ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В СРЕДНЕГОРЬЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
опыты и эксперименты по физкультуре (8 класс) на тему
Спортивное ориентирование – это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которую нанесена дистанция быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах (КП).
Соревнования требуют от участника делать все быстро и точно, поддерживать высокую скорость бега, бороться с нервной и психической усталостью, преодолевать сомнения, трезво контролировать обстановку и принимать правильное решение. Нелегкий труд спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требует развитых волевых качеств.
Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.
Рассматривая вопрос о тренированности ориентировщиков, необходимо выяснить не только физиологическое состояние при различных физических нагрузках, но и психологическое соответствующее этому состоянию. Потому что, как ни в каком другом виде спорта в спортивном ориентировании составляющими успеха в равной степени являются психическое и физическое состояние спортсменов.
Актуальностью темы является то, что для достижения поставленной цели спортсмену приходится решать различные задачи. Главные из них: всестороннее физическое развитие, овладение техникой и тактикой, воспитание высоких моральных и волевых качеств.
В теории и практике спорта имеются работы, определяющие взаимозависимость физической нагрузки, выполняемой в течение годичного цикла тренировки и результата. Однако увеличение объема циклической нагрузки на современном этапе тренировки подходят к пределу.
Предельные нагрузки по объему работы часто приводят к травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата. В связи с этим возрастает значимость применяемых средств тренировки, их чередование, волнообразность выполняемой нагрузки, интенсивность и условия, в которых выполняются нагрузки.
Выдвинем такую гипотезу как, тренировки в условиях среднегорья с меньшим объемом выполняемой работы должны дать такой же эффект повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, как и на равнине.
Отсюда поставим цель. Определить правильность гипотезы о целесообразности применения тренировок в условиях среднегорья в подготовке спортсменов-ориентировщиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «Родник»
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В СРЕДНЕГОРЬЕ НА
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Выполнила
ОНИЩЕНКО Т.Н.
Майкопский район
ЦДЮТЭ «Родник»
руководитель детского объединения
«Спортивное ориентирование»
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Обзор литературы. Влияние тренировок в среднегорье
на работоспособность спортсменов-ориентировщиков.
- Характеристика спортивной работоспособности
в среднегорье. 7
- Тренировка в условиях среднегорья и ее влияние
на работоспособность. 10
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1. Задачи исследования. 14
2.2. Методы исследования. 14
- Организация исследования. 16
ГЛАВА 3. Обсуждение результатов исследования. 18
ВЫВОДЫ 22
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 22
БИБЛИОГРАФИЯ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование – это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которую нанесена дистанция быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах (КП). Ориентирование на местности – сугубо индивидуальный вид спорта. Спортсмен действует на дистанции в одиночку, в не поля зрения тренера и товарища по команде. В ходе соревнования никто не может и не должен помогать или мешать ориентировщику.
Соревнования в спортивном ориентировании связаны с необходимостью решения различных задач: выбор рационального пути движения, определение расстояний на карте и на местности, сличение карты с местностью, «взятие» КП и т.д.
Соревнования требуют от участника делать все быстро и точно, поддерживать высокую скорость бега, бороться с нервной и психической усталостью, преодолевать сомнения, трезво контролировать обстановку и принимать правильное решение. Нелегкий труд спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требует развитых волевых качеств. Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.
По своей психологической структуре ориентирование на местности включает такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание.
Главное достоинство спортивного ориентирования состоит в том, что оно представляет собой такой вид целеустремленной деятельности, который отражает одну из основных тенденций современной человеческой культуры – органическое сочетание умственного и физического начал.
Ориентирование – вид спорта для всех возрастов. В соревнованиях на равных могут состязаться участники в возрасте от 20 до 40 лет. Иногда этот возрастной диапазон бывает больше. Правилами соревнований по ориентированию предусмотрено деление участников на возрастные группы от 10 до 90 лет.
