Программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Шутова Татьяна Николаевна

 (Внеурочная деятельность)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voleybolu.docx87.32 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 5-6 классов “Волейбол” разработана в соответствии с         Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года приказ № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,  СанПином 2.4.2.2821-10 Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях,  Положением  о рабочей программе по курсу внеурочной деятельности утвержденным приказом  по школе

Педагогическая целесообразность.

 Целесообразность  данного  направления  заключается  в  формировании знаний,  установок,  личностных  ориентиров  и  норм  поведения,  обеспечивающих  сохранение  и  укрепление  физического,  психологического  и  социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных  составляющих,  способствующих  познавательному  и  эмоциональному  развитию  ребенка,  достижению  планируемых  результатов  освоения  основной образовательной программы основного общего образования. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает создание пространства для благоприятного развития физического здоровья учащихся в  коллективе, объединённом общими учебными и исполнительскими задачами. Пробуждение у детей желания заниматься особым видом спортивной  деятельности, использование приоритета игровых форм подачи материала, как наиболее органичных при введении детей в основы  физической культуры. Нахождение таких способов спортивно-оздоровительной деятельности, при которых дети бы получили радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде показательных спортивных выступления  и участия в соревнованиях.

Цель программы: спортивно-оздоровительное развитие личности школьника на основе приобретённого опыта коллективной  деятельности.

Задачи программы: 

образовательные:

      обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

      развивать необходимые физические качества  (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

          обучать правильному выполнению упражнений.

развивающие:

          способствовать укреплению здоровья;

          содействовать гармоничному физическому развитию;

          развивать двигательные способности детей;

          создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.

воспитательные:

          прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;

          воспитывать чувство ответственности за себя;

          воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.

  1.    Содержание курса внеурочной ятельности

Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в спортивно-оздоровительном учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного ознакомления  физической культурой в обучении с первых дней – залог интереса ребенка к физической культуре. При этом каждый ребенок становится активным участником общения, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное освоение основ физической культуры способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные на уроках знания и навыки должны помочь детям в любой другой коллективной работе,  способствуют формированию  спортивного и культурного кругозора учащихся.

Полученные на занятиях знания и навыки должны помочь детям в любой другой коллективной работе, углубят знания по общеобразовательным предметам:

Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о волейболе, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения предлагаемой программы обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:        

     овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

     формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на ос нове взаимопонимания  и согласования;

     приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий    по волейболу;

     содействие  общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

   В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Сроки реализации программы 1 года:

 

Программа рассчитана на детей и подростков от 6 до 18  лет.

Основные формы занятий

 В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, в основном доступные детям. Целесообразно периодически выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике и тактике волейбола. Кроме средств волейбола, составной её частью являются специальные упражнения (подготовительные), играющие важную роль на начальном этапе обучения.

Обучение тактическим действиям начинается с первых же занятий. По мере овладения техникой волейбола юные волейболисты изучают тактические действия, связанные с ней.

                                  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Теоретическая подготовка

 

 

 

1.

История развития волейбола. Общие основы волейбола

1

2.

Техника безопасности. Профилактика травматизма

1

   3.

Правила игры в волейбол    

1

 Физическая подготовка  

 

  4.

Общая фодготовка подготовка

 

70

5.

Специальная физическая подготовка

 

30

  Техническая подготовка  

 

6.

 Передача мяча

 

30

7.

 Нападающий удар

 

20

8

Защитные действия

20

Тактическая подготовка

 

9

 Защита

 

15

10.

 Нападение

 

10

11

Интегральная  

 

18

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

3

213

216

                  Основные принципы, на которых построена программа:

                      Методическое обеспечение образовательной программы

 

 

 

Тема программы

 

Форма организации и проведения занятия

 

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

         

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учёта

 

 

1

Общие основы волейбола  ПП и ТБ Правила   игры

и методика судейства

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный,

положение о соревнованиях по волейболу.

