Рабочая программа по ТФК 10 класс
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа69.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для  9 классов разработана на основе примерной программы   по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17» декабря 2010 г. № 1897.     

  • ФГОС ООО утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М. “Просвещение”,2011;
  • Примерные программы по учебным предметам Физическая культура 5 – 9 классы М. “Просвещение”,2012;
  • Федеральный закон “О физической культуре и спорте в РФ” от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
  • А.П. Матвеев. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011г.

Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся основной школы разработана в соответствии с Законом «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры А.П.Матвеев 8-9класс 2011 год.В программе А.П.Матвеева программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу, легкой атлетике. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждом триместре. Данная учебная  программа конкретизирует содержание предметных тем ГОС, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения разделов физической культуры в 9 классах с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. стандарт. Программа рассчитана на 102 часа  в год, 3 часа в неделю.

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.

В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач: 

  • в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
  • формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала е конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • в расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Общая характеристика КУРСА.

Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), учебный предмет “Физическая культура” является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная (физкультурная) деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.

Образовательная область “Физическая культура” призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 9  классах отводится 102 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»,которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. \

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

                                          Содержание курса.

                                 Знание о физической культуре.

  •    История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика. Зарождение Олимпийского движения в дореволюционной России, первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх. История зарождения избранного вида спорта (гимнастики, лыжных гонок, плавания, баскетбола, футбола, волейбола). Современные правила соревнований.
          
    Базовые понятия физической культуры. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств (регулярность и систематичность занятий, доступность и индивидуализация в выборе величины физических нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по развитию физических качеств (подготовительная часть — разминка, основная часть — решение главных задач занятия, заключительная часть — восстановление организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование по объему, продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха. Общая характеристика основных режимов нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий режимы).
          
    Физическая культура человека. Правила закаливания организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

      Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
      
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
      Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений:
      развитие силы — прыжки с места в длину и высоту, отжимание в упоре лежа, наклоны вперед из положения сидя, поднимание ног из положения виса;
      развитие быстроты — ловля падающей линейки, темпинг-тест, бег с максимальной скоростью;

  •       развитие выносливости — бег по контрольной дистанции, 6-минутный бег;
          развитие координации движений — бросок малого мяча в подвижную мишень,  удерживание тела в статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и бегом;
          развитие гибкости — наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону, выкруты рук с гимнастической палкой назад и вперед.

Физическое совершенствование

  •       Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
          
    Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
  • Гимнастика с основами акробатики.
  • Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
  •       Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка.
          Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла
    (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
          Передвижение по гимнастическому бревну
    (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
  •       Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
    лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали
    (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок.
          Упражнения общей физической подготовки.
  •       Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий. Спринтерский бег (60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или обучающимися). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся мишени (катящемуся с разной скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному мячу).     Упражнения общей физической подготовки.     
  • Спортивные игры
  •       Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
          Упражнения общей физической подготовки.
          
    Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол  по правилам.
  • Упражнения общей физической подготовки
          
    Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по правилам.
          Упражнения общей физической подготовки.
          
    Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
  •       Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове и руках.
          Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла
    (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
          Передвижения по гимнастическому бревну
    (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
  •       Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне размахивание и подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из упора верхом спад назад в вис завесом; махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор.
  •       лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки).      Упражнения специальной физической и технической подготовки.
          
    Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Финиширование. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем).
          Упражнения специальной физической и технической подготовки.
          
    Лыжные гонки. Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; Спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или обучающимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.      

Спортивные игры.


      
Баскетбол. Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии.

  • Игра в баскетбол по правилам
          Упражнения специальной физической и технической подготовки.
          
    Волейбол. Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и левую половину площадки. Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Нападающий удар через сетку. Тактические действия: система игры со второй подачи игрока передней линии; система игры при страховке нападающего игроком передней линии. Игра в волейбол по правилам. 
  • Упражнения специальной физической и технической подготовки.      
          
    Футбол (мини-футбол). Ведение мяча с ускорением по прямой, по кругу, между стоек, «восьмеркой». Удар по мячу с разбега после его отскока от земли. Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие). Передача мяча в движении. Вбрасывание мяча из-за боковой линии, стоя на месте. Подача углового. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. Игра в футбол (мини-футбол) по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
          
    Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.