Второе достоинство – это исключительно оздоровительный характер. Разумеется, почти все виды спорта могут оказывать благотворное влияние на здоровье человека. Но с оздоровительной точки зрения ориентированию нет равных. И прежде всего потому, что бег осуществляется с умеренной нагрузкой (ЧСС 140-160 уд/мин). Ориентировщик не может бежать в высоком темпе, так как это приведет к ошибкам и к снижению результатов. Кроме того, соревнования всегда проходят в «кислородной подушке» лесной растительности. [23]
Рассматривая вопрос о тренированности ориентировщиков, необходимо выяснить не только физиологическое состояние при различных физических нагрузках, но и психологическое соответствующее этому состоянию. Потому что, как ни в каком другом виде спорта, в спортивном ориентировании составляющими успеха в равной степени являются психическое и физическое состояние спортсменов.
Уместно вспомнить и слова С.Л. Рубенштейна, выдающегося советского психолога, что физиологическое и психическое - это одна и та же рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях, и что психологическое исследование деятельности является логическим продолжением его физиологического исследования.
Искусственное разделение изучения закономерностей физического воспитания между научными дисциплинами приводит к множеству дублирований (например, утомление рассматривается в физиологии, психологии, гигиене, врачебном контроле) к противоречиям в трактовке ряда положений, упускаются из вида многие факты, добытые в смежных научных дисциплинах.
Между тем, как отмечает Б.Ф. Ломов, в объяснении поведения в целом любая физиологическая теория, игнорирующая психические, остается односторонней. [10]
Этот вывод в полной мере соответствует рассматриваемому виду спорта.
Актуальность. Для достижения поставленной цели спортсмену приходится решать различные задачи. Главные из них: всестороннее физическое развитие, овладение техникой и тактикой, воспитание высоких моральных и волевых качеств.
В теории и практике спорта имеются работы, определяющие взаимозависимость физической нагрузки, выполняемой в течение годичного цикла тренировки и результата. Однако увеличение объема циклической нагрузки на современном этапе тренировки подходят к пределу.
Предельные нагрузки по объему работы часто приводят к травмам и заболеваниям. В связи с этим возрастает значимость выбора применяемых средств тренировки, их чередование, волнообразность выполняемой нагрузки, интенсивность и условия, в которых выполняются нагрузки.
Новизна. В ранее опубликованных работах Огородникова Б.И. (1978) [16], Зубкова С.А. (1975) [8], Богатова С.Ф. (1971) [5], Акимова Б.Г. (1987) [1], Максименко Г.З. (1983) [13], Приймак Е.С. (1976) [19], Иванова Е.И. (1985) [9], Васильева Н.Д. (1981) [6], Изопа Э.В. (1975) [11], Лосева А.С. (1984) [12], Новокрещенова В.В. (1985) [15], Мартынова В.С. (1986) [14], Шолиха М. (1965) [25] и многих других специалистов, занимавшихся вопросами спортивной тренировки, практически не упоминается проблема подготовки в условии среднегорья.
Гипотеза. Тренировки в условиях среднегорья с меньшим объемом выполняемой работы могут дать такой же эффект повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, как и на равнине.
Цель. Определить эффективность подготовки спортсменов-ориентировщиков в условиях среднегорья (достижение максимальных результатов при некотором снижении нагрузки).
ГЛАВА I.
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В СРЕДНЕГОРЬЕ
Физическая работоспособность человека снижается по мере подъема на высоту. Увеличение кислородного долга – одна из главных причин снижения показателей спортивной работоспособности и выносливости человека в горах, особенно при выполнении физических упражнений субмаксимальной и большой мощности. [20] Прежде всего, и, главным образом, это касается аэробной работоспособности (выносливости), снижение которой отмечается уже на высоте 1200м. В этом отношении нет никаких различий между тренированными и нетренированными людьми. Как у тех, так и у других в начале пребывания в горах работоспособность снижается примерно одинаково по отношению к равнинному уровню. На значительной высоте симптомы горной болезни столь же часто и даже в более выраженной степени наблюдается у спортсменов. [20, 24]
Мышечная сила и мощность, а также координация движений при кратковременных максимальных усилиях практически не изменяются при подъеме в горы или при дыхании газовой смесью с низким содержанием кислорода. Так же на высоте из-за сниженной плотности воздуха результаты на спринтерских дистанциях могут быть даже выше, чем на уровне моря (Результаты Олимпийских игр в Мехико 1968 года).