 

 

 

2

Общефизическая подготовка

волейболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

 Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

 

 

 

3

 

Специальная

 подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

 

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

 

 

 

4

Техническая

подготовка

волейболиста

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

 

 

 

5

 

Игровая

 подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование

 

  Обеспечение программы методической продукцией

1. Дидактические материалы:

 - Картотека упражнений по волейболу.

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейбол.

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

- Положение о соревнованиях по волейболу.

 

1.    Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным  мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по  волейболу.

- Инструкции по охране труда.

 При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор  методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

 С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.

В основу программы легли определенные педагогические принципы:

   принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.

   принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности.

   принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.

   принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.

   принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание
условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,
условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.

   принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.

   принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.

   принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".

III. Место курса.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности курс «Волейбол» реализуется в 5-6 классах

             Распределение объёмов компонентов тренировки

по недельным циклам (в часах).

Н

Е

Д

Е

Л

И

Т

Е

О

Р

И

Я

ФИЗИЧЕСКАЯ

ТЕХНИЧЕСКАЯ

ТАКТИЧЕСКАЯ

ПРИЕМНЫЕ

ПЕРЕВОДНЫЕ

НОРМАТИВЫ

ИТО ГО ЗА НЕДЕЛЮ

Общая

Специаль

ная

Пере-дача

 

Напа-

дение

За-

щи-

та

Напа

дение

За

Щи

та

Интег ральная

1

2

1

1

1

1

6

2

1

2

1

1

 

1

6

3

2

1

1

1

1

6

4

2

1

1

1

1

6

5

1

1

1

1

1

1

6

6

2

1

1

1

1

6

7

2

1

1

1

1

6

8

1

2

1

1

1

6

9

2

1

1

1

1

6

10

1

1

1

1

1

1

6

11

2

1

1

 1

1

6

12

2

1

1

1

1

6

13

2

1

1

1

1

6

14

2

1

1

1

1

6

15

2

1

1

1

1

6

16

2

1

1

1

1

6

17

2

1

1

1

1

6

18

2

1

1

1

1

6

19

2

1

1

1

1

6

20

2

1

1

1

1

6

21

2

1

1

1

1

6

22

2

1

1

1

1

6

23

2

1

1

1

1

6

24

2

1

1

1

1

6

25

2

1

1

1

1

6

26

2

1

1

1

1

6

27

2

1

1

1

1

6

28

2

1

1

1

1

6

29

2

1

1

1

1

6

30

2

1

1

1

1

6

31

2

1

1

1

1

6

32

2

1

1

1

1

6

33

2

1

1

1

1

6

34

2

1

1

1

1

6

35

2

1

1

1

1

6

36

2

1

1

1

1

6

IV. Ценностные ориентиры содержания курса

Программа способствует:

  • культурному развитию –  расширение представлений о широте жизненного содержания славянской культуры и силе её содержания.
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в физкультурных и спортивных мероприятиях, праздниках, показательно-театрализованных представлениях.
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые элементарные спортивные предметы  из подручных материалов.
  • физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся ритмические упражнения..

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач (ЛР-1)
  • эмоциональной отзывчивости, понимание культурного  образа (ЛР-2)
  • уважительное отношение к традициям своего и других народов (ЛР-3)
  • Развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности (ЛР-4)
  • Развитие интеллектуальных способностей, приобретение знаний (ЛР-5)
  • Развитие творческих способностей (ЛР-6)

Метапредметными результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий

                                     Результаты учебной деятельности

  5 – 6 класс

Личностные результаты

ЛР1-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

ЛР2-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

ЛР3-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

ЛР4-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

ЛР5 -испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

ЛР6 -уважительно относиться к культуре других народов;

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

МР1-характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

МР2-обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

МР3- организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

МР4-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

МР5-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

МР6-управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Познавательные УУД:

МП1-обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

МП2-видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

МП3-оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

МП4-технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности

Коммуникативные УУД:

МК1-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

МК2оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок, способов их устранения;

МК3-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

МК4-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

МК5-учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

  ПР1-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;

ПР2-представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

ПР3-организация и проведение со сверстниками подвижных игр  и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

ПР4-бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;

ПР5-организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузкой;

ПР6-объяснение в доступной форме правил (техники) игры, анализ и поиск ошибок, исправление их;

ПР7-подача строевых команд, счёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

ПР8-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

ПР9-выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;

ПР10 –соблюдение техники безопасности.

