работоспособности после спуска на более отдаленные сроки (20-24 дня). [21]

ГЛАВА II.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задача исследования.

Из цели данной работы (см. введение) вытекают следующие задачи:

  1. Выявить уровень работоспособности спортсменов-ориентировщиков.
  2. Разработать программу подготовки в условиях среднегорья.
  3. Проверить экспериментально возможность достижения максимальных результатов в условиях среднегорья при некотором снижении уровня нагрузки.

2.2. Методы исследования.

Согласно представлению о многокомпактной структуре тренированности  спортивный результат определяется целым рядом факторов, которые можно объединить в несколько групп. Именно поэтому тренированность можно рассматривать в различных аспектах: педагогическом, медико-биологическом,  психологическом, социальном.

Рассматривая только в одном аспекте невозможно сделать правильный вывод о тренированности спортсмена. [3]

В этой работе мы рассматривали тренированность спортсменов-ориентировщиков в трех аспектах: педагогическом, медико-биологическом и психологическом.

Педагогические методы:

  1. Динамометрия. Определение силы проводили с помощью ручного и станового динамометра.
  2. Определение быстроты. Применялся бег на 100 м с максимальной скоростью. Время фиксировалось секундомером.
  3. Определение выносливости. Применялся кросс на 5000 м. Время фиксировалось секундомером.
  4. Определение скоростно-силовой выносливости:
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа с максимальной быстротой в течение 1 минуты;
  • поднимание и опускание туловища в положении лежа, руки за головой, ноги закреплены. Упражнение выполняется с максимальной быстротой в течение 1 минуты;
  • приседание на одной ноге («пистолет» со сменой положения ног после каждого приседания). Выполняется с максимальной быстротой в течение 1 минуты.

5. Результаты участия в контрольных соревнованиях по спортивному ориентированию. 

Параметры дистанций и условия соревнований приблизительно одинаковы. Результаты определяются по скорости преодоления дистанций (где V – скорость в мин/км).

Медико-биологические методы.

  1. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). 

ЖЕЛ определяется путем максимального выдоха в спирометр после максимального глубокого вдоха.

  1. Определение физической работоспособности. 

        Применялась проба PWC 170.

  1. Определение максимального потребления кислорода (МПК).

По величине  PWC 170 косвенным путем (по формуле В.Л. Карпмана) определялось МПК        :

        МПК = 2,2 х PWC 170 + 1070.

Психологические методы.

  1. Определение объема внимания.

Определяется с помощью тахистоскопической методики, где использовались таблицы условных знаков, расположенных в определенном порядке. Время экспозиции – 2 сек.

  1. Определение устойчивости внимания. 

Определяется с помощью корректурного текста.

  1. Определение краткосрочной памяти.

Используем таблицу 5 х 5 с 20-ю условными знаками.

2.3. Организация исследования.

Исследования проводились на равнине в г. Майкопе и в среднегорье, в районе турбазы «Лаго-Наки» (1600 м над уровнем моря). Для этого были взяты под наблюдение две равноценные группы ориентировщиков (по 10 чел.: 6 м + 4 ж) в возрасте 18-23 года, кандидаты в мастера спорта (КМС) и 1-го разряда.

В специально подготовительном этапе подготовительного периода исследования проводились с 5 по 20 апреля 2010 года, с  экспериментальной группой – в районе турбазы «Лаго-Наки»; с контрольной группой  в г. Майкопе.

План тренировок в исследуемых группах на указанный период.

ДНИ

Контрольная группа

Экспериментальная группа

утром

днем

утром

днем

Понедельник

6.04

  ОРУ,

бег 6 км

равномерный бег 12 км, силовые упражнения

ОРУ,

бег 4 км

равномерный бег 8 км, силовые упражнения

Вторник

7.04

ОРУ,

бег 6 км

разминка 35 мин

(5 км) интервальный бег 12 х 150, заминка 10 мин равномерного бега

ОРУ, бег 4 км

разминка 25 мин

(4 км) интервальный бег 8 х 150,

заминка 10 мин равномерного бега

Среда

8.04

ОРУ,

бег 6 км

разминка 35 мин

(5 км) бег с переменной скоростью

12 х (200 + 200)