Но восстановительные процессы в организме протекают на высоте замедленно. Из-за этого повторное выполнение даже кратковременных упражнений в этих условиях вызывает более быстрое наступление утомления (снижение работоспособности), чем на уровне моря. [20]
Скорость восстановления работоспособности зависит от состояния тренированности спортсменов, их горного стажа, характера двигательной деятельности в период пребывания в среднегорье, особенностей вида спорта. Сравнительно быстро повышается работоспособность в скоростно-силовых упражнениях, выполняемых в течение нескольких секунд.
Одним из важных механизмов адаптации и мышечной деятельности в начальный период пребывания в горной местности является увеличение альвеолярной вентиляции сверх исходных показателей.
Процесс адаптации к мышечной деятельности в среднегорье проходит ряд этапов, характеризующихся вначале понижением, а затем постепенным возрастанием спортивной работоспособности (в ряде случаев до исходного состояния и даже выше). [17, 24]
Результаты в спортивных упражнениях с предельной интенсивностью и продолжительностью более 1-й мин. на среднегорье ниже. Исключения составляют относительно непродолжительные упражнения, на результат которых большое влияние оказывает величина сопротивления воздух. Снижение физиологических возможностей спортсмена в этих упражнениях компенсируется улучшением механических условий их выполнения, чем продолжительнее упражнение, тем значительнее снижение результата. Чем больше высота, тем сильнее падение физической аэробной работоспособности, идущее параллельно с уменьшением МПК. Снижение аэробной производительности является главной причиной уменьшения выносливости на среднегорье. В связи со снижением работоспособности переносимая интенсивность тренированных нагрузок с высотой уменьшается.
По мере развития механизмов, адаптирующих организм человека к высотной гипоксии, улучшается, хотя и не очень значительно и не во всех случаях, его физическая работоспособность на данной высоте. При этом для адаптации к выполнению более продолжительных упражнений на высоте требуется и более длительный период акклиматизации. Чтобы достигнуть хорошего результата на высоте 2000 м и больше в упражнениях субмаксимальной и максимальной мощности, необходим минимальный период акклиматизации (не менее 2-х недель).
Высокий уровень работоспособности сохраняется в течение некоторого времени и после возращения спортсменов в условия равнины. Как показали специальные наблюдения, во многих случаях спортсмены после тренировок в среднегорье устанавливали в условиях равнины личные и мировые рекорды. [17, 20, 24]
1.2. ТРЕНИРОВКА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
Важное значение в подготовке спортсменов имеют тренировки в условиях среднегорья на высоте 1500-2500 м над уровнем моря.
Некоторые специалисты еще скептически относятся к тренировке в условиях среднегорья для повышения функциональных возможностей и спортивных достижений.
Для того, чтобы решить вопрос о перспективах тренировки в среднегорье, необходимо рассмотреть ряд положений.
1. Важными специфическими принципами спортивной подготовки являются постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований, цикличность и волнообразность тренировочного процесса.
2.Повышение тренировочных требований осуществляется путем увеличения тренировочных нагрузок.
Повышать тренировочные нагрузки можно двумя путями:
а) увеличением внешних параметров и объема работы, ее интенсивности, скорости, целостности или работоспособности выполнения элементов и комбинаций, вызывая соответствующие сдвиги внутренних (биологических) показателей;
б) непосредственное воздействие на внутренние показатели, затрудняя или облегчая деятельность отдельных органов и систем (фармакологические препараты, барокамеры, маски, дыхательные смеси и т.п.). [25, 21]
Тренировка в среднегорье дает возможность одновременно идти двумя путями, используя суммарное воздействие климатических факторов, рельефа местности и внешних параметров тренировочных нагрузок на организм спортсмена.
В процессе тренировки в среднегорье спортсмен может достаточно успешно варьировать величину тренировочных нагрузок, создавая то затрудненные, то облегченные условия за счет использования рельефа местности.
Вопрос об использовании тренировки в среднегорье для повышения спортивной работоспособности на равнине нуждается еще в научном обосновании. За последние годы накоплен большой фактический и экспериментальный материал, который позволяет утверждать, что тренировка в среднегорье достаточно эффективна для высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта.