Планируемые результаты:

Знания о физической культуре

Выпускник научится: 

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

Выпускник получит возможность научиться: 

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
  • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться: 

  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Выпускник научиться демонстрировать

Демонстрировать уровень физической подготовленности:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз

30

25

К выносливости

Бег 2000 м, мин, с

8,50

10,20

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10,0

14,0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12,0

10,0

Система оценивания учащихся.

Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.

Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.

К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Распределение учебного времени прохождения программного материала «Физическая культура»  9 классы

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

I

1

2

3

Знания о физической культуре

История физической культуры

Базовые понятия физической культуры

Физическая культура человека

В содержании разделов программы

II

1

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

---Организация и проведение занятий физической культурой:

1.Соблюдение правил Т.Б.в спортивном зале, на пришкольном участке, проведении занятий. Т.Б.спортивного инвентаря и оборудования.

3.Безопасность одежды и обуви. Правила гигиены

Оценка эффективности занятий физической культурой

---Составление плана и Подбор подводящих упражнений:

1. План занятия, составление комплексов упражнений для развития физических качеств

2.Оценка физ.подготовленности,дневник самоконтроля.

В содержании разделов программы

III

1

2

3

4.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность(комплексы)

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью(программа)

1

Базовая часть

75

1.2

Физическое совершенствование:

Спортивные игры (волейбол)

9

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

1.4

Легкая атлетика

20

1.5

Лыжная  подготовка

--

1.6

Баскетбол

28

2

Вариативная часть

27

2.1

Баскетбол

9

2.2

Легкая атлетика

18

Итого:

102час

Прикладно ориентированная физкультурная деятельность

В содержании соответствующих разделов программы

В содержании соответствующих разделов программы

5.

Всего

102

ГОДОВОЙ   ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ 9 КЛАССА

п/№

Вид программного материала

Кол-во

часов

1

триместр

2

триместр

3

триместр

1

Знания о физической культуре

В содержании разделов программы

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В содержании разделов программы

3

Физическое совершенствование:

Легкая атлетика

38

18

     

20

4

Волейбол

9

9

5

Гимнастика

18

18

6

Баскетбол

37

9

28

7.

Прикладно ориентированная физкультурная деятельность

В содержании разделов программы

Всего:

102

                      Тематическое планирование 9класс

п.п

Наименование раздела программы

Тема урока

(элементы содержания).

Дата

прохожде-

ния

Кол-во

часов всего

Виды и формы контроля

1 триместр

(36 часов).

1.

Легкая

атлетика.

1.

1. Вводное занятие. Правила безопасности на уроках л/а.        

Инструктаж по технике безопасности.Строевые упражнения.

Ускорения.Прыжки в длину с места.        

18

Д.О.

2.

2. Строевые упражнения. Повороты на месте.Низкий старт. Ускорения 30- 60м.

Оценка техники высокого старта

3.

3. Строевые упражнения. Повороты на месте. Ускорения 30- 60м.

4.

4. . Строевые упражнения. Повороты на месте. Высокий старт.

Ускорение 60м.(у).

к.у

5.

5. О.Р.У. беговые. Бег 5 мин.Метание мяча на дальность.Спортивные игры.

6.

6. О.Р.У. беговые.Бег 10 м.Метание мяча на дальность.Спортивные игры.

7.

7. О.Р.У. беговые. Бег 10 мин.

Метание мяча на дальность.(у)

к.у

8.

8. О.Р.У. беговые,бег 15 мин.  Подтягивание. Спортивные игры.

9.

9.О.Р.У.  Бег 1.5 км

Подтягивание.

10.

10.О.Р.У.беговые.

Подтягивание.(у)

Спортивные игры.

к.у.

11.

11.О.Р.У.Бег 15 мин.Многоскоки 8 прыжков.

Подтягивание.

Подвижные игры.

12.

12.О.Р.У.Бег20 мин.

Многоскоки 8 прыжков

13.

13.О.Р.У.Бег 2 км.(у).

Спортивные игры.

к.у.

14.

14. .О.Р.У.беговые,прыжковые.

Челночный бег 4*9 .

Прыжки в длину с места.

15.

15. .О.Р.У.беговые,прыжковые.

Челночный бег 4*9 .

Прыжки в длину с места.(у).

к.у.

16.

16. О.Р.У.беговые,прыжковые.

Челночный бег 4*9 .

Тройной прыжок.(многоскок).

17.

17. О.Р.У.беговые,прыжковые.

Челночный бег 4*9(у).

Тройнойпрыжок (многоскок).