быстро медленно

заминка 10 мин равномерного бега, силовые упражнения

ОРУ, бег 4 км

разминка 25 мин (4 км) бег с переменной скоростью

8 х (200 + 200), заминка 10 мин равномерного бега, силовые упражнения

Четверг

9.04

ОРУ,

бег 6 км

САУНА

ОРУ,

бег 4 км

САУНА

Пятница

10.04

ОРУ,

бег 6 км

Фартлик 1 ч 40 мин

Специальные силовые упражнения

ОРУ, бег 4 км

Фартлик 1 ч 10 мин

Специальные силовые упражнения

Суббота

11.04

ОРУ,

6 км

Тренировочные соревнования, объем равен 12 км

ОРУ, 4 км

Тренировочные соревнования, объем равен 8 км

Воскресенье

12.04

ОРУ,

6 км

Тренировочные соревнования, объем равен 12 км

ОРУ, 4 км

Тренировочные соревнования, объем равен 8 км

Примечание: со второй недели (с 13.04 по 17.04) объем нагрузок увеличить на 25%. Нагрузки для женщин составляют 75% от указанного в недельном тренировочном плане (мужчин).

В начале и через каждую неделю в течение 5 недель определялись показатели тренированности спортсменов-ориентировщиков.

ГЛАВА III.

3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные   результаты   исследования   представлены   в таблицах № 1 и № 2.

За время исследования как в экспериментальной, так и в контрольной группе наблюдается прирост показателей результатов. Из 14 показателей только в одном наблюдается меньший прирост показателей в экспериментальной группе. Но и здесь отставание очень невелико. Так, по показаниям динамометра сила кистей одинакова, а становая сила больше в экспериментальной на 0,4%.

Показатель быстроты – бег на 100 м. Здесь уже прирост в экспериментальной и контрольной группах одинаков.

Показатель скоростной выносливости – бег на 5000 м, в этом упражнении прирост результатов в экспериментальной и контрольной группах составил соответственно 4.0 и 3,8%, что на 0,2% лучше в экспериментальной.

Показатель результатов участия в соревнованиях по с/о показали, что в экспериментальной группе прирост больше, чем в контрольной группе на 0,7%.

В упражнениях на определение скоростно-силовой выносливости наблюдался значительный прирост результатов как в одной, так и в другой группе.

По медико-биологическим показателям получены аналогичные результаты: ЖЕЛ на 0,6% больше в экспериментальной группе, показатель PWC170 составляет на 1,2% больше в экспериментальной группе, МПК на 1,1% больше также в экспериментальной группе.

По психологическим показателям мы видим, что по объему внимания в контрольной группе прирост на 0,1% больше, чем в экспериментальной группе.

Прирост устойчивости внимания, что в контрольной, что в экспериментальной одинаков.

Показатели краткосрочной памяти показали, что в экспериментальной группе прирост больше на 0,6%, чем в контрольной группе.

Все это позволяет утверждать, что использование тренировок в среднегорье для ориентировщиков с меньшим объемом нагрузок способствует достижению таких же показателей физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, что и на равнине.

                                                                                                  Таблица № 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели

физической

работоспособности

 + σ

Прирост результатов в %

До нач.

исслед.

1-я

неделя

2-я

неделя

3-я

неделя

4-я

неделя

5-я

неделя

Динамометрия

кистевая

Экспериментальная группа

47,0+5,0

45,5+4,9

47,5+4,8

47,5+5,0

47,5+4,9

48,5+5,5

3,2

Контрольная группа

46,5+5,0

46,5+5,0

46,5+4,8

47,5+5,0

47,5+5,0

48,0+5,1

3,2

Динамометрия

становая

Э

118,5+10,0

115,5+9,5

120,5+10

122,5+10

123,5+9,8

124,5+9,5

5,0

К

120+10,0

121+10,0

122,5+9,9

123,5+9,8

124,5+10,0

125,5+9,9

4,6

Бег, 100м

Э

14,6+1,6

14,6+1,5

14,4+1,5

14,5+1,5

14,6+1,6

14,4+1,5

1,4

К

14,6+1,7

14,6+1,7

14,5+1,6

14,5+1,7

14,5+1,6

14,4+1,6

1,4

Кросс 5000 м

Э

20,50+2,30

22,19+2,26

21,40+2,28

20,00+2,30

20,17+2,27

20,10+2,30

4,0

К

20,57+2,32

20,49+2,30

20,30+2,30

20,27+2,26

20,15+2,25

20,09+2,24

3,8

«Пистолет»