Рост спортивных достижений в последующий период на равнине связан с более высоким уровнем выносливости спортсменов, который складывается из повышения производительности аэробных и анаэробных источников энергообеспечения, повышения устойчивости к гипоксии, повышения общей и специальной резистентности организма к действию различных неблагоприятных факторов. [21]
Повышенный уровень выносливости помогает сохранить высокую работоспособность до последних минут каждой дистанции, до конца соревнований, лучше использовать имеющиеся скоростно-силовые и тактико-технические навыки.
В среднегорье разреженность атмосферы позволяет выполнять многие упражнения значительно быстрее и мощнее, что дает возможность развить высокую скорость движения, испытать новые ощущения и выработать нервно-мышечные связи, которые потом воспроизводятся в привычных равнинных условиях.
Эффект тренировки в условиях среднегорья зависит от уровня тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых в различные дни пребывания в горах, и влияния климатических факторов, главными из которых являются парциальное давление кислорода, температура и влажность воздуха.
На средних (1500-2500 м) и больших (свыше 2800 м) высотах важнейшим этапом горной тренировки является фаза острой акклиматизации. Чем быстрее она проходит у спортсменов, тем значительнее эффект повышения спортивной работоспособности в период реакклиматизации. Молодые, не имеющие горного стажа спортсмены, реагируют на комплекс климатических факторов и тренировочных нагрузок в течение 8-10 дней значительным повышением легочной вентиляции, частоты и глубины дыхания, повышение ЧСС. Поэтому для обеспечения нормального развития процесса адаптации, не доводя организм до явлений дезадаптации, необходимо в первые дни пребывания в горах снизить интенсивность тренировочной нагрузки.
Опытные спортсмены с большим горным стажем, высоким уровнем тренированности реагируют на климатический комплекс и физическую нагрузку меньший период времени – 3-4 дня. Этим объясняется тот факт, что эффект использования среднегорья в период реакклиматизации выражен у них значительно меньше. Следовательно, в первые дни акклиматизации при повторных выездах в горы им следует снижать интенсивность тренировочной нагрузки в меньшей степени. Однако в этом случае может возникнуть состояние перенапряжения, получившее название «второй волны акклиматизации», наблюдаемой на 13-17-й дни пребывания в горах, что иногда приводит к снижению спортивных достижений в период реакклиматизации. [21]
По-видимому, выход из этого положения заключается в следующем. При проведении тренировки в среднегорье без снижения объемов работы и интенсивности тренировочных нагрузок необходимо уменьшить срок пребывания в горах до 10-14 дней.
Фазовая динамика проявления высокой спортивной работоспособности связана во многом с уровнем тренировочных нагрузок во время всего периода тренировки в среднегорье. Объемная, невысокой интенсивности тренировочная работа значительно уменьшает колебания работоспособности в период реакклиматизации; тренировочная работа высокой интенсивности увеличивает колебания, а в некоторых случаях значительно смещает приведенные выше усредненные сроки.
При использовании тренировки в среднегорье для повышения спортивных результатов в условиях равнины не нужно формировать в горах нового стереотипа, соответствующего условиям среднегорья. Поэтому следует рекомендовать сроки тренировки 1,5-3,5 недели, что недостаточно для его формирования. В этом случае восстановление в период реакклиматизации произойдет быстрее и полноценнее, и будет способствовать достижению высоких спортивных результатов в привычных условиях. Это еще раз говорит о том, что не следует удлинять сроки пребывания в горах.
При тренировке в среднегорье важное значение приобретает комплексный контроль, который помогает вовремя диагностировать состояние спортсменов и избежать перенапряжений. Тренировка в горах продолжительностью 4-5 недель с достаточной высокой интенсивностью может вызвать смещение фазы высокой работоспособности после спуска на более отдаленные сроки (20-24 дня). [21]
ГЛАВА II.
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задача исследования.
Из цели данной работы (см. введение) вытекают следующие задачи:
- Выявить уровень работоспособности спортсменов-ориентировщиков.
- Разработать программу подготовки в условиях среднегорья.
- Проверить экспериментально возможность достижения максимальных результатов в условиях среднегорья при некотором снижении уровня нагрузки.
