РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Новичкова Ирина Петровна

Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2018г.

Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_basketbolu_5-9_kl.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г.

Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5-9 класс

Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол

В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:

знать

 значение баскетбола в развитии физических способностей и

совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

 правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;

 название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной

техники;

 наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и

тактических действий;

 упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых,

скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);

 контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической

и технической подготовленности и требования к технике и правилам их

выполнения;

 основное содержание правил соревнований по баскетболу;

 жесты баскетбольного судьи;

 игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;

уметь

 соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на

занятиях по баскетболу;

 выполнять технические приемы и тактические действия;

 контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)

на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

 демонстрировать жесты баскетбольного судьи;

 проводить судейство по баскетболу.

Эффект: участие в соревнованиях школьного и районного уровня, судейство школьных соревнований.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5-9 класс

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Основы знаний

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу. Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов. Тактические действия в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

Передвижения и остановки без мяча

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений

Остановки: двумя шагами, прыжком

Прыжки, повороты вперед, назад

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Ловля мяча

Ловля мяча:

• двумя руками на уровне груди;

• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Передачи мяча

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Передача мяча одной рукой от плеча

Передача мяча двумя руками сверху

Ведение мяча

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Ведение мяча с изменением направления движения

Ведение мяча с обводкой препятствий

Броски мяча

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Штрафной бросок

Отбор мяча

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Вырывание мяча из рук соперника

Накрывание мяча при броске

Отвлекающие приемы (финты)

Финты без мяча

Финты с мячом

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Тактика игры

Индивидуальные действия в нападении и защите

Групповые действия в нападении и защите:

• взаимодействие двух игроков;

• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);

• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)

• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;

• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);

• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);

• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);

• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)

Двусторонняя учебная игра

Подвижные игры и эстафеты

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Игры, развивающие физические способности

Физическая подготовка

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

Судейская практика

Судейство игры в баскетбол

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

5 классы (1 занятие в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Теоретическая подготовка

6

6

2.

Общая и специальная физическая подготовка

14

14

3.

Техническая подготовка

9

9

4.

Тактическая подготовка

2

2

5.

Соревнования, учебные и тренировочные игры, судейская практика

3

3

Итого:

34

6

34

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

6 классы (1 занятие в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Теоретическая подготовка

6

6

2.

Общая и специальная физическая подготовка

14

14

3.

Техническая подготовка

9

9

4.

Тактическая подготовка

2

2

5.

Соревнования, учебные и тренировочные игры, судейская практика

3

3

Итого:

34

6

34

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

7 классы (2 занятие в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Теоретическая подготовка

12

12

2.

Общая и специальная физическая подготовка

28

28

3.

Техническая подготовка

18

18

4.

Тактическая подготовка

4

4

5.

Соревнования, учебные и тренировочные игры, судейская практика

6

6

Итого:

68

12

56

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

8 классы (1 занятие в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Теоретическая подготовка

В процессе учебно-тренировочных занятий

2.

Общая и специальная физическая подготовка

10

10

3.

Техническая подготовка

10

10

4.

Тактическая подготовка

10

10

5.

Соревнования, учебные и тренировочные игры, судейская практика

4

4

Итого:

34

34

Тематическое планирование 5-9 класс

Содержание курсы

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

Основы знаний

В процессе учебно-тренировочных занятий

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу.

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов.

Тактические действия в баскетболе.

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей

Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом.

2

Передвижения и остановки без мяча

Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке; вперед, назад, вправо, влево.

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений.

Остановки: двумя шагами, прыжком.

Прыжки, повороты вперед, назад.

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стойке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности.

3

Ловля мяча

Ловля мяча:

• двумя руками на уровне груди;

• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности.

4

Передача мяча

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Передача мяча одной рукой от плеча

Передача мяча двумя руками сверху

5

Ведение мяча

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Ведение мяча с изменением направления движения

Ведение мяча с обводкой препятствий

Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности.

Броски мяча

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Штрафной бросок

Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину, анализировать правильность выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину.

7

Отбор мяча

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Вырывание мяча из рук соперника

Накрывание мяча при броске

Демонстрировать и применять выбивание, вырывание мяча в игровой деятельности

8

Отвлекающие приемы (финты)

Финты без мяча

Финты с мячом

Применять отвлекающие маневры в игре.

9

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Демонстрировать приемы мяча в кольцо без бросков и с бросками.

10

Тактика игры

Индивидуальные действия в нападении и защите

Групповые действия в нападении и защите:

• взаимодействие двух игроков;

• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);

• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)

• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;

• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);

• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное

место»);

• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);

• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)

Двусторонняя учебная игра

Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком, двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Использовать игру баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга.

11

Подвижные игры и эстафеты

В процессе учебно-тренировочных занятий

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Игры, развивающие физические способности

Демонстрировать игровые упражнения, подвижные игры и эстафета с элементами баскетбола

12

Физическая подготовка

В процессе учебно-тренировочных занятий

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей,

выносливости, гибкости

Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности.

13

Судейская практика

Судейство игры в баскетбол

Демонстрировать жесты баскетбольного судьи, проводить судейство по баскетболу.



Список используемой литературы:

  1. Лях В.И. Физическая культура.5-7 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций/В.И.Лях.- 7-е изд.перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2019.- 175 с.: ил.- (Школа России).
  2. Лях В.И. Физическая культура.8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций/В.И.Лях.- 7-е изд.перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2018.- 175 с.: ил.- (Школа России).
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011.-223с.- (Стандарты второго поколения).
  4. Кузнецов В.С. , Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО /В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий.- М.: Просвещение, 2016.- 160 с.
  5. Кузнецов В.С. , Колодницкий Г.А.  «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол». Учебное пособие для учителей / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, - М.: Просвещение, 2018












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов.  Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.)  Все занятия по в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол»

     Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом и...