к.у.

18.

18.О.Р.У беговые.Эстафетный  бег.

Поднимание туловища.Тройной прыжок.Спортивные игры.

2.

Спорти-

вные игры

волейбол

1.

19.Вводный урок.Инструктаж по технике безопасности.

О.Р.У.беговые,на месте.Ускорения.

Стойка игрока.

Передача мяча сверху.

Перемещение в стойке.

18

Д.О.

2.

20. О.Р.У.беговые,на месте.Стойка игрока.Передача мяча сверху в парах.

3.

21. О.Р.У.беговые,на месте.Стойка игрока.Передача мяча сверху в тройках. Подвижныеигры с элементами волейбола.

Оценка техники

выполнения стойки и передвижений

4.

22. О.Р.У. беговые, на месте.Стойка игрока.

Передача мяча сверху.

Перемещение в стойке.

Подвижные игры с элементами волейбола.

.

Оценка техники передачи двумя руками сверху

5.

23. О.Р.У. беговые, на месте. Стойка игрока.

Передача мяча сверху.Перемещение в стойке.

Подвижныеигры с элементами волейбола.

6.

24. О.Р.У. беговые, на месте. Стойка игрока.

Передача мяча сверху.Перемещение в стойке.Прием мяча снизу.

Подвижныеигры с элементами волейбола.

.Д.О.

7.

25. О.Р.У. беговые, на месте. Стойка игрока.

Передача мяча сверху.Перемещение в стойке.Прием мяча снизу.

Подвижныеигры с элементами волейбола.

Оценка техники преедачи мяча  в парах после перемещения.

8.

26. О.Р.У. беговые, на месте. Стойка игрока.

Передача мяча сверху.Перемещение в стойке.Прием мяча снизу.Нижняя подача.

Подвижныеигры с элементами волейбола.

9.

27. О.Р.У. беговые, на месте. Стойка игрока.

Передача мяча сверху.Перемещение в стойке.Прием мяча снизу.

Подвижныеигры с элементами волейбола.

Оценка техники приема мяча двумя руками   снизу

Спортивные игры баскетбол

1.

28. Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.

Подтягивание.

2.

29. Сгибание разгибании рук.

Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника .

3.

30. Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника

4.

31.

Перехват мяча.

Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. Поднимание туловища

5.

32

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину

6.

33. Сгибание разгибание рук(у)

Штрафной бросок.

Ловля, передача, броски.

У

7.

34. Эстафета с ведением мяча бросок в корзину.Штрафной бросок.Поднимание туловища.

8.

35. Эстафета с ведением мяча бросок в корзину.Штрафной бросок.Мини-баскетбол.

Оценка техники

Выполнения нижней прямой подачи

9.

36. Эстафета с ведением мяча бросок в корзину.Штрафной бросок.Мини-баскетбол

Оценка техники нападающий удар.

3.

Гимнастика.

1.

37.Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

Строевые упражнения. О.Р.У.на месте.

Подтягивание.Поднимание туловища.

18

Д.О.

2

38.О.Р.У.на месте. Строевые упражнения.Прыжки через скакалку.

Упражнения в висах,упорах. Подъем переворотом  махом. Подтягивание.

3.

39. О.Р.У.на месте. Прыжки через скакалку.

Упражнения в висах,упорах. Подъем переворотом. Подтягивание.(у)

к.у.

4.

40. О.Р.У.на месте. Прыжки через скакалку.(у)

Упражнения в висах ,упорах. Подъем переворотом.

Подтягивание.

У

2триместр

(33 часа).

5.

41. О.Р.У.на месте. Акробатика: кувырок назад(девочки).Стойка на руках и голове( мальчики).

Поднимание туловища .(у)

Подъем переворотом.

к.у

6.

42.О.Р.У. на месте.

Поднимание туловища.

Акробатика: кувырок назад(девочки).Стойка на руках и голове( мальчики).

Подъем переворотом.(у).

к.у.

7.

43. О.Р.У. на месте.Упражнения на развитие гибкости.

Акробатика.(у)

Опорный прыжок.(ноги врозь).

к.у.

8.

44. О.Р.У. на месте.Упражнения на развитие гибкости.

Акробатика.(у)

Опорный прыжок

к.у

9.

45 . О.Р.У. на месте.Упражнения на    развитие гибкости.

Акробатика:длинный кувырок с трех шагов (мальчики).Кувырок назад в полушпагат(девочки).