2.2. Методы исследования.
Согласно представлению о многокомпактной структуре тренированности спортивный результат определяется целым рядом факторов, которые можно объединить в несколько групп. Именно поэтому тренированность можно рассматривать в различных аспектах: педагогическом, медико-биологическом, психологическом, социальном.
Рассматривая только в одном аспекте невозможно сделать правильный вывод о тренированности спортсмена. [3]
В этой работе мы рассматривали тренированность спортсменов-ориентировщиков в трех аспектах: педагогическом, медико-биологическом и психологическом.
Педагогические методы:
- Динамометрия. Определение силы проводили с помощью ручного и станового динамометра.
- Определение быстроты. Применялся бег на 100 м с максимальной скоростью. Время фиксировалось секундомером.
- Определение выносливости. Применялся кросс на 5000 м. Время фиксировалось секундомером.
- Определение скоростно-силовой выносливости:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа с максимальной быстротой в течение 1 минуты;
- поднимание и опускание туловища в положении лежа, руки за головой, ноги закреплены. Упражнение выполняется с максимальной быстротой в течение 1 минуты;
- приседание на одной ноге («пистолет» со сменой положения ног после каждого приседания). Выполняется с максимальной быстротой в течение 1 минуты.
5. Результаты участия в контрольных соревнованиях по спортивному ориентированию.
Параметры дистанций и условия соревнований приблизительно одинаковы. Результаты определяются по скорости преодоления дистанций (где V – скорость в мин/км).
Медико-биологические методы.
- Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
ЖЕЛ определяется путем максимального выдоха в спирометр после максимального глубокого вдоха.
- Определение физической работоспособности.
Применялась проба PWC 170.
- Определение максимального потребления кислорода (МПК).
По величине PWC 170 косвенным путем (по формуле В.Л. Карпмана) определялось МПК :
МПК = 2,2 х PWC 170 + 1070.
Психологические методы.
- Определение объема внимания.
Определяется с помощью тахистоскопической методики, где использовались таблицы условных знаков, расположенных в определенном порядке. Время экспозиции – 2 сек.
- Определение устойчивости внимания.
Определяется с помощью корректурного текста.
- Определение краткосрочной памяти.
Используем таблицу 5 х 5 с 20-ю условными знаками.
2.3. Организация исследования.
Исследования проводились на равнине в г. Майкопе и в среднегорье, в районе турбазы «Лаго-Наки» (1600 м над уровнем моря). Для этого были взяты под наблюдение две равноценные группы ориентировщиков (по 10 чел.: 6 м + 4 ж) в возрасте 18-23 года, кандидаты в мастера спорта (КМС) и 1-го разряда.
В специально подготовительном этапе подготовительного периода исследования проводились с 5 по 20 апреля 2010 года, с экспериментальной группой – в районе турбазы «Лаго-Наки»; с контрольной группой в г. Майкопе.
План тренировок в исследуемых группах на указанный период.
ДНИ | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
утром | днем | утром | днем | |
Понедельник 6.04 | ОРУ, бег 6 км | равномерный бег 12 км, силовые упражнения | ОРУ, бег 4 км | равномерный бег 8 км, силовые упражнения |
Вторник 7.04 | ОРУ, бег 6 км | разминка 35 мин (5 км) интервальный бег 12 х 150, заминка 10 мин равномерного бега | ОРУ, бег 4 км | разминка 25 мин (4 км) интервальный бег 8 х 150, заминка 10 мин равномерного бега |
Среда 8.04 | ОРУ, бег 6 км | разминка 35 мин (5 км) бег с переменной скоростью 12 х (200 + 200) быстро медленно заминка 10 мин равномерного бега, силовые упражнения | ОРУ, бег 4 км | разминка 25 мин (4 км) бег с переменной скоростью 8 х (200 + 200), заминка 10 мин равномерного бега, силовые упражнения |
Четверг 9.04 | ОРУ, бег 6 км | САУНА | ОРУ, бег 4 км | САУНА |
Пятница 10.04 | ОРУ, бег 6 км | Фартлик 1 ч 40 мин Специальные силовые упражнения | ОРУ, бег 4 км | Фартлик 1 ч 10 мин Специальные силовые упражнения |
Суббота 11.04 | ОРУ, 6 км | Тренировочные соревнования, объем равен 12 км | ОРУ, 4 км | Тренировочные соревнования, объем равен 8 км |
Воскресенье 12.04 | ОРУ, 6 км | Тренировочные соревнования, объем равен 12 км | ОРУ, 4 км | Тренировочные соревнования, объем равен 8 км |
Примечание: со второй недели (с 13.04 по 17.04) объем нагрузок увеличить на 25%. Нагрузки для женщин составляют 75% от указанного в недельном тренировочном плане (мужчин).