Э

27+4,0

26+4,0

28,5+4,5

29,5+4,5

28,5+4,5

29,5+4,5

9,3

К

26,5+4,0

27+4,0

27,5+4,0

28,5+4,0

28,5+4,0

29+4,0

9,4

Опускание и поднимание туловища из положения сидя на гимн. скамье

Э

38,0+2,0

36+2,0

39,5+2,5

41+3,0

40+2,0

41+3,0

7,9

К

38,0+2,0

38,5+2,0

38,5+2,0

39,5+2,5

40+2,5

41+3,0

7,9

Сгибание и разгибание рук из упора лежа от скамьи

Э

30,5+3,5

27+3,5

33+3,0

33+3,0

33+3,0

33+3,0

8,2

К

30,5+3,5

30,5+3,5

31,5+3,5

31,5+3,5

32,5+3,5

33+3,0

8,2

ЖЕЛ

Э

4250+300

4075+275

4150+280

4400+300

4400+300

4400+300

3,5

К

4190+280

4195+280

4225+285

4240+280

4270+290

4310+290

2,9

PWC170

Э

1150+150

1025+140

1100+150

1260+160

1235+155

1245+155

9.6

К

1125+155

1138+152

1160+150

1180+155

1205+155

1220+120

8.4

МПК

Э

3,60+0,3

3,33+0,3

3,49+0,3

3,84+0,4

3,79+0,3

3,80+0,4

6,7

К

3,55+0,3

3,57+0,3

3,62+0,3

3,67+0,3

3,72+0,3

3,75+0,3

5,6

                                                                           Таблица № 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели

умственной

работоспособности

 + σ

Прирост результатов в %

До нач.

исслед.

1-я

неделя

2-я

неделя

3-я

неделя

4-я

неделя

5-я

неделя

Объем внимания

Эксперимен-тальная группа

34,5+5,5

32,5+5,0

33,3+5,1

34,8+5,5

34,8+5,4

35,6+5,6        

3,1

Контрольная группа

34,1+5,5

34,5+5,5

34,7+5,6

34,9+5,7

35,1+5,6

35,2+5,6

3,2

Устойчивость внимания

Э

205,4+15,5

184,9+15,2

200,9+15,0

210,6+15,3

210,6+15,1

211,4+15,2

2,9

К

194,6+15,2

195,4+15,3

196,6+15,3

197,7+15,4

198,9+15,3

200,3+15,3

2,9

Краткосрочная память

Э

15+3,7

13,3+3,6

14,4+3,7

15,2+3,6

15,0+3,7

15,6+3,6

4,0

К

14,9+3,7

15,0+3,6

15,1+3,6

15,2+3,7

15,3+3,7

15,3+3,7

3,4

Результаты участия в соревнованиях по с/о V=мин/км

Э

7,33+0,38

8,50+0,45

8,40+0,45

7,15+0,35

7,25+0,35

7,05+0,30

6,2

К

7,36+0,37

7,34+0,36

7,34+0,36

7,25+0,40

7,12+0,37

7,09+0,34

5,5

ВЫВОДЫ

Полученные в результате проведенных исследований данные и их последующий анализ позволили сделать следующие выводы:

  1. Целенаправленное использование тренировок на среднегорье для спортсменов-ориентировщиков позволяет добиться таких же результатов, а по некоторым основным показателям и более высоких результатов с меньшим объемом нагрузок, чем на равнине.
  2. Обязательными условиями достижения такого результата следует считать систематичность применения нагрузок и их последовательное планомерное нарастание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методика использования тренировок в среднегорье для спортсменов-ориентировщиков может быть применена для повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков с меньшим объемом нагрузок, чем на равнине.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Акимов В.Г.  Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск, «Полымя», 1987.
  2. Акимов В.Г., Кудряшов А.А.  Спортивное ориентирование. – Минск, Изд. БГУ им. Ленина, 1977.
  3. Аулик И.В.  Как определить тренированность спортсмена. - М.: ФиС, 1977.
  4. Ашмарин Б.А.  Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. - М.: ФиС, 1978.
  5. Богатов В.С., Крюков О.Г.  Спортивное ориентирование на местности. -  Москва, 1971.
  6. Васильев Н.Д., Стопов И.И.  Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании. – Теория и практика физической культуры,  1981, № 11, с. 9.
  7. Волков В.М., Мильнер Е.Г.  Психорегулирующая тренировка в подготовке спортсменов. -  Теория и практика физической культуры, 1981, № 6, с. 9.
  8. Зубков С.А.  Запоминание и воспроизведение характера постановки КП и пути движения ориентировщика на дистанции. -  Теория и практика физической культуры,  1975, № 1, с. 23.
  9. Иванов Е.И.  Начальная подготовка ориентировщика. – М.: ФиС, 1985.
  10. Ильин Е.П.  Психофизиология физического воспитания. -  М.: Просвещение, 1980, с. 3-9.
  11. Изоп Э.В.  Игровой метод при обучении ориентированию на местности.  - Таллин. Таллинский педагогический институт им. Э.Вильде, 1975.
  12. Лосев А.С.  Тренировка ориентировщиков-разрядников. -  М.: ФиС, 1984.
  13. Максименко Г.З.  Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. - Теория и практика физической культуры,  1983, № 12, с. 30.
  14. Мартынов В.С., Черемняков Б.Ф.  Информативность педагогических медико-биологических показателей физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков. -  Теория и практика физической культуры,  1986, № 1, с. 20.
  15. Новокрещенов В.В., Уваров В.А.  Влияние фактора «тип местности» на вариативность результатов спортсменов-ориентировщиков. – М.: ФиС, 1985, № 10, с. 39.
  16. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А.  Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФиС, 1978.
  17. Основы физиологии человека.     Под ред. академика Б.И. Ткаченко. -  С-Петербург, МфиН, 1994, с. 298.
  18. Приймак Е.С.  Развитие глазомерных навыков у спортсменов-ориентировщиков. -  Теория и практика физической культуры, 1975, № 6, с. 17.
  19. Приймак Е.С., Приймак О.К., Мулахметов Б.И.  Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов-ориентировщиков. -  Теория и практика физической культуры, 1976, № 2, с. 45.
  20. Спортивная физиология. Под ред. проф. Я.М. Коца. -  М.: ФиС, 1986, с. 160-162.
  21. Суслов Ф.П.  Тренировка в условиях среднегорья. -  Лыжный спорт, 1977, № 1, с. 8.
  22. Тесты в спортивной практике. - М.: ФиС, 1968.
  23. Ужбаноков Х.С., Ужбанокова З.С.  Начальное обучение спортивному ориентированию на местности. -  Воронеж, 1988, с. 3-6.
  24. Физиология человека. Под общей ред. проф. Н.В. Зимкина. -  М.: ФиС, 1975, с. 462.
  25. Шолих М.  Круговая тренировка. -  М.: ФиС, 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение тренировок по сигналам оповещения о РХБ заражении

Данная методическая разработка решает вопросы исполнения законодательства РФ (Приложение к Приказу МО РФ и Министерства образования РФ от 03 мая 2001 года №203/1936 п.20 к Инструкции об организации об...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД РЕАККЛИМАТИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

  Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки...

Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника-гонщика

Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки, с применением но...

Влияние биологических ритмов на организм подростка во время тренировок

Для сохранения здоровья важно знать индивидуальные биологические ритмы человека для того, чтобы правильно организовать режим дня....

Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях

Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...

Тренировка пловцов в условиях среднегорья

Одними из чудесных уголков природы являются горы, с их растительностью, с величавыми снежными вершинами, с суровыми теснинами, шумными водопадами, горными озерами, бурными реками, оздоровительными ист...

Влияние микроклимата в коллективе на психологическую совместимость в ходе тренировок и игр в волейбол.

В этой статье автор рекомендует создание при тренировках микроклимата в коллективе, способствующих психологической совместимости для успехов в обучении школьников и достижения высоких результатов....