Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бегус Геннадий Владмирович

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. 

Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nt_rab.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая  рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Настольный теннис» внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 5-9 классов

Основной целью программы является организация и планирование изучения содержания учебной дисциплины для учащихся данного этапа спортивной подготовки.

        Задачами программы являются:

  • определение содержания изучаемого курса;
  • определение объема учебного материала для учащихся этапа начальной подготовки  

   первого года обучения;

  • определение основных блоков программного материала;
  • порядок изучения учебной дисциплины.

        На протяжении всего периода обучения учащиеся  проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. На этапе начальной подготовки выделяются следующие:

  • отбор способных к занятиям настольным теннисом детей;
  • формирование стойкого интереса к занятиям;
  • всестороннее гармоническое развитие  физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
  • воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости);
  • обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
  • привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.

Основная идея программы – реализация учебно-тренировочного процесса     в течение первого года обучения начального этапа спортивной подготовки, являющегося начальным звеном в системе этапов многолетней подготовки спортсменов, конечной целью которой является решение образовательных задач: обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности учащихся в соответствии с требованиями программ по видам спорта; формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, развитие детского и юношеского спорта; обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, укрепление их здоровья и профессионального самоопределения.

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.  

Основными принципами отбора учебного материала являются принципы системности, последовательности, взаимосвязи техники и тактики; преемственности.

Планирование учебного материала осуществляется в соответствии с нормативными требованиями для учащихся 1 года этапа начальной подготовки.

Режим учебных занятий- 6 учебных часов в неделю: 3 раза по 2 часа.

Количество учебных часов  в соответствии с учебной программой – 276 часов.

Основные формы    занятий:  групповые теоретические и  учебно-тренировочные; работа по индивидуальным планам; педагогическое тестирование.

 Контроль освоения учебного материала  осуществляется в форме устного опроса и беседы по теоретическому разделу программы и сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке согласно программным требованиям. Участие в спортивных соревнованиях и показанные учащимися спортивные результаты также являются формой контроля и оценки качества полученных знаний и умений.

 

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны :

Знать

  • Состояние ФК и спорта в России;
  • Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
  • Состояние и развитие настольного тенниса в России.
  • Гигиенические требования к занимающимся спортом.

Уметь

  • Овладеть основными техническими приемами теннисиста.
  • Проводить разминку баскетболиста.

Развить качества личности

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
  • Развить коммуникабельность, умение работать в коллективе.
  • Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Итоговый результат

  • успешная сдача программных переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, теоретическому разделу и перевод на следующий курс обучения начального этапа спортивной подготовки.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п/п

Наименование разделов

 и тем

Макси-

мальная учебная нагрузка

Занятия в течение учебного года

Индивид. работа  

(в период каникул)

всего

тео-рия

Уч.-тре-нир.

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Теоретическая подготовка

10

10

10

1.1

Физическая культура и спорт в России

2

2

2

1.2

Состояние и развитие настольного тенниса в России

2

2

2

1.3

Гигиенические требования к занимающимся спортом

2

2

2

1.4.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

2

2

2

1.5.

Профилактика заболеваний и травматизма в спорте

2

2

2

2.

Практические занятия

266

266

276

36

2.1.

Общая физическая подготовка

258

258

264

36

2.2.

Контрольные испытания

8

8

8

Всего:

276

276

10

276

36

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Теоретическая  подготовка – 10 часов

Физическая культура и спорт в России. Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной классификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по настольному теннису.

Состояние и развитие настольного тенниса в России. История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий настольным теннисом и их состояние. Итоги и анализ выступления сборных национальных, молодежных и юниорских команд по настольному теннису в соревнованиях различного ранга.

Гигиенические требования к занимающимся спортом. Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути   их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевания органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Самоконтроль и профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Восстановительные мероприятия при занятиях настольным теннисом.

Практические занятия- 266 часов

Общая физическая подготовка – 266 часов

 Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

 Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

 Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

 Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

 Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

 Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.

 Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

 Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

 Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

 Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием,  пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину.

Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

 Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек До 3 км, для юношей до 5 км.

Дозированный бег по пересеченной Местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Общая физическая подготовка

1.Прыжок в длину с места.

2.Высота прыжка.

3.Бег 20 м.

4.Бег 40 м.

5.Бег 300 м .