В начале и через каждую неделю в течение 5 недель определялись показатели тренированности спортсменов-ориентировщиков.
ГЛАВА III.
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты исследования представлены в таблицах № 1 и № 2.
За время исследования как в экспериментальной, так и в контрольной группе наблюдается прирост показателей результатов. Из 14 показателей только в одном наблюдается меньший прирост показателей в экспериментальной группе. Но и здесь отставание очень невелико. Так, по показаниям динамометра сила кистей одинакова, а становая сила больше в экспериментальной на 0,4%.
Показатель быстроты – бег на 100 м. Здесь уже прирост в экспериментальной и контрольной группах одинаков.
Показатель скоростной выносливости – бег на 5000 м, в этом упражнении прирост результатов в экспериментальной и контрольной группах составил соответственно 4.0 и 3,8%, что на 0,2% лучше в экспериментальной.
Показатель результатов участия в соревнованиях по с/о показали, что в экспериментальной группе прирост больше, чем в контрольной группе на 0,7%.
В упражнениях на определение скоростно-силовой выносливости наблюдался значительный прирост результатов как в одной, так и в другой группе.
По медико-биологическим показателям получены аналогичные результаты: ЖЕЛ на 0,6% больше в экспериментальной группе, показатель PWC170 составляет на 1,2% больше в экспериментальной группе, МПК на 1,1% больше также в экспериментальной группе.
По психологическим показателям мы видим, что по объему внимания в контрольной группе прирост на 0,1% больше, чем в экспериментальной группе.
Прирост устойчивости внимания, что в контрольной, что в экспериментальной одинаков.
Показатели краткосрочной памяти показали, что в экспериментальной группе прирост больше на 0,6%, чем в контрольной группе.
Все это позволяет утверждать, что использование тренировок в среднегорье для ориентировщиков с меньшим объемом нагрузок способствует достижению таких же показателей физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков, что и на равнине.
Таблица № 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показателифизической работоспособности | + σ | Прирост результатов в % | |||||
До нач. исслед. | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | 5-я неделя | ||
Динамометрия кистевая Экспериментальная группа | 47,0+5,0 | 45,5+4,9 | 47,5+4,8 | 47,5+5,0 | 47,5+4,9 | 48,5+5,5 | 3,2 |
Контрольная группа | 46,5+5,0 | 46,5+5,0 | 46,5+4,8 | 47,5+5,0 | 47,5+5,0 | 48,0+5,1 | 3,2 |
Динамометрия становая Э | 118,5+10,0 | 115,5+9,5 | 120,5+10 | 122,5+10 | 123,5+9,8 | 124,5+9,5 | 5,0 |
К | 120+10,0 | 121+10,0 | 122,5+9,9 | 123,5+9,8 | 124,5+10,0 | 125,5+9,9 | 4,6 |
Бег, 100м | |||||||
Э | 14,6+1,6 | 14,6+1,5 | 14,4+1,5 | 14,5+1,5 | 14,6+1,6 | 14,4+1,5 | 1,4 |
К | 14,6+1,7 | 14,6+1,7 | 14,5+1,6 | 14,5+1,7 | 14,5+1,6 | 14,4+1,6 | 1,4 |
Кросс 5000 м | |||||||
Э | 20,50+2,30 | 22,19+2,26 | 21,40+2,28 | 20,00+2,30 | 20,17+2,27 | 20,10+2,30 | 4,0 |
К | 20,57+2,32 | 20,49+2,30 | 20,30+2,30 | 20,27+2,26 | 20,15+2,25 | 20,09+2,24 | 3,8 |
«Пистолет» | |||||||
Э | 27+4,0 | 26+4,0 | 28,5+4,5 | 29,5+4,5 | 28,5+4,5 | 29,5+4,5 | 9,3 |
К | 26,5+4,0 | 27+4,0 | 27,5+4,0 | 28,5+4,0 | 28,5+4,0 | 29+4,0 | 9,4 |
Опускание и поднимание туловища из положения сидя на гимн. скамье | |||||||
Э | 38,0+2,0 | 36+2,0 | 39,5+2,5 | 41+3,0 | 40+2,0 | 41+3,0 | 7,9 |
К | 38,0+2,0 | 38,5+2,0 | 38,5+2,0 | 39,5+2,5 | 40+2,5 | 41+3,0 | 7,9 |
Сгибание и разгибание рук из упора лежа от скамьи | |||||||
Э | 30,5+3,5 | 27+3,5 | 33+3,0 | 33+3,0 | 33+3,0 | 33+3,0 | 8,2 |
К | 30,5+3,5 | 30,5+3,5 | 31,5+3,5 | 31,5+3,5 | 32,5+3,5 | 33+3,0 | 8,2 |
ЖЕЛ | |||||||
Э | 4250+300 | 4075+275 | 4150+280 | 4400+300 | 4400+300 | 4400+300 | 3,5 |
К | 4190+280 | 4195+280 | 4225+285 | 4240+280 | 4270+290 | 4310+290 | 2,9 |
PWC170 | |||||||
Э | 1150+150 | 1025+140 | 1100+150 | 1260+160 | 1235+155 | 1245+155 | 9.6 |
К | 1125+155 | 1138+152 | 1160+150 | 1180+155 | 1205+155 | 1220+120 | 8.4 |
МПК | |||||||
Э | 3,60+0,3 | 3,33+0,3 | 3,49+0,3 | 3,84+0,4 | 3,79+0,3 | 3,80+0,4 | 6,7 |
К | 3,55+0,3 | 3,57+0,3 | 3,62+0,3 | 3,67+0,3 | 3,72+0,3 | 3,75+0,3 | 5,6 |
Таблица № 2
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показателиумственной работоспособности | + σ | Прирост результатов в % | |||||
До нач. исслед. | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | 5-я неделя | ||
Объем внимания | |||||||
Эксперимен-тальная группа | 34,5+5,5 | 32,5+5,0 | 33,3+5,1 | 34,8+5,5 | 34,8+5,4 | 35,6+5,6 | 3,1 |
Контрольная группа | 34,1+5,5 | 34,5+5,5 | 34,7+5,6 | 34,9+5,7 | 35,1+5,6 | 35,2+5,6 | 3,2 |
Устойчивость внимания | |||||||
Э | 205,4+15,5 | 184,9+15,2 | 200,9+15,0 | 210,6+15,3 | 210,6+15,1 | 211,4+15,2 | 2,9 |
К | 194,6+15,2 | 195,4+15,3 | 196,6+15,3 | 197,7+15,4 | 198,9+15,3 | 200,3+15,3 | 2,9 |
Краткосрочная память | |||||||
Э | 15+3,7 | 13,3+3,6 | 14,4+3,7 | 15,2+3,6 | 15,0+3,7 | 15,6+3,6 | 4,0 |
К | 14,9+3,7 | 15,0+3,6 | 15,1+3,6 | 15,2+3,7 | 15,3+3,7 | 15,3+3,7 | 3,4 |
Результаты участия в соревнованиях по с/о V=мин/км | |||||||
Э | 7,33+0,38 | 8,50+0,45 | 8,40+0,45 | 7,15+0,35 | 7,25+0,35 | 7,05+0,30 | 6,2 |
К | 7,36+0,37 | 7,34+0,36 | 7,34+0,36 | 7,25+0,40 | 7,12+0,37 | 7,09+0,34 | 5,5 |
ВЫВОДЫ
Полученные в результате проведенных исследований данные и их последующий анализ позволили сделать следующие выводы:
- Целенаправленное использование тренировок на среднегорье для спортсменов-ориентировщиков позволяет добиться таких же результатов, а по некоторым основным показателям и более высоких результатов с меньшим объемом нагрузок, чем на равнине.