Опорный прыжок.

Подъем переворотом.(у).

к.у.

10.

46.Комплекс упражнений на бревне.

     Наклон вперед.

     Опорный прыжок.(ноги врозь).

Акробатика:длинный кувырок с трех шагов (мальчики).

11.

47. Комплекс упражнений на бревне.(девочки)

     Наклон вперед.

     Опорный прыжок.(ноги врозь).

12.

48. Комплекс упражнений на бревне.

     Наклон вперед.(у)

     Опорный прыжок.(ноги врозь).

к.у.

13.

49. Комплекс упражнений на бревне.(д евочки)

 Поднимание туловища.

 Опорный прыжок.    

Приседание на 1 ноге.

14.

50.О.Р.У. в движении.Приседание на 1 ноге.Акробатический комплекс.

Опорный прыжок.(у)

Д.О.

Техника выполнения опорного прыжка

у

15.

51.О.Р.У.В в движении полоса препятствий.

Акробатический комплекс.

ПРИСЕДАНИЕ НА 1 НОГЕ

                       

16.

52. О.Р.У.В в движении, полоса препятствий.

Приседание на 1 ноге.(у)

Упражнения в висах упорах.

у

17.

53. О.Р.У.В в движении, полоса препятствий. Комплекс упражнений на бревне (у)

к.у.

18.

54. О.Р.У.В в движении, полоса препятствий.

Баскетбол.

1.

55.Водный     инруктаж по технике безопасности.Стойка игрока.Передача мяча  в стену от груди.

        

28

Д.О.

3 триместр

(33 часа).

2.

56.Стойка и предвижение игрока.Передачи мяча разными способами на месте.Ведение мяча.

3.

57.Стойка передвижение игрока..Развитие координационных качеств. .Передачи мяча разными способами на месте. Ведение мяча.

.

4.

58. Стойка передвижение игрока..Развитие координационных качеств. .Передачи мяча разными способами на месте .Ведение мяча два шага бросок.

Развитие координационных качеств.

5.

59.Передача мяча в стену.Ведение мяча с изменением направления передача мяча с отскоком ,от плеча.Бросок в кольцо. Игра в мини-баскетбол 4*4.

Оценка техники

передачи мяча разными способами.

6.

60. Ведение мяча с изменением направления  два шага бросок в кольцо.Игровые задания 2*2.

Бросок в кольцо. Игра в мини-баскетбол. 4*4.

7.

61. Ведение мяча с изменением направления  два шага бросок в кольцо.Игровые задания 3*3.

Бросок в кольцо. Игра в мини-баскетбол

8.

62.Ловля и передача мяча(встречные передачи в колоннах).Ведение два шага бросок в кольцо.Штрафной бросок.

Оценка  техники

передачи мяча от плеча  в движении

9.

63.Ловля и предача мяча(встречные передачи в колоннах) .Ведение с изменением направления.Два шага бросок в кольцо.Штрафной бросок.

 

10.

64. Ловля и предача мяча.Ведение с изменением направления.Два шага бросок в кольцо.Штрафной бросок.

11.

65. Ловля и предача мяча.Ведение с изменением направления.Два шага бросок в кольцо.Штрафной бросок.

Оценка техники ведения мяча с изменением направления.

12.

66. Ловля и предача мяча.Ведение с изменением направления.

Два шага бросок в кольцо на время.(количество бросков).  .Вырываниеи выбиваниемяча.Игра в мини- баскетбол.Штрафной бросок.

13.

67. Ловля и предача мяча.

Ведение два шага бросок в кольцо

 Вырывание и

выбивание мяча.Игра в мини- баскетбол.Штрафной бросок.(у)

Оценка техники штрафного броска

14.

68. Бросок с  разных точек в кольцо.

Взаимодействие трех игроков в нападении.

15.

69.Развитие координационных качеств. Эстафета .

Ловля и передача в движении.(у) Бросок с  разных точек в кольцо.

Взаимодействие трех игроков в нападении.

Игра в мини-баскетбол.

Оценить технику ловли и передачи мяча в движении.

16.

70.Скрестные передачи мяча.Бросок в кольцо с места.Эстафета с ведением мяча бросок в корзину.

Мини-баскетбол.

17.

71. Взаимодействие трех игроков в нападении и защите. Ведение два шага бросок в кольцо (у).Сгибание разгибание рук.

Мини-баскетбол.