 

              Методическое обеспечение  программы

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного

процесса

Дидактический

 материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Теоретическая

 подготовка

Групповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в настольном теннисе.

Устный зачет по темам

2

Общая физическая

 подготовка

 

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

 Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, круговая тренировка,

мини-соревнования

Таблицы, схемы.

Тестирование,

протоколы, комплекс упражнений разминки.

3

Специальная физическая подготовка

Индивидуальная,

групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала,     упражнения в парах, круговая тренировка, мини-игры,  наглядный показ педагогом.

  Схемы,

справочные материалы,   мячи и ракетки  на каждого обучающего

  Тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

4

Техническая

подготовка  

Индивидуальная, индивидуально – фронтальная, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  упражнения в парах, подводящие и подвижные игры, круговая тренировка, учебно-тренировочная игра, наглядный показ педагогом.

 

   Мячи, ракетки на каждого обучающего.

Тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

5

Тактическая

подготовка

Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

Упражнения в парах, учебно-тренировочная игра, товарищеская встреча.

Схемы, мячи, ракетки на каждого обучающегося, видеозаписи  игр и соревнований

Учебная игра,

промежуточный

 отбор,

соревнование

6

Инструкторская и судейская практика

Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

Учебно-тренировочная игра, товарищеская встреча.

Правила соревнований , правила судейства, судейские протоколы, таблицы.

Обслуживание соревнований в качестве судьи, секретаря. Получение звания «Инструктор-общественник по спорту»

7

Контрольные испытания

Групповая, индивидуальная

Зачетные мини-соревнования

Учебная программа, контрольные нормативы

Протоколы соревнований

СПИСОК  ОСНОВНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС,1982
  2. Амеплин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта).- М.: ФиС, 1999.
  3. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. – М.: ФиС, 1979.
  4. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. – М.: ФиС, 2000.
  5. Балайшите Л. От семи до… (Твой первый старт). – М.: ФиС, 1984.
  6. Барчукова Г.В. Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис. – М.: РГАФК, 1997.
  7. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Игра, доступная всем. – М.: Знание, 1991.
  8. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). – М.: ФиС, 1990.
  9. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. - М.:Советский спорт, 1989.
  10. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. – М.:ГЦОЛИФК, 1984.
  11. Богушас М.-В.М. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Воронин Е.В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольном теннисе \\ Теория и практика физической культуры. – 1983. - № 10. – С. 52-54.
  13. Голомазов С.В., Усмангалиев М.Ж. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. – 1989. - № 5. – С. 23-26.
  14. Ефремова А.В. Нормирование нагрузок, направленных на развитие точности технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации: Автореф. Дис….канд.пед.наук/ Акад.физвоспитания и спорта Респ.Беларусь. – Минск, 1996.  19 с.
  15. Ефремова А.В., Гужаловский А.А. Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе. – Минск, 1995. – 18с.
  16. Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. из-во, 1990.
  17. Захаров Г.С. Настльный теннис: Школа игры. – Из-во «Талка», 1991.
  18. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. – М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.
  19. Матыцин О.В. Настольный теннис: Неизвестное об известном. – М.: РГАФК, 1995.
  20. Настольный теннис: Пер. с кит./ Под ред. Сюй Яньшэна. – М.: ФиС, 1987.
  21. Настольный теннис: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М, 1980.
  22. Настольный теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (Методическая часть). – М.: Советский спорт, 1990.
  23. Неизвестное об известном / Под ред. О.В. Матыцина. – М., 1995.
  24. Ормаи Л. Современный настольный теннис. – М.: ФиС, 1985.
  25. Правила настольного тенниса. – М., 2002.
  26. Серова Л.К., Скачков Н.Г. Умей владеть ракеткой. – Л.: Лениздат, 1989.
  27. Усмангалиев М.Ж. Мет одические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф. Дис….канд.пед.наук / ГЦОЛИФК. – М., 1991.
  28. Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: Дис….кандпед.наук / РГАФК. – М., 2000. – 160 с.
  29. Шпрах С. У меня секретов нет. Техника / Приложение № 1 к журналу «Настольный теннис». – М., 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов.  Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.)  Все занятия по в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Аэробика» для учащихся 3-4 классов.

Аэробика оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению и обучению Большому теннису

Данная рабочая программа " Школа большого тенниса", имеет физкультурно- спортивную направленность с общекультурным уровнем усвоения.Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской програм...