- Обязательными условиями достижения такого результата следует считать систематичность применения нагрузок и их последовательное планомерное нарастание.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методика использования тренировок в среднегорье для спортсменов-ориентировщиков может быть применена для повышения физической и умственной работоспособности спортсменов-ориентировщиков с меньшим объемом нагрузок, чем на равнине.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск, «Полымя», 1987.
- Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. – Минск, Изд. БГУ им. Ленина, 1977.
- Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: ФиС, 1977.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. - М.: ФиС, 1978.
- Богатов В.С., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. - Москва, 1971.
- Васильев Н.Д., Стопов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании. – Теория и практика физической культуры, 1981, № 11, с. 9.
- Волков В.М., Мильнер Е.Г. Психорегулирующая тренировка в подготовке спортсменов. - Теория и практика физической культуры, 1981, № 6, с. 9.
- Зубков С.А. Запоминание и воспроизведение характера постановки КП и пути движения ориентировщика на дистанции. - Теория и практика физической культуры, 1975, № 1, с. 23.
- Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: ФиС, 1985.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980, с. 3-9.
- Изоп Э.В. Игровой метод при обучении ориентированию на местности. - Таллин. Таллинский педагогический институт им. Э.Вильде, 1975.
- Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.: ФиС, 1984.
- Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. - Теория и практика физической культуры, 1983, № 12, с. 30.
- Мартынов В.С., Черемняков Б.Ф. Информативность педагогических медико-биологических показателей физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков. - Теория и практика физической культуры, 1986, № 1, с. 20.
- Новокрещенов В.В., Уваров В.А. Влияние фактора «тип местности» на вариативность результатов спортсменов-ориентировщиков. – М.: ФиС, 1985, № 10, с. 39.
- Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФиС, 1978.
- Основы физиологии человека. Под ред. академика Б.И. Ткаченко. - С-Петербург, МфиН, 1994, с. 298.
- Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спортсменов-ориентировщиков. - Теория и практика физической культуры, 1975, № 6, с. 17.
- Приймак Е.С., Приймак О.К., Мулахметов Б.И. Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов-ориентировщиков. - Теория и практика физической культуры, 1976, № 2, с. 45.
- Спортивная физиология. Под ред. проф. Я.М. Коца. - М.: ФиС, 1986, с. 160-162.
- Суслов Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья. - Лыжный спорт, 1977, № 1, с. 8.
- Тесты в спортивной практике. - М.: ФиС, 1968.
- Ужбаноков Х.С., Ужбанокова З.С. Начальное обучение спортивному ориентированию на местности. - Воронеж, 1988, с. 3-6.
- Физиология человека. Под общей ред. проф. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 1975, с. 462.
- Шолих М. Круговая тренировка. - М.: ФиС, 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/08/picture-119420-1349710606.jpg)
Организация и проведение тренировок по сигналам оповещения о РХБ заражении
Данная методическая разработка решает вопросы исполнения законодательства РФ (Приложение к Приказу МО РФ и Министерства образования РФ от 03 мая 2001 года №203/1936 п.20 к Инструкции об организации об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215094-1362290129.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД РЕАККЛИМАТИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ
Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-248298-1367811270.jpg)
Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника-гонщика
Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки, с применением но...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-478175-1410172120.jpg)
Влияние биологических ритмов на организм подростка во время тренировок
Для сохранения здоровья важно знать индивидуальные биологические ритмы человека для того, чтобы правильно организовать режим дня....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599778-1426067775.jpg)
Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях
Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...
Тренировка пловцов в условиях среднегорья
Одними из чудесных уголков природы являются горы, с их растительностью, с величавыми снежными вершинами, с суровыми теснинами, шумными водопадами, горными озерами, бурными реками, оздоровительными ист...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/30/picture-1158513-1567147768.jpg)
Влияние микроклимата в коллективе на психологическую совместимость в ходе тренировок и игр в волейбол.
В этой статье автор рекомендует создание при тренировках микроклимата в коллективе, способствующих психологической совместимости для успехов в обучении школьников и достижения высоких результатов....