V. Тематическое планирование

5-6 класс

Тема

Основная характеристика видов деятельности

Результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Теоретические сведения о физической культуре

1. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения.

2.Ходьба,   бег,  прыжки,   лазанье, ползание,    ходьба на лыжах     как  жизненно    важные способы   передвижения    человека.

3.Правила   предупреждения     травматизма    во  время   занятий физическими    упражнениями:    организация    мест  занятий,   подбор  одежды,   обуви   и  инвентаря.

4.Правила поведения  во время купания в естественных водоемах.

5.Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

6.Физические     упражнения,     их влияние   на  физическое    развитие и  развитие   физических   качеств.

7.Характеристика    основных   физи-ческих   качеств:   силы,   быстроты,   выносливости,     гибкости    и равновесия

8. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств

9.Физическая нагрузка и её влияние на повышение ЧСС

10.Организация   и проведение  

подвижных игр  на  спортивных площадках    и  в  спортивных    залах.

11.Измерение частоты сердечных сокращений  во время выполнения физическими упражнениями

12.Составление   режима   дня.

13. Выполнение   простейших   закаливающих    процедур,    оздоровительных   занятий   в  режиме    дня (утренняя   зарядка,    физкультминутки),   комплексов    упражнений для   формирования     правильной осанки  и развития   мышц  туловища,  развития   основных  физических  качеств

14.Комплексы физических упражнений для утренней  зарядки, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанок.

15.Комплексы упражнений на развитие физических качеств

16.Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз

17.Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Проведение элементарных соревнований.

ПР1

ПР2

МР1

МР2

МР3

МР4

МР5

МР6

МП2

МК1

МК4

МК5

ЛР1

ЛР2

ЛР3

ЛР4

Лёгкая атлетика

1.Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд и т.п.); Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.  
2.Метание  малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену; метание теннисного мяча на дальность и в цель.

 3.Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с проведением вперёд и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; прыжке через  скакалку.

ПР3

ПР4

ПР5

ПР7

ПР9

 ПР10

МР2

МР3

МР4

МР5

МР6

МП1

МП2

МП3

МП4

МК1

МК2

МК4

МК5

ЛР1

ЛР2

ЛР3

ЛР4

Гимнастика

1.Организующие  команды  и приемы.  Строевые   действия    в шеренге   и  колонне;   выполнение строевых   команд.

2.Акробатические    упражнения - кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Акробатические  комбинации например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

3.Упражнения на нестандартной гимнастической   перекладине: висы.

4..Гимнастические     упражнения. прикладного      характера.

Передвижение          по гимнастической стенке. Преодоление  полосы препятствий    с  элементами     лазанья  и    переползания,   передвижение     по  наклонной  гимнастической    скамейке

5. ОФП

Общеразвивающие  упражнения   из  базовых   видов   спорта

ПР3

ПР4

ПР5

ПР7

ПР9

 ПР10

МР2

МР3

МР4

МР5

МР6

МП1

МП2

МП3

МП4

МК1

МК2

МК4

МК5

ЛР1

ЛР2

ЛР3

ЛР4

Подвижные игры.

 Игры с элементами спортивных игр

1.На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»- игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

 2.На материале раздела «Легкая атлетика» - прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость и координацию:
  3.На материале раздела «Спортивные игры»:
  
Футбол: подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Бросок ногой» и др.

ПР3

ПР4

ПР6

ПР8

  ПР10

МР1

МР2

МР3

МР4

МР5

МР6

МП1

МП2

МК1

МК2

МК3

МК4

МК5

ЛР1

ЛР2

ЛР3

ЛР4

ЛР5

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:

  • развитие культурно-спортивного интереса к славянскому народному единоборству и различным видам  народных видов борьбы (ПР-1)
  • использование элементарных умений и навыков для развития физических способностей

при воплощении физкультурного образования различных видах учебно-творческой деятельности  (ПР-2)

  • готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного здорового досуга во внеурочной и внешкольной деятельности (ПР-3)
  • развитие специальных индивидуальных способностей: сила, выносливость, устойчивость к стрессовым ситуациям, координация движений и т.п. (ПР-4)

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результаты первого уровня:

  • - использовать различные формы индивидуальные, групповые и коллективные для

                 формирования у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию;

  • - развить способность к пониманию культуры, образа жизни и мыслей другого

   народа;

  • - решать творческие задачи, участвовать в спортивно-массовых событиях школы;
  • - уметь передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства;
  • - выражать эмоции через активную творческую деятельность;
  • - развить коммуникативную компетенцию учащихся для способности их к

                 межкультурному общению и адаптации в иной социальной среде;

  • - проявлять личную инициативу в различных сферах физкультурно-спортивной  деятельноси 

 По окончании первого года обучения, учащиеся должны:

   1.  Знать общие основы волейбола;

   2.  Расширят представление о технических приемах в волейболе;

   3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;

   4.  Уметь играть по упрощенным правилам игры;

   5.  Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;

    6.  Получить навыки технической  подготовки  волейболиста;

    7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста  в нападении и в защите;

    8. Освоить технику верхних передач;

    9. Освоить технику передач снизу;

   10. Освоить технику верхнего приема  мяча;

    11. Освоить технику нижнего приема  мяча;

    12. Освоить технику подачи мяча снизу;

ФОРМЫ И СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

   Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год.   В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

    Контрольные  игры проводятся  регулярно в учебных целях как  более  высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. 
    Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. 

            Контрольные нормативы по основам технической подготовки


п/п

Контрольные нормативы

Пол

Показатели

Н

С

В

1.    

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

м.

12

14

16

д.

9

11

14

2.    

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

м.

10

12

14

д.

8

10

12

3.    

Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз)

м.

17

20

25

д.

12

15

20

4.    

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

м.

5

10

15

д.

3

6

10

5.    

Нижние передачи над собой

м.

15

20

25

д.

10

15

20

6.    

Верхние передачи над собой

м.

15

20

25

д.

10

15

20

    

Показатели:    Н – низкий;      С – средний;         В – высокий.

 VI. Содержание программы

1. Теоретическая подготовка

 Тема 1. История развития волейбола. Общие основы волейбола (2)

Становление волейбола как вида спорта; последовательность и этапы обучения волейболистов; общие основы волейбола

  Тема 2. Техника безопасности. Профилактика травматизма (2)

 Тема 3. Правила игры в волейбол и методика судейства. (4)

Правила игры; эволюция правил игры «Волейбол»; упрощенные правила игры; действующие правила игры; методика судейства соревнований; терминология и жестикуляция.

 Тема 4.Техническая подготовка волейболистов (2)

Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства; основные задачи технической подготовки; особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.

 Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения; определение и исправление ошибок; задачи тренировочного процесса; показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость).

 Основы совершенствования технической подготовки; методы и средства технической подготовки.

Контроль  технической  подготовкой.

 Тема 5.Физическая подготовка. (2)

Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.

Индивидуальный подход к воспитанникам объединения при решении задач физической подготовки.

Виды контрольных тестов по физической подготовке. Тестирование.

 Тема 6. Методика тренировки волейболистов. (2)

Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры.

Подбор и проведение упражнений для развития физических качеств.

Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.

Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.

   Тема 7.Техника игры в волейбол. (2+10)

Техника игры, ее характеристика; особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.

Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.

Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков.

Нормативные требования и испытания по технической подготовке.

Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

 

Составление положения о соревнованиях, календарь игр, организация и проведение соревнования внутри объединения.

 

2. Техника нападения.

Тема 9. Стойки. Перемещения. (2+10)

Техника стоек (устойчивая, основная): статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.

Перемещения волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

 Тема 10.Подачи. (2+10)

Подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче.

Подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче.

Подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче.

Подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче.

Специальные упражнения для обучения укороченной подаче; подача на точность.

 Тема 11.Передачи. (2+10)

Техника передачи мяча двумя руками сверху. 

Техника передачи мяча в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).

Техника передачи двумя руками: с поворотом, без поворота одной рукой.

Техника передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки); подводящие упражнения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; специальные упражнения в тройках;  специальные упражнения у сетки.

Техника передач снизу: подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения: индивидуально у стены, в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной рукой снизу.

 Тема 12.Нападающие удары. (2+10)

Подводящие  упражнения с набивным  мячом;

Упражнения:  для обучения  напрыгиванию, с теннисным мячом, замаху и удару по мячу.

Специальные упражнения у стены: в опорном положении, в прыжке (в парах), с мячом и резиновыми амортизаторами, на подкидном мостике, в парах через сетку.

Упражнения для развития гибкости.

Технико-тактические действия нападающего игрока (блок-аут).

Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.

Нападающий удар задней линии.

 

3. Техника защиты.

 Тема 13.Стойки. Перемещения. (2+10)

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите; ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег); выпады: вперед, в сторону; остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте. 

 Тема 14.Приём мяча (2+10)

Техника приема подач: упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами (на месте, после перемещения); специальные упражнения: в парах без сетки, в тройках без сетки, в паре через сетку.

Обучение технике приема мяча с падением: на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь.

 

4. Тактика нападения.

Тема 16. Индивидуальные действия. (2+10)

Характеристика индивидуальных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.

Упражнения для развития прыгучести.

Нападающий удар толчком одной ноги.

Тема 17. Групповые действия. (2+10)

Выполнение вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений.

Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.

Тема 18. Командные действия. (2+10)

Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом.

 

5. Тактика защиты.

 Тема 19. Индивидуальные действия (2+10)

Характеристика индивидуальных действий в защите.

Подбор упражнений для воспитания быстроты ответных действий; на расслабления и растяжения.

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны.

Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач: прием мяча от сетки, прием нападающих ударов, развитие координации.

 Тема 20. Групповые действия. (2+10)

Взаимодействие игроков.

Техника передачи в прыжке: скидка, отвлекающие действия при вторых передачах.

Техника бокового нападающего удара, подача в прыжке; передача мяча одной рукой в прыжке.

Упражнения для совершенствования ориентировки игрока; развития ловкости, гибкости.

Групповые действия в нападении: через игрока передней линии: изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары); через выходящего игрока задней линии.

Подбор упражнений для развития взрывной силы.

 


                                                            VII. Тематическое планирование внеурочного курса

Волейбол

Тема

раздела

Формы

 организации

Деятельность

обучающихся

Формируемые умения 

(УУД)

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Теоретическая

Теоретическая и показательная форма передачи знаний и физических умений

Познавательное отношение к осваиваемым действиям, поэтапное освоение теоретических основ, пошаговое выполнение теоретических знания в практическое умение

 Коммуникативные УУД:

− контролировать свои  действия в коллективной работе

− учитывать настроение других людей, их эмоции;

− принимать участие в групповом действии, в коллективных инсценировках;

 понимать важность исполнения по группам (мальчики, девочки);

 Познавательные УУД: 

− читать простое схематическое изображение; 

первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

− читать простое схематическое изображение.

Регулятивные УУД:

− принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности;

− принимать творческо-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД:

− сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач;

− развитие творческих способностей.

Предметные результаты:

− устойчивый интерес к различным видам деятельности;

4

5

2

Общая физическая,  специальная физическая

Общефизические  движения, специфические упражнения

 .

Коммуникативные УУД:

контролировать свои действия в коллективной работе;

− исполнять со сверстниками, выполняя при этом разные функции;

Познавательные УУД: 

− использовать пластико-хореографические и простые символические варианты невербального контакта;

− находить в действиях  разные части;

− читать простое схематическое изображение.

Регулятивные УУД:

− принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности;

− принимать творческо-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД:

− сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач;

− развитие физических способностей.

  • − развитие интеллектуальных способностей, приобретение знаний.

Предметными результатами 

− устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности;

− развитие специальных физических способностей.

23

23

3

Технико-тактическая, психологическая 

Спортивный игровые варианты различных жизненных ситуаций

Исследовательская деятельность по выявлению способов вербального и  невербального общения Овладение спортивными игровыми приемами.

Коммуникативные УУД:

− принимать участие в групповом общении, в коллективных инсценировках;

− контролировать свои действия в коллективной работе;

− исполнять со сверстниками инсценировки поведенческих игр, выполняя при этом разные функции;

Познавательные УУД:

− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

− понимать содержание графических символов и соотносить его с последующими действиями;

− читать простое схематическое изображение.

Регулятивные УУД:

− принимать учебную задачу;

− осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебно-творческой деятельности;

Личностные УУД:

− сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач;

- развитие творческих способностей;

- эмоциональной отзывчивости, понимание представляемых ситуаций

Предметными результатами  

-устойчивый интерес к спортивной деятельности;

-развитие специальных физических способностей.

15

15

4

Контрольные испытания, соревновательные испытания 

Индивидуальное и коллективное соревнование

Индивидуальное и коллективное исполнение физических и специальных технических упражнений

Коммуникативные УУД:

- контролировать свои  действия в коллективной работе

- учитывать настроение других людей, их эмоции диалектической работы;

- принимать участие в групповом инсценировках,

- Познавательные УУД: 

-первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

-читать простое схематическое изображение.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах учебной деятельности;

-принимать творчески-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

Личностные УУД:

-сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач;

- развитие творческих способностей.

Предметными результатами  

-устойчивый интерес к культуре  и различным видам  народного единоборства;

-развитие специальных физических способностей.

1

12

5

Медицинское обследование 

Ролевые игры

 Самостоятельная оценка ситуации и принятие правильного решения

Коммуникативные УУД:

− принимать участие  в коллективных инсценировках;

− контролировать свои действия в коллективной работе;

− исполнять со сверстниками учебно-методические действий, выполняя при этом разные функции;

Познавательные УУД: 

− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

− использовать музыкальные тексты и его разные части;

− читать простое схематическое изображение.

Регулятивные УУД:

 −принимать учебную задачу;

 −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах деятельности;

Личностные УУД:

-сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач;

- развитие творческих способностей;

-развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности

Предметными результатами 

 -устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности;

-развитие специальных фонетических способностей: память, слух. 

2

2

VIII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

1.         Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962

2.         Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Просвещение, 1974

3.         Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. асвета,1981.

4.         Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001.

5.         Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002.

6.         Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.

7.         Железняк Ю.Д., Клещёв Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для  тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967

8.         Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.

9.         Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978.

10.         Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт,   1965.

11.         Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– Омск.: ОмГТУ, 1994.

12.         Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

13.         Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972.

14.         Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич.  материалы. – М., 1962.

15.         Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968.

16.         Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

17.         Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001.

18.         Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975.

19.         Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по волейболу.

Программа курса волейбол рассчитана на четыре года. Занятия проходят 1 раз  в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы т...

Модифицированная программа по волейболу (мальчики)

Модифицированная программа дополнительного образования по волейболу (мальчики) расчитана на школьников 11-16 лет. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнения учащимис...

Программа секции "Волейбол"

Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.Цели и задачи секции по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занят...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по волейболу

подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодежных и юношеских команд России.Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предпол...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛЕЙБОЛ»

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объединение: волейбол

Программа объединения Волейбол состоит из разделов по техники и тактике.  Волейбол, как и другие виды спорта используются для разностороннего развития школьников, воспитания в них высоких моральн...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...