Оценить технику ведения мяча броска в корзину

18.

        

72.Сочетание приемов передвижений и остановок. Взаимодействие трех игроков в нападении и защите(заслон).Сгибание разгибание рук.

Д.О.

19.

73. Сочетание приемов передвижений и остановок. Взаимодействие трех игроков в нападении и защите(заслон).Сгибание разгибание рук.(у)

к.у

20.

74.Сочетание приемов передвижений и остановок,приемов и передач.Игра в баскетбол.

.Прыжки через скакалку.

21.

75. .Сочетание приемов передвижений и остановок,приемов и передач.

Прыжки через скакалку.

Игра в баскетбол.

22.

76 Сочетание приемов передвижений и остановок,приемов и передач.

.Прыжки через скакалку(у)

к.у.

23.

77. Тройной прыжок с места.

24.

78.Тройной прыжок с места.(у)

к.у.

25.

79. Челночный бег 4*9 м.

Поднимание туловища.Подтягивание.Игра в баскетбол.

26.

80. Челночный бег 4*9 м.

Поднимание туловища.Подтягивание.

Игра в баскетбол.

27.

81. Челночный бег 4*9 м.(у)

Поднимание туловища. Подтягивание.

Игра в баскетбол.

к.у.

28.

82.Поднимание туловища.

 Прыжки в длину с места.(у).

Игра в баскетбол.

к.у.

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам.

6.

Легкая  атлетика

1.

83..Вводное занятие инструктаж по технике безопасности на уроках по

легкой атлетике.

Техника прыжка в высоту способом «перешагивания».

Поднимание туловища.

20

Д.О.

2.

84.Строевые упражнения.Прыжки в высоту..Поднимание туловища

3.

85. Строевые упражнения.Прыжки в высоту.Ускорения.Высокий старт.

4.

88.Прыжки в высоту.(у)

.Строевые упражнения. Повороты на месте. Высокий старт. Ускорения 30- 60м.

Оценить

технику прыжка в высоту.(к.у

5.

87..Строевые упражнения..Повороты на месте. Ускорения 30- 60м.

6.

88.Строевые упражнения. Повороты на месте. Высокий старт.

Ускорение 60м.(у)

зачет

к.у

7.

89. О.Р.У. беговые. Бег 5 мин.Метание мяча на дальность.Спортивные игры.

Поднимание туловища .(у)

Зачет

к.у.

8.

90. О.Р.У. беговые.Бег 1 км.Метание мяча на дальность.Спортивные игры.

9.

91. О.Р.У. беговые. Бег 10 мин.

Метание мяча на дальность.(у)

Зачет

к.у

10.

92. О.Р.У. беговые,бег 10 мин.  

Подтягивание.

11.

93.О.Р.У.  Бег 1.5 км.

Подтягивание.

Зачет

к.у.

12.

94.О.Р.У.беговые.

Подтягивание.Многоскоки.

Спортивные игры.

13.

95.О.Р.У.Бег 15 мин.

.Подтягивание.

Спортивные игры.

14.

96.О.Р.У.Бег 20  мин.Развитие выносливости.Спортивные игры.

15.

97.О.Р.У.Бег 20  мин.Развитие выносливости.

Спортивные игры.

.        .

16.

98 .О.Р.У.Бег 2 км. Спортивные  игры.

Зачет

к.у.

17.

99. Эстафетный бег.Тройной прыжок.

.Спортивные игры.

18.

100.Эстафетный бег.Тройной прыжок.

Спортивные игры.

Д.О.

19.

101. О.Р.У.беговые,прыжковые

Спортивные игры.

20.

102. .О.Р.У.беговые,прыжковые

Спортивные игры.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2. Печатные пособия:

Таблицы, карточки

3. Технические средства обучения:

Компьютер

4. Цифровые образовательные ресурсы:

информационно-справочные материалы ориентированные на различные формы игровой, урочной, познавательной деятельности, в т.ч.исследовательскую работу, проектную.

ФОТО

ВИДЕО

Используемая  литература:

Авторы:

  • А.П. Матвеев. Физическая культура.8-9-й классы : учебник для общеобразовательных учреждений .Учебник написан в соответствии с Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни". 2011год Москва « Просвещение».
  • Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы»   Автор:Матвеев А.П.

М. “Просвещение”,2012;

  • Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010);
  • Учебник 8-9 класс Лях В.И.,Зданевич А.А. , М.: Просвещение, 2